Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование изобразительных навыков у дошкольников от доизобразительного периода к изобразительному

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Итак, развитие изобразительных навыков играет большое значение для всестороннего развития личности. В процессе создания изображения у ребенка формируются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Во время изобразительной деятельности ребенок имеет возможность средствами выразить свое эмоциональное состояние, свое отношение к окружающему миру, учится… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретическое обоснование формирования изобразительных навыков у дошкольников
    • 1. 1. Понятие «Изобразительные навыки» в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Сущность формирования изобразительных навыков
    • 1. 3. Условия формирования изобразительных навыков
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию изобразительных навыков у дошкольников
    • 2. 1. Диагностика уровня формирования изобразительных навыков у дошкольного периода развития
    • 2. 2. Реализация условий формирования изобразительных навыков у дошкольников
  • Выводы
  • Список использованной литературы

Формирование изобразительных навыков у дошкольников от доизобразительного периода к изобразительному (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание рисунков дошкольника значительно усложняется. Он обусловлен опытом ознакомлению с окружающим, развитием его умственной деятельности и изобразительных умений, индивидуально-половыми особенностями (отношением к предмету, интересами). Если дети раннего возраста умеют проводить линии, приближенные к прямым, в круг или полукруга, то и содержание их рисунков выступают шарики с ниточками, ожерелье, дорожка, мячик, печенье.

С 3-х гг. в рисунках все чаще появляется изображение человека. Сначала это так называемые головоногих, затем на рисунках отличается голова, шея, туловище, ноги. В средних дошкольников особенно любимые предметы для рисования, которые они неоднократно изображают: дом, цветок, птица, рыбка, дерево, солнце. После 5 лет при поддержке взрослого содержание рисунков резко расширяется. Дети долго и с увлечением рисуют, их работы отражают определенные сюжеты, где изображены не просто набор предметов, а их взаимосвязь: вид комнаты, девочка с шариками на параде, берег моря с детьми и тому подобное. На своих рисунках дети пытаются изображать процессуальность явлений — так появляются серийные рисунки, которые соответствуют развитию определенного сюжета: Колобок в лесу с Медведем, затем Колобок с Лысой. В рисунках дети изображают также игровые сюжеты с определенными персонажами [8].

Развитие изобразительных навыков позволяет изобразить предмет так, чтобы его узнавали окружающие, однако изображение это отмечается схематизмом. И причина этого не только в уровне техники рисования, но и в особенностях детского восприятия, которое еще недостаточно детализированное и дифференцировано. В своем рисунке ребенок передает существенные, важные для узнавания признаки и детали оригинала, несмотря на менее заметные качества. Рисунок создается ребенком с помощью образного обобщения, которое составляет предпосылку графического моделирования.

Постепенно в процессе целенаправленного обучения изобразительной деятельности технические умения и навыки ребенка совершенствуются. Выбор того, что рисовать основывается на опыте ребенка и на его отношении к его компонентам. Младшие дети рисуют то, что умеют, а старшие дошкольники, как правило, любят рисовать то, что им нравится, вызывает у них приятные переживания. Развитие техники рисования в старших дошкольников позволяет через рисунок передать свое отношение к изображенному. Выразительными средствами, прежде всего служат линия и цвет. Приятное, хорошо ребенок рисует более отчетливо, четко, детализировано, яркими цветами. То, к чему ребенок относится негативно, что вызывает у него неприятные переживания, выглядит на ее рисунке аморфным, в темных однообразных цветах, как сплетение хаотических линий.

Дети любят рисовать цветы, животных, различные узоры, орнаменты.

С помощью цвета ребенок изображает не только внешний вид предмета, но и свое отношение к нему. Ребенок часто имеет определенный любимый цвет, которым разрисовывает все, к чему относится положительно. Поэтому на рисунках детей видим предметы, разрисованные в несвойственные для них цвета: красные листочки, красный мишка и тому подобное. С помощью цвета дети отражают динамику явлений: листочки весной зеленые, а осенью желтое; днем небо голубое, а ночью тёмно-синее, черное.

