Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия гуманитаризации процесса школьного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученные данные продемонстрировали нецелостность, противоречивость в представлениях учащихся о гуманитарных ценностях: с одной стороны, отмечено понимание учащимися необходимости духовно-нравственного самосовершенствования человека, с другой стороны, имеется недостаточная сформированность знаний, представлений об общечеловеческих ценностяхс одной стороны, у учащихся существует потребность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Определение сущности гуманитаризации образования
    • 1. 2. Целостный подход к субъектам гуманитаризации образовательного процесса
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
    • 2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Интегративный подход к построению содержания образования в условиях его гуманитарной направленности
    • 2. 3. Личностно ориентированное обучение и воспитание в реализации гуманитарного компонента в содержании образования
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия гуманитаризации процесса школьного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Человеческая цивилизация в преддверии нового тысячелетия достигла высокого уровня научно-технического прогресса (НТП). Техника по своим возможностям сегодня может предложить более совершенные способы изменения окружающего мира, направленные на удовлетворение все более растущих потребностей человека. Преобладание утилитарно-технократической направленности в развитии общества дало свои плоды, которые сегодня могут быть оценены неоднозначно. С одной стороны, технический прогресс — это рост наших знаний о мире, он существенно облегчает жизнь людей. С другой стороны, НТП породил серьезную угрозу существованию самого человека. Многие проявления данной ситуации носят глобальный характер: это и нарастающий экологический дисбаланс, и экономический, демографический кризисы, и возрастающие индивидуализм, агрессивность человека, его отчужденность от естественной для него окружающей среды, дезориентированность в мире ценностей. В результате нарастает тенденция дисгармоничности человека в отношениях с собой и с окружающим миром. Понимание того, что первопричиной всех мировых проблем стал процесс девальвации духовно-нравственных ценностей, вызвало к жизни необходимость поиска иного, противоположного технократическому, пути развития общества в целом и образования в частности.

Образование, подчиненное предметно-содержательному принципу, в основном культивирует технократический подход, который приводит к утрате гуманистических ценностей, а также ведет к разобщенности в восприятии учащимися мироустройства и места человека в нем.

Одним из перспективных путей преодоления проблемы технократи-зации является общекультурная, гуманитарная направленность образовательного процесса. Гуманитаризация призвана формировать гуманистическое сознание личности школьника, проявляющееся в его стремлениях к духовно-нравственному самосовершенствованию, установлению относительно гармоничных отношений с окружающим миром.

Представляется, что разрешение проблемы гуманитаризации образования непосредственно связано с его гуманизацией. Гуманизация в настоящее время может быть реализована в виде усиления процесса гуманитаризации в образовании, решающего вопросы приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям посредством овладения мировым культурным наследием, преследующего скорее частные, чем общие, злободневные проблемы противостояния росту и распространению «обесчеловечивания» и «обездушенности» в развитии современной цивилизации.

Изучение проблемы гуманитаризации образования имеет несколько таксономических уровней и подходов к исследованию: по охватуглобальный, межгосударственный, государственный, региональный, местный, единичный (коллектива, личности) — по предмету и методам исследований — философский, социологический, психологический, педагогический, медицинский и др.

Причина существования различных подходов и уровней исследования гуманитаризации образования, очевидно, состоит в сложной природе названного процесса. В частности, в реальной практике рассматриваемое понятие не может представляться чисто научной категорией, атрибутом теоретического научного знания, так как апеллирует не только к рассудку, логике, но и к духовности, этике человека, его относительно устойчивому психо-эмоциональному восприятию мира.

Помимо научного компонента в ней заложены и философская, религиозная этика (точнее позитивные этические нормы веры как культурного наследия), и нормы общественной морали, нравственности, и культурные ценности, составляющие духовный мир личности. Следовательно, следует отметить, что исследование рассматриваемой проблемы не является привилегией чисто научного знания. Оно предполагает сочетание рационального и иррационального, логического и нравственнодуховного компонентов. чТаким образом, гуманитаризация образования является одной из сложнейших проблем, которая нуждается в сочетании методологической базы и методического инструментария сциентистских основ, а также философских (в основном идеалистических) положений, обеспечивающих в своем синтезе условия воспитания человека, способного ощущать себя в мире на принципах относительной гармонии.^У.

Проблема гуманитаризации образования должна также рассматриваться в контексте культурологического подхода, рассматривающего в качестве главной цели образования формирование не только образованного, но и культурного человека. Теоретические аспекты культурологического подхода разрабатываются в исследованиях А. И. Арнольдова, Ю. И. Ефимова, С. Кагана, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, В.П.Тугаринова^ Идея всеединства, гармонии человека с окружающим миром развивалась в философии, начиная с античных времен и до наших дней. Наиболее ярко она представлена в трудах ученых-космологов XX столетия: Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, В. И. Вернадского, X. Капра, А. Ф. Лосева, Н. К. Рериха, В. Н. Сагатовского, B.C. Соловьева, П. А. Флоренского,.

A.JI. Чижевского.

Теоретические основы проблемы герменевтики как метода гуманитарного познания нашли отражение в трудах таких ученых, как.

B. Дильтей, Д. Вико, Х. Г. Гадамер, X. Хайдеггер, Э. Шпрангер. В современной отечественной философии проблема понимания развивается в работах С. С. Гусева, Т. Е. Васильевой, К. В. Малиновской, М. В. Поповича, Г. Л. Тульчинского, Б. Г. Юдина.

Философские, психолого-педагогические основы духовного развития человека содержатся в трудах отечественных и зарубежных ученых: А. И. Зеличенко, Л. Н. Митрохина, Г. Парсонса, П. В. Симонова, А. К. Уледова, Г. П. Федотова, М. Фуко, В. Н. Щердакова.

Методологические основания проблемы гуманитаризации нашли свое развитие в трудах А. И. Арнольдова, М. М. Бахтина, B.C. Библера,.

B.П. Зинченко, И. А. Ильина, М. С. Кагана, М. К. Мамардашвили, И. М. Ореш никова, Ю. А. Шрейдера.

Теоретические аспекты гуманитаризации образовательного процесса разрабатываются такими исследователями, как З. С. Алябьева, В. В. Ильин, В. П. Зинченко, Н. В. Карлов, A.A. Касьян, Л. Ф. Колесников, Л. Ш. Красилыцикова, Т. Ф. Кузнецова, Г. А. Подкорытов, Т. П. Севостьянова, Е. И. Тесленко, Т.Н. Тетерска^.

Активно ведутся психолого-педагогические исследования содержательно-технологического обеспечения реализации гуманитаризации образовательного процесса в различных направлениях: эстетический аспект педагогического процесса содержится в исследованиях ученых: Э. Т. Ардашировой, В. Маранцмана, Б. М. Неменскогов литературоведении данная проблема рассматривается в трудах В. Богина, Т. А. Ладыженской, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, М.Г. Храпченко-' нравственная направленность учебно-воспитательного процесса раскрывается в работах P.M. Асадуллина, Е. В. Бондаревской, З. И. Васильевой, Л. И. Рувинского, М. И. Шиловой, Н. Е. Щурковой, Ю. И. Юричкивоспитанию растущего человека на прогрессивных идеях и традициях народной педагогики посвящены исследования К. Ш. Ахиярова, Г. Н. Волкова, З. Д. Киекбаевой, С. А. Мухамедьянова, A.M. Сафинатеоретико-практические положения учебного диалога рассматриваются в работах Б. А. Ерунова, Е. В. Квятковского, Н. А. Кузнецовой, С. Ю. Курганова,.

C.П. Лавлинского, Г. И. Рузавина.

Основы гуманистической педагогики были заложены такими выдающимися отечественными и зарубежными психологами и педагогами, как Л. С. Выготский, A.B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, К. Роджерс, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Э. Фромм, С. Т. Шацкий, Р. Штейнер, Д. Б. Эльконин. В дальнейшем эта идея нашла свое развитие в концепциях личностно ориентированного образования в работах Ш. А. Амонашвили, М. Н. Берулавы, Д. А. Белухина, О. С. Газмана, Н. Е. Ильина, В. М. Кларина, А. А. Леонтьева, В. В. Серикова, Т. Ярвилехто, И. С. Якиманскойв концепции развивающего обучения В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, А. З. Рахимова, В. П. Сухова, Н. Ф. Талызиной, В. Г. Разумовской.

Анализ теоретической литературы показывает, что исследования по данной проблеме ведутся в различных направлениях: исследуются сущностные, структурно-функциональные характеристики гуманитаризации образования, разрабатываются теоретические подходы внедрения гуманитарного компонента в образовательный процесс. Однако следует отметить, что многие вопросы как теоретического, так и прикладного характера не до конца разрешены^ Так, недостаточная определенность основных категорий «гуманитаризация образования», «гуманизация образования», имеющаяся разноречивость в определении содержательно-технологических аспектов в организации образовательного процесса' свидетельствуют, с одной стороны, о сложности данной проблемы, с другой стороны, становятся причиной непродуктивности осуществления идей гуманизации и гуманитаризации на практике.

Представляется, что попытка разрешения данной проблемы без целенаправленного детального ее изучения, приводит к фрагментарному, нецелостному представлению теоретико-методологического плана ее исследования, к стихийности, малорезультативности ее решения в практике общеобразовательной школы. Вследствие этого возникает ситуация противоречия:

— между осознанием необходимости выработки способов внедрения общекультурных компонентов в содержание школьного образования и недостаточной разработанностью содержательно-технологических аспектов, способствующих общекультурной подготовке учащихсямежду признанием самоценности и активности личности школьника как субъекта учебно-воспитательной деятельности и сложившейся консервативной авторитарной системой в образовательном процессемежду осознанием необходимости формирования ценностно-смыслового самоопределения школьника в процессе познания и недостаточной разработанностью адекватных обеспечению этого процесса механизмов.

Таким образом, вышеотмеченные противоречия позволили сформулировать тему нашего исследования: «Педагогические условия гуманитаризации процесса школьного образования» .

ОБЪЕКТОМ данного исследования является гуманитаризация учебно-воспитательного процесса в среднем звене общеобразовательной школы.

ПРЕДМЕТОМ исследования выступают педагогические условия, обеспечивающие осуществление гуманитарной направленности учебно-воспитательного процесса в среднем звене общеобразовательной школы.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: определить педагогические условия гуманитаризации учебно-воспитательного процесса и экспериментально проверить эффективность Их практического применения в среднем звене общеобразовательной школы.

В основу исследования положена ГИПОТЕЗА, согласно которой осуществление гуманитаризации образовательного процесса будет эффективным, если в данном образовательном процессе созданы следующие условия:

— в основу определения содержания образования будет положен культурологический подход;

— образовательный процесс будет строиться на основе личностно ориентированного подхода, в рамках которого будет актуализироваться и обогащаться культурными ценностями субъектный опыт учащихся, а взаимодействие участников педагогического процесса будет осуществляться в форме диалога;

— содержание, методы, формы учебно-воспитательной деятельности будут основываться на задействовании эмоционально-нравственной, ценностно-смысловой сторон личности учащихся;

— содержание учебных дисциплин гуманитарного и естественно-математического профиля будет строиться на основе межпредметных связей, а также интеграции. цёль, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих ЗАДАЧ: на основе анализа отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме теоретически обобщить и уточнить содержание понятия «гуманитаризация образования» в контексте нашего исследования, а также определить структурные компоненты содержания образования в условиях гуманитаризацииобосновать содержательные, структурно-логичекие принципы интеграции учебных дисциплин с целью выявления гуманитарного компонентаразработать теоретическую модель объектов-ценностей, имеющихся в содержании школьных дисциплинобосновать содержательно-технологические аспекты организации и проведения опытно-экспериментальной работы по внедрению гуманитарного компонента в учебно-воспитательный процесс среднего звена общеобразовательной школы, а также экспериментально проверить их эффективность. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования выступают системный, целостный подходы к изучению объектов окружающей действительности, в частности, педагогического процесса (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, М. С. Каган, Ю.П. Сокольников) — философское учение герменевтики как метода гуманитарного познания (В. Дильтей, Х.Г. Гадамер) — теория культурно-исторического развития личности человека (М.М. Бахтин, JI.C. Выготский, В. П. Зинченко, А. Ф. Лосев, A.A. Ухтомский) — психологическая теория деятельности (A.B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — концепции личностно ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, О. С. Газман, В.А. Су-хомлинский, И.С. Якиманская) — теория возрастной периодизации (Л.И. Бо-жович, Л. С. Выготский, Д.Б. Эльконин). При разработке содержательной основы организации гуманитаризации образовательного процесса мы опирались на работы В. В. Краевского, B.C. Леднева, И. Я. Лернера.

Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы были использованы МЕТОДЫ теоретического, эмпирического и опытно-экспериментального исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблемеморфологичекий, системный, структурно-функциональный анализ компонентов содержания образованиякомплексная диагностика с использованием методов включенного наблюдения, анкетирования, тестирования, ранжирования, проективных методик, направленных на изучение уровня гуманитарной культуры учащихся, опытно-экспериментальная работа.

Исследование проводилось в три этапа с 1993 по 2000 гг.

ПЕРВЫЙ ЭТАП (1993 — 1994 гг.) включал изучение философской, психолого-педагогической литературы по проблеме, а также изучение практического опыта реализации гуманитарной направленности в общеобразовательной школеразработку теоретических оснований гуманитаризации учебно-воспитательного процессаразработку программы и методики опытно-экспериментальной работыопределения базовых школ для проведения эксперимента.

На ВТОРОМ ЭТАПЕ (1995 — 1997 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой был разработан ее диагностический инструментарийосуществлены констатирующий и формирующий эксперименты. На данном этапе уточнялась гипотеза, проводились контрольные срезы и анализ результатов исследования.

На ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ (1998 — 2000 гг.) осуществлялось обобщение, систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы, проводилось текстовое оформление работы.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования: уточнены понятие «гуманитаризация образования» ^ определены компоненты содержания образования в условиях гуманитаризацииразработаны содержательные, структурно-логические принципы интегрирования предметных знаний естественно-математического и гуманитарного цикловпредложена теоретическая модель объектов-ценностей, имеющихся в содержании учебных дисциплинразработан диагностический инструментарий определения уровней сформированности гуманитарной культуры учащихся.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы: определены педагоги-'7 ческие условия гуманитаризации образовательного процесса, основанном на личностно ориентированной парадигме обучения и воспитания, которые были внедрены в учебно-воспитательный процесс среднего звена общеобразовательной школыпредставлены поэтапные учебные действия субъектов учебно-воспитательного процесса по выявлению гуманитарного аспекта в содержании учебных предметовразработана программа факультативного интегрированного образовательного курса «Окружающий мир и Я», направленного на поэтапное формирование «Образа Мира», «Образа Я». ^.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ основных положений и результатов исследования обеспечиваются опорой на основополагающие теоретические положения философской, психолого-педагогической наук, подбором разнообразных, взаимодополняющих методов, адекватных задачам исследованиясодержательной разносторонностью эмпирических материалов, необходимых для количественного и качественного анализа исследуемой проблемы, а также опытно-экспериментальной проверкой гипотезы.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ ПОЛОЖЕНИЯ: теоретическая модель объектов-ценностей, имеющихся в содержании учебных дисциплин среднего звена общеобразовательной школыстановление гуманитарной культуоы личности предполагает формирование субъектной позиции учащегося, способного самостоятельно выявлять гуманитарные аспекты в содержании предметных знанийинтегрированный факультативный образовательный курс «Окружающий мир и Я», направленный на поэтапное формирование у учащихся «Образа Мира» и «Образа Я» — педагогические условия, обеспечивающие реализацию гуманитаризации в образовательном процессе.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ результатов исследования в практику,. Материалы результатов исследования обсуждались на республиканских межвузовских научно-практических конференциях: «Место и роль учителя в инновационных педагогических технологиях» (Бирск, 1994г-)] «Школа и педагогика в условиях социально-экономических преобразований» (Бирск, 1996 г.), «Современные проблемы экологи-ческого образования и нравственного воспитания в вузе» (Уфа, 1996 г.), «Культурные и духовные традиции русских Башкортостана: история и современность» (Уфа, 1998 г.), «Школа и педагогика в условиях социально-экономических преобразований» (Бирск, 1998 г.), а также на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей Башкирского государственного педагогического института (1993 — 2000гг.). Разработанные рекомендации по созданию педагогических условий гуманитаризации образовательного процесса были внедрены в практику школы-гимназии № 11 г. Уфысредней школы № 12 г. Салавата.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

На первом этапе экспериментальной работы было проведено исследование, которое было направлено на изучение уровня сформированности у учащихся системы гуманитарных ценностей.

Полученные данные продемонстрировали нецелостность, противоречивость в представлениях учащихся о гуманитарных ценностях: с одной стороны, отмечено понимание учащимися необходимости духовно-нравственного самосовершенствования человека, с другой стороны, имеется недостаточная сформированность знаний, представлений об общечеловеческих ценностяхс одной стороны, у учащихся существует потребность в саморазвитии, самореализации, желание быть интересным окружающим людям, быть полезным для них, с другой — отсутствует достаточный уровень способов разрешения данной группы потребностейс одной стороны, школьники понимают необходимость разрешения глобальных проблем, в частности, экологической, с другой стороны, как в близлежащих, так и перспективных личных желаниях и целях превалирует меркантилизмс одной стороны, процесс обучения в школе подростками рассматривается как необходимый этап подготовки к их будущей жизни (в качестве ведущих мотивов при изучении естественно-математических дисциплин выступили узкопрактические), с другой стороны, учащиеся продемонстрировали недостаточную осознанность самоценности этого этапа, способствующего 'развитию их творческого потенциала (самым непопулярным мотивом оказался мотив саморазвития).

Одной из множества причин подобной раздробленности, нецелостности в представлениях учащихся, на наш взгяд, является превалирующий предметно-содержательный принцип в логическом построении учебных дисциплин, углубляющаяся дифференциация, а также преобладание традиционного информативного подхода к организации образовательного процесса, недостаточно учитывающего индивидуальные различия в сфере интеллектуального, духовно4 нравственного развития учащихся. Это обусловливает утилитарно-технократическую направленность содержания образования, обезличивающую сам процесс познания, который не способствует формированию целостной картины единого духовно-материального мира и человека в нем, а также личностного отношения учащихся к процессу познания.

Попытки преодоления данной проблемы в контексте исследования осуществлялось в направлении установления как межпредметных связей между естественно-математическими и гуманитарными дисциплинами, так и при полной их интеграции на основе выявления в них системы общечеловеческих ценностей.

Технологическое обеспечение формирования гуманитарной культуры личности предполагало организацию личностно ориентированного образования, направленного на развитие индивидуальных интеллектуальных, духовно-нравственных особенностей учащихся.

Основные положения, раскрывающие суть данного подхода исходят из:

1. Понимания закономерностей развития личности ребенка, соответственно которым образование ученика происходит не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение и преобразование субъектного опыта, как важного источника саморазвития ребенка;

2. Признания учащегося как автономной личности, стремящейся к самореализации в познавательном процессе;

3. Понимания того, что при конструировании и реализации образовательного процесса необходима специальная работа по выявлению, актуализации индивидуального опыта каждого ученика, по выявлению личностно значимых способов деятельности учащихся в процессе познания как механизмов формирования мотивации;

4. Направленности на развитие ценностно-смысловых отношений учащихся к объектам познания;

5. Из признания ведущей роли психо-эмоциональных переживаний при формировании ценностно-смысловых отношений учащихся к объектам изучения в процессе гуманитарного познания;

6. Взаимосвязи развития интеллектуальной (теоретическое мышление), аффективной, операционально-деятельностной сторон человеческой личности, определяющих ее целостность в учебно-воспитательном процессе;

7. Эстетической направленности образовательного процессаширокого использования музыкально-изобразительных средств в процессе гуманитаризации образования;

8. Формирования субъектной позиции учащихся в учебно-воспитательном процессе;

9. Реализации диалоговых форм общения в образовательном процессе;

10. Выработки вариативных учебных заданий соответственно предпочитаемым для учащихся способам получения информации и проработки учебного материала;

11. Разработки методов выделения гуманитарного компонента в содержании предметных знаний, на основе которого учащиеся смогут самостоятельно осуществлять анализ изучаемых объектов с позиций общечеловеческих ценностей.

Гуманитаризация образования охватила все компоненты и подструктуры образовательного процесса как в классно-урочной системе, так и во внеклассной воспитательной работе: разработаны способы выделения гуманитарного компонента в содержании гуманитарных и естественно-математических дисциплин, благодаря которым учащиеся самостоятельно могли всесторонне оценивать изучаемые явления, факты с позиции нравственно-этических ценностей, а также самостоятельно определять учебные цели, задачи, планировать свои действия в познавательном процессе, оценивать результаты деятельности. «Человеческий» компонент был выявлен в содержании учебных дисциплин в виде сквозной межпредметной по характеру проблемы «Человек — Здоровье — Природа». Был проведен интегративный факультативный учебно-воспитательный курс «Окружающий мир и Я», основной целью которого является поэтапное формирование «Образа Мира», «Образа Я» .

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности созданных педагогических условий реализации гуманитарной направленности учебно-воспитательного процесса. Отмечены позитивные изменения формирования гуманитарных ценностей учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Гуманитаризация на современном этапе эволюционного развития общества в целом и образования в частности имеет непреходящее значение.

Среди конструктивных путей преодоления проблем современности (экологических, нравственно-этических, экономических и др.) выступает усиление общекультурной подготовки подрастающего поколения.

Гуманитаризация образования рассматривается в контексте данного исследования как целенаправленное, систематизированное выявление и развитие общекультурных компонентов в содержании образования, способствующего формированию целостной картины мира и человека в нем, развитию гуманистической направленности сознания учащихся, проявляющегося в их стремлении к установлению относительно гармоничных отношений с окружающим миром.

Содержание образования в условиях гуманитаризации включает следующие компоненты: культурно-исторический, ценностно-интегративный, нравственно-этический, эмоционально-оценочный, эколого-преобразовательный, психолого-рефлексивный, эстетико-цен-ностный, креативно-деятельйостный.

Сформированность гуманитарной культуры личности отражает его меру усвоения системы общечеловеческих ценностей, которые выступают в качестве определяющих мотивацию поведения школьника. Процесс формирования гуманитарной культуры личности учащихся является непрерывным во времени и противоречивым по характеру. Поэтому целесообразно говорить об относительности достижения результатов гуманитарной подготовки. Данное обстоятельство существенно затрудняет объективность в верификации промежуточных результатов. Однако в исследовании мы стремились к большей объективности в плане диагностирования. В качестве показателей сформированности гуманитарной культуры учащихся в образовательном процессе в нашем исследовании принимались следующие: осознание учащимися самоценности познавательного процесса, где усвоение системы предметных знаний является способом саморазвития, самоактуализации учащихсястепень усвоения общечеловеческих ценностей, осознание значимости постоянного духовно-нравственного развития, воспитание культуры чувств и возможность на их основе адекватно выстраивать свое поведениерефлексивные способности.

Гуманитарное познание характеризуется ориентированностью на индивидуальность учащихся, обращеностью к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни. Диалоговый характер познания предполагает его плюралистичность. Объект познания оценивается с нравственных, культурных, эстетических позиций. Относительным результатом гуманитарного познания является выработка собственного «Образа мира», «Образа Я». Гуманитарное познание предполагает проблемно-поисковый характер процесса обучения и воспитания.

Вышеперечисленные особенности являются важными посылами в аспекте определения содержательно-технологического обеспечения организации педагогического процесса.

Анализ педагогической значимости формирования ценностного отношения личности учащегося к объектам познания дал основания утверждать, что в основу содержания школьных дисциплин должна быть положена система общечеловеческих ценностей. Поэтому была разработана модель объектов-ценностей, имеющихся в содержании учебных дисциплин.

В ходе экспериментальной работы были разработаны условия: — гуманитарная направленность учебно-воспитательного процесса осуществлялась на основе личностно ориентированного подхода, признающего самоценность учащегося как активного носителя субъектного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного обучения, воспитания в школе и нуждающегося в дальнейшем обогащении и развитии.

— в процессе гуманитарной подготовки производилось формирование субъектной позиции учащихся, в рамках которого школьники самостоятельно выявляли гуманитарные компоненты в содержании предметных знаний, анализировали с позиций общечеловеческих ценностей;

— осуществлялась попытка преодоления содержательной раздробленности школьных дисциплин на основании установления различной степени взаимодействия (межпредметности, интеграции) и выявления в них духовно-нравственного потенциала;

— каждый учащийся включался в разнообразные виды творческой деятельности как на уроках, так и во внеклассной, внешкольной воспитательной работе.

Целостный педагогический процесс представляет собой, совокупность компонентов (целей, задач, содержания, методов, форм), где системообразующей единицей выступает образовательная цель, имеющая сложную многоуровневую структуру. К ее составным подсистемам можно отнести: целеположенность', преемственность форм, методов классно-урочной, внеклассной, внешкольной работы. Гуманитарный компонент был представлен во всех подструктурах образовательного процесса: разработаны способы выделения гуманитарного компонента в содержании гуманитарных и естественно-математических дисциплин, благодаря которым учащиеся самостоятельно могли всесторонне оценивать изучаемые явления, факты с позиции нравственно-этических ценностей, а также самостоятельно определять учебные цели, задачи, планировать свои действия в познавательном процессе, оценивать результаты деятельности.

В комплекс эксперимента входила внеклассная воспитательная работа по формированию гуманитарных ценностей. В рамках факультативного учебно-воспитательного интегративного курса «Окружающий мир и Я» осуществлялось поэтапное формирование «Образа Мира», «Образа Я», формирование единой картины духовно-материального мира и места человека в нем.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что созданные педагогические условия по реализации гуманитарного компонента в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы способствовали решению поставленных задач. В частности, до экспериментальной работы 9% учащихся имели низкий уровень развития гуманитарной культуры, 24,2% учащихся имели ниже среднего уровня и средний уровень составил 48,5% школьников. После проведенной работы произошли качественные и количественные позитивные изменения. Средний уровень гуманитарной культуры стал составлять у 42,4% подростков и выше среднего — у 30,3%. 21,2% учащиеся повысили свой уровень гуманитарной культуры до высокого.

Хотя следует признать, что не всех учеников удалось вовлечь в, активный процесс гуманитаризации образования. Так, 6% учащихся, по-прежнему остались на низком уровне развития гуманитарной культуры.

Таким образом, результаты проведенного исследования в целом подтвердили гипотезу. Поставленная в начале работы цель достигнута, задачи решены.

Мы признаем сложность, многофакторность, противоречивость процесса формирования гуманитарной культуры человека. Существование совокупности вопросов, носящих как глобальный (социальный) по охвату, так и частный (собственно образовательный) характер, позволяют определить основные направления развития идей гуманитаризации, среди которых можно выделить следующие: разработка педагогических основ профессиональной подготовки учителей, способных осуществлять идеи гуманитаризации образованияизучение проблемы гуманитаризации образования в условиях формирующегося информационного общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы культуры XX века. -М.: Знание, 1993. — 190 с.
  2. . Взгляд в будущее: приоритет образования / Пер. с англ. -М., 1993.
  3. В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования // Советская педагогика. -1981. -№ 8. -С.61−69.
  4. З.С., Щавелев С. П. Практическое значение гуманитарного знания // Гуманитарное знание: сущность и функции. Межвузовский сб. ст/Под ред. Г. А. Подкорытова. -СПб.: СПГУ, 1991. -149 с.
  5. Ш. А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса.- Мн.:Университетское, 1990. -560 с.
  6. .Г. Избранные психологические труды Под ред. A.A. Бодалева. -М.: Изд. «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. 383 с.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.1. Казань, 1996. -120 с.
  8. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: 1988.-255 с.
  9. Э.Т. Духовная культура и эстетическая педагогика античности: краткий историко-теоретический очерк. -М., Уфа, 1993.- 56 с.
  10. Э.Т. Искусство в процессе формирования личности учителя: Автореф. дис. докт. пед. наук. -М., 1994. -31с. •
  11. A.C. Проблемы и цели в воспитании и образовании. Цель в воспитании личности // Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. -М., 1981
  12. P.M. В лабиринтах педагогики. Размышления о вальдорфской школе. -Казань:Китап, 1997.-123 с.
  13. А.Г. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1989.-280с.
  14. А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление /Под ред. Н. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1989. -280с.
  15. К.Ш., Атутов П. Р., Тагариев Р. З. Политехническая направленность обучения основам наук в общеобразовательной школе. -М., 1990.-287 с.
  16. К.Ш., Правдин Ю. П., Юричка Ю. И. Гуманистическая модель образования // Школа и педагогика в условиях социально-экономических преобразований / Под ред. Ю. И. Юрички. Вып. 3. М., 1998. -С. 12−20.
  17. В.Г. Человек в управлении обществом,-М.:Политиздат, 1977. 382 с.
  18. М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр.тр.- М.: Искусство, 1979. -423 с.
  19. A.A. Образование в новом веке / Пер. с англ.-М.: Изд."ЛИТАН", «Новый центр», 1998. -176 с.
  20. A.C. Основы возрастной педагогики (основы экспериментального курса).-Екатеринбург, 1992. -230 с.
  21. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики.-М.: Изд. «Институт практической педагогики», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -304с.
  22. Бенин B. J1. Педагогическая культура: ее содержание и специфика. -Уфа: БашГПИ, 1994. -190 с.
  23. H.A. Философия творчества, культуры, искусства: В 2 т. -M.: Искусство, 1994. -510 с.
  24. Р. Развитие Я-концепции и воспитания / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1986. -421с.
  25. М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. -Бийск: НИЦБиГПИ, 1995. -31 с.
  26. В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М.-.Педагогика, 1989. -192 с.
  27. B.C. Мышление как творчество / Введение в логику мысленного диалога. -М.:Политиздат, 1975. -251 с.
  28. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики образования // Педагогика. 1994. — № 5. — С.3−11.
  29. П.П. Избранные педагогические произведения: В 2 т. -М.: Педагогика, 1979. 400 с.
  30. В., Тишутин А. Принципы новой гуманитарной школы // Начальное образование в России. Инновации и практика / Под ред. А. Русакова.- М.:Изд. «Школа», 1994. -263с.
  31. A.A. О субъективных факторах творческой деятельности человека // Педагогика.- 1995.- № 3.- С. 19−23.
  32. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. -464с.
  33. Большой энциклопедический словарь в 2 т. / Глав. ред. A.M. Прохоров. -М.: Сов. энцикл., 1991.
  34. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. -Ростов-на-Дону: Молот, 1995. -32 с.
  35. О.С., Черенкова C.B. Изучение учащихся в процессе нравственного воспитания // Советская педагогика. -1983. -№ 2. -С. 18−24.
  36. A.B. Проблемы субъекта в психологической науке //Психологический журн. 1991.- Т.12. -№ 6.- С.3−13.
  37. Д. Процесс обучения.-М., 1962. -312 с.
  38. М. Я и Ты./ Пер. с нем.- М.: Высшая школа, 1993. -175с.
  39. В.И. Биосфера и ноосфера. -М.:Наука, 1988. -380 с.
  40. П.П. Время взрослых поступков: диалоги о школьной юности и ее проблемах.-М.: Новая школа, 1993. -160 с.
  41. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Гл. ред. A.B. Запорожец, Т. 4. -М.: Педагогика, 1982. -504 с.
  42. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Гл. ред. A.B. Запорожец, Т. 6. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  43. Л.С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского.-М.: Педагогика, 1987. -344 с.
  44. О.С., Вейсс P.M., Крылова М. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. -М., 1995. 103 с.
  45. П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс.-М.:Политиздат, 1991.-367с.
  46. Г. И. Формирование гуманитарной культуры будущего учителя в довузовских структурах педагогического образования.-Уфа: БашГПИ, 1999. -178 с.
  47. B.C. Психология решения учебных задач как средство развития теоретического мышления учителя // Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя. -М., 1992. -125 с.
  48. .С. Философия образования для XX! века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). -М.: Изд. «Совершенство», 1998. -608 с.
  49. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Учебное пособие для вузов. -М.:Школа-Пресс, 1995. -448 с.
  50. Л.П. Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков «группы риска»: Дис. .канд. пед. наук.- Уфа, 1997. -200 с.
  51. Л .Я. Психология эмоциональных отношений.-М.: Изд. Московского университета, 1987.- 176 с.
  52. B.C. Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск, 1988.-154 с.
  53. A.C. Принципы эстетики // Над чем работают, о чем спорят философы. -М.:Политиздат, 1987. -286 с.
  54. Гуманитаризация содержания образования в профтехучилищах. Методическое пособие./ Под ред. М. К. Андреевой. -СПб: НИИ профтехобразования АПН СССР, 1992. 31 с.
  55. С.С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. -М.: Политиздат, 1985.- 192 с.
  56. В.М. Формирование гуманитарной культуры преподавателей высшей школы (страницы истории) // Магистр. -1996. -№ 6. -С.86−95.
  57. П.С. Человек как объект социально-философского анализа / По материалам XYIII всемирного философского конгресса // Философские науки.- 1989.- № 11- С. 25−41.
  58. В.В., Вардаян А. У. Учебная деятельность и моделирование. -Ереван, 1981.-184 с.
  59. В.В. Проблемы развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1986. -239 с. t 63. Давыдов В. В. Концепция гуманизации российского начального образования // Начальное образование в России. Инновации и практика. -М.:Изд." Школа", 1994. -263 с.
  60. Диалектика абсолютного и относительного в морали // Моральные ценности и личность /Под ред. Титаренко. -М.:МГУ, 1994. -264 с.
  61. В. Понимающая психология / Хрестомтия по истории психологии/Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А.Н.-М.:Изд. МГУ, 1980.-300с.
  62. Л.Г. Мир человека и человек в мире в свете нового философского мышления // Философские науки.- № 1.- 1990.- С.109−113.
  63. Р. Д. География и географы / Пер. с англ. -М.:Прогресс, 1987. -368 с.
  64. А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. -М.: Знание, 1989. -186 с.
  65. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. Пособие для преподавателей. -М.:Интерпракс, 1994. -242 с.
  66. .И. Эмоция как ценность // Над чем работают, о чем спорят философы. -М.:Политиздат, 1978. -272 с.
  67. Духовность, художественное творчество, нравственность // Вопросы философии.- № 2.- 1996.- С.3−41.
  68. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. -М.:Педагогика, 1989. -160 с.
  69. В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. Книга для учителей. -М., 1991.
  70. .А. Диалектический диалог в развитии гуманитарного знания // Гуманитаризация знания: сущность и функции. Межвуз. сб. ст. / Под ред. Г. А. Подкорытова. -СПб: СПГУ, 1991. -149 с.
  71. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Вестник образования.- 1992. -№ 11.- С.2−66.
  72. В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М. .'Педагогика, 1982. -160 с.
  73. В.И. Педагогическое творчество учителя. -М.: Педагогика, 1987. -159 с.
  74. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. -М. ¡-Педагогика, 1981. -160 с.
  75. А.И. Психология духовности. -М.: Изд. Трансперсонального института, 1996. -400 с.
  76. И.А. Педагогическая психология.-Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. -All с.
  77. В.П. Образование, мышление, культура // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. -М. ¡-Педагогика, 1989. -280 с.
  78. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. -М.: Тривола, 1994. -304 с.
  79. Д. Д. Концепция типового проектирования и конструирования учебных знаний: реальность, проблемы, перспективы // Проблемы школьного учебника. 1988. -N18.
  80. Зов обновления. Образовательные программы, спецкурсы по философии, психологии и теории управления // Материалы международной конференции «Наука и образование в толерантном обществе XXI века». -М., 1999. -162 с.
  81. Изучение личности школьника учителем / Под ред. З. И. Васильевой, Т. В. Аханян, М. Г. Казакиной и др. М.-.Педагогика, 1991. -136 с.
  82. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. -М.?Педагогика, 1972. -352 с.
  83. В.В. О специфике гуманитарного знания // Вопросы философии, — 1985.- № 7.- С.45−54.
  84. B.C. Формирование личности школьника (Целостный процесс). -М.?Педагогика, 1984. -144с.
  85. E.H. Минувших дней итоги.-Л.: Лениздат, 1991. -124 с.
  86. И.А. Путь к очевидности. -М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Прогресс, 1998. -912 с.
  87. Инновационные учебные заведения России. Сборник / Под ред. Э.Никитина. -М.?Просвещение, 1992. -450 с.
  88. Инновационное обучение: стратегия и практика // Материалы первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования / Под ред. В. Я. Ляудис. -М., 1994.
  89. И.С., Амиров А. Ф., Фролов Ю. В. Гуманизация высшего образования в современных условиях: проблемы и перспективы.-Уфа, ИИЯЛ УНЦ РАН, БашГПИ, БашГМУ, 1997, -100 с.
  90. Кабанова-Миллер Б. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. -М.:Просвещение, 1968. -288 с. f 95. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. -Л.: Изд. ЛГУ, 1991. -384 с.
  91. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного исследования). -М.:Наука, 1974. -328 с.
  92. Как реформировать образование?// Учительская газета, 26. 08. 1997, -С. 3−7.
  93. З.И. Психологические принципы развивающего обучения // Новое в жизни, науке и технике. Сер."Педагогика и психология", № 5. -М.: Знание, 1979. -48 с.
  94. X. Дао физики / Пер. с англ. -М.:Изд. Трансперсонального института, 1996. -316 с.
  95. Н.В. Инженер против «технаря» // Московская правда, № 738, 7.08.1989, С. 2.
  96. Н.В. Наука о духе в естественно-научном и техническом университете//Вопросы философии, 1995.- № 2.-С.95−105.
  97. А.Г., Левит М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. -М.:Мирос, 1994. -144 с.
  98. A.A. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки. // Педагогика.- 1998. -№ 2. -С. 17−22.
  99. М.П., Леднев B.C., Матрусов И. С. Перспективы совершенствования взаимосвязей между учебными предметами средней общеобразовательной школы // Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. -СПб.:Мысль, 4.1, 1975.- С.21−25.
  100. .М. Классификация наук.Т.1. -М.:Наука, 1973. 543 с.
  101. A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей. -Оренбург, 1996.-165 с.
  102. М. О некоторых проблемах целостного понимания человека // Вестник С.-Пб. университета. Сер.6, Вып. 1.1992, -54 с.
  103. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. -М.: Знание, 1989. -211 с.
  104. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика.- 1996.- № 2.- С. 14−21.
  105. А.П. Педагогические системы: оценка текущего состояния и управления. -Харьков, ХГПИ, 1990. -113 с.
  106. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. -М.:Педагогика, 1991. -272 с.
  107. М. Реформа образования в Российской Федерации: концепции и основные задачи очередного этапа (проект) //Университетская книга, № 9.- 1997.- с. 3−32.
  108. Концепция ненпрерывного образования //Народное образование. -1989.-№Ю.-С. 3−11.
  109. А. Кострица, В. Петров Гуманитаризация: опасность или спасение? // Учительская газета. 1995, — № 9, -С. 7.
  110. В.В., Полонский В. М. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов. -Самара, Самарск. ГПИ, 1992. -154 с.
  111. Л.Ш. Гуманитаризация курса педагогики в педагогических классах средней общеобразовательной школы: Дис. .канд. пед. наук. -JL: ЛГПИ, 1990. -160с.
  112. В.А. Основы педагогической психологии. -М.:Просвещение, 1972. -255.
  113. Т.В. Воспросы психологии и дидактики проблемного обучения// О проблемном обучении. -М.:Высшая школа, Вып.1. 1967, -89 с.
  114. А .Я. Ценностное осмысление педагогических основ гуманизации естественно-научного образования: Автореф. .канд. пед. наук. -Новосибирск, 1998. -22 с.
  115. H.A. Дидактические проблемы понимания учебного текста старшеклассниками (на материале гуманитарных предметов): Атореф. дис. .канд. пед. наук.- Красноярск, 1998.- 25с.
  116. Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования. -М., 1990. -116 с.
  117. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. -М.:Просвещение, 1989. -127 с.
  118. V 124 Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения. -М.:Просвещение, 1981. -96 с.
  119. С.Н. Диагностика кармы. Кн.1. Система саморегуляции. -СПб.:Сфера, 1993,-160 с.
  120. В.Л. Нестандартный ребенок. М.: «Леви-Центр», 1996. -С. 352.
  121. Г. И. Педагогический процесс как целостная педагогическая система.-Харьков: ХГПИ, 1979. 32 с.
  122. B.C. Содержание образования. -М.:Высшая школа, 1989. -360 с.
  123. A.A. Педагогика здравого смысла // «Школа 2000 .». Концепции и программы непрерывных курсов для общеобразовательных школ / Под ред. A.A. Леонтьева. Вып. 1. -М.: «Балласт», «С-инфо», 1997. -208 с.
  124. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М., Наука, 1977.-304 с.
  125. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. -М.:Смысл, 1992. -17 с.
  126. И. Процесс и структура человеческого учения / Пер. с чеш. -М.:Прогресс, 1970. -685 с.
  127. Г. и др. Творческое и критическое мышление / Пер. с англ. -М., 1981.-320 с.
  128. .Т. Философия воспитания. -М.: Прометей, 1995.-282 с.
  129. Д.С. Заметки и наблюдения: из записных книжек разных лет. -Л.:Советский писатель, 1989. -608 с.
  130. Д.С. Письма о добром и прекрасном. -Иркутск: Восточно-Сибирское изд-во, 1989. -136 с.
  131. А.Ф. Дерзания духа. -М. Политиздат, 1988. -366 с.
  132. А.Ф. Миф Число — Сущность / Под ред. А.А.Тахо-Годи и И. И. Маханькова.-М.-.Мысль, 1994. -919 с.
  133. A.A. Система образования и систематизация наук // Вопросы философии.- 1965. -№ 9.- С.54−59.
  134. В.Я. Инновационное обучение и наука. -М.: Международная педагогическая академия, 1994. -148 с.
  135. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. -М. просвещение, 1988. -192 с.
  136. М. Наука и культура: Методологические проблемы историко-научных исследований. -М., 1982. -137 с.
  137. О.Э. Сочинения: В 2 т. Т 2. -М., 1990. -270с.
  138. А.К., Орлов А. Б., Фридман JIM. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. -М.:Педагогика, 1983. -64 с.
  139. К., Энгельс Ф. Собр.соч. Т.20. -М.Политиздат, 1976.-538 с.
  140. А. Психология бытия / Пер. с англ. -М.: Рефл-бук, 1997.-304 с.
  141. С.Е., Чернецов П. И. Факторы воспитания трудолюбия. Красноярск, 1987. -260 с.
  142. .Г. Нетрадиционная педагогика. -М.:Школа-пресс, 1994.-96 с.
  143. A.M. Актуальные вопросы проблемного обучения. Послесловие к книге В. Оконя «Основы проблемного обучения».-М.:Просвещение, 1968. 191 с.
  144. М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. -М.:Просвещение, 1977. -240 с. di54. Маранцман В. Гуманитарное образование в современной школе // Народное образование.-1991. -№ 6. -С. 16−19.
  145. Мелик-Пашаев A.A. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. -1989. -№ 5.- С. 11−17.
  146. Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе / Под ред. Л. С. Выготского. -М.:МГПИ, 1974, -240 с.
  147. H.A. Применение знаний в учебной практике школьников / Проблемы обучения и умственного развития школьника.-М., 1976.
  148. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой.-JL: Знание, 1980. -340 с.
  149. Мышление учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. -М.: Педагогика, 1990. -102с.
  150. P.P. Краеведение в школе: системный подход. -Уфа: Изд-во «Восточный университет», 1997. -146 с.
  151. .М. Дидактика глазами художника. //Педагогика.-1996. -№ 3. -С. 19−24.
  152. .М. Пути очеловечивания школы // Новое педагогическое мышление / Под ред. Н. В. Петровского. -М.:Педагогика, 1989.-280 с.
  153. Н. Целостность обучения как фактор гуманитаризации школы // Начальное образование в России. Инновации и практика / Под ред. А. Русакова.- М.:Изд. «Школа», 1994, — 263с.
  154. Л.И. Коллектив и личность как педагогическая система // Коллектив, личность, внутриколлективные отношения.-М., 1994.-156с.
  155. О преподавании химии в общеобразовательных учреждениях в 1994- 1996 гг. (методические рекомендации). Инструктивное письмо
  156. Минобразования РФ от 8.6.1994 N 572/11.//Вестник образования. № 10, 1994, С.52−56.
  157. О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях в 1994- 95 учебном году (методические рекомендации). Инструктивное письмо Минобразования РФ от 9.6.1994 N 573/11. //Вестник образования.-1994.-№ 10. С.57−60.
  158. О преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях (методические рекомендации). Инструктивное письмо Минобразования РФ от 15.6.1994 № 594/11.//Вестник образования.- 1994, — № 10.- С.61−64.
  159. О преподавании курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях в 1994−95 учебном году (методические рекомендации).Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21.6.1994 № 616/11.// Вестник образования.- 1994.- № 10.- С.65−76.
  160. В. Основы проблемного обучения /Пер. с польск.-М.:Просвещение, 1968. -210 с.
  161. И.М. Что такое гуманитарная культура? -Саранск, Мордовский ГУ, 1992. -147 с.
  162. Опыт системного исследования психики ребенка / Под ред. Н. И. Непомнящей.-М.:Наука, 1975.-345 с.
  163. П.Н. Диагностика самовоспитания. -М., 1991
  164. С.С., Иванов Ю. П. География в стихах. Элементы гуманизации в начальном курсе географии.-Новокузнецк: Новокузнецкий ГПИ, Центр РОС, 1996. -20 с.
  165. . Избранные сочинения. -М.: Прогресс, 1988.- 340 с.
  166. М.Л. Философский камень. -М.:Советский композитор, 1990. -202 с.
  167. Л.М. Функции и место структурно-логических схем в учебном процессе: Дис. канд. пед. наук. -M., 1979. -160с.
  168. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону:Изд-во «Феникс», 1996. -512 с.
  169. . Избранные педагогические труды.-М.: Международной педагогической академии, 1994. -674 с.
  170. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Под ред. А. Ф. Лосева и др., Т.2. -М.: мысль, 1970. -816 с.
  171. К.К. Структура и развитие личности.-М., 1986. -175.
  172. Г. А. От гуманитарного знания к гуманистическому сознанию // Гуманитарное сознание: сущность и функции / Под ред. Г. А. Подкорытова. -СПб: СПбГУ, 1991. С. 105−116.
  173. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред В. Д. Шадрикова.-М., 1990. -243 с.
  174. Я.С. Психология творчества. -М.: Наука, 1976. -303 с.
  175. В.А. Образ духа человеческого как психологическая парадигма XXI века. // Магистр. -1996. -№ 3. -С. 10−25.
  176. Н.Ю. Творческий стиль личности. Педагогический аспект.-Казань, 1989.-198с.
  177. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления (пособие для руководителей общеобразовательных учреждений).-М., 1996.-260с.
  178. Проблема управления процессом воспитания / Под ред. Н. Ф. Талызиной, Л. И. Рувинского. -М., 1971.-231 с.
  179. Психология: Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. -2-е изд. исправ. и доп. -1991. -494 с.
  180. В.Г., Тарасов Л. В. Развитие общего образования: интеграция и гуманитаризация// Советская педагогика.- 1988.- № 7.- С.3−10.
  181. А.З. Нравственная психология. -Уфа:НОК, 1995, 103 с.
  182. Репкин В. В. Что такое развивающее обучение. Томск: Пеленг, 1992.-62 с.
  183. Н.К. О вечном . Книга о воспитании. -М.:Политиздат, 1991.-461 с.
  184. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования // Вестник образования. -1992. -№ 10. -С.3−12.
  185. K.P. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты.- М.:МГУ, 1984, -340 с.
  186. K.P. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Семья и школа.- 1987.- № 10.- С.12−17.
  187. В.В. Сумерки просвещения // Советская педагогика.-1990.- № 6.- С. 103−116.
  188. Н. Ценности гуманитарного образования // Высшее образование в России. -1996. -№ 1. -С.85−89.
  189. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993. -603 с.
  190. Рубинштей C. JL Проблемы общей психологии. -М.:3нания, 1976.
  191. С.Л. Человек и мир. -М.: Наука, 1997. -191 с.
  192. Л.И. Нравственное воспитание личности. -М.:Изд-во МГУ, 1961.-194 с.
  193. В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь / Хрестоматия по философии. Учеб. пособие / Сост. П. В. Алексеев, A.B. Панин. -М.:"Проспект", 1997. -С.540−570.
  194. А.Д. Профессиональная ориентация учащихся в советской школе. Учебное пособие.-Челябинск, 1974. -332 с.
  195. Г. И. Гуманизация и гуманитаризация школьного математического образования // Педагогика. -1999. -№ 4. -С.42−45.
  196. Т.П. Исследование основных направлений и принципов гуманитарного образования в вузах технического профиля //
  197. Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт. Вып.6. -М.:НИИ проблем высшей школы, 1995. С.15−23.
  198. Г. К. Современные образовательные технологии.-М.: Народное образование, 1998. -256 с.
  199. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. -1994, — № 5. С. 16−25.
  200. А. Диалог в воспитании: к постановке проблемы // Педагогика.- 1996.- № 2.- С.48−53.
  201. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей.-М., 1980
  202. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. -М.: Школа-Пресс, 1995. -384 с.
  203. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников.-М.: Просвещение, 1986. -205 с.
  204. Союз науки и практики. Результаты внедрения научных достижений в практику школы / Под ред. М. Г. Сагдетдиновой.-Уфа, 1987
  205. Стански-Козовски Н., Хейс У., Фелленц-Усами Д. Мой мир и я. Путь к единению. / Под ред. Б. П. Битинаса, — М. Международный фонд образования, 1993. -217 с.
  206. Структуры содержания непрерывного образования и учебные планы общеобразовательной школы.-М.:ВНИК «Российский образовательный стандарт», Институт общеобразовательной школы РАО, 1993, — 370 с.
  207. . Гуманитарное учение или гуманитаризм. Вегетарианская библиотека, 1905.-65с.
  208. З.Г. Содержательно-технологические аспекты гуманитаризации образовательного процесса школы: Дис. .канд. пед. наук.- Уфа, 1996. -212с.
  209. В.П. Формирование творческого мышления учащихся в курсе географии (логико-методическая разработка для учителя).-Уфа, 1987. -140с.
  210. В.П. Деятельностный подход в развивающем обучении школьников.-Уфа, БашГПИ, 1997, -136 с.
  211. В.А. Сердце отдаю детям. -Минск: Народная асвета, 1981. -288 с.
  212. Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама. Теория и практика / Пер. с англ. -М.:Прогресс, 1989. -650 с.
  213. JI.B. Новая модель школы: Экология и диалектика.- М.: Авадгард, 1996. -98 с.
  214. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера.-М.:Педагогика, 1985. -352 с.
  215. Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: теория распознавания, изучения, обобщения, распространения.-М. .'Педагогика, 1991,-269 с.
  216. Е.И. Гуманитаризация образования и духовная культура личности // Научные труды Московского педгосуниверситета. Серия: Психолого-педагогические науки. -М.:Прометей, 1998. -486 с.
  217. Т.Н. Европейская художественная культура и проблемы гуманитаризации педагогики.-СПб.:3нание, 1995,-103 с.
  218. Е.В. Российское образование: состояние и проблемы // Магистр, — 1995.- № 1.- С.5−18.
  219. H.A., Белокур Н. Ф. Формирование воспитательных умений будущего учителя в процессе общепедагогической подготовки (пособие к спецкурсу).-Челябинск, 1986. -67с.
  220. В.П. Теория тенностей в марксизме.-Л.: Изд. ЛГУ, 1968.-123 с.
  221. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. -М.: Педагогика, 1950. 776 с.
  222. Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. -М.?Педагогика, 1982. -224 с.
  223. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (материалы заочного «круглого стола») // Вопросы философии.- 1995. -Nll.-C.3−34.
  224. П.А. Столп и утверждение истины. -М.:Правда, 1990.-840 с.
  225. С. Избранные педагогические сочинения Пер. с фр. -М.: Прогресс, 1990. -303 с.
  226. Л.М. Проблемная организация учебного процесса. -М.: педагогика, 1990.-83 с.
  227. И.Т. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1989.559 с.
  228. Э. Человек для себя / Пер. с англ. -Минск: Коллегиум, 1992. -253 с.
  229. М. Герменевтика субъекта // Социо Логос. Социология, антропология. Метафизика. Вып.1. -М.:Прогресс, 1991. -С. 284−311.
  230. И.Х. Мистицизм звука. / Пер. с англ. М.: Сфера, 1997.336 с.
  231. Э.Ш. Общечеловеческие и конкретно-историчесие ценности в истории педагогики. -Уфа: БашГПИ, 1999. -85 с.
  232. Г. А. Виды общения в обучении.-Томск, 1993. -215 с. 245. Человек как объект социально-философского анализа (поматериалам ХУШ Всемирного философского конгресса) // Философские науки.- 1989.-№ 11.-С.118−125.
  233. В.А. Оптимизация методов и приемов обучения. -Иркутск, 1975. -60 с.
  234. В.А. Прогностическая модель оптимизации учебно-воспитательного процесса // Оптимизация учебно-воспитательногопроцесса как условие формирования целостной личности молодежи. Секция методологических проблем оптимизации.-Челябинск, 1990.-342 с.
  235. Т.И. Активизация учения школьников. -М.: Знание, 1982.-96 с.
  236. Ю.П. Тенденции социально-демографических и расселенческих процессов в республике Башкортостан: Дисс. на соиск. степ, канд.соц.наук. -Уфа, 1994. -174 с.
  237. А.П. Диалектический метод познания. -М.: Политиздат, 1983. -320 с.
  238. М.И. Учителю о воспитании школьников. -М.:Педагогика, 1990. -144 с.
  239. Школа самоопределения / Под ред. А. Н. Тубельского.-М.: Политекст, 1994. -477 с.
  240. ШпетГ.Г. Эстетические фрагменты., 1922. -154 с.
  241. Э.В. Образование третьего тысячелетия: от мифологии через кризис педагогики к технологии // Методологические проблемы развития образования. -Уфа: БГПИ, 1997. С.35−58.
  242. Р. Духовное обновление педагогики / Пер. с нем. -М.: Парсифаль, 1990.-256с.
  243. Р. Путь к посвящению или как достигнуть познания высших миров.-М.:Интербук, 1991, -190 с.
  244. B.C. Форирование диалектического мышления школьников.-М., 1979.-58с.
  245. B.C. Проблемы начального философского образования школьников // Новое в жизни, науке и технике. Сер. Педагогика и психология. № 8. -М.: Знание, 1984. -80 с.
  246. П.Г. Очерки по философии образования.-М., 1995
  247. Г. П. Место логических и психологических методов в педагогической науке// Вопросы философии, № 7, 1995.С. 18−23.
  248. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1986. -144 с.
  249. Г. И. «Философия жизни» в школе: методические материалы к учебному курсу человековедения.-М.: Новая школа, 1994.-48 с.
  250. Д.Б. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1989. -560 с.
  251. Экономическая и социальная география России / Под ред. А. Т. Хрущева.-М.:Крона-пресс, 1997. -349 с.
  252. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки.-М., 1978. -198с.
  253. Ю.И. Диагностика и социализация личности несовершеннолетнего правонарушителя. -Бирск, 1994.- 146 с.
  254. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.-М.: Сентябрь, 1996. -96 с.
  255. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. -№ 2.-1995.- С.31−45.
  256. Т. Учение, роль учителя и новые технологические средства обучения // «Школа 2000 .». Концепции, программы, технологии / Под ред. A.A. Леонтьева. Вып. 2. -М.: «Балласт», 1998. -112 с.
  257. Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосферной эпохи // Педагогика.- 1996.- № 2, — С.40−47.
  258. Фондовые материалы министерства образования республики Башкортостан.
  259. Gold J.R. An introduction to behavioural geography. Oxford: Oxford University Press, 1980.
  260. Prince H.C. Real, imagined and abstract worlds of the past. In: C. Board et al. (eds.).'Trogress in Geografphy 3″, London: Edward Arnold, p. 1−86, 1970.
Заполнить форму текущей работой