Формирование профессионального мастерства будущих специалистов в условиях педагогического училища
По данным Министерства образования Российской Федерации, на 1999 год педагогические колледжи и училища обеспечивают педагогическими кадрами дошкольные учреждения на 65% (сельские дошкольные учреждения — более чем на 95%). Следует признать, что в новых социально-экономических условиях система среднего педагогического образования сумела адаптироваться к происходящим изменениям, обнаружила свою… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Формирование профессионального мастерства будущих спе- 12 циалистов как психолого-педагогическая проблема
- 1. 1. Проблема профессионального мастерства в психолого-педагогической литературе
- 1. 2. Факторы, влияющие на процесс формирования профессио- 34 нального мастерства будущих специалистов-педагогов
- 1. 3. Модель формирования профессионального мастерства бу- 65 дущих специалистов-педагогов
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Педагогические условия формирования профессионального мастерства будущих специалистов
- 2. 1. Реализация диверсификации воспитательно-образовательно- 85 го процесса в формировании профессионального мастерства будущих специалистов
- 2. 2. Применение педагогических технологий в формировании 114 профессионального мастерства будущих специалистов
- Ф 2.3 Мониторинг процесса формирования профессионального мастерства будущих специалистов-педагогов
- Выводы по 2 главе
Формирование профессионального мастерства будущих специалистов в условиях педагогического училища (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В зарубежной и отечественной педагогике проблему формирования профессионального мастерства рассматривали как одну из важнейших в обучении и подготовке будущих педагогов. Невозможно изменить духовный мир личности без влияния опытного педагога-мастера, который должен обладать глубокими специальными знаниями, в совершенстве владеть умением воздействовать на ребенка, формировать его убеждения, способности и практические навыки. При этом он должен являться образцом поведения, быть тактичным, внимательным, любить детей, стремиться понять их, постоянно самосовершенствоваться и, тем самым, достигать новых вершин профессионализма.
В настоящее время система дошкольного образования России претерпевает существенные изменения, живо откликаясь на новые политические, экономические и социокультурные процессы, происходящие в государстве и обществе. Среди этих изменений отмечаются как позитивные, так и негативные тенденции. Причины возникающих проблем, совершенно очевидно, во многом обусловлены экономической ситуацией, сложившейся в настоящее время в России, однако полностью к ней не сводятся. Среди проблем дошкольного образования главными являются вопросы изменения содержания дошкольного образования, форм и условий работы с детьми дошкольного возраста и необходимой подготовки педагогических кадров, способных осуществлять эту работу.
По данным Министерства образования Российской Федерации, на 1999 год педагогические колледжи и училища обеспечивают педагогическими кадрами дошкольные учреждения на 65% (сельские дошкольные учреждения — более чем на 95%). Следует признать, что в новых социально-экономических условиях система среднего педагогического образования сумела адаптироваться к происходящим изменениям, обнаружила свою жизнеспособность и социальную стабильность. Относительная краткость сроков среднего педагогического образования, его практикоориентированность, более низкая по сравнению с высшим образованием себестоимость, сопряжённость с основными профессиональными образовательными программами высшего педагогического образования, — всё это делает среднее педагогическое образование устойчивой и востребованной образовательной системой, предполагающей реализацию индивидуальных траекторий становления и развития личности педагога и его подготовки, ориентированной на потребности российского образования.
Многообразие и сложность задач формирования нового поколения XXI века делают проблемы профессионального мастерства особенно актуальными для современной теории и практики воспитания.
В трудах J1.K. Барсуковой, А. И. Боровика, Н. М. Голянской, Н.Н. Деми-дюк, B.C. Ильина, Н. Э. Касаткиной, И. С. Кона, В. А. Крутецкого, В.В. Лас-товки, СЛ. Лесниковой, Н. А. Ложниковой, Б. Н. Невзорова, А. В. Петровского, Е. А. Рудневой и других мы находим отражение проблемы развития личности студентов средних специальных и высших педагогических заведений и их профессионального становления. Вопросам педагогического творчества будущих специалистов посвящены работы Т. О. Бажутиной, С. А. Габрусева, Д. Геляровска, Н. Г. Григорьевой, В. И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н. Д. Никандровой и др.
Наиболее теоретически и методически разработанной является тема технологий обучения в средних специальных учебных заведениях: А. П. Беляева, Е. К. Гитман, М. И. Ерецкий, О. М. Железнякова, Д. Н. Кавтарадзе, Л. Г. Семушина, М. А. Чекулаев, Н. Г. Ярошенко и др.
Проблеме диверсификации воспитательно-образовательного процесса в ССУЗах посвящены работы А. Г. Герасимовой, В. Г. Гершунского, Ю. Г. Татура, Г. А. Халикова, Н. Г. Ярошенко и др. Рассматривая отраженность в теории и практике проблемы формирования профессионального мастерства воспитателя, специалиста ДОУ фундаментальных исследований по данной проблеме мало, в основном материалы отражают либо теоретический, либо методический аспекты проблемы.
Изучение возможностей педагогического училища в формировании профессионального мастерства будущих воспитателей и специалистов детских образовательных учреждений до сих пор не получало в педагогической литературе глубокого теоретического обоснования.
Недостаточно исследований, отражающих и анализ затруднений начинающих педагогов и решения данной проблемы. Такое исследование мы находим только у Т. С. Поляковой.
Это указывает на то, что проблема формирования профессионального мастерства будущих специалистов-педагогов актуальна и нуждается в теоретической и практической разработанности.
