Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные подходы формирования национального сознания учащихся начальных классов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди условий, значимых для эффективного функционирования экспериментальной системы, ведущими оказались: создание ситуаций внутреннего восприятия учащимися знаний об украинской культуре как самоцінну средствами использования заданий, которые содержались в разработанном учебно-методическом пособии (собственные чувства относительно конкретных мыслей героев произведения о патриотизме, оценка… Читать ещё >

Основные подходы формирования национального сознания учащихся начальных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Критериями сформированности национального сознания младшего школьника считаются: степень самоценного отношения к украинского языка и других национальных ценностей; степень активности в утверждении ценностей украинской культуры в различных видах деятельности. Показатели самоценного отношения учащихся к украинского языка и других национальных ценностей: сформированность мотивов их усвоения; знание ценностей национальной культуры; связь продуктов самостоятельной деятельности детей с национальными ценностями.

Показатели активности учащихся в утверждении ценностей украинской культуры в различных видах деятельности: наличие фактов утверждения ребенком в кругу семьи и школе значимости национальной культуры для развития личности и общества; систематичность и самостоятельность в создании различных продуктов творчества в сфере национального искусства по собственному желанию; устойчивость гражданской позиции в различных ситуациях.

За этими критериями сформированности национального сознания младшего школьника необходимо отметить три группы учащихся, находящихся на высоком, среднем, низком уровнях овладения национальными ценностями.

В ходе практической работы над данной проблемой определено отношение младших школьников к ценностям национальной культуры на начало эксперимента, которое в целом свидетельствовало о целом ряде проблем в сфере педагогического стимулирования развития национального сознания и самосознания ученика. В частности, из 70 учеников, которые принимали участие в эксперименте в его начале, 57,1% не знали «Гимн Украины», 60% не считали, что украинские песни являются одними из самых мелодичных в мире, 80% не осознавали потребность в углублении знаний об истории украинского народа и прочее. Результаты реализации задачи по установлению уровней сформированности у младших школьников мотивов самоформирования знаний о национальных ценностях в конце первого года эксперимента показали, что надо продолжать кропотливую работу по созданию условий для формирования у детей личностного смысла овладения национальными ценностями, актов целеполагания в этом направлении. Интересными являются полученные данные относительно рангов значимости основных национальных ценностей для младших школьников. Среди ценностей, которые больше всего привлекали детей в ходе формирующего эксперимента, на первом месте была литературная народное творчество и только на втором — литературная речь. Народные традиции заняли лишь пятое место, музыкальное народное творчество — шестое, а декоративно-прикладное искусство — седьмое.

Среди условий, значимых для эффективного функционирования экспериментальной системы, ведущими оказались: создание ситуаций внутреннего восприятия учащимися знаний об украинской культуре как самоцінну средствами использования заданий, которые содержались в разработанном учебно-методическом пособии (собственные чувства относительно конкретных мыслей героев произведения о патриотизме, оценка действий героев конкретного произведения, сочинение-миниатюру на определенную тему и т. д.); перенос акцента в воспитательной работе на усвоение учащимися народных традиций, сущности украинских обрядов, народных праздников, легенд, преданий, обычаев на основе их участия в театрализованных уроках и внеурочных часах, театральных спектаклях школьного театра «Вертеп»; повышение удельного веса такого воспитательного метода, как сочинение-миниатюра (ученики писали сочинения: «Украина — моя Родина», «Праздник Крещения», «Почему мне запали в сердце определенные строки произведения „Перебендя“ Т. Шевченко» и др.); сочетание оценок и самооценки младшими школьниками эффективности определенного национально-ориентированного воспитательного мероприятия; включение детей в поисковую работу, связанную с секретами народного календаря, выпекания хлеба, создание продуктов народного творчества и прочее; систематического практикования решения учащимися проблемных ситуаций, связанных с продуктами народного творчества.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой