Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проектный метод как способ реализации компетентностного подхода в образовании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Метод проектов — это деятельность студентов, осуществляемая под присмотром и при помощи руководителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой проблемы. Проект предусматривает сочетание индивидуально-творческой и самостоятельной познавательно-поисковой работы. С позиции компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной… Читать ещё >

Проектный метод как способ реализации компетентностного подхода в образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В данном разделе рассмотрим отличия проектного метода от других методов реализации компетентностного обучения и способ его реализации.

Основные понятия и предпосылки к использованию проектного метода

Необходимость поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учение, организовать его взаимодействие с другими учениками, придать учебному процессу практическую направленность заставляет обращаться в рамках компетентностного подхода к таким технологиям обучения, как «метод проектов».

С позиции компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, акцентируется внимание на способности использовать полученные знания, создаются особые отношения между студентами и преподавателем.

При использовании метода проектов меняется роль преподавателя. Преподаватель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главной задачей преподавателя становится не передача конкретных знаний, а передача способов работы. Свою работу учащиеся предъявляют скорее своим товарищам, чем преподавателю.

Существенное внимание уделяется организации самостоятельной работы учащихся. Студенты учатся самостоятельно пользоваться справочными материалами, литературой и техническими средствами обучения. Самостоятельная работа влияет на становление характера учащегося, развивает аккуратность, настойчивость в определении трудности.

Следует согласиться с мнением Гамсковой Н. Д., которая считает, что проектный метод имеет не только травматический, но и большую общеобразовательную значимость: он формирует у учащихся социальную компетенцию (умение самостоятельно действовать в социальных ситуациях), развивает чувство ответственности за конечный результат, умение публично выступать, чтобы доказательно и аргументировано провести презентацию данного проекта.

Проект — буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

Проект — это работа над выбранной темой, где главными являются содержание и предъявление результатов.

Метод проектов — это деятельность студентов, осуществляемая под присмотром и при помощи руководителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой проблемы. Проект предусматривает сочетание индивидуально-творческой и самостоятельной познавательно-поисковой работы.

Проектная деятельность включает основные принципы компетентностного подхода:

  • * повышается мотивация к изучению данного предмета;
  • * воспитывается положительное отношение к обучению;
  • * имеет образовательную и воспитательную ценность;
  • * удовлетворяется потребность студентов в самореализации;
  • * задание становится для учащегося лично значимой;
  • * обучение происходит через деятельность;
  • * возрастает ценность полученных результатов для учащегося;
  • * у студентов происходит осознание процесса обучения;
  • * воспитывается умение интегрировать все полученные ранее знания, умения навыки;
  • * проект затрагивает реальные и важные для учащихся проблемы и темы.

Образовательная ценность метода проектов заключается в том, что учащиеся осуществляют самостоятельную исследовательскую деятельность, активизируется межпредметные связи.

Проектная работа является более длительной и трудной как для преподавателя так и для учащегося. Она сложнее, чем обычные упражнение или домашняя работа, но одновременно она более творческая и интересная. Учащийся имеет возможность работать самостоятельно и независимо, делится своими идеями, ответственностью за свою часть работы. Проект всегда предполагает развитие коммуникативных способностей. И экспериментирование с чем-то реальным, а не книжным.

В процессе работы над проектом учащиеся приобретают следующие знания, умения, навыки:

используют изученный материал при изучения нового материала;

приобретут навыки публичного выступления перед аудиторией;

отработают умение выбирать главное из темы;

приобретут умение самостоятельно и независимо решать коммуникативные задачи.

Работая над проектом, учащиеся используют на практике знание, умения и навыки, методы, полученные в других областях знаний. Только такого рода работа способствует развитию познавательной активности, взаимоответственности, навыков взаимодействия с другими членами коллектива, способствует развитию умения вести исследовательскую работу.

В ходе работы над проектом развиваются все необходимые качества говорения: целенаправленность, функциональность, ситуативность. Учащиеся получают осязаемый результат, а также у них формирует творческое отношение к познавательной и практической деятельности. Проект должен создать условие для формирования идей, взглядов, убеждений, качеств личности, способствовать правильной самооценке, развитию самостоятельности, формированию гражданской активности.

Использование проектных методик на уроках является хорошей пропедевтикой педагогики сотрудничества.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой