Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия развития у младших школьников интереса к народным традициям в процессе игровой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время в ряду актуальных проблем, требующих своего изучения и решения, выдвигается проблема развития у младших школьников интереса к народным традициям. Это объясняется противоречием между осознанием необходимости осуществлять учебно-воспитательный процесс с учетом народных традиций, национально-региональных особенностей и реальным введением народных традиций в школьную жизнь подчас… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к развитию у младших школьников интереса к народным традициям
    • 1. 1. Обзор подходов к трактовке понятия «интерес» в педагогической теории
    • 1. 2. Интерес к народным традициям как основа гармоничного развития личности младшего школьника
    • 1. 3. Развитие интереса в процессе игровой деятельности
    • 1. 4. Реализация игровой деятельности в школьном празднике
  • Выводы по 1 главе

Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности педагогических условий развития у младших школьников интереса в процессе игровой деятельности 88 2.1 .Педагогические условия развития у младших школьников интереса к народным традициям в процессе игровой деятельности в школьном празднике

2.2. Внедрение народных традиций в учебно-воспитательный процесс: результаты апробации

Выводы по 2 главе

Педагогические условия развития у младших школьников интереса к народным традициям в процессе игровой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Наше общество переживает сложнейший этап преобразований. За последнее десятилетие во всех сферах жизни произошли значительные изменения. В жизни общеобразовательной школы также произошли перемены: введены вариативные учебные планы, открываются новые типы учебных заведений (школа — сад, гимназия, лицей и т. д.), утвержден базисный учебный план, включающий федеральный, региональный и школьный компоненты, внедряется федеральная программа развития образования. Позитивные изменения в жизни общества, связанные с ее демократизацией, способствовали провозглашению педагогики сотрудничества, ориентира на общечеловеческие ценности. Вместе с тем в последние годы наблюдается дефицит финансового обеспечения образования, превращение образования в инструмент рыночных отношений, приверженность образования укладу, который очень часто не вписывается в быстроменяющиеся рыночные реалии современного общественного развития России.

В условиях сегодняшнего времени, происходящих в России реформ подрастающему поколению особенно необходимы активная жизненная позиция, инициатива, способность творчески решать стоящие перед ним проблемы. В связи с этим повышается роль образовательных учреждений в развитии личности во всей полноте ее интеллектуального, культурного, психологического и социального потенциала. Этот подход нашел свое отражение в Федеральном Законе «Об образовании» .

Мы согласны с мнением тех ученых, которые связывают этот процесс с обращением к национальным корням, народной культуре, народным традициям.

На сегодняшний день необходимость осуществлять учебно-воспитательный процесс с учетом народных традиций подтверждает Закон РФ «Об образовании», который призывает к защите и развитию системой образования национальных культур, региональных культурных традиций.(58).

Поэтому особое значение приобретает проблема развития интереса школьников к народным традициям.

Проблему формирования и развития интересов рассматривали Б. Г. Ананьев (5), А. Г. Ковалев (73), С. Л. Рубинштейн (172), А. К. Дусавицкий (51), В. И. Додонов (50), В. Н. Мясищев (126), Н. Г. Морозова (121,122), Г. И. Щукина (235,236,237), В. Г. Иванов (64), А. К. Маркова (108), В. А. Крутецкий (82) и многие другие.

О роли народных традиций в обучении и воспитании писали К. Д. Ушинский (213,214), Л. Н. Толстой (209), Г. С. Виноградов (ЗО), В. А. Сухомлинский (208,209,211), Г. Н. Волков (32,33), В. Л. Аникин (7), А. И. Лазарев (86,87,88), Ю. П. Азаров (2), Л. Н. Лазарева (89,90), З. П. Васильцова (28). Но проблема развития интереса к народным традициям у детей младшего школьного возраста исследователями разной профессиональной принадлежности рассмотрена недостаточно.

Мы предлагаем один из возможных путей решения проблемы развития интереса к народным традициям у детей младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности.

Изучение вопроса развития интереса младших школьников к народным традициям позволило выделить следующие противоречия:

• между осознанием необходимости осуществлять учебно-воспитательный процесс с учетом народных традиций, национально-региональных особенностей и реальным стихийным, неосознанным введением народных традиций в школьную жизнь;

• между осознанием необходимости развития интереса к народным традициям у учащихся младших классов и недостаточной разработанностью эффективных средств, форм, методов для этого.

На основании опыта работы общеобразовательной школы, анализа психолого-педагогической литературы, поиска средств преодоления названных нами противоречий была сформулирована проблема исследования: определить педагогические условия развития у младших школьников интереса к народным традициям.

Решение этой проблемы определяет выбор темы нашего исследования: «Педагогические условия развития у младших школьников интереса к народным традициям в процессе игровой деятельности» .

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать, экспериментально проверить педагогические условия, способствующие развитию интереса к народным традициям в процессе игровой деятельности.

Объект исследования: процесс игровой деятельности младших школьников.

Предмет исследования: условия развития интереса к народным традициям у младших школьников в процессе игровой деятельности.

В основу исследования положена следующая гипотеза: развитие интереса к народным традициям у детей младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности может проходить более эффективно, если для развития интереса используются педагогические условия, направленные:

• на погружение в фольклорную среду, постоянное приобщение детей к народному творчеству;

• на сотворчество школы, семьи, ребенка в учебно-воспитательном процессе;

• на вовлечение младших школьников в различные виды активной деятельности.

Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предопределили круг решаемых в исследовании задач:

• изучить психолого-педагогическую, методическую, философскую литературу и определить уровень разработанности проблемы интереса в педагогической теории и практике;

• провести аксеологический анализ понятий «интерес», «интерес к народным традициям», «народная традиция», «игровая деятельность» с целью определения их основных компонентов и показателей сформированное&trade—.

• изучить особенности процесса развития интереса младших школьников;

• предложить, апробировать и скорректировать методические рекомендации по использованию комплекса выдвинутых в гипотезе педагогических условий, позволяющие разработать адаптивные технологии развития у младших школьников интереса к народным традициям в процессе игровой деятельности в рамках праздника.

Методологической основой исследования явились: диалектико-материалистическая теория познания и ее положения о всеобщей связи и взаимообусловленности предметов и явлений дейстительности (Н.Я.Гальперин, Н. Ф. Талызина, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), теория познания творческой деятельности, философские положения об историческом характере воспитания и образования, о деятельности как факторе развития личности, концепция К. Д. Ушинского о народности в общественном воспитании, а также современные исследования по развитию интереса учащихся (Г.И.Щукина, Н.Г.Морозова), мысли о значении народных традиций В. А. Сухомлинского, Г. Н. Волкова, В. Л. Аникина, А. И. Лазарева, Л. Н. Лазаревой.

Тема, гипотеза и задачи исследования определили выбор совокупности методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, философской, культурологической литературы по проблеме, анализ фольклорных материалов, анкетирование, интервьюирование, беседы, опросы, наблюдения, педагогический эксперимент, контент-анализ сценарного фонда Челябинской государственной академии культуры и искусств.

База исследования — общеобразовательная школа № 1 г. Кяхта, республика Бурятия, общеобразовательная школа № 69 г. Челябинска, педагогический Колледж № 1 г. Челябинска, Челябинская государственная академия культуры и искусств.

Организация исследования:

Исследование осуществлялось с 1994 по 2002 год и развивалось по этапам, обусловленным его движением от эмпирического к теоретическому.

Первый этап (1994;1996 гг.) — носил поисковый характер: проводился теоретический анализ психолого-педагогической, методической, культурологической, философской литературы по изучаемому вопросуопределялись противоречия, проблема, объект и предмет исследованияформировалась гипотеза и задачи, изучалась практика использования в учебно-воспитательном процессе народных традиций. Были разработаны концепция и методика исследования, критерии и показатели сформированности интереса учащихся младших классов к народным традициям, изучались учебные программы.

На втором этапе (1996;1999 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, содержание которой было направлено на педагогически целесообразную организацию условий развития интереса к народным традициям у младших школьников. Разрабатывалась модель педагогической деятельности по развитию у учащихся интересаизучалась динамика изменений, происходящих в процессе развития интереса к народным традициям у учащихся младших классов.

Третий этап (1999;2002 гг.) посвящен проверке и обобщению результатов опытно-экспериментальной работы, формулировке выводов, оформлению работы, а также подготовке методических рекомендаций и их внедрению.

Научная новизна исследования заключается:

1) В уточнении применительно к народным традициям понятия «интерес» как особого способа самовыражения школьника, эмоционально-положительного отношения, проявляющегося в стремлении младшего школьника к познанию национальной культуры, активном освоении народного художественного творчества, фольклорно-игровых традиций.

2) В выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке совокупности педагогических условий, обеспечивающих наиболее эффективное развитие у детей младшего школьного возраста интереса к народным традициям в процессе игровой деятельности:

• погружение в фольклорную среду, постоянное приобщение детей к народному творчеству;

• сотворчество школы, семьи, ребенка в учебно-воспитательном процессе;

• вовлечение младших школьников в различные виды активной деятельности. Теоретическая значимость исследования:

Выявлена и теоретически обоснована возможность использования внеурочной игровой деятельности в развитии у детей младшего школьного возраста интереса к народным традициям. Практическая значимость исследования состоит:

1) в использовании результатов исследования в учебно-воспитательном процессе школы в целях развития интереса учащихся младших классов к народным традициям;

2) во внедрении в практику работы организаторов праздников, режиссеров научно-методических рекомендаций, обеспечивающих повышение эффективности процесса развития интереса к народным традициям у младших школьников.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Развитие интереса к народным традициям тесно связано с игровой деятельностью, так как речь идет о детях младшего школьного возраста.

2) Для эффективного развития у младших школьников интереса к народным традициям в процессе игровой деятельности необходимы:

• постоянное соприкосновение младших школьников с произведениями устного народного творчества, фольклорно-игровыми традициями;

• широкое привлечение родителей, учителей к организации, проведению и участию в праздниках;

• активное участие младших школьников в подготовке и проведении праздников.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике, научно-методическим обеспечением эксперимента, систематической проверкой результатов исследования на различных этапах, репрезентативностью полученных экспериментальных данных, личным участием диссертанта в разработке и осуществлении эксперимента на всех его этапах.

Апробация и внедрение полученных результатов теоретического и практического исследования проводились на разных уровнях: на межвузовской научно-практической конференции «Традиционный фольклор в современной жизни», ЧГИИК, 23−25 мая 1996 г., на межвузовской конференции преподавателей и студентов «Динамика фольклорной традиции на современном Урале», ЧГГТУ, 16−17 ноября 2000 г., а также на педагогических советах общеобразовательной школы № 69 г. Челябинска в 1994;96, 2000;02 учебных годах, общеобразовательной школы № 1 города Кяхта, республика Бурятия, в 1996;2000 учебных годах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Выводы нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение проблемы развития интереса к народным традициям, так как мы рассмотрели лишь одну сторону из ее многочисленных граней — поиск педагогических условий, при которых это развитие становится наиболее эффективным.

Исследование показало необходимость дальнейшего поиска по этой многоаспектной проблеме. Мы рассматриваем как перспективное следующее направление: исследование путей и средств профессиональной подготовки педагога к осуществлению развития интереса к народным традициям в интересующей нас области.

Заключение

.

