Формирование индивидуально-психологических факторов защиты от десоциализирующих влияний
Педагог, выяснив навыки и способности каждого участника, изучив среду его окружения, создает условия для его развития. Главным в этом становятся отношения взаимопонимания с подростком: только тогда педагог сможет направить его на путь самообразования, вовлечь в хореографию. В то же время одним из сложных моментов в процессе занятия является необходимость разрешения противоречия между досуговым… Читать ещё >
Формирование индивидуально-психологических факторов защиты от десоциализирующих влияний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современные подходы к психолого-педагогическому сопровождению детей и подростков, характеризующихся отклоняющимся поведением, предполагают разработку и реализацию системы мер по снижению риска формирования девиаций с опорой на защитные факторы, под которыми понимаются условия, препятствующие возникновению девиантного поведения.
Индивидуально-личностные факторы защиты — это определенные качества личности, знания и умения человека, позволяющие ему адекватно реагировать на требования среды. К ним относятся: позитивная самооценка; умение эффективно общаться, мыслить, управлять своими эмоциями; понимать социальную ситуацию, прогнозировать собственное поведение и поведение окружающих; нести ответственность за свое поведение и жизнь.
В соответствии с условным разделением сфер развития личности и учитывая возрастные особенности периода взросления, можно выделить пять основных сфер, развитие которых поможет подросткам не стать девиантами (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Сферы индивидуально-психологической защиты от девиантного поведения
Перечислим основные качества, в рамках каждой из представленных на рис. 3.1 сфер, которые можно развивать средствами дополнительного образования.
Поведенческая сфера: социальная компетентность, владение эффективными стратегиями поведения, владение навыками безопасного поведения в ситуации столкновения с десоциализирующими влияниями (навыки ассертивного поведения).
Мотивационно-потребностная сфера: нормативно-поведенческая установка, развитая ценностная мотивационная структура личности, наличие жизненных целей и перспектив, несовместимых с наркотизацией; вовлеченность в конструктивную деятельность, альтернативную девиантному поведению; ориентированность на ведение здорового образа жизни.
Эмоциональная сфера: эмоциональная устойчивость, способность к отсроченной разрядке напряжения, способность контролировать аффект, сформированность чувства преданности и близости, высокий уровень эмпатии, чувство юмора.
Когнитивная сфера: осведомленность о негативных последствиях девиантного поведения, развитые ресурсы когнитивной сферы, высокий созидательный потенциал.
Духовная сфера: твердые моральные принципы и убеждения, сформированная позиция по отношению к экзистенциальным ценностям (любви, жизни, смерти, вере, духовности), зрелые убеждения и нравственные ценности, совпадающие с принятыми в социальной группе; позитивная «Я-концепция», адекватная самооценка.
Названные качества ориентированы на формирование прочной внутренней защиты от девиантного поведения, поскольку их наличие позволяет человеку принимать социальные нормы как личностно значимые и противостоять негативным влияниям социальной среды и ближайшего окружения. Различные виды дополнительного образования имеют высокий потенциал формирования тех или иных личностных качеств (табл. 3.8).
Личностно-формирующий потенциал отдельных направлений дополнительного образования детей.
Таблица 3.8
Направление дополнительного образования | Качества личности, которые формируются в ходе освоения дополнительных образовательных программ |
Декоративно-прикладное творчество. | Усидчивость, аккуратность, дисциплинированность, творческое самовыражение, высокий созидательный потенциал. |
Техническое творчество. | Формирование инициативной и гармоничной личности, способность работать в команде, конкретность мышления, креативность, волевой контроль. |
Художественное, вокальное, музыкальное, театральное творчество. | Принятие культурных ценностей, умение ценить результаты человеческого труда, нравственные качества, эмпатия, толерантность, коммуникативная компетентность. |
Спортивно-оздоровительная деятельность. | Ценности здорового образа жизни, сила воли, способность к преодолению трудностей, способность ставить цели и прилагать усилия к их достижению, командный дух. |
Экологическое направление. | Осмысленное восприятие естественного мира и рационального использования его ресурсов, опыт социально одобряемой деятельности. |
Проиллюстрируем возможности развития индивидуально-психологических факторов защиты от девиантного поведения на примере работы хореографического кружка (Зенухина Е. В., г. Барнаул).
Пример
В названном коллективе подросток имеет возможность не только овладеть хореографическими навыками, но и общаться, адекватно сравнивать себя с другими, постоянно участвовать в соревновании, перенимать опыт у старших, т. е. постоянно совершенствовать свои физические возможности и развивать нравственные качества; ушиться вести себя в соответствии с определенными обстоятельствами в коллективе и обществе в целом.
Занятия хореографическим творчеством способствуют в первую очередь физическому развитию. Различные прыжки, вращения, движения заставляют напрягаться все мышцы. Одновременно происходит тренировка всего тела, равновесия, дыхания; улучшаются подвижность, осанка, координация; исправляются и многие другие природные недостатки. Танец ушит владеть своим телом, помогает скорректировать фигуру. Все это помогает подростку уверенно чувствовать и осознавать себя в обществе.
Осознавая танец, участник хореографического коллектива делает шаг к принятию свободы и творчества в повседневной жизни, что характеризует его как личность. Акт творческого самоутверждения в танце, сопровождающийся яркими переживаниями, особенно существен в переломные моменты развития характера подростка, когда его жизненная позиция еще недостаточно установилась, когда эмоционально значимый толчок может дать направление его интересам и стремлениям.
Педагог, выяснив навыки и способности каждого участника, изучив среду его окружения, создает условия для его развития. Главным в этом становятся отношения взаимопонимания с подростком: только тогда педагог сможет направить его на путь самообразования, вовлечь в хореографию. В то же время одним из сложных моментов в процессе занятия является необходимость разрешения противоречия между досуговым характером занятий в хореографическом кружке, предполагающим отдых, раскрепощение, и созданием художественного продукта, связанным с целенаправленным, зачастую напряженным творческим трудом. В хореографическом коллективе эта особенность требует для каждого участника поиска гармонии раскрепощенности, свободы и осознанности, творческой дисциплины. Педагогу важно выстраивать учебно-воспитательный процесс в коллективе так, чтобы повышалась эффективность танца, улучшалась исполнительская культура воспитанников, обогащался их духовный мир.