В процессе исследования нами выявлены следующие противоречия:
— между теоретической и практической разработанностью условий средних и высших педагогических учебных заведений, обеспечивающих формирование профессионального мастерства будущих педагогов, и недостаточной теоретической и практической разработанностью условий педагогического училища, обеспечивающих формирование профессионального мастерства будущих специалистов;
— между достаточно полной разработанностью проблемы формирования профессионального мастерства будущих педагогов и недостаточной теоретической разработанностью и изучением реализации условий, обеспечивающих формирование профессионального мастерства будущих специалистов — выпускников педагогического училища;
— между необходимостью мониторинга процесса формирования профессионального мастерства будущих специалистов дошкольного образования и недостаточной разработанностью технологий методики осуществления такого мониторинга и т. д.
Исходя из теоретической неразработанности проблемы и её практической значимости, определена тема нашего исследования: Формирование профессионального мастерства будущих специалистов в условиях педагогического училища.
Цель исследования состоит в выявлении педагогических условий формирования профессионального мастерства будущих специалистов-педагогов.
В соответствии с целью объектом нашего исследования является профессиональное мастерство будущих специалистов. Предметом — процесс формирования профессионального мастерства будущих специалистов в условиях педагогического училища.
Гипотеза исследования: процесс формирования профессионального мастерства будущих специалистов будет успешным, если:
— обеспечивается целенаправленный воспитательно-образовательный процесс в условиях диверсификации;
— выявлены факторы, влияющие на процесс формирования профессионального мастерства будущих специалистов;
— выявлены педагогические условия формирования профессионального мастерства будущих специалистов: реализуются диверсификации воспитательно-образовательного процесса в условиях педагогического училищаприменяются педагогические технологии: модульного обучения, профессионально ориентированной, группового и коллективного взаимодействия, проблемного обучения, учебного проектирования и др.- осуществляется мониторинг процесса формирования профессионального мастерства будущих специалистов-педагогов.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Выявить факторы, влияющие на процесс формирования профессионального мастерства будущих специалистов в условиях педучилища.
2. Разработать модель формирования профессионального мастерства будущих специалистов.
3. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия формирования профессионального мастерства будущих специалистов в воспитательно-образовательном процессе педагогического училища.
4. Разработать научно-методические рекомендации по формированию профессионального мастерства будущих специалистов в условиях педагогического училища.
Методологическую основу исследования составляют философские положения о личности, как субъекте отношений и собственной жизни, как высшей ценности, о деятельности и общении как важнейших факторах развития человекаведущие идеи и законы, воплощающиеся в принципах современного обучения: социальной обусловленности цели, содержания, методов обучения и воспитания.
Теоретической основой исследования явились положения психологии (Б.Г. Ананьев, Н. В. Антонова, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.) и педагогики (И.Ф. Го-ноболин, Н. Э. Касаткина, Н. В. Кузьмина, Б. Т. Лихачёв, В. А. Сластёнин, А. И. Щербаков и др.), раскрывающие закономерности и принципы профессионального становления личностиидеи гуманистической педагогики (Б.Г. Гершунский, О. Г. Зинченко, А. В. Мудрик, Н. Д. Никандров и др.) — идеи диалога культур как содержательной и технологической сущности образования и воспитания (Н.М. Бахтин, В. С. Библер, В. А. Сластёнин и др.) — положения об индивидуальности и её развитии (Б.Г. Ананьев, Е. А. Климов, Ю. Н. Орлов, Б. М. Теплов, Н.Э. Унт), о педагогическом творчестве (В. И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, В.А. Сластёнин) — о педагогическом мастерстве (И.А. Зязюн, В.А. Кан-Калик, Б. Т. Лихачёв, В. А. Наперов, Н. Д. Никандров, Е. Е. Руковишникова, В. А. Сластёнин, Н. Н. Тарасевич, Н. И. Шелихова и др.) — о педагогической технологии (В. П. Беспалько, М. М. Левина, Н. Н. Никитина, М. А. Петухов, Л. Г. Семушина, С. Д. Смирнов, Н. Е. Щуркова, Н. Г. Ярошенко и др.) — об индивидуальном стиле деятельности (Е.А. Климов, B.C. Мерлин и др.) — о системе непрерывного образования (КемГУ, НГПИ), концепции развития образования в Кузбассе.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.
Теоретические методы: анализ философской и психолого-педагогической литературы, диссертационных работ по проблеме исследования, материалов и публикаций педагогической и периодической печати, положительного педагогического опыта, моделирование и аналогия.
Эмпирические методы: анкетирование, интервьюирование, целенаправленное педагогическое наблюдение, индивидуальные и групповые беседы со студентами, педагогами, выпускниками, анализ продуктов деятельности (индивидуальные творческие задания, дневники педагогической практики, конспекты уроков и внеклассных мероприятий, рефераты, курсовые и дипломные работы, проекты). Частные эмпирические методы были дополнены общими методами этого уровня: опытная работа, педагогический эксперимент и другие методы. Применялся также ретроспективный анализ деятельности соискателя в качестве преподавателя, заместителя директора по учебно-методической работе Кемеровского педагогического училища № 2.
Базой исследования является Кемеровское педагогическое училище № 2. В исследовании в разные периоды времени участвовало 320 студентов.
Исследование проходило с 1998 г. по 2003 г. и включало несколько этапов.
I этап (1998;1999 г. г.) — теоретический. Он был посвящен выявлению современного состояния проблемы, была определена методологическая база исследования, понятийный аппарат, гипотеза, методология и методика организации исследования, цель, задачи, структура, содержаниесконструирована модель формирования профессионального мастерства будущих специалистов. Ведущими на данном этапе являлись методы теоретического анализа философской, психолого-педагогической литературы, анализ личного опыта, методы сравнения и моделирования.
II этап (1999;2002 г. г.) — опытно-экспериментальный. На этом этапе использовались методы анкетирования, беседы, наблюдения, самооценки, педагогический эксперимент. Прослеживалась динамика формирования личностных и деятельностных показателей профессионального мастерства студентов, разработка и проверка модели формирования профессионального мастерства будущих специалистов.
III этап (2002;2003 г. г.) — обобщающий. На данном этапе обрабатывались, анализировались и обобщались результаты исследования, уточнялись теоретические положения, модель формирования профессионального мастерства будущих специалистов, оформлялись материалы исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем: — выявлении факторов, влияющих на процесс формирования профессионального мастерства будущих специалистов: общих (социально-экономические условия, духовная культура общества, средства массовой информации и др.), региональных (специфические особенности экономического и демографического развития региона и др.), психологических (возрастные особенности молодежи, факторы личностного характера: склонности, интересы, способности и др.), педагогических (уровень общеобразовательной подготовки, характер ценностных ориентаций, направленность личности и др.);
— разработке модели процесса формирования профессионального мастерства будущих специалистов в воспитательно-образовательном процессе педагогического училища, которая включает следующие компоненты: цели, функции, содержание деятельности по этапам, методы, формы, средства, критерии и учитывает взаимосвязь деятельности студентов и управляющей деятельности педагогического коллектива училища;
— определении и экспериментальной проверке педагогических условий формирования профессионального мастерства будущих специалистов: реализации диверсификации воспитательно-образовательного процесса в условиях педагогического училищаприменении педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе: модульного обучения, профессионально ориентированной, группового и коллективного взаимодействия, проблемного обучения, учебного проектирования, предметно-ориентированной технологиииспользование мониторинга процесса формирования профессионального мастерства будущих специалистов.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке педагогических основ формирования профессионального мастерства будущих специалистовв определении педагогических условий формирования профессионализма будущих специалистов.
Практическая значимость исследования заключатся в том, что полученные результаты позволяют с новых позиций оценить систему формирования профессионального мастерства будущих специалистовреализовать модель формирования профессионального мастерства будущих специалистов как основу организации воспитательно-образовательного процесса в педагогическом училище и других образовательных учрежденияхразработать организационно-методическое обеспечение процесса формирования профессионального мастерства будущих специалистов (учебный план, программы, дидактические средства, методические рекомендации и др.) с целью успешной подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.
На защиту выносятся следующие положения:
— факторами, влияющими на процесс формирования профессионального мастерства будущих специалистов являются: общие (социально-экономические условия, духовная культура общества, средства массовой информации и др.), региональные (специфические особенности экономического и демографического развития региона и др.), психологические (возрастные особенности молодежи, склонности, интересы, способности и др.), педагогические (уровень общеобразовательной подготовки, характер ценностных ориентации, направленность личности и др.);
— модель процесса формирования профессионального мастерства будущих специалистов в условиях педагогического училища включает: цели, функции, содержание деятельности по этапам, формы, методы, средства, критерии и учитывает взаимосвязь деятельности студентов и управляющей деятельности педагогического коллектива педучилища;
— педагогическими условиями формирования профессионального мастерства будущих специалистов являются: реализация диверсификации воспитательно-образовательного процесса в условиях педагогического училищаприменение педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе: модульного обучения, профессионально ориентированной, группового и коллективного взаимодействия, проблемного обучения, учебного проектирования, предметно-ориентированной технологиииспользование мониторинга процесса формирования профессионального мастерства будущих специалистов, который заключается в отборе и применении необходимых и достаточных технологий и методик систематического изучения уровня формирования профессионального мастерства будущих специалистов.
Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием системного подходаопорой на данные современной психолого-педагогической науки, разнообразными источниками философской, педагогической, психологической, социологической информациицелесообразным сочетанием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его объекту, предмету, целям, задачам и логикецеленаправленным анализом реально педагогической практики и положительного опытакомплексным характером поэтапного педагогического эксперимента.
Обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается сравнительным анализом данных, полученных с помощью различных независимых методов педагогического исследования, их репрезентативностью.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Результаты научного исследования обсуждались на заседаниях научно-методического совета, предметно-цикловых комиссий, педагогических советов педагогических училищ и колледжей, на семинарах преподавателей и кураторов училищ и колледжей, на научно-практических конференциях в городах Кемерово, Юрге и др. (1999;2003 г. г.) — на курсах в Кемеровском областном институте усовершенствования учителей (2001;2002 г. г.), на заседаниях межвузовской кафедры обшей и вузовской педагогики КемГУ.
Результаты исследования внедрены в практику работы преподавателей педагогических училищ и колледжей, послужили основой для разработки организационно-методического обеспечения процесса формирования профессионального мастерства будущих специалистов.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
1. Процесс формирования профессионального мастерства будущих специалистов представляет собой совокупность последовательных, целесообразных взаимодействий педагогов и студентов в условиях диверсификации воспитательно-образовательного процесса, направленного на создание программы введения в педагогическую профессию, разработку соответствующих учебных планов, учебно-методического обеспечения (первый этап), разработку сквозных программ овладения профессией в процессе урочной, внеурочной деятельности, педагогической практики (второй этап) и становления действенного профессионального мастерства в процессе овладения теорией и практикой учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности (третий этап).
2. Содержание деятельности по формированию профессионального мастерства будущих специалистов-педагогов в условиях диверсификации воспитательно-образовательного процесса включает: на первом этапе — программное и учебно-методическое оснащение программы введения в педагогическую профессию, психологических тренингов, исследований на выявление сформированности психических процессов у студентов I курсана втором этапе — профессионально ориентированный подход к изучению учебных дисциплин и проведению пробных занятий на педагогической практике, использование элементов педагогических технологий, сквозных программ овладения профессией во взаимодействии теории и практики с использованием нестандартных форм обучения (деловые игры, конкурсы, олимпиады, викторины и др.), встречи со специалистами ДОУ, выпускниками училища по вопросам обмена опытом, преемственности, профессиональных проблемна третьем этапе — обеспечение разных форм воспитательно-образовательной деятельности, а именно: самостоятельной работы студентов, в том числе исследовательского характера (доклады, рефераты, курсовые и дипломные работы (проекты), организации и проведения тематических консультаций по проблемам профессионального мастерства, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Процессу формирования профессионального мастерства будущих специалистов способствует внедрение в воспитательно-образовательный процесс системы контроля как неотъемлемой составляющей технологизации и элементов следующих педагогических технологий:
— модульного обучения;
— профессионально ориентированной технологии;
— технологии группового и коллективного взаимодействия;
— проблемного обучения;
— технологии учебного проектирования;
— предметно-ориентированных технологий.
4. Формирование профессионального мастерства будущих специалистов строилось с учетом уровней их сформированности и целенаправленное педагогическое воздействие включало в себя: со студентами I группы (высокий уровень сформированности профессионального мастерства) — формирование профессионального мастерства через разнообразные виды деятельности воспитательно-образовательного процессамоделирование профессиональных задач и ситуаций в целях подготовки к реализации в будущей практической деятельности всего комплекса структурных элементов профессионального мастерствавовлечение их в активную творческую и исследовательскую деятельность и др.- со студентами II группы (средний уровень сформированности профессионального мастерства) — развитие всех структурных элементов профессионального мастерства посредством вовлечения студентов в учебно-исследовательскую деятельность, участия в организации и проведении внеурочных мероприятий, творческого самовыражения, развития познавательных процессов и др.- со студентами III группы (низкий уровень сформированности профессионального мастерства) — работу в нескольких направлениях: развитие личностных качеств, формирование гуманистической направленности, профессиональных знаний, умений и навыков — на аудиторных занятиях с использованием элементов педагогических технологий, в процессе исследовательской деятельностиформирование креативности, педагогического творчества, педагогических техник — в процессе урочной и внеурочной деятельности, на пробных и показательных занятиях в процессе педагогической практикикоррекция негативных ценностных ориентиров в процессе индивидуальных бесед, диспутов, практикумов, тренингов и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования позволило сделать следующие выводы.
В современных условиях, когда к молодому специалисту предъявляется высокий уровень профессиональных требований, успешность профессиональной деятельности в значительной мере определяется степенью сформированности его профессионального мастерства.
Доказано, что формирование профессионального мастерства будущих специалистов в педагогическом училище является возможным в условиях диверсификации воспитательно-образовательного процесса. Оно обеспечивается использованием элементов педагогических технологий и системы контроля в воспитательно-образовательном процессе и рассматривается нами как поэтапный процесс, представляющий собой совокупность последовательных, целесообразных взаимодействий педагогов и студентов. Они направлены на создание программы введения в педагогическую профессию, осознание студентом структурных компонентов профессионального мастерства (первый этап), разработку сквозных программ овладения профессией в процессе урочной, внеурочной деятельности, педагогической практики (второй этап) и становления действенного профессионального мастерства в процессе овладения теорией и практикой учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности (третий этап).
Выявлено: структурные элементы профессионального мастерства: гуманистическая направленность личности, профессиональные знания, умения и навыки, педагогические способности, педагогическая техника, педагогическое творчествофакторы, влияющие на процесс формирования профессионального мастерства: общие (социально-экономические условия жизни, духовная культура общества и т. д.), региональные (особенности экономического и демографического развития региона и др.), психолого-педагогические (возрастные особенности, склонности, способности, психофизиологические качества, уровень общеобразовательной подготовки и др).
Разработана модель формирования профессионального мастерства будущих специалистов, в которой реализуются различные социально-педагогические требования, использование которых обеспечивает результативность процесса формирования профессионального мастерства при осуществлении взаимосвязи формирования профессионально важных качеств у студентов I курса, их развития на II-III курсах и последующей коррекции у выпускников.
Компоненты модели формирования профессионального мастерства будущих специалистов включают: цели (социальные, психологические, дидактические, воспитательные) — функции (обучающие, развивающие, воспитательные) — содержание деятельности по этапамметоды (диагностики, формирования качеств личности, организации деятельности, контроля и самоконтроля) — средства (в соответствии со звеньями) — формы (организация воспитательно-образовательного процесса, внеурочной деятельности) — критерии эффективности формирования профессионального мастерства (педагогическая направленность личности, профессиональные знания, умения и навыки, педагогические способности, овладение педагогическими техниками, педагогическое творчество).
Определены и экспериментально проверены педагогические условия формирования профессионального мастерства будущих специалистов:
1. Реализация диверсификации воспитательно-образовательного процесса в формировании профессионального мастерства будущих специалистов.
2. Применение педагогических технологий в формировании профессионального мастерства будущих специалистов.
3. Мониторинг процесса формирования профессионального мастерства будущих специалистов-педагогов.
Разработано комплексное организационно-методическое обеспечение процесса формирования профессионального мастерства будущих специалистов в воспитательно-образовательной деятельности: учебный план, рабочие программы по инвариантным и вариативным дисциплинам, рабочие программы по дополнительной подготовке, методические рекомендации, учебно-методические комплекты, программы итоговой государственной аттестации и др.
Таким образом, результаты теоретического изучения проблемы и экспериментальной работы подтвердили в целом выдвинутую гипотезу. Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее раскрытие рассматриваемой проблемы в связи с ее сложностью и многоас-пектностью. Проблема формирования профессионального мастерства будущих специалистов актуальна и многогранна. Мы полагаем, что в дальнейшем необходима проверка модели формирования профессионального мастерства будущих специалистов в других педагогических учебных заведениях.
Список литературы
- Абдуллина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование — 1993 — № 3- С. 165−170.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя 2-е изд.- М.: Просвещение, 1985.- 356 с.
- Азаров Ю.П. Мастерство воспитателя М., 1971- С. 108.
- Альборнос О. Автономия и подотчетность в системе высшего образования // Перспективы: Вопросы образования: ЮНЕСКО 1993- № 3.-17.
- Альтбах Ф.Дж. Модели развития высшего образования в преддверии 2000 г. // Перспективы: Вопросы образования: ЮНЕСКО 1992, — № 3.- С. 25.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса- Минск: Университет, 1990 559 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды М.: Педагогика, 1980 — Т.1−230 с.
- Андриади И.П. Основы педагогического мастерства.- М.: Академия, 1 999 160 с.
- Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя: Метод, пособ.- Омск, 1992.-312 с.
- Антонова Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии 1997- № 6- С. 23.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования .М.: МГУ, 1984.- 105 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности М.: МГУ, 1980 — 367 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М., 1 982 158 с.
- Бажутина Т.О. Проблемы педагогики творчества // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия: Тез. международ, конф Новосибирск, 1995, — С. 66.
- Байденко В.И. Диверсификация среднего профессионального образования.- М.: НИИВО, 1995.- 44 с.
- Барсукова Л., Демидюк Н. Этапы профессионального становления личности студента // Дошкольное воспитание 1997 — № 12 — С. 79−83.
- Беляева А.П. Теоретические и методические основы профессионально-педагогической технологии // Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведения СПб., 1995 — С. 95−175.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения М., 1 995 158 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1990.- 190 с.
- Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи.- М.: Политиздат, 1984- 207 с.
- Блонский П.П. Память и мышление //Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. Т.2.- М.: Педагогика, 1979- С.118−340.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте— М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика.- 1997 № 4 — С. 11−17.
- Бондаревская Е.В. Концепция личностно ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности -1999 № 5 — С. 41−52.
- Борисова Н.В., Соловьева А. А. Дискуссия в активном обучении М., 1 992 235 с.
- Боровик А.И. Формирование профессионального самосознания // Специалист.- 1998.- № 2.- С. 21.
- Бочарова О.Н. Учитель как субъект педагогического общения Кемерово: ОблИУУ, 1994.- 188 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход.-М., 1991.-78 с.
- Взаимосвязь содержания, форм и методов обучения в средних специальных учебных заведениях: Сб. науч. тр.- М.: НИИВШ, 1990.- 126 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.- Т.4. Детская психология-М.: Педагогика, 1984.-432 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова
- М: Педагогика, 1991.- 480 с.
- Габрусевич С.А., Зорин Г. А. От деловой игры к профессиональному творчеству-Минск, 1989 — 82 с.
- Галаган А.И., Полянская Г. И. Система образования в США М., 1988 — 48 с.
- Геляровска Д. Теоретические и практические вопросы активности студенческой молодежи // Развитие творческой активности студентов в учебной, на-учно-исследо-вательской и социально-политической деятельности: Сб. науч. тр.- М.: НИИВШ, 1990.- 172 с.
- Гербарт И.Ф. Первые лекции по педагогике // Избр. пед. соч.- М.: Учпедгиз, 1940- Т.1.- С. 95−104, 148−160, 168−179.
- Гершунский B.C. Прогнозирование развития образования: проблемы и перспективы // Образование в современном мире- М.: Педагогика, 1986-С.202−203.
- Гитман Е.К. Проектирование содержания специальных дисциплин // Специалист.- 1997.- № 12.- С. 29−32.
- Глебовский В.А. Древние педагогические писатели в биографиях и образцах.- СПб., 1903.- С. 99−101.
- Гоноболин В.Н. Книга об учителе М.: Просвещение, 1965 — 260 с.
- Гоноболин В.Н. О некоторых психологических качествах личности учителя // Вопросы психологии 1975, — № 1.- С. 100−112.
- Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования: Классификатор специальностей среднего профессионального образования // Региональная политика Российской Федерации в области высшего образования Саранск, 1995.- Вып. IV.
- Григорьева Н.Г. Исследования творческой деятельности педагогов и учащихся // Специалист 1999 — № 2.- С. 18.
- Давыдов В.В. Личности надо «выделяться» // С чего начинается личность.- М.: Политиздат, 1979.-С. 109−139.
- Демидова В.Н. Ключевые понятия человеческого бытия // Школа духовности.- 1997.- № 2.- С. 45−48.
- Дидро Д. Собрание сочинений.- М.: ГИХЛ, 1947.- Т. 10.- С. 257−371.
- Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Избр. пед. соч.- М.: Учпедгиз, 1956.- С. 136−203.
- Дубровина И.В., Круглов Б. С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся // Ценностные ориентации и интересы школьников М.: Педагогика, 1983 — С. 27−36.
- Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Книга для учителя-М.: Просвещение, 1986 143 с.
- Ерецкий М.И. Совершенствование обучения в техникуме М., 1989- 125 с.
- Ерецкий М.И., Чекулаев М. А. Система контроля качества подготовки студентов, обеспечивающая требования государственных стандартов- М., 1996.- 132 с.
- Железнякова О.М. Проблемное обучение: технологический аспект: Учеб.-метод, пособ.-Ульяновск, 1996.- 123 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя.- М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
- Загвязинский В.И., Поташник М. М. Оптимизация или творчество? // Народное образование 1990.- № 3, — С. 54.
- Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики // Актуальные проблемы возрастной психологии.- М., 1978 С. 4−51.
- Захаров Ю.А., Невзоров Б. П. Проблемы регионолизации университетского образования // Вестник Кемеровского государственного университета.- 1999.- Вып. 1.- С. 36−42.
- Захаров Ю.А., Касаткина Н. Э., Невзоров Б. П., Чурекова Т. М. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования- Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.- 160 с.
- Захарова И.П. Набросок педагогического портрета будущего воспитателя // Дошкольное воспитание 1997 — № 12 — С. 83−85.
- Зинченко В.П. Наука неотъемлемая часть культуры // Вопросы философии.- 1991.-№ 1.-С. 33−35.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника: целостный процесс.
- М.: Педагогика, 1984 178 с.
- Инновации в российском образовании // Среднее профессиональное образование.- М.: МГУП, 1999- 89 с.
- Интенсификация творческой деятельности студентов / Под ред. В. И. Андреева Казань: КГУ, 1990 — 198 с.
- История педагогической технологии: Сб. науч. трудов / Под ред. М. Г. Плохова, Ф.А. Фрадкина-М., 1992 167 с.
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения.- М., 1998.- 62 с.
- Кан-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя // Советская педагогика 1989 — № 1.- С. 97.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Можно ли научиться творчеству? // Народное образование-1989 -№ 11-С. 62.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество М.: Педагогика, 1990- 144 с.
- Касаткина Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Дис. докт. пед. наук. М., 1995. — 416 с.
- Касаткина Н.Э., Невзоров Б. П., Халяпина Л. П. Социально-педагогические основы становления и развития личности учителя в университете / Департ. образов, и науки АКО, ОблИУУ, КемГУ- Под общей ред. Н.Э. Касаткиной-Кемерово, 1996 128 с.
- Кивенен О., Ринне Р. Высшая школа, государство и рынок: три западные модели // Перспективы: Вопросы образования: ЮНЕСКО 1992 — № 3.
- Кинелев В.Г. Основные направления региональной политики в области высшего образования // Региональная политика РФ в области высшего образования- Саранск: НИИ регионологии при Морд, ун-те, 1993 159 с.
- Кинелев В.Г. Региональная политика в области высшего образования: Какой ей быть? // Высшее образование в России 1993- № 4.
- Кларн М.В. Педагогическая технология.- М., 1989.- 134 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала М.: Из-во ин-та практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭП», 1996 400 с.
- Козлова С.А., Куликова Г. А. Дошкольная педагогика М.: Академия, 1 998 432 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения М.: Учпедгиз, 1955.-С. 161−376.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание- М.: Политиздат, 1984.-335 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя— М.: Просвещение, 1989.- 255 с.
- Коханович Л.И. Философско-методические проблемы творчества // Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности: Сб. науч. тр.- М.: НИИВШ, 1990.-172 с.
- Коханович Л.И., Ивановская И. П., Карева Н. Н. и др. Система гуманитаризации в высшей школе М.: НИИВО, 1993- 48 с.
- Крутецкий В.А. Проблемы формирования и развития способностей // Вопросы психологии 1972 — № 2 — С. 6.
- Кудрявцева Н.Я., Туахми Н. Д. Ценности образования // Школа духовно-сти.-1998.- № 3.- С.47−48.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя— Л.: Знание, 1985.-32 с.
- Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии 1986.- № 2.- С. 21−30.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству М.: Просвещение, 1990.- 159 с.
- Куценко В.Г. О сущности профессионального мастерства педагога.- Полтава, 1985.-С. 174.
- Ластовка В.В. Формирование ценностных ориентаций студентов в воспитательном процессе педагогического колледжа Кемерово, 2000 — 192 с.
- Левин К. Типология и теория поля. Определение понятия «поле в данный момент» // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П. В. Гальперина, А. Н. Ждан.-М.: МГУ, 1980.- С. 122−145.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования— М.: Академия, 2 001 272 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст М.: Педагогика, 1 971 280 с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение М., 1974 — 125 с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение М.: Знание, 1979- 48 с.
- Лесникова СЛ. Формирование профессионального самоопределения студентов классического университета в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла: Диссерт. насоиск. к.п.н.-Кемерово, 2000 С. 54.
- Лихачев Б.Т. Педагогика М.: Прометей, 1992 — 528 с.
- Личностно-ориентированное обучение: теории и технологии: Учеб. по-соб. / Под ред. Н. Н. Никитиной Ульяновск, 1998 — 102 с.
- Ложникова Н.А. Особенности занятий по формированию профессионального мастерства педагогов // Проблемы современного образования: Сб. науч. статей / Под. ред. Н. Э. Касаткиной Кемерово: КПК, 2002 — С. 41−45.
- Ложникова Н.А. Формирование творческого стиля взаимоотношений педагогов и старшеклассников в воспитательном процессе: Автореф. диссерт. к.п.н М., 1985 — 20 с.
- Локк Дж. Мысли о воспитании // Хрестоматия по истории педагогике / Сост. И. Ф. Свадковский М.: Учпедгиз, 1938.- Т.1.- С. 296−303.
- Львова ЮЛ. Творческая лаборатория учителя М.: Просвещение, 1992 — 224 с.
- Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. Т. 5.- М., 1958.- С. 234 .
- Маклин Р. Инновации и реформы школьного образования в странах Азии // Перспективы: Вопросы образования: ЮНЕСКО 1992 — № 3.
- Малиямконо Т.Л. Высшее образование в Восточной и Южной Африке // Перспективы: Вопросы образования: ЮНЕСКО.- 1992 № 3.
- Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика.- 1995 № 6 — С. 55
- Маркова А.К. Психология труда учителя М.: Просвещение, 1993 -192 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории- М., 1975.- 78 с.
- Меерович М.И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления М., 2000.- 114 с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал М., 1994 — 216 с.
- Монтень М. Опыты.- М.- Л.: АН СССР, I960.- Кн. 1.- С. 212.
- Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих М.: Просвещение, 1990- 191 с.
- Мудрик А.В. Учитель: мастерство, вдохновение-М.: Просвещение, 1986.- 160 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы Л., I960 — 425 с.
- Наперов В.А., Скориков С. В. Совершенствование педагогического труда преподавателей и формирование профессиональной компетентности студента // Специалист 1999- № 3 — С. 12.
- Науменко Ю.В. Формирование профессионального самосознания студентов // Специалист 1998 — № 6- С. 6.
- Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн. 1 М.: Просвещение, 1994.- 576 с.
- Непомнящая Т.Н. Профессионально-педагогическая подготовка студентов педколледжа // Дошкольное воспитание 1996.- № 6 — С. 16.
- Никандров Н.Д. Духовные ценности воспитания человека // Педагогика.- 1998.-№ 4.-С. 3−8.
- Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика.-1998.-№ 3.-С. 3−10.
- Никитина Н.Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности М.: Мастерство, 2002, — 288 с.
- Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей // Избр. пед. соч.- М., 1959.-С. 128−134.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. И. Моисеева, А.Е. Петров- Под ред. Е. С. Полат М., 2001 — 156 с.
- Одоевский В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами // Изб. соч.- М., 1955 С. 62−68.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка М.: Академия, 1998 — С. 332.
- Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России.- 1994.- № 2.- С. 45−50.
- Орлов А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика.- 1995.-№ 6.- С. 63.
- Основы педагогического мастерства / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич и др.- Под ред. И. А. Зязюна.- М.: Просвещение, 1989 302 с.
- Панина Т.С. Мониторинг процесса становления и развития учителя // Социально-профессиональная адаптация молодежи в современных условиях: Тезисы всерос. науч.-практ. конф.- Кемерово: ОблИУУ, 1999.-С. 133−135.
- Парфирьева Р.А. Гуманизация образования как фактор преобразования общества: Диссерт. канд. фил. наук М., 1992 — С. 104.
- Педагогическая энциклопедия-М., 1965-Т. 2 -С. 739.
- Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография / Под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова М.- Тюмень, 1994- 92 с.
- Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии 1984 — № 4 — С. 15−19.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения: В 3 т.- М.: АП РСФСР, 1961.- Т. 1.- С. 537−542.
- Петухов М.А. Научные основы профессионально-технологической системы обучения специальным предметам / Под науч. ред. А. П. Беловой.-СПб.- Ульяновск, 2000- 106 с.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избр. псих. тр. М.: Межд. пед. академия, 1994.- С. 51−235.
- Пидкасистый П.И., Портнов M.J1. Искусство преподавания М.: Педагогическое общество России, 1999.- 212 с.
- Поливанова Н.И., Ривина И. В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности // Психология науки и образования.- 19%.- № 2-С.43−53.
- Поляков С.Д., Резник А. И., Морозова Г. В. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе.- М., 1999 69 с.
- Полякова Т.С. Анализ затрудней педагогической деятельности начинающих учителей-М.: Педагогика, 1983.- 128 с.
- Поташник М.М. В поисках оптимального варианта М., 1988 — 192 с.
- Похидько В.И., Федорова B.C. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии 1984 — № 3 — С.151−157.
- Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т.- М., 1999- Т.1.-312 с.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 544 с.
- Ризз Г. И. Размышление о педагогической деятельности, культуре, мастерстве М.: Педагогика, 1995 — 114 с.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996- 512 с.
- Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций / Ред. В. К. Вилюнас, Ю. Б. Гиппенрейтер.- М., 1984.- С. 48.
- Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии-1990 № 1.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии-М.: Педагогика, 1976.416 с.
- Рувинский Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания— М.: Просвещение, 1982 143 с.
- Руковишникова Е.Е. О формирование профессиональной рефлексии // Специалист 1998.- № 6.- С. 21.
- Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1.-М.: Педагогика, 1981.-С. 19−431.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии М., 1998.- 57 с.
- Семушина Л.Г., Ступнякова Л. П. Формирование аналитических и проектировочных умений у учащихся средних специальных учебных заведений.-М., 1994.- 125 с.
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения всредних специальных учебных заведениях М.: Мастерство, 2001- 272 с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технологии Волгоград, 1994.- 73 с.
- Симонович А.С. Кто может быть воспитателем? // Детский сад.- 1867.-№ 11−12.-С. 397−398.
- Сингх Дж.С. Опыт четырех новых индустриальных стран Азии // Перспективы: Вопросы образования: ЮНЕСКО.- 1992 № 3.
- Синица Е.А. Педагогический такт и мастерство учителя: Пер. с укр-М.: Педагогика, 1983- 248 с.
- Системы высшего образования стран Запада / Рук. авт. кол. А. Г. Смирнов.- М.: УДН 423 с.
- Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учеб. пособ.-М.: Прометей, 1993.- 178 с.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность.- М., 1997.- 259 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности М.: Аспект Пресс, 1995 — 271 с.
- Смирнова Е.Э. Становление специалиста.- Л.: ЛГУ, 1989.- 135 с.
- Современный словарь иностранных слов М.: Русский язык, 1992 — 425 с.
- Сосонко В.Е., Чекулаева М. А., Шеховцов А. П., Щепотин А. Ф. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях М., 1999 — 49 с.
- Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения.- М. ФЛИНТА, 1998 368 с.
- Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство.- М.: Совершенство, 1998.- 368 с.
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа // Избр. пед. соч.: В 3 т.- М.: Педагогика, 1980 Т. 2.- С. 5−370.
- Тарасевич Н.Н. Исследование проблемы формирования основ педагогического мастерства у студентов.- Полтава, 1985 С. 170−171.
- Татур Ю.Г. Диверсификация высшего образования в России. Начало пути // Alma mater.- 1992.- № 4−6.- С. 12.
- Теплое Б.М. Проблемы индивидуальных различий М., 1961- 59 с.
- Технология обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития: Доклады и материалы к науч.-практ. конф.-М.: НМЦ СПО, 1997 79 с.
- Толстой J1.H. Педагогические сочинения.-М., 1953-С. 341−342.
- Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента М.: Новая школа, 1998 — 288 с.
- Третьяков П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе.- М., 1997.- 72 с.
- Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика 1998 — № 2 — С. 6−7.
- Унт Н. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения М.: Педагогика, 1990.- 188 с.
- Учитель, которого ждут: Из опыта Полтавского пединститута им. В. Г. Короленко / Под ред. И. А. Зязюна.- М.: Педагогика, 1988 152 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собрание сочинений- М.- Д.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1950. Т.8. — 459 с.
- Федеральная программа развития образования в России (проект).- М., 1993.-45 с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии 1985 — № 6 — С. 26−37.
- Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание // Педагогика 1999.- № 3 — С. 65−66.
- Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляу-дис.-М., 1989.- 85 с.
- Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций // О психоанализе. Пять лекций. Методика и техника психоанализа. СПб.: Алетейя, 1998 — С. 9−68.
- Фридман J1.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.-М.: Просвещение, 1991 288 с.
- Халиков Г. А. Диверсификационные системы подготовки физиков в современных условиях // Высшее образование в России 1993 — № 9 — С. 12.
- Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве // Педагогика.- 1992.- № 7−8.- С. 11−15.
- Харькин В.Н. Педагогическая импровизация // Советская педагогика-1989.-№ 9.-С. 25−29.
- Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя: Метод, по-соб М.: Высшая школа, 1988 — 168 с.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и автор вводных статей А. И. Пискунов М.: Просвещение, 1981 — 528 с.
- Хюсен Т. Идея университета // Перспективы: Вопросы образования: ЮНЕСКО.- 1992.- № 3.
- Черноглазкин С.Ю. Воспитывающее профессиональное образование // Специалист 1998.- № 6.- С. 28−31.
- Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников-М.: Просвещение, 1990- 191 с.
- Шабанова А.А., Соколов К. Н., Сивков К. Я. Структура духовности // Школа духовности.- 1998 № 3 — С. 25−28.
- Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности.- Ярославль, 1976.- 56 с.
- Шанова Т.И. Активизация учения школьников.- М., 1982.- 77 с.
- Шевайе Ж.-К., Эшер Т. Новые подходы к финансированию послеобязатель-ного образования // Перспективы: Вопросы образования: ЮНЕСКО. 1992.-№ 3.-С. 8.
- Шелихова Н.И. Техника педагогического общения: I ч М., 1998 — 68 с.
- Шелихова Н.И. Техника педагогического общения: II-III ч М., 1998 — 113 с.
- Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние иперспективы.- М.- Ставрополь, 1991- 102 с.
- Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан.- М.: МГУ, 1980.- С. 286−300.
- Шубкин В.Н. Начало пути.- М.: Молодая гвардия, 1979.-224 с.
- Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника / Под ред. В. В. Давыдова М.: Педагогика, 1979.- 152 с.
- Щербаков А.И. Проблемы совершенствования системы психолого-педаго-гической подготовки учителя.- J1., 1980- 166 с.
- Щербаков Р.Н. Ценности личности и ценности науки // Специалист.1998.-№ 6.-С. 16−17.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя-М.: Просвещение, 1986 144 с.
- Щуркова Н.Е. Ценностные отношения // Воспитание школьников1999.-№ 3.-С. 17−22.
- Эллис А., Фоутс Дж. Педагогические инновации: Пер. с англ.- М., 1989.- 103 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии 1971- № 4 — С. 6−20.
- Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения.- Каунас, 1989.- 56 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М., 2000.- 63 с.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности-М., 1997.- 126 с.
- Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов- СПб., 1994.- 168 с.