Отношение ребенка к изображенному отражают также композиция и размер объектов. Важнейший объект конечно больше других. Причем реальное соотношение размеров предметов часто не сохраняется.

Восприятие ребенком листа бумаги как поверхности, на которой размещается изображение подвергается возрастных изменений по следующим этапам [27].

1. Лист бумаги воспринимается как безграничная плоскость, на которой можно разместить все свои рисунки, не связанные между собой единым замыслом. Отдельные изображения расположены хаотично, не учитывают соотношение между предметами. Так, надувной шарик выходит изображенной так, что нить оказывается выше самой шарик. В течение рисования ребенок переворачивает лист, выходит за его пределы, рисуя на столе, на полу и т.

2. Ребенок ориентируется при рисовании на «верх» и «низ». Письмо делится на две части: небо и землю, а объекты располагаются между ними в пределах центральной полосы листа. Такая композиция наиболее характерна для рисунков детей дошкольного возраста и называется «фризовой».

3. Выделение левой и правой стороны листа. При этом ребенок учитывает также верх и низ листа, выделяя центральный участок (структурный центр) и размещая в нем главный объект (смысловой центр). Структурный центр рисунка выступает одновременно и смысловым.

Наблюдение за графической деятельностью детей в раннем возрасте показывают, что период недифференцированного чертежи «графического беспорядка» преобладает в первом полугодии второго года. После полутора лет ребенок уже может чертить карандашом, делая движения только в пределах листа бумаги; это показывает, что может быть внесен определенный «порядок» в чертежи. К концу второго года ребенок уже подражая, чертит прямые линии, в первое полугодие третьего года чертит кривую замкнутую линию, а к концу третьего года уже начинает изображать предметы, которые поразили ребенка, и даже начинает своеобразно изображать человека.

Переход ребенка от доизобразительной деятельности к изобразительной включает две достаточно четко определены стадии: сначала возникает узнавание объекта в случайном сообщения линий, затем — целое направленное изображения [26].

Последовательный переход доизобразительной и начальной изобразительной деятельности через определенные состояния развития показывает, что в этой деятельности отражается развитие ребенка.

Для диагностики навыков изобразительного творчества мы использовали простую, но в то же время наглядную методику диагностики, разработанную М. Монтессори.

В эксперименте принимали участие 10 детей среднего дошкольного возраста. Дети пошагово прошли констатирующий, формирующий и контрольный этапы деятельности с тем, чтоб проследить динамику развития изобразительных навыков.

Процедура диагностики:

Констатирующий этап Дидактические игры на закрепление цветов, формы, текстуры предметов Рамки-вкладки (по системе М. Монтессори) Цель: учить узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительное восприятие и на ощупь); готовить детей к овладению письмом и рисованием; знакомить с геометрической терминологией.

Используя рамки и вкладыши можно проводить следующие игры:

1) Найдите Рамки к вкладышам и вставьте их.

2) Обведите контур фигуры по рамке (по вкладышу).

4) Сделайте орнамент из фигур.

5) Нарисуйте картинку.

6) Узнайте фигуру на ощупь.

Рис.

1. Прохождение констатирующего этапа эксперимента.

Мы оценивали выполнение каждого задания по трехбалльной шкале (1˗ упражнение не выполнено, 2˗упражнение выполнено, но не полностью, 3˗ выполнено в полной мере). Суммируем баллы у 10˗ти детей мы получаем общую картину изобразительных навыков и готовности к ним у детей среднего школьного возраста. Особенности рисования картинки: детям предложена картинка ˗ изображение мишки. Оценки за рисование (контур +раскрашивание 3 балла, контур ˗ 2 балл, отдельные элементы или линии ˗ 1балл).

Таблица 1.

Результаты констатирующего эксперимента.

Вид упражнения Нарисовать картинку Найти рамки к вкладышам Контур фигуры по рамке Орнамент из фигур Узнать фигуру наощупь Баллы 20 18 22 18 18.

Рис 2. Наглядное представление результатов констатирующего эксперимента.

Согласно результатам констатирующего эксперимента мы можем сделать заключение, что у детей присутствуют начальные изобразительные навыки, но они нуждаются в развитии и совершенствовании.

§ 2.

2. Реализация условий формирования изобразительных навыков у дошкольников.

В качестве формирующего эксперимента мы провели 1 полное занятие и ряд дидактических игр с детьми на улучшение изобразительных навыков. Рассмотрим структуру занятия и его особенности проведения.

Структура занятия.

1. Организационный момент.

2 мин Приветствие, проверка готовности воспитанников к занятия.

2. Настройка воспитанников на работу.

6 мин Сообщения темы, цели занятия, создание положительного настроения.

3. Актуализация (воспроизведение) опорных знаний.

5мин Актуализация проходит в виде рассказа о трех основных цвета; об образовании дополнительных и производных цветов путем смешивания основных.

4. Закрепление знаний об основных и дополнительных цвета, навыков для получения нужного цвета путем смешивания красок.

1 этап — 5 мин.

2 этап 10 мин.

3 этап — 5 мин.

4 этап — 20 мин.

5 этап — 5 мин Закрепление знаний, навыков проходит в 5 этапов: 1 этап — рисунок наброска основного центрального элемента на бумаге; 2 этап — нанесение основного цвета на центральный элемент; 3 этап — смешивание основных цветов на палитре для получения дополнительных цветов; 4 этап — заполнение фона вокруг центрального элемента (выполняется дополнительными цветами); 5 этап — завершение работы, нанесение последних штрихов и деталей.

5. Заключительный этап занятия.

5 мин Подведение итогов занятия. Экспозиция работ, анализ.

Дидактические игры включались в основную программу и проводились 4 дня (по игре в день). Краткое содержание игр:

Дидактическая игра «Узнай и дорисуй».

Цель: упражнять детей в развитии внимания, развивать чувство симметрии; выявить уровень знаний в выборе цвета предмета и последующей заштриховки.

Ход игры На листах бумаги изображена половина предмета (цветок, избушка, елка …). Нужно дорисовать вторую частицу рисунка и закрасить его.

Рис.

3. Процедура выполнения игры «Узнай и дорисуй».

Дидактическая игра «Так или иначе».

Цель: учить детей в композиции картины замечать ошибку, нарушение целостного сочетания цветов.

Ход игры. В композиции картины, выполненной в холодной гамме, вводится яркий цвет (накладывается клочок бумаги, нарушает целостное сочетание цветов). Дети должны найти ошибку, определить цветовую гамму и объяснить, почему стало некрасиво.

Дидактическая игра «Дорисуй узор».

Цель: упражнять детей в развитии внимания, памяти, развивать чувство симметрии с последующей раскраской.

Ход игры. На листе бумаги нарисован начало рисунка. Детям нужно продолжить узор дальше и раскрасить.

Дидактическая игра «Назови правильно цвет».

Цель: выявить уровень сформированности восприятия и определения цвета предметов.

Ход игры.

На листе бумаги изображены предметы разные по цвету. Ребенку нужно ответить на вопрос «Какого цвета (яблоко, звездочка …)».

Дидактическая игра «Составь натюрморт» (по аналогии портрет, пейзаж) Цель: совершенствовать композиционные навыки умения создавать композицию на определенную тему (натюрморт), выделять главное, устанавливать связи, расположить изображения в пространстве.

Ход игры.

В конверте находятся изображения различных овощей, фруктов, а также различных ваз, тарелок, блюд, корзинок. Детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.

Рис.

4. Выполнение натюрмортов Для контрольного эксперимента мы повторно выполняем диагностику по М. Монтессори как в констатирующем этапе, чтоб сравнить исходные данные и результаты после программы развития изобразительных навыков.

Таблица 2.

Результаты контрольного эксперимента.

Вид упражнения Нарисовать картинку Найти рамки к вкладышам Контур фигуры по рамке Орнамент из фигур Узнать фигуру наощупь Баллы 26 22 28 21 23.

Рис 5. Наглядное представление результатов контрольного эксперимента.

Рис.

6. Сравнительная диаграмма констатирующего и контрольного этапов исследования.

На диаграмме мы видим улучшение показателей, наилучшие результаты были продемонстрированы в упражнениях на рисование картинки и обведение контуров. Таким образом, мы можем отметить эффективность применений наших методик для улучшения изобразительных навыков у детей дошкольного возраста. Значительное улучшение может быть достигнуто при более длительном внедрении методик и упражнений подобного содержания как в формирующем эксперименте.

Выводы.

Творческая деятельность дошкольника состоит из многих компонентов. Ее специфическая составляющая — фантазия: самая высокая напряжение личных эмоциональных и духовных сил, когда замысел становится реально существующим «художественным явлением» и воплощается в «художественном произведении».

ВЫВОДЫ об особенностях изобразительной деятельности у ребенка до 3-х лет:

— Ооразотворча деятельность носит продуктивный характер, выступает разновидностью детского творчества;

— Изобразительная деятельность зарождается на основе потребности ребенка в активности, в познании окружающего, в подражании взрослых;

— Изобразительные действия возникают из 2-х гг. На основе предметных действий малыша с карандашом при появлении осмысления его следов на поверхности;

— Признаком собственно изобразительной деятельности ребенка является названия ней изображенного, что связано с развитием знаковой функции сознания;

— Формирование у ребенка техники рисования происходит на основе его потребности быть понятной для взрослого, установить с ним контакт через рисунок.

Итак, развитие изобразительных навыков играет большое значение для всестороннего развития личности. В процессе создания изображения у ребенка формируются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Во время изобразительной деятельности ребенок имеет возможность средствами выразить свое эмоциональное состояние, свое отношение к окружающему миру, учится самостоятельно создавать прекрасное, замечать его в повседневной жизни, в произведениях искусства.

Во время выполнения работ по изобразительной деятельности у ребенка происходит тренировка движений пальцев рук. Известно, что развитие зон мозга, которые отвечают за речь, происходит под влиянием импульсов, идущих от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и развитие речи, хотя общая физическая активность ребенка при этом может быть нормальной.

Для развития воображения, творческой активности используют нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Овладение ребенком не только определенной суммой знаний и умений, но и способностью в разумных пределах фантазировать, активно мыслить.

Таким, образом мы можем сформировать заключение об особенностях развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:

— Содержание рисунков дошкольника обусловлено опытом ознакомлению с окружающим, развитием его умственной деятельности и изобразительных умений, индивидуально-половыми особенностями (отношением к предмету, интересами);

— Дошкольники используют такие выразительные средства как линия и цвет (ведущие), композиция и величина, владение которыми совершенствуется и позволяет старшему дошкольнику передать богатое содержание рисунка;

— Рисование дошкольника тесно переплетается с игрой и речью;

— В процессе формирования изобразительных навыков развивается умение создавать и воплощать замысел. Сначала рисование происходит без замысла, затем замысел создается по ходу рисования, и — наконец — формируется до начала рисования.

Акишев СВ. Активизация творческих проявлений в танце старших дошкольников: Автореф. дис… кан. пед. наук 13.

00.01 / АПН НИИ дошкольного воспитания. — М., 1989. -16 с.

Бурокова Л. В. Формирование познавательной активности у старших дошкольников при изучение сезонных явлдений природы: Дыс канд. пед. наук: 13.

00.01. — К., 1994. — 168 с.

Ветлугина Н. А. Развитие художественного творчества детей / Н. А. Ветлугина // Художественное творчество и ребенок. —.

М.: Просвещение, 1972. — С. 37−48.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1967.-С. 78.

Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности .- М., 1995 г.

Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.

М., 2000 г.

Давидчук.

А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. — М.: Просвещение, 1973. — 76 с.

Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная педагогическая психология / В. В. Давыдов. — М.: Просвещение, 1973. -С.25−32.

Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996 г.

Данилина Т.А., Зедгенидзе В. Я., Степанина Н. М. В мире детских эмоций: Пособтие для практических работников ДОу. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 160 с.

Запорожец А. В. О действенном характере восприятия предмета / А. В.

Запорожец // Доклады АПН РСФСР. — 1962. — № 1. — С. 77 — 80.

Запорожец А. В., Ветер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие / Под ред А. В. Запорожца. — М.: Просвещение, 1967.-324 с.

Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. — М, 1996 г.

Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников — М., 1980 г.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду; Обучение и творчество. — М., 1990.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность дошкольников / В кн.: Воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Л. Н. Проколиенко. — К.: Рад школа, 1991. — С. 246−267.

Комарова Т. С. Формирование способности к регуляции рисовальных движений руки у детей дошкольного возраста / Т. С. Комарова // Генезис сенсорных способностей. ;

М.: Педагогика, 1976. — С. 162−202.

Комарова, Т. С. Дети в мире творчества / Т. С. Комарова.

М.: Мнемозина, 1995.-160 с.

Комарова, Т. С. Пути и средства формирования замысла в изобразительном творчестве / Т.С.Комарова//Дошкольное воспитание. —1981. № 11.

Кравков С. В. Глаз и его работа / С. В. Кравков. -М.-Л.:Изд-во.

АПНСССР, 1950.-53 с.

Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика, 1981. — 240 с.

Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта / В. С. Мухина. — М.: Педагогика, 1981.-240 с.

Некрасова-Каратеева О. Л. Детское творчество в музее: [учеб. пособ.] / О. Л.

Некрасова-Каратеева. — М.: Высшая школа, 2005. — 207 с.

Новикова, Е. В. Курс лекций «Теория и методика развития детского изобразительного творчества"/ Е. В. Новикова: учебное пособие для студентов/ Глазов, 2011.-140 с.

Парамонова Л., Ударовских Г. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. -1985. — № 7. — С. 46—49.

Поламарчук Л. Н. Формирование художественно-эстетической компетенции детей дошкольного возраста. Запорожье: ЛИПСЛтд., 2002. -112 с.

Полуянов Ю. А. Дети рисуют. — М., 1988.

Проп В. Я. Морфология сказки. — М., 1969.

Саккулина, Н. П. Рисование в дошкольном детстве./ Н. П. Сакулина. — М.: Просвещение, 1965.-213 с.

Сакулина Н. П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учеб. пособ. [для пед]. — М.: Училищ, 1979. — С.22—53.

Сказка как источник творчества детей: Пособие для пелагогов дошкольных учреждений / Науч. рук. Ю. А. Лебедев. — М.: ВЛАДОС, 2001.-288 с.

Смирнова Е. О. Психология ребенка от рождения до 7 лет. — М.: Школа-Пресс. ;

1997. — С. 250−257.

Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. — М.: Изд. Центр «Академия», 1997. — С. 95−98.

Художественное творчество и ребенок / Под ред. Ветлугиной Н. А. — М: Педагогика, 1982.-287 с.

Шаграева О. А. Детская психология. Теоретический и практический курс. — М.: ВЛАДОС, 2001. — С. 259−268.

Показать весь текст

Список литературы

  1. СВ. Активизация творческих проявлений в танце старших дошкольников: Автореф. дис… кан. пед. наук 13.00.01 / АПН НИИ дошкольного воспитания. — М., 1989. -16 с.
  2. Л.В. Формирование познавательной активности у старших дошкольников при изучение сезонных явлдений природы: Дыс канд. пед. наук: 13.00.01. — К., 1994. — 168 с.
  3. Н. А. Развитие художественного творчества детей / Н. А. Ветлугина // Художественное творчество и ребенок. — М.: Просвещение, 1972. — С. 37−48.
  4. Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1967.-С. 78.
  5. Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности .- М., 1995 г.
  6. Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2000 г.
  7. ДавидчукА.Н. Конструктивное творчество дошкольника. — М.: Просвещение, 1973. — 76 с.
  8. В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная педагогическая психология / В. В. Давыдов. — М.: Просвещение, 1973. -С.25−32.
  9. В.В. Теория развивающего обучения. — М., 1996 г.
  10. Т.А., Зедгенидзе В. Я., Степанина Н. М. В мире детских эмоций: Пособтие для практических работников ДОу. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 160 с.
  11. А. В. О действенном характере восприятия предмета / А. В. Запорожец // Доклады АПН РСФСР. — 1962. — № 1. — С. 77 — 80.
  12. А. В., Ветер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие / Под ред А. В. Запорожца. — М.: Просвещение, 1967.-324 с.
  13. Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. — М, 1996 г.
  14. Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников — М., 1980 г.
  15. Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду; Обучение и творчество. — М., 1990.
  16. Т. С. Изобразительная деятельность дошкольников / В кн.: Воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Л. Н. Проколиенко. — К.: Рад школа, 1991. — С. 246−267.
  17. Т. С. Формирование способности к регуляции рисовальных движений руки у детей дошкольного возраста / Т. С. Комарова // Генезис сенсорных способностей. — М.: Педагогика, 1976. — С. 162−202.
  18. , Т.С. Дети в мире творчества / Т. С. Комарова.- М.: Мнемозина, 1995.-160 с.
  19. , Т.С. Пути и средства формирования замысла в изобразительном творчестве / Т.С.Комарова//Дошкольное воспитание. —1981.- № 11.
  20. С. В. Глаз и его работа / С. В. Кравков. -М.-Л.:Изд-воАПНСССР, 1950.-53 с.
  21. В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика, 1981. — 240 с.
  22. В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта / В. С. Мухина. — М.: Педагогика, 1981.-240 с.
  23. Некрасова-Каратеева О. Л. Детское творчество в музее: [учеб. пособ.] / О. Л. Некрасова-Каратеева. — М.: Высшая школа, 2005. — 207 с.
  24. , Е.В. Курс лекций «Теория и методика развития детского изобразительного творчества»/ Е. В. Новикова: учебное пособие для студентов/ Глазов, 2011.-140 с.
  25. Л., Ударовских Г. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. -1985. — № 7. — С. 46—49.
  26. Л.Н. Формирование художественно-эстетической компетенции детей дошкольного возраста. Запорожье: ЛИПСЛтд., 2002. -112 с.
  27. Ю.А. Дети рисуют. — М., 1988.
  28. В.Я. Морфология сказки. — М., 1969.
  29. , Н.П. Рисование в дошкольном детстве./ Н. П. Сакулина. — М.: Просвещение, 1965.-213 с.
  30. Н. П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учеб. пособ. [для пед]. — М.: Училищ, 1979. — С.22—53.
  31. Сказка как источник творчества детей: Пособие для пелагогов дошкольных учреждений / Науч. рук. Ю. А. Лебедев. — М.: ВЛАДОС, 2001.-288 с.
  32. Е. О. Психология ребенка от рождения до 7 лет. — М.: Школа-Пресс. — 1997. — С. 250−257.
  33. Г. А. Дошкольная психология. — М.: Изд. Центр «Академия», 1997. — С. 95−98.
  34. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Ветлугиной Н. А. — М: Педагогика, 1982.-287 с.
  35. О.А. Детская психология. Теоретический и практи-ческий курс. — М.: ВЛАДОС, 2001. — С. 259−268.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