Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия формирования логического мышления у младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Низкий уровень адаптации: отношение школьника к обучению в школе отрицательное или индифферентное, преобладает сниженный фон настроения, часты жалобы на здоровье, нарушает дисциплину, с трудом самостоятельно выполняет задания, в классе не имеет друзей, учебный материал усваивается отрывочно. Адаптация будет проходить успешнее, если ребенок психологически готов к обучению в школе, при этом очень… Читать ещё >

Педагогические условия формирования логического мышления у младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В начальных классах не всегда уделяют достаточного внимания развитию логического мышления и считают, что все необходимые мыслительные навыки разовьются с возрастом самостоятельно. Данное обстоятельство приводит к замедлению роста формирования логического мышления детей и, как следствие, их интеллектуальных способностей, что не может не сказаться отрицательно на динамике их индивидуального развития в последующем.

Поэтому существует объективная необходимость поиска таких педагогических условий, которые способствовали бы наиболее эффективному развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста, значительному повышению уровня освоения детьми учебного материла.

При обосновании педагогических условий формирования логического мышления младших школьников мы исходили из следующих положений:

  • — обучение и развитие представляют собой единый взаимосвязанный процесс, продвижение в развитии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний (Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занкова, E.H.Кабанова-Меляер и др.);
  • — важнейшим условием успешного обучения является целенаправленное и систематическое формирование у обучаемых навыков осуществления логических приемов (С. Д. Забрамная, И. А Подгорецкая и др);
  • — формирование логического мышления не может осуществляться изолированно от учебного процесса, оно должно быть органично соединено с развитием предметных умений, учитывать особенности возрастного развития школьников (Л. С. Выготский, И. И. Кулибаба, Н. В. Шевченко и др.).

Из этого следуют педагогические условия формирования логического мышления младших школьников:

— наличие у педагогов устойчивой направленности на развитие логического мышления,.

  • -обеспечение мотивации учащихся к освоению логических операций,
  • — реализация деятельностного и личностно ориентированного подходов к развитию логического мышления, обеспечение вариативности содержания занятий

Педагогическими условиями развития логического мышления у детей младшего школьного возраста является, прежде всего, использование различных средств и методов.

Для развития логического мышления имеются и разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом Дьенешем. Фигуры различны форме (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники), по цвету (жёлтые, синие, красные), размеру (большие и маленькие), по толщине (толстые и тонкие). Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, к ним относятся: выявление свойств, их сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а так же логические операции.

Дети научатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы, при этом развивая логическое мышление детей.

С геометрическими фигурами ребёнок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, делит, и рассуждает.

Возможны задания с логическими блоками:

— логические ряды (найти предмет, который по каким-то параметрам отличается от остальных в ряду);

— найти логические связи (например, сходные предметы: маму и малыша, животное и его пищу);

  • — лабиринты (прохождение разнообразных лабиринтов);
  • — разделить предметы по признакам (например: фрукты и овощи, буквы и цифры и т. д.);
  • — исправление ошибок (исправить неправильную форму или цвет предмета);

Базовым условием в данном комплексе условий выступает наличие у педагогов устойчивой направленности на развитие логического мышления младших школьников. В процессе школьного обучения учащемуся необходимо не просто сообщать «сумму знаний», но и формировать у него систему взаимосвязанных знаний, образующих внутреннюю упорядоченную структуру. Формирование упорядоченной системы знаний, в процессе которого различные сведения постоянно сопоставляются друг с другом требуют от педагога перестройки традиционно сложившейся структуры урока, выделения мыслительных операций в учебном материале, направленности его деятельности на обучение учащихся логическим операциям.

Вторым важнейшим условием является обеспечение мотивации учащихся к освоению логических операций в обучении. Со стороны педагога, стимулировать попытки учащихся провести обобщение, анализ, синтез и т. п. Попытка младшего школьника, пусть и неудачная, осуществить логическую операцию должна оцениваться выше, чем конкретный результат приобретения знаний.

Следующим условием является реализация деятельностного и личностно ориентированного подходов в развитии логического мышления.

Активная, в первую очередь, сознательная деятельность младших школьников является основой высокого уровня формирования логического мышления. Структура учебного материала должна быть ориентирована на самостоятельное и обоснованное добывание знаний учащимися. В противном случае — знания формальны. Важна ориентация на процесс обучения, а не только на результат. Реализация идей личностно ориентированного подхода позволяет вывести каждого учащегося на высокий уровень развития логического мышления, что обеспечит успех при усвоении учебного материала в образовательном учреждении на последующих этапах обучения Составление системы вариативных заданий, адекватной возрастным и индивидуальным особенностям личности учащегося также является педагогическим условием формирования логического мышления младших школьников. Использование комплекса логических заданий, многообразия методов обучения позволит повысить продуктивность и динамику развития логического мышления младших школьников.

А.С. Урунтаев отмечает, что необходимым условием формирования логического мышления ребенка является обучение его сравнивать, обобщать, анализировать, развивать речь, научить ребенка писать. Так как механическое запоминание разнообразной информации, копирование взрослых рассуждений ничего не дает для развития мышления детей.

Необходимо сказать о педагогических средствах, используемых на уроках изобразительного искусства для формирования логического мышления.

Преподавание этого предмета требует обеспечения высокой степени наглядности обучения. В распоряжении педагога-художника имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, кинофильмы, мультимедийные презентации. Но все же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске на листе бумаги или на полях альбома самого ученика.

Педагогическим рисованием принято называть изобразительную деятельность учителя, связанную с иллюстрированием учебного материала, дополняющее устное объяснение и осуществляемое непосредственно в ходе урока.

Обучение, воспитание и развитие ребёнка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства. Таким развивающим средством выступает игра.

Развитие мышления и речи решается также в непрерывной связи. При общении детей в игре речь активизируется, развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания, но и приобретать новые навыки, умения, развивать умственные способности. В этих целях используются специальные на умственное развитие ребёнка игры, насыщенные логическим содержанием. В сюжетно-ролевой, творческой играх отражаются впечатления детей об окружающем мире, понимании происходящих событий и явлений. В огромном количестве игр с правилами запечатлены разнообразные знания, умственные операции, действия, которые дети должны освоить. Освоение это идёт по мере общего умственного развития, вместе с тем в игре это развитие и осуществляется. С помощью дидактической игры детей приучают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие игры ставят перед детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях. Находить характерные признаки предметах и явлениях окружающего мира; Сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы.

Психологические особенности младших школьников, которые необходимо учитывать в процессе обучения, направленном на формирование логического мышления.

Начальный этап школьного обучения находится в возрастном диапазоне от 6−7 до 10−11 лет. Рассмотрим психологическую специфику данного этапа.

С каким бы уровнем готовности не поступал ребенок в школу, он не в состоянии сразу же включиться в школьную жизнь.

Процесс адаптации подчиняется психологическим закономерностям, которые следует учитывать в работе с первоклассниками.

Можно выделить три уровня адаптации:

  • 1) высокий уровень адаптации: отношение к школе у первоклассника положительное, учебный материал осваивается относительно легко, на уроках внимателен и прилежен, охотно участвует в общественной работе, в группе сверстников имеет высокий социальный статус;
  • 2) средний уровень адаптации: ученик положительно относится к школе, учебный материал усваивается, если преподносится подробно и наглядно, самостоятельно решает типовые задачи, поручения хорошо выполняет при контроле со стороны взрослого, внимание сосредоточено, если выполняет интересное дело, добросовестно выполняет общественные поручения, имеет много друзей среди одноклассников;
  • 3) низкий уровень адаптации: отношение школьника к обучению в школе отрицательное или индифферентное, преобладает сниженный фон настроения, часты жалобы на здоровье, нарушает дисциплину, с трудом самостоятельно выполняет задания, в классе не имеет друзей, учебный материал усваивается отрывочно. Адаптация будет проходить успешнее, если ребенок психологически готов к обучению в школе, при этом очень важно, чтобы в семье была дружеская атмосфера, отсутствовали конфликты.

Еще одна проблема, которую необходимо решать в начальной школе, — это существующие у детей различия в мотивациях, уровне развития психических процессов, знаниях, умениях и навыках.

Для восприятия младшего школьника характерна высокая эмоциональность и яркость воспринимаемых образов.

Первые школьные годы развивается механическая память, отстает в темпах опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенку хватает для усвоения материала и механической.

Ведущим видом деятельности ребенка после поступления в школу становится учебная деятельность.

Однако личностное развитие происходит и в рамках выполнения других видов деятельности (игровой, трудовой, общения).

Именно в различных видах деятельности формируются деловые качества, развивается мотивационная сфера.

К концу этого возрастного периода все большее значение приобретают взаимоотношения со сверстниками, поэтому можно использовать следующие методы воздействия: публичное одобрение в присутствии одноклассников достижений и поступков, соревнование со сверстниками и т. п.

Таким образом, учитывая личностные особенности ребенка младшего школьного возраста, можно находить более эффективные приемы воспитательного и развивающего воздействия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой