Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Восприятие друг друга при взаимодействии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поведение, манеры и стиль — предпринимаемые действия, совершаемые поступки, экспрессивные реакции, а также то, как человек входит, садится, разговаривает, какова его мимика, куда направлен его взгляд и как он смотрит (в упор «глаза в глаза», скользящим взглядом или избегая контакта глаз), какие у него характерные жесты, тембр и громкость голоса, ритм и манера говорения, какое место за столом… Читать ещё >

Восприятие друг друга при взаимодействии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Взаимодействие в образовательном процессе связано не только с обучением и развитием, но и с восприятием друг друга его участниками, поэтому эффективность обучения зависит от того, как обучающий и обучаемый воспринимают друг друга. Процесс восприятия связан с перцептивной компетентностью, способствующей взаимопониманию участников общения. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе его оценки. С точки зрения социальной психологии имидж является разновидностью образа, возникающего в результате социального познания. Термин «социальное восприятие», или " социальная перцепция", впервые был введен американским психологом Дж. Брунером, который показал, что восприятие других людей зависит не только от их личностных и профессиональных характеристик, но и от социокультурных факторов. Перцептивный процесс исследует четыре параметра:

  • 1) субъект восприятия;
  • 2) объект восприятия;
  • 3) собственно процесс восприятия;
  • 4) сформировавшийся образ как результат этого процесса.

При оценке самого себя и других людей обычно оценивается их социальный статус, роль и влияние в обществе, в группе, причем на практике замечено, что чем выше социальный статус оцениваемого, тем, как правило, благоприятнее образ человека.

В процессе деловой коммуникации перцептивная функция выступает в роли регулятора общения, а выбор человеком той или иной линии поведения в каждой конкретной ситуации взаимодействия предполагает восприятие-оценку основных ее элементов, а именно:

  • — партнеров по взаимодействию;
  • — самого себя;
  • — ситуативного контекста общения в целом.

По каким признакам человек узнает о том, как его воспринимают и оценивают партнеры по взаимодействию? Эту информацию обычно получают, как было отмечено в гл. 5, методом наблюдения и анализа. Человек наблюдает за реакцией людей на свое поведение и осуществляемые действия или принимаемые решения, а также сравнивает эти реакции с тем, что их вызвало. В итоге на основе анализа оценок и реакций других человек может косвенно судить о своих личностных и профессиональных качествах, об уровне оценки своего поведения другими.

Восприятие другого человека может быть адекватным (т.е. соответствующим действительности) и (или) искаженным из-за приписывания личности (по разным причинам) некоторых свойств. Часто отражение другого бывает неадекватным из-за индивидуальных особенностей партнера и отсутствия навыков общения, а также слабо развитых умений «читать» характер или намерения других по элементам физиогномики или невербальным сигналам. Так, по данным психологов (например, Е. Е. Смирновой) правильно оценить род занятий по первому впечатлению умеют лишь 50% человек. Как правило, так же поверхностно запоминается внешний облик людей. Каждый пятый неверно запоминает рост (высокий, средний, низкий), каждый четвертый — цвет глаз и волос, почти половина людей не могут правильно воспроизвести тип и выражение лица, форму носа. Лишь один из 10 способен довольно точно обрисовать прическу, одежду, осанку, своеобразие голоса и жестикуляции.

Межличностная перцепция рассматривается как процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга. Навыки адекватной оценки участников взаимодействия в образовательном процессе проявляются, как правило, в умении понимать настроение других по вербальному и невербальному поведению. Так, например, для определения параметра превосходства, оценки статуса участника взаимодействия в распоряжении каждого имеется как минимум два основных источника информации:

  • 1) внешний вид, т. е. физические характеристики человека (внешняя привлекательность, рост, цвет глаз, густота волос), его одежда и ее адекватность ситуации взаимодействия, эстетика и вкус, а также такие атрибуты, как знаки отличия: очки, прическа, награды, аксессуары, а в определенных случаях машина, обстановка кабинета, подарки и т. п.;
  • 2) поведение, манеры и стиль — предпринимаемые действия, совершаемые поступки, экспрессивные реакции, а также то, как человек входит, садится, разговаривает, какова его мимика, куда направлен его взгляд и как он смотрит (в упор «глаза в глаза», скользящим взглядом или избегая контакта глаз), какие у него характерные жесты, тембр и громкость голоса, ритм и манера говорения, какое место за столом он предпочитает занять.

Вместе с тем необходимо помнить о том, что эти источники реально значимы лишь потому, что информация заложена в них в соответствии с исторически сложившимися стереотипами первого впечатления. Как свидетельствует практика, в большинстве случаев, отдавая предпочтение тому или иному специалисту, окружающие его люди часто опираются не на рациональные доводы и критический анализ его достижений, разработанных программ и проектов, не на детальное изучение его биографии, личных и профессиональных качеств, а полагаются, скорее, на интуицию, порой домыслы и на комплекс внешних впечатлений о человеке, т. е. на сто визуальный образ, имидж.

В связи со сказанным для достижения профессионального успеха и реализации планируемой карьеры ключевым фактором является позитивное представление педагога о самом себе, способность эффективно и продуктивно устанавливать первый контакт и взаимоотношения с разными людьми, умение создавать и использовать презентационные материалы, навык саморекламы и позиционирования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой