Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессионального мастерства будущих специалистов в условиях педагогического училища

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По данным Министерства образования Российской Федерации, на 1999 год педагогические колледжи и училища обеспечивают педагогическими кадрами дошкольные учреждения на 65% (сельские дошкольные учреждения — более чем на 95%). Следует признать, что в новых социально-экономических условиях система среднего педагогического образования сумела адаптироваться к происходящим изменениям, обнаружила свою… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование профессионального мастерства будущих спе- 12 циалистов как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 1. Проблема профессионального мастерства в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Факторы, влияющие на процесс формирования профессио- 34 нального мастерства будущих специалистов-педагогов
    • 1. 3. Модель формирования профессионального мастерства бу- 65 дущих специалистов-педагогов
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Педагогические условия формирования профессионального мастерства будущих специалистов
    • 2. 1. Реализация диверсификации воспитательно-образовательно- 85 го процесса в формировании профессионального мастерства будущих специалистов
    • 2. 2. Применение педагогических технологий в формировании 114 профессионального мастерства будущих специалистов
  • Ф 2.3 Мониторинг процесса формирования профессионального мастерства будущих специалистов-педагогов
  • Выводы по 2 главе

Формирование профессионального мастерства будущих специалистов в условиях педагогического училища (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В зарубежной и отечественной педагогике проблему формирования профессионального мастерства рассматривали как одну из важнейших в обучении и подготовке будущих педагогов. Невозможно изменить духовный мир личности без влияния опытного педагога-мастера, который должен обладать глубокими специальными знаниями, в совершенстве владеть умением воздействовать на ребенка, формировать его убеждения, способности и практические навыки. При этом он должен являться образцом поведения, быть тактичным, внимательным, любить детей, стремиться понять их, постоянно самосовершенствоваться и, тем самым, достигать новых вершин профессионализма.

В настоящее время система дошкольного образования России претерпевает существенные изменения, живо откликаясь на новые политические, экономические и социокультурные процессы, происходящие в государстве и обществе. Среди этих изменений отмечаются как позитивные, так и негативные тенденции. Причины возникающих проблем, совершенно очевидно, во многом обусловлены экономической ситуацией, сложившейся в настоящее время в России, однако полностью к ней не сводятся. Среди проблем дошкольного образования главными являются вопросы изменения содержания дошкольного образования, форм и условий работы с детьми дошкольного возраста и необходимой подготовки педагогических кадров, способных осуществлять эту работу.

По данным Министерства образования Российской Федерации, на 1999 год педагогические колледжи и училища обеспечивают педагогическими кадрами дошкольные учреждения на 65% (сельские дошкольные учреждения — более чем на 95%). Следует признать, что в новых социально-экономических условиях система среднего педагогического образования сумела адаптироваться к происходящим изменениям, обнаружила свою жизнеспособность и социальную стабильность. Относительная краткость сроков среднего педагогического образования, его практикоориентированность, более низкая по сравнению с высшим образованием себестоимость, сопряжённость с основными профессиональными образовательными программами высшего педагогического образования, — всё это делает среднее педагогическое образование устойчивой и востребованной образовательной системой, предполагающей реализацию индивидуальных траекторий становления и развития личности педагога и его подготовки, ориентированной на потребности российского образования.

Многообразие и сложность задач формирования нового поколения XXI века делают проблемы профессионального мастерства особенно актуальными для современной теории и практики воспитания.

В трудах J1.K. Барсуковой, А. И. Боровика, Н. М. Голянской, Н.Н. Деми-дюк, B.C. Ильина, Н. Э. Касаткиной, И. С. Кона, В. А. Крутецкого, В.В. Лас-товки, СЛ. Лесниковой, Н. А. Ложниковой, Б. Н. Невзорова, А. В. Петровского, Е. А. Рудневой и других мы находим отражение проблемы развития личности студентов средних специальных и высших педагогических заведений и их профессионального становления. Вопросам педагогического творчества будущих специалистов посвящены работы Т. О. Бажутиной, С. А. Габрусева, Д. Геляровска, Н. Г. Григорьевой, В. И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н. Д. Никандровой и др.

Наиболее теоретически и методически разработанной является тема технологий обучения в средних специальных учебных заведениях: А. П. Беляева, Е. К. Гитман, М. И. Ерецкий, О. М. Железнякова, Д. Н. Кавтарадзе, Л. Г. Семушина, М. А. Чекулаев, Н. Г. Ярошенко и др.

Проблеме диверсификации воспитательно-образовательного процесса в ССУЗах посвящены работы А. Г. Герасимовой, В. Г. Гершунского, Ю. Г. Татура, Г. А. Халикова, Н. Г. Ярошенко и др. Рассматривая отраженность в теории и практике проблемы формирования профессионального мастерства воспитателя, специалиста ДОУ фундаментальных исследований по данной проблеме мало, в основном материалы отражают либо теоретический, либо методический аспекты проблемы.

Изучение возможностей педагогического училища в формировании профессионального мастерства будущих воспитателей и специалистов детских образовательных учреждений до сих пор не получало в педагогической литературе глубокого теоретического обоснования.

Недостаточно исследований, отражающих и анализ затруднений начинающих педагогов и решения данной проблемы. Такое исследование мы находим только у Т. С. Поляковой.

Это указывает на то, что проблема формирования профессионального мастерства будущих специалистов-педагогов актуальна и нуждается в теоретической и практической разработанности.

В процессе исследования нами выявлены следующие противоречия:

— между теоретической и практической разработанностью условий средних и высших педагогических учебных заведений, обеспечивающих формирование профессионального мастерства будущих педагогов, и недостаточной теоретической и практической разработанностью условий педагогического училища, обеспечивающих формирование профессионального мастерства будущих специалистов;

— между достаточно полной разработанностью проблемы формирования профессионального мастерства будущих педагогов и недостаточной теоретической разработанностью и изучением реализации условий, обеспечивающих формирование профессионального мастерства будущих специалистов — выпускников педагогического училища;

— между необходимостью мониторинга процесса формирования профессионального мастерства будущих специалистов дошкольного образования и недостаточной разработанностью технологий методики осуществления такого мониторинга и т. д.

Исходя из теоретической неразработанности проблемы и её практической значимости, определена тема нашего исследования: Формирование профессионального мастерства будущих специалистов в условиях педагогического училища.

Цель исследования состоит в выявлении педагогических условий формирования профессионального мастерства будущих специалистов-педагогов.

В соответствии с целью объектом нашего исследования является профессиональное мастерство будущих специалистов. Предметом — процесс формирования профессионального мастерства будущих специалистов в условиях педагогического училища.

Гипотеза исследования: процесс формирования профессионального мастерства будущих специалистов будет успешным, если:

— обеспечивается целенаправленный воспитательно-образовательный процесс в условиях диверсификации;

— выявлены факторы, влияющие на процесс формирования профессионального мастерства будущих специалистов;

— выявлены педагогические условия формирования профессионального мастерства будущих специалистов: реализуются диверсификации воспитательно-образовательного процесса в условиях педагогического училищаприменяются педагогические технологии: модульного обучения, профессионально ориентированной, группового и коллективного взаимодействия, проблемного обучения, учебного проектирования и др.- осуществляется мониторинг процесса формирования профессионального мастерства будущих специалистов-педагогов.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Выявить факторы, влияющие на процесс формирования профессионального мастерства будущих специалистов в условиях педучилища.

2. Разработать модель формирования профессионального мастерства будущих специалистов.

3. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия формирования профессионального мастерства будущих специалистов в воспитательно-образовательном процессе педагогического училища.

4. Разработать научно-методические рекомендации по формированию профессионального мастерства будущих специалистов в условиях педагогического училища.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о личности, как субъекте отношений и собственной жизни, как высшей ценности, о деятельности и общении как важнейших факторах развития человекаведущие идеи и законы, воплощающиеся в принципах современного обучения: социальной обусловленности цели, содержания, методов обучения и воспитания.

Теоретической основой исследования явились положения психологии (Б.Г. Ананьев, Н. В. Антонова, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.) и педагогики (И.Ф. Го-ноболин, Н. Э. Касаткина, Н. В. Кузьмина, Б. Т. Лихачёв, В. А. Сластёнин, А. И. Щербаков и др.), раскрывающие закономерности и принципы профессионального становления личностиидеи гуманистической педагогики (Б.Г. Гершунский, О. Г. Зинченко, А. В. Мудрик, Н. Д. Никандров и др.) — идеи диалога культур как содержательной и технологической сущности образования и воспитания (Н.М. Бахтин, В. С. Библер, В. А. Сластёнин и др.) — положения об индивидуальности и её развитии (Б.Г. Ананьев, Е. А. Климов, Ю. Н. Орлов, Б. М. Теплов, Н.Э. Унт), о педагогическом творчестве (В. И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, В.А. Сластёнин) — о педагогическом мастерстве (И.А. Зязюн, В.А. Кан-Калик, Б. Т. Лихачёв, В. А. Наперов, Н. Д. Никандров, Е. Е. Руковишникова, В. А. Сластёнин, Н. Н. Тарасевич, Н. И. Шелихова и др.) — о педагогической технологии (В. П. Беспалько, М. М. Левина, Н. Н. Никитина, М. А. Петухов, Л. Г. Семушина, С. Д. Смирнов, Н. Е. Щуркова, Н. Г. Ярошенко и др.) — об индивидуальном стиле деятельности (Е.А. Климов, B.C. Мерлин и др.) — о системе непрерывного образования (КемГУ, НГПИ), концепции развития образования в Кузбассе.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.

Теоретические методы: анализ философской и психолого-педагогической литературы, диссертационных работ по проблеме исследования, материалов и публикаций педагогической и периодической печати, положительного педагогического опыта, моделирование и аналогия.

Эмпирические методы: анкетирование, интервьюирование, целенаправленное педагогическое наблюдение, индивидуальные и групповые беседы со студентами, педагогами, выпускниками, анализ продуктов деятельности (индивидуальные творческие задания, дневники педагогической практики, конспекты уроков и внеклассных мероприятий, рефераты, курсовые и дипломные работы, проекты). Частные эмпирические методы были дополнены общими методами этого уровня: опытная работа, педагогический эксперимент и другие методы. Применялся также ретроспективный анализ деятельности соискателя в качестве преподавателя, заместителя директора по учебно-методической работе Кемеровского педагогического училища № 2.

Базой исследования является Кемеровское педагогическое училище № 2. В исследовании в разные периоды времени участвовало 320 студентов.

Исследование проходило с 1998 г. по 2003 г. и включало несколько этапов.

I этап (1998;1999 г. г.) — теоретический. Он был посвящен выявлению современного состояния проблемы, была определена методологическая база исследования, понятийный аппарат, гипотеза, методология и методика организации исследования, цель, задачи, структура, содержаниесконструирована модель формирования профессионального мастерства будущих специалистов. Ведущими на данном этапе являлись методы теоретического анализа философской, психолого-педагогической литературы, анализ личного опыта, методы сравнения и моделирования.

II этап (1999;2002 г. г.) — опытно-экспериментальный. На этом этапе использовались методы анкетирования, беседы, наблюдения, самооценки, педагогический эксперимент. Прослеживалась динамика формирования личностных и деятельностных показателей профессионального мастерства студентов, разработка и проверка модели формирования профессионального мастерства будущих специалистов.

III этап (2002;2003 г. г.) — обобщающий. На данном этапе обрабатывались, анализировались и обобщались результаты исследования, уточнялись теоретические положения, модель формирования профессионального мастерства будущих специалистов, оформлялись материалы исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем: — выявлении факторов, влияющих на процесс формирования профессионального мастерства будущих специалистов: общих (социально-экономические условия, духовная культура общества, средства массовой информации и др.), региональных (специфические особенности экономического и демографического развития региона и др.), психологических (возрастные особенности молодежи, факторы личностного характера: склонности, интересы, способности и др.), педагогических (уровень общеобразовательной подготовки, характер ценностных ориентаций, направленность личности и др.);

— разработке модели процесса формирования профессионального мастерства будущих специалистов в воспитательно-образовательном процессе педагогического училища, которая включает следующие компоненты: цели, функции, содержание деятельности по этапам, методы, формы, средства, критерии и учитывает взаимосвязь деятельности студентов и управляющей деятельности педагогического коллектива училища;

— определении и экспериментальной проверке педагогических условий формирования профессионального мастерства будущих специалистов: реализации диверсификации воспитательно-образовательного процесса в условиях педагогического училищаприменении педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе: модульного обучения, профессионально ориентированной, группового и коллективного взаимодействия, проблемного обучения, учебного проектирования, предметно-ориентированной технологиииспользование мониторинга процесса формирования профессионального мастерства будущих специалистов.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке педагогических основ формирования профессионального мастерства будущих специалистовв определении педагогических условий формирования профессионализма будущих специалистов.

Практическая значимость исследования заключатся в том, что полученные результаты позволяют с новых позиций оценить систему формирования профессионального мастерства будущих специалистовреализовать модель формирования профессионального мастерства будущих специалистов как основу организации воспитательно-образовательного процесса в педагогическом училище и других образовательных учрежденияхразработать организационно-методическое обеспечение процесса формирования профессионального мастерства будущих специалистов (учебный план, программы, дидактические средства, методические рекомендации и др.) с целью успешной подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

— факторами, влияющими на процесс формирования профессионального мастерства будущих специалистов являются: общие (социально-экономические условия, духовная культура общества, средства массовой информации и др.), региональные (специфические особенности экономического и демографического развития региона и др.), психологические (возрастные особенности молодежи, склонности, интересы, способности и др.), педагогические (уровень общеобразовательной подготовки, характер ценностных ориентации, направленность личности и др.);

— модель процесса формирования профессионального мастерства будущих специалистов в условиях педагогического училища включает: цели, функции, содержание деятельности по этапам, формы, методы, средства, критерии и учитывает взаимосвязь деятельности студентов и управляющей деятельности педагогического коллектива педучилища;

— педагогическими условиями формирования профессионального мастерства будущих специалистов являются: реализация диверсификации воспитательно-образовательного процесса в условиях педагогического училищаприменение педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе: модульного обучения, профессионально ориентированной, группового и коллективного взаимодействия, проблемного обучения, учебного проектирования, предметно-ориентированной технологиииспользование мониторинга процесса формирования профессионального мастерства будущих специалистов, который заключается в отборе и применении необходимых и достаточных технологий и методик систематического изучения уровня формирования профессионального мастерства будущих специалистов.

Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием системного подходаопорой на данные современной психолого-педагогической науки, разнообразными источниками философской, педагогической, психологической, социологической информациицелесообразным сочетанием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его объекту, предмету, целям, задачам и логикецеленаправленным анализом реально педагогической практики и положительного опытакомплексным характером поэтапного педагогического эксперимента.

Обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается сравнительным анализом данных, полученных с помощью различных независимых методов педагогического исследования, их репрезентативностью.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Результаты научного исследования обсуждались на заседаниях научно-методического совета, предметно-цикловых комиссий, педагогических советов педагогических училищ и колледжей, на семинарах преподавателей и кураторов училищ и колледжей, на научно-практических конференциях в городах Кемерово, Юрге и др. (1999;2003 г. г.) — на курсах в Кемеровском областном институте усовершенствования учителей (2001;2002 г. г.), на заседаниях межвузовской кафедры обшей и вузовской педагогики КемГУ.

Результаты исследования внедрены в практику работы преподавателей педагогических училищ и колледжей, послужили основой для разработки организационно-методического обеспечения процесса формирования профессионального мастерства будущих специалистов.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Процесс формирования профессионального мастерства будущих специалистов представляет собой совокупность последовательных, целесообразных взаимодействий педагогов и студентов в условиях диверсификации воспитательно-образовательного процесса, направленного на создание программы введения в педагогическую профессию, разработку соответствующих учебных планов, учебно-методического обеспечения (первый этап), разработку сквозных программ овладения профессией в процессе урочной, внеурочной деятельности, педагогической практики (второй этап) и становления действенного профессионального мастерства в процессе овладения теорией и практикой учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности (третий этап).

2. Содержание деятельности по формированию профессионального мастерства будущих специалистов-педагогов в условиях диверсификации воспитательно-образовательного процесса включает: на первом этапе — программное и учебно-методическое оснащение программы введения в педагогическую профессию, психологических тренингов, исследований на выявление сформированности психических процессов у студентов I курсана втором этапе — профессионально ориентированный подход к изучению учебных дисциплин и проведению пробных занятий на педагогической практике, использование элементов педагогических технологий, сквозных программ овладения профессией во взаимодействии теории и практики с использованием нестандартных форм обучения (деловые игры, конкурсы, олимпиады, викторины и др.), встречи со специалистами ДОУ, выпускниками училища по вопросам обмена опытом, преемственности, профессиональных проблемна третьем этапе — обеспечение разных форм воспитательно-образовательной деятельности, а именно: самостоятельной работы студентов, в том числе исследовательского характера (доклады, рефераты, курсовые и дипломные работы (проекты), организации и проведения тематических консультаций по проблемам профессионального мастерства, подготовки к итоговой государственной аттестации.

3. Процессу формирования профессионального мастерства будущих специалистов способствует внедрение в воспитательно-образовательный процесс системы контроля как неотъемлемой составляющей технологизации и элементов следующих педагогических технологий:

— модульного обучения;

— профессионально ориентированной технологии;

— технологии группового и коллективного взаимодействия;

— проблемного обучения;

— технологии учебного проектирования;

— предметно-ориентированных технологий.

4. Формирование профессионального мастерства будущих специалистов строилось с учетом уровней их сформированности и целенаправленное педагогическое воздействие включало в себя: со студентами I группы (высокий уровень сформированности профессионального мастерства) — формирование профессионального мастерства через разнообразные виды деятельности воспитательно-образовательного процессамоделирование профессиональных задач и ситуаций в целях подготовки к реализации в будущей практической деятельности всего комплекса структурных элементов профессионального мастерствавовлечение их в активную творческую и исследовательскую деятельность и др.- со студентами II группы (средний уровень сформированности профессионального мастерства) — развитие всех структурных элементов профессионального мастерства посредством вовлечения студентов в учебно-исследовательскую деятельность, участия в организации и проведении внеурочных мероприятий, творческого самовыражения, развития познавательных процессов и др.- со студентами III группы (низкий уровень сформированности профессионального мастерства) — работу в нескольких направлениях: развитие личностных качеств, формирование гуманистической направленности, профессиональных знаний, умений и навыков — на аудиторных занятиях с использованием элементов педагогических технологий, в процессе исследовательской деятельностиформирование креативности, педагогического творчества, педагогических техник — в процессе урочной и внеурочной деятельности, на пробных и показательных занятиях в процессе педагогической практикикоррекция негативных ценностных ориентиров в процессе индивидуальных бесед, диспутов, практикумов, тренингов и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования позволило сделать следующие выводы.

В современных условиях, когда к молодому специалисту предъявляется высокий уровень профессиональных требований, успешность профессиональной деятельности в значительной мере определяется степенью сформированности его профессионального мастерства.

Доказано, что формирование профессионального мастерства будущих специалистов в педагогическом училище является возможным в условиях диверсификации воспитательно-образовательного процесса. Оно обеспечивается использованием элементов педагогических технологий и системы контроля в воспитательно-образовательном процессе и рассматривается нами как поэтапный процесс, представляющий собой совокупность последовательных, целесообразных взаимодействий педагогов и студентов. Они направлены на создание программы введения в педагогическую профессию, осознание студентом структурных компонентов профессионального мастерства (первый этап), разработку сквозных программ овладения профессией в процессе урочной, внеурочной деятельности, педагогической практики (второй этап) и становления действенного профессионального мастерства в процессе овладения теорией и практикой учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности (третий этап).

Выявлено: структурные элементы профессионального мастерства: гуманистическая направленность личности, профессиональные знания, умения и навыки, педагогические способности, педагогическая техника, педагогическое творчествофакторы, влияющие на процесс формирования профессионального мастерства: общие (социально-экономические условия жизни, духовная культура общества и т. д.), региональные (особенности экономического и демографического развития региона и др.), психолого-педагогические (возрастные особенности, склонности, способности, психофизиологические качества, уровень общеобразовательной подготовки и др).

Разработана модель формирования профессионального мастерства будущих специалистов, в которой реализуются различные социально-педагогические требования, использование которых обеспечивает результативность процесса формирования профессионального мастерства при осуществлении взаимосвязи формирования профессионально важных качеств у студентов I курса, их развития на II-III курсах и последующей коррекции у выпускников.

Компоненты модели формирования профессионального мастерства будущих специалистов включают: цели (социальные, психологические, дидактические, воспитательные) — функции (обучающие, развивающие, воспитательные) — содержание деятельности по этапамметоды (диагностики, формирования качеств личности, организации деятельности, контроля и самоконтроля) — средства (в соответствии со звеньями) — формы (организация воспитательно-образовательного процесса, внеурочной деятельности) — критерии эффективности формирования профессионального мастерства (педагогическая направленность личности, профессиональные знания, умения и навыки, педагогические способности, овладение педагогическими техниками, педагогическое творчество).

Определены и экспериментально проверены педагогические условия формирования профессионального мастерства будущих специалистов:

1. Реализация диверсификации воспитательно-образовательного процесса в формировании профессионального мастерства будущих специалистов.

2. Применение педагогических технологий в формировании профессионального мастерства будущих специалистов.

3. Мониторинг процесса формирования профессионального мастерства будущих специалистов-педагогов.

Разработано комплексное организационно-методическое обеспечение процесса формирования профессионального мастерства будущих специалистов в воспитательно-образовательной деятельности: учебный план, рабочие программы по инвариантным и вариативным дисциплинам, рабочие программы по дополнительной подготовке, методические рекомендации, учебно-методические комплекты, программы итоговой государственной аттестации и др.

Таким образом, результаты теоретического изучения проблемы и экспериментальной работы подтвердили в целом выдвинутую гипотезу. Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее раскрытие рассматриваемой проблемы в связи с ее сложностью и многоас-пектностью. Проблема формирования профессионального мастерства будущих специалистов актуальна и многогранна. Мы полагаем, что в дальнейшем необходима проверка модели формирования профессионального мастерства будущих специалистов в других педагогических учебных заведениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование — 1993 — № 3- С. 165−170.
  2. Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя 2-е изд.- М.: Просвещение, 1985.- 356 с.
  3. Ю.П. Мастерство воспитателя М., 1971- С. 108.
  4. О. Автономия и подотчетность в системе высшего образования // Перспективы: Вопросы образования: ЮНЕСКО 1993- № 3.-17.
  5. Ф.Дж. Модели развития высшего образования в преддверии 2000 г. // Перспективы: Вопросы образования: ЮНЕСКО 1992, — № 3.- С. 25.
  6. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса- Минск: Университет, 1990 559 с.
  7. .Г. Избранные психологические труды М.: Педагогика, 1980 — Т.1−230 с.
  8. И.П. Основы педагогического мастерства.- М.: Академия, 1 999 160 с.
  9. Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя: Метод, пособ.- Омск, 1992.-312 с.
  10. Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии 1997- № 6- С. 23.
  11. А.Г. Личность как предмет психологического исследования .М.: МГУ, 1984.- 105 с.
  12. А.Г. Психология личности М.: МГУ, 1980 — 367 с.
  13. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М., 1 982 158 с.
  14. Т.О. Проблемы педагогики творчества // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия: Тез. международ, конф Новосибирск, 1995, — С. 66.
  15. В.И. Диверсификация среднего профессионального образования.- М.: НИИВО, 1995.- 44 с.
  16. Л., Демидюк Н. Этапы профессионального становления личности студента // Дошкольное воспитание 1997 — № 12 — С. 79−83.
  17. А.П. Теоретические и методические основы профессионально-педагогической технологии // Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведения СПб., 1995 — С. 95−175.
  18. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения М., 1 995 158 с.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1990.- 190 с.
  20. Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи.- М.: Политиздат, 1984- 207 с.
  21. П.П. Память и мышление //Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. Т.2.- М.: Педагогика, 1979- С.118−340.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте— М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
  23. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика.- 1997 № 4 — С. 11−17.
  24. Е.В. Концепция личностно ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности -1999 № 5 — С. 41−52.
  25. Н.В., Соловьева А. А. Дискуссия в активном обучении М., 1 992 235 с.
  26. А.И. Формирование профессионального самосознания // Специалист.- 1998.- № 2.- С. 21.
  27. О.Н. Учитель как субъект педагогического общения Кемерово: ОблИУУ, 1994.- 188 с.
  28. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход.-М., 1991.-78 с.
  29. Взаимосвязь содержания, форм и методов обучения в средних специальных учебных заведениях: Сб. науч. тр.- М.: НИИВШ, 1990.- 126 с.
  30. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.- Т.4. Детская психология-М.: Педагогика, 1984.-432 с.
  31. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова
  32. М: Педагогика, 1991.- 480 с.
  33. С.А., Зорин Г. А. От деловой игры к профессиональному творчеству-Минск, 1989 — 82 с.
  34. А.И., Полянская Г. И. Система образования в США М., 1988 — 48 с.
  35. Д. Теоретические и практические вопросы активности студенческой молодежи // Развитие творческой активности студентов в учебной, на-учно-исследо-вательской и социально-политической деятельности: Сб. науч. тр.- М.: НИИВШ, 1990.- 172 с.
  36. И.Ф. Первые лекции по педагогике // Избр. пед. соч.- М.: Учпедгиз, 1940- Т.1.- С. 95−104, 148−160, 168−179.
  37. B.C. Прогнозирование развития образования: проблемы и перспективы // Образование в современном мире- М.: Педагогика, 1986-С.202−203.
  38. Е.К. Проектирование содержания специальных дисциплин // Специалист.- 1997.- № 12.- С. 29−32.
  39. В.А. Древние педагогические писатели в биографиях и образцах.- СПб., 1903.- С. 99−101.
  40. В.Н. Книга об учителе М.: Просвещение, 1965 — 260 с.
  41. В.Н. О некоторых психологических качествах личности учителя // Вопросы психологии 1975, — № 1.- С. 100−112.
  42. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования: Классификатор специальностей среднего профессионального образования // Региональная политика Российской Федерации в области высшего образования Саранск, 1995.- Вып. IV.
  43. Н.Г. Исследования творческой деятельности педагогов и учащихся // Специалист 1999 — № 2.- С. 18.
  44. В.В. Личности надо «выделяться» // С чего начинается личность.- М.: Политиздат, 1979.-С. 109−139.
  45. В.Н. Ключевые понятия человеческого бытия // Школа духовности.- 1997.- № 2.- С. 45−48.
  46. Д. Собрание сочинений.- М.: ГИХЛ, 1947.- Т. 10.- С. 257−371.
  47. А. Руководство к образованию немецких учителей // Избр. пед. соч.- М.: Учпедгиз, 1956.- С. 136−203.
  48. И.В., Круглов Б. С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся // Ценностные ориентации и интересы школьников М.: Педагогика, 1983 — С. 27−36.
  49. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Книга для учителя-М.: Просвещение, 1986 143 с.
  50. М.И. Совершенствование обучения в техникуме М., 1989- 125 с.
  51. М.И., Чекулаев М. А. Система контроля качества подготовки студентов, обеспечивающая требования государственных стандартов- М., 1996.- 132 с.
  52. О.М. Проблемное обучение: технологический аспект: Учеб.-метод, пособ.-Ульяновск, 1996.- 123 с.
  53. В.И. Педагогическое творчество учителя.- М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
  54. В.И., Поташник М. М. Оптимизация или творчество? // Народное образование 1990.- № 3, — С. 54.
  55. А.В. Основные проблемы онтогенеза психики // Актуальные проблемы возрастной психологии.- М., 1978 С. 4−51.
  56. Ю.А., Невзоров Б. П. Проблемы регионолизации университетского образования // Вестник Кемеровского государственного университета.- 1999.- Вып. 1.- С. 36−42.
  57. Ю.А., Касаткина Н. Э., Невзоров Б. П., Чурекова Т. М. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования- Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.- 160 с.
  58. И.П. Набросок педагогического портрета будущего воспитателя // Дошкольное воспитание 1997 — № 12 — С. 83−85.
  59. В.П. Наука неотъемлемая часть культуры // Вопросы философии.- 1991.-№ 1.-С. 33−35.
  60. B.C. Формирование личности школьника: целостный процесс.
  61. М.: Педагогика, 1984 178 с.
  62. Инновации в российском образовании // Среднее профессиональное образование.- М.: МГУП, 1999- 89 с.
  63. Интенсификация творческой деятельности студентов / Под ред. В. И. Андреева Казань: КГУ, 1990 — 198 с.
  64. История педагогической технологии: Сб. науч. трудов / Под ред. М. Г. Плохова, Ф.А. Фрадкина-М., 1992 167 с.
  65. Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения.- М., 1998.- 62 с.
  66. Кан-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя // Советская педагогика 1989 — № 1.- С. 97.
  67. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Можно ли научиться творчеству? // Народное образование-1989 -№ 11-С. 62.
  68. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество М.: Педагогика, 1990- 144 с.
  69. Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Дис. докт. пед. наук. М., 1995. — 416 с.
  70. Н.Э., Невзоров Б. П., Халяпина Л. П. Социально-педагогические основы становления и развития личности учителя в университете / Департ. образов, и науки АКО, ОблИУУ, КемГУ- Под общей ред. Н.Э. Касаткиной-Кемерово, 1996 128 с.
  71. О., Ринне Р. Высшая школа, государство и рынок: три западные модели // Перспективы: Вопросы образования: ЮНЕСКО 1992 — № 3.
  72. В.Г. Основные направления региональной политики в области высшего образования // Региональная политика РФ в области высшего образования- Саранск: НИИ регионологии при Морд, ун-те, 1993 159 с.
  73. В.Г. Региональная политика в области высшего образования: Какой ей быть? // Высшее образование в России 1993- № 4.
  74. М.В. Педагогическая технология.- М., 1989.- 134 с.
  75. Е.А. Психология профессионала М.: Из-во ин-та практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭП», 1996 400 с.
  76. С.А., Куликова Г. А. Дошкольная педагогика М.: Академия, 1 998 432 с.
  77. Я.А. Избранные педагогические сочинения М.: Учпедгиз, 1955.-С. 161−376.
  78. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание- М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  79. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя— М.: Просвещение, 1989.- 255 с.
  80. Л.И. Философско-методические проблемы творчества // Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности: Сб. науч. тр.- М.: НИИВШ, 1990.-172 с.
  81. Л.И., Ивановская И. П., Карева Н. Н. и др. Система гуманитаризации в высшей школе М.: НИИВО, 1993- 48 с.
  82. В.А. Проблемы формирования и развития способностей // Вопросы психологии 1972 — № 2 — С. 6.
  83. Н.Я., Туахми Н. Д. Ценности образования // Школа духовно-сти.-1998.- № 3.- С.47−48.
  84. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя— Л.: Знание, 1985.-32 с.
  85. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии 1986.- № 2.- С. 21−30.
  86. Н.В. На пути к профессиональному совершенству М.: Просвещение, 1990.- 159 с.
  87. В.Г. О сущности профессионального мастерства педагога.- Полтава, 1985.-С. 174.
  88. В.В. Формирование ценностных ориентаций студентов в воспитательном процессе педагогического колледжа Кемерово, 2000 — 192 с.
  89. К. Типология и теория поля. Определение понятия «поле в данный момент» // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П. В. Гальперина, А. Н. Ждан.-М.: МГУ, 1980.- С. 122−145.
  90. М.М. Технологии профессионального педагогического образования— М.: Академия, 2 001 272 с.
  91. Н.С. Умственные способности и возраст М.: Педагогика, 1 971 280 с.
  92. И.Я. Проблемное обучение М., 1974 — 125 с.
  93. А.А. Педагогическое общение М.: Знание, 1979- 48 с.
  94. СЛ. Формирование профессионального самоопределения студентов классического университета в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла: Диссерт. насоиск. к.п.н.-Кемерово, 2000 С. 54.
  95. .Т. Педагогика М.: Прометей, 1992 — 528 с.
  96. Личностно-ориентированное обучение: теории и технологии: Учеб. по-соб. / Под ред. Н. Н. Никитиной Ульяновск, 1998 — 102 с.
  97. Н.А. Особенности занятий по формированию профессионального мастерства педагогов // Проблемы современного образования: Сб. науч. статей / Под. ред. Н. Э. Касаткиной Кемерово: КПК, 2002 — С. 41−45.
  98. Н.А. Формирование творческого стиля взаимоотношений педагогов и старшеклассников в воспитательном процессе: Автореф. диссерт. к.п.н М., 1985 — 20 с.
  99. Дж. Мысли о воспитании // Хрестоматия по истории педагогике / Сост. И. Ф. Свадковский М.: Учпедгиз, 1938.- Т.1.- С. 296−303.
  100. ЮЛ. Творческая лаборатория учителя М.: Просвещение, 1992 — 224 с.
  101. А.С. Сочинения: В 7 т. Т. 5.- М., 1958.- С. 234 .
  102. Р. Инновации и реформы школьного образования в странах Азии // Перспективы: Вопросы образования: ЮНЕСКО 1992 — № 3.
  103. Т.Л. Высшее образование в Восточной и Южной Африке // Перспективы: Вопросы образования: ЮНЕСКО.- 1992 № 3.
  104. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика.- 1995 № 6 — С. 55
  105. А.К. Психология труда учителя М.: Просвещение, 1993 -192 с.
  106. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории- М., 1975.- 78 с.
  107. М.И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления М., 2000.- 114 с.
  108. Л.М. Учитель как личность и профессионал М., 1994 — 216 с.
  109. М. Опыты.- М.- Л.: АН СССР, I960.- Кн. 1.- С. 212.
  110. А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих М.: Просвещение, 1990- 191 с.
  111. А.В. Учитель: мастерство, вдохновение-М.: Просвещение, 1986.- 160 с.
  112. В.Н. Личность и неврозы Л., I960 — 425 с.
  113. В.А., Скориков С. В. Совершенствование педагогического труда преподавателей и формирование профессиональной компетентности студента // Специалист 1999- № 3 — С. 12.
  114. Ю.В. Формирование профессионального самосознания студентов // Специалист 1998 — № 6- С. 6.
  115. Р.С. Психология: В 2 кн. Кн. 1 М.: Просвещение, 1994.- 576 с.
  116. Т.Н. Профессионально-педагогическая подготовка студентов педколледжа // Дошкольное воспитание 1996.- № 6 — С. 16.
  117. Н.Д. Духовные ценности воспитания человека // Педагогика.- 1998.-№ 4.-С. 3−8.
  118. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика.-1998.-№ 3.-С. 3−10.
  119. Н.Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности М.: Мастерство, 2002, — 288 с.
  120. Н.И. О воспитании и наставлении детей // Избр. пед. соч.- М., 1959.-С. 128−134.
  121. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. И. Моисеева, А.Е. Петров- Под ред. Е. С. Полат М., 2001 — 156 с.
  122. В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами // Изб. соч.- М., 1955 С. 62−68.
  123. С.И. Словарь русского языка М.: Академия, 1998 — С. 332.
  124. О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России.- 1994.- № 2.- С. 45−50.
  125. А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика.- 1995.-№ 6.- С. 63.
  126. Основы педагогического мастерства / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич и др.- Под ред. И. А. Зязюна.- М.: Просвещение, 1989 302 с.
  127. Т.С. Мониторинг процесса становления и развития учителя // Социально-профессиональная адаптация молодежи в современных условиях: Тезисы всерос. науч.-практ. конф.- Кемерово: ОблИУУ, 1999.-С. 133−135.
  128. Р.А. Гуманизация образования как фактор преобразования общества: Диссерт. канд. фил. наук М., 1992 — С. 104.
  129. Педагогическая энциклопедия-М., 1965-Т. 2 -С. 739.
  130. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография / Под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова М.- Тюмень, 1994- 92 с.
  131. А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии 1984 — № 4 — С. 15−19.
  132. И.Г. Избранные педагогические произведения: В 3 т.- М.: АП РСФСР, 1961.- Т. 1.- С. 537−542.
  133. М.А. Научные основы профессионально-технологической системы обучения специальным предметам / Под науч. ред. А. П. Беловой.-СПб.- Ульяновск, 2000- 106 с.
  134. . Психология интеллекта // Избр. псих. тр. М.: Межд. пед. академия, 1994.- С. 51−235.
  135. П.И., Портнов M.J1. Искусство преподавания М.: Педагогическое общество России, 1999.- 212 с.
  136. Н.И., Ривина И. В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности // Психология науки и образования.- 19%.- № 2-С.43−53.
  137. С.Д., Резник А. И., Морозова Г. В. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе.- М., 1999 69 с.
  138. Т.С. Анализ затрудней педагогической деятельности начинающих учителей-М.: Педагогика, 1983.- 128 с.
  139. М.М. В поисках оптимального варианта М., 1988 — 192 с.
  140. В.И., Федорова B.C. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии 1984 — № 3 — С.151−157.
  141. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т.- М., 1999- Т.1.-312 с.
  142. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 544 с.
  143. Г. И. Размышление о педагогической деятельности, культуре, мастерстве М.: Педагогика, 1995 — 114 с.
  144. Е.И. Личность учителя: теория и практика.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996- 512 с.
  145. К. Эмпатия // Психология эмоций / Ред. В. К. Вилюнас, Ю. Б. Гиппенрейтер.- М., 1984.- С. 48.
  146. Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии-1990 № 1.
  147. С.Л. Проблемы общей психологии-М.: Педагогика, 1976.416 с.
  148. Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания— М.: Просвещение, 1982 143 с.
  149. Е.Е. О формирование профессиональной рефлексии // Специалист 1998.- № 6.- С. 21.
  150. .Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1.-М.: Педагогика, 1981.-С. 19−431.
  151. Г. К. Современные образовательные технологии М., 1998.- 57 с.
  152. Л.Г., Ступнякова Л. П. Формирование аналитических и проектировочных умений у учащихся средних специальных учебных заведений.-М., 1994.- 125 с.
  153. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения всредних специальных учебных заведениях М.: Мастерство, 2001- 272 с.
  154. В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технологии Волгоград, 1994.- 73 с.
  155. А.С. Кто может быть воспитателем? // Детский сад.- 1867.-№ 11−12.-С. 397−398.
  156. Дж.С. Опыт четырех новых индустриальных стран Азии // Перспективы: Вопросы образования: ЮНЕСКО.- 1992 № 3.
  157. Е.А. Педагогический такт и мастерство учителя: Пер. с укр-М.: Педагогика, 1983- 248 с.
  158. Системы высшего образования стран Запада / Рук. авт. кол. А. Г. Смирнов.- М.: УДН 423 с.
  159. В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учеб. пособ.-М.: Прометей, 1993.- 178 с.
  160. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность.- М., 1997.- 259 с.
  161. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности М.: Аспект Пресс, 1995 — 271 с.
  162. Е.Э. Становление специалиста.- Л.: ЛГУ, 1989.- 135 с.
  163. Современный словарь иностранных слов М.: Русский язык, 1992 — 425 с.
  164. В.Е., Чекулаева М. А., Шеховцов А. П., Щепотин А. Ф. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях М., 1999 — 49 с.
  165. М.И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения.- М. ФЛИНТА, 1998 368 с.
  166. Т.А. Педагогика: наука и искусство.- М.: Совершенство, 1998.- 368 с.
  167. В.А. Павлышская средняя школа // Избр. пед. соч.: В 3 т.- М.: Педагогика, 1980 Т. 2.- С. 5−370.
  168. Н.Н. Исследование проблемы формирования основ педагогического мастерства у студентов.- Полтава, 1985 С. 170−171.
  169. Ю.Г. Диверсификация высшего образования в России. Начало пути // Alma mater.- 1992.- № 4−6.- С. 12.
  170. .М. Проблемы индивидуальных различий М., 1961- 59 с.
  171. Технология обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития: Доклады и материалы к науч.-практ. конф.-М.: НМЦ СПО, 1997 79 с.
  172. Толстой J1.H. Педагогические сочинения.-М., 1953-С. 341−342.
  173. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента М.: Новая школа, 1998 — 288 с.
  174. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе.- М., 1997.- 72 с.
  175. В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика 1998 — № 2 — С. 6−7.
  176. Унт Н. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения М.: Педагогика, 1990.- 188 с.
  177. Учитель, которого ждут: Из опыта Полтавского пединститута им. В. Г. Короленко / Под ред. И. А. Зязюна.- М.: Педагогика, 1988 152 с.
  178. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собрание сочинений- М.- Д.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1950. Т.8. — 459 с.
  179. Федеральная программа развития образования в России (проект).- М., 1993.-45 с.
  180. Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии 1985 — № 6 — С. 26−37.
  181. В.М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание // Педагогика 1999.- № 3 — С. 65−66.
  182. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляу-дис.-М., 1989.- 85 с.
  183. Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций // О психоанализе. Пять лекций. Методика и техника психоанализа. СПб.: Алетейя, 1998 — С. 9−68.
  184. Фридман J1.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.-М.: Просвещение, 1991 288 с.
  185. Г. А. Диверсификационные системы подготовки физиков в современных условиях // Высшее образование в России 1993 — № 9 — С. 12.
  186. И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве // Педагогика.- 1992.- № 7−8.- С. 11−15.
  187. В.Н. Педагогическая импровизация // Советская педагогика-1989.-№ 9.-С. 25−29.
  188. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя: Метод, по-соб М.: Высшая школа, 1988 — 168 с.
  189. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и автор вводных статей А. И. Пискунов М.: Просвещение, 1981 — 528 с.
  190. Т. Идея университета // Перспективы: Вопросы образования: ЮНЕСКО.- 1992.- № 3.
  191. С.Ю. Воспитывающее профессиональное образование // Специалист 1998.- № 6.- С. 28−31.
  192. С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников-М.: Просвещение, 1990- 191 с.
  193. А.А., Соколов К. Н., Сивков К. Я. Структура духовности // Школа духовности.- 1998 № 3 — С. 25−28.
  194. В.Д. Психологический анализ деятельности.- Ярославль, 1976.- 56 с.
  195. Т.И. Активизация учения школьников.- М., 1982.- 77 с.
  196. Шевайе Ж.-К., Эшер Т. Новые подходы к финансированию послеобязатель-ного образования // Перспективы: Вопросы образования: ЮНЕСКО. 1992.-№ 3.-С. 8.
  197. Н.И. Техника педагогического общения: I ч М., 1998 — 68 с.
  198. Н.И. Техника педагогического общения: II-III ч М., 1998 — 113 с.
  199. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние иперспективы.- М.- Ставрополь, 1991- 102 с.
  200. Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан.- М.: МГУ, 1980.- С. 286−300.
  201. В.Н. Начало пути.- М.: Молодая гвардия, 1979.-224 с.
  202. Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника / Под ред. В. В. Давыдова М.: Педагогика, 1979.- 152 с.
  203. А.И. Проблемы совершенствования системы психолого-педаго-гической подготовки учителя.- J1., 1980- 166 с.
  204. Р.Н. Ценности личности и ценности науки // Специалист.1998.-№ 6.-С. 16−17.
  205. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя-М.: Просвещение, 1986 144 с.
  206. Н.Е. Ценностные отношения // Воспитание школьников1999.-№ 3.-С. 17−22.
  207. А., Фоутс Дж. Педагогические инновации: Пер. с англ.- М., 1989.- 103 с.
  208. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии 1971- № 4 — С. 6−20.
  209. П.А. Теория и практика модульного обучения.- Каунас, 1989.- 56 с.
  210. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М., 2000.- 63 с.
  211. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности-М., 1997.- 126 с.
  212. В.А. Психология учебной деятельности студентов- СПб., 1994.- 168 с.
Заполнить форму текущей работой