Проведенное исследование подтверждает выдвинутую гипотезу и позволяет сформулировать общие выводы:

1. В настоящее время в ряду актуальных проблем, требующих своего изучения и решения, выдвигается проблема развития у младших школьников интереса к народным традициям. Это объясняется противоречием между осознанием необходимости осуществлять учебно-воспитательный процесс с учетом народных традиций, национально-региональных особенностей и реальным введением народных традиций в школьную жизнь подчас стихийно, неосознанноосознанием необходимости развития интереса к народным традициям у учащихся младших классов и недостаточной разработанностью эффективных средств, форм, методов для этого. Именно поэтому большое значение приобретает поиск и дальнейшая разработка эффективных путей развития у младших школьников интереса к народным традициям в процессе игровой деятельности в рамках праздничного действа.

2. В соответствии с целью и задачами исследования нами была изучена и проанализирована проблема развития у младших школьников интереса к народным традициям. На основе различных источников психолого-педагогического, творческого и опытно-экспериментального характера интерес к народным традициям определен как частный случай интереса личности, как эмоционально-положительное отношение, проявляющееся в стремлении младшего школьника к познанию национальной культуры, активном освоении устного народного творчества, фольклорно-игровых традиций.

3. Выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия развития интереса к народным традициям:

• погружение в фольклорную среду, постоянное приобщение детей к народному творчеству;

• сотворчество школы, семьи, ребенка в учебно-воспитательном процессе;

• вовлечение младших школьников в различные виды активной деятельности.

Соблюдение этих условий способствует развитию у младших школьников интереса к народным традициям в процессе игровой деятельности, реализуемой в рамках праздничного действа, так как они обеспечивают активную деятельность, поддерживают познавательное отношение к народным традициям, влияют на эмоциональное состояние.

4. В ходе экспериментального исследования предложены, апробированы и скорректированы методические рекомендации, позволяющие разработать адаптивные технологии развития у младших школьников интереса к народным традициям в процессе игровой деятельности в рамках праздника.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.Д. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски//Высш. образование в России.-1996.-№ 1 .-С.73−76.
  2. Ю.П. Семейная педагогика.-М.:Политиздат, 1985.-238с.
  3. Альманах психологических тестов.-М.:КСП, 1995.-377с.
  4. Н.М. Моделирование мышления и психики.-Киев, 1965.- 303 с.
  5. .Г. Избранные психологические труды. В.2т.Т.1 / Под ред. А. А. Бодалова, В. Ф. Ломова.-М.:Педагогика, 1980.-230с.
  6. .Г. Человек как предмет познания.-Л:Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.-339с.
  7. В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фол ьклор.-М.:У чпедгиз, 1957.-240с.
  8. Л.В. Активность учения школьников.-М., 1968.- 190с.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методол. основы.-М.:Просвещение, 1982.-192с.
  10. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.- М.:Педагогика, 1982.-192с.
  11. П.Баранов С. П. Педагогика / С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, В. А. Сластенин.-М.:Просвещение, 1987.-367с.
  12. А.С. Педагогические условия развития познавательной активности учащихся выпускных классов средней школы // Вестн. Челяб. ун-та. Сер. 5, Педагогика, психология.-1996.-№ 1.-С.85−94.
  13. З.Баскаков A.M. Интерес учащихся общеобразовательных школ к педагогической профессии и основные условия его формирования // Вестн. Челяб. ун-та. Сер. 5, Педагогика, психология.-1996.-№ 1.-С.95−105.
  14. Н.В. Педагогика и практическая психология.-Ростов н/Д:Феникс, 1999.-416с.
  15. Г. И. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина.-2-е изд.1. М.:Академия, 1999.-176с.
  16. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.-М.:Худож. лит., 1965.-527с.
  17. В.Г. О детских книгах // Умом и сердцем: Мысли о воспитании.-М., 1986.-С.95−98.
  18. В.В. Познавательная рефлексия-Челябинск, 1991.-94с.
  19. JI.C. Педагогические взгляды и деятельность С.Т.Шацкого / Под ред. А. Н. Волковского, М. П. Малышева.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1980 — 263с.
  20. Л.В. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества// Вопр. психологии.-1970.-№ 4.-С.42−49.
  21. Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков.-М.: Педагогика, 1972.-3 51 с.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.:Просвещение, 1968.-464с.
  23. Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр.-М.:
  24. Ю.В. Создано человечеством / Ю. В. Бромлей, Р. Г. Подольный.-М. Политиздат, 1984.-272с.
  25. А.В. О мышлении и его развитии // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.-М., 1981.-С.211−214.
  26. А.В. О формировании психического // Психология формирования и развития личности.-М., 1981 .С.94−103.
  27. Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов.-Киев:Наукова думка, 1989.-197с.
  28. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: Заметки журнал иста.-Хабаровск, 1989.-141 с.
  29. Г. Веселая азбука.-М.:Дет. лит., 1979.-71с.
  30. Г. С. Народная педагогика // Сибирская живая старина.-Иркутск, 1926.-С.86−114.
  31. В.В. Учимся играя.-М.:Новая шк., 1994.-448с.
  32. Г. Н. Трудовые традиции чувашского народа: Этногр. очерк.-Чебоксары:Чуваш. кн. изд-во, 1970.-96с.
  33. Г. Н. Этнопедагогика.-Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974.-376с.
  34. Вопросы психологии младших школьников.-Саратов:СГПИ, 1984.-160с.
  35. JI.C. Избранные психологические исследования / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1956.-519с.
  36. Л.С. Психологический очерк.-М.:Просвещение, 1967.-93с.
  37. П.И. Введение в психологию.-М., 1976.-472с.
  38. Д.М. Массовые театрализованные праздники и представления.-М., 1985.-86с.
  39. В.М. Народные игры и традиции в России.-М., 1994.-231с.
  40. В.М. Путешествие в мир народной игры // Воспитание школьников.-1971.-№ З.-С.55−57.
  41. И.Н. Народы Британских островов // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Ч.2.-М., 1973.-С.70−95.
  42. А.Я. Проблемы средневековой народной культуры.-М., 1981.-357с.
  43. В.Е. Эстетика фольклора.-Л.:Наука, 1967.-319с.
  44. К.С. Фольклор как вид искусства.-М.:Наука, 1966.-365с.
  45. В.В. Проблемы развивающего обучения.-М.:Педагогика, 1986.-239с.
  46. В.И. Толковый словарь живого великого русского языка. В 4 т.Т.1.-М.:Рус. яз., 1990.-699с.
  47. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т.Т.З.-М.: Рус. яз., 1990.-555с.
  48. В.П. Народная культура средневековья.-М.:Наука, 1988.-344с.
  49. Н.Ф. Проблемы внимания и принцип значимости в психологии // Материалы второго Всесоюз. съезда о-ва психологов СССР.-М.Д968,-Т.1.-С.35−49.
  50. В.И. Эмоция как ценность.-М., 1973−262с.
  51. А.К. Мотивы учебной деятельности студента-Харьков, 198 778с.
  52. Н.Н. Профессиональная ориентация и вовлечение молодежи в систему профтехобразования.-М.:Высш. шк., 1971.-231с.
  53. JI.C. К вопросу об уровнях развития познавательных интересов младших школьников // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / ЛГПИ.-Л., 1979.-С.46−52.
  54. С.Ф. К.Д.Ушинский.-М., 1977.-143с.
  55. В.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке.-М., 1961.—200с.
  56. К. Праздник и культура.-М., 1985.-336с.57.3адорожная М. Я. Народные и православно-христианские праздники.-М., 1991.-С.626.
  57. Закон РФ"Об образовании" // Бюл. Гос. ком. по высш. образованию.-1996.-№ 2.-С.З.
  58. В.Г. Развитие и воспитание интересов учащихся старших классов средней школы: Автореф. дис.канд.пед.наук (по психологии)-Л., 1956.-16с.
  59. Игры-обучение, тренинг, досуг.: В 4 кн. / Под ред. В. В. Петрусинского.-М.:Новая шк., 1994.-368с.
  60. Т.А. Педагогика.-М.:Просвещение, 1984.-495с.
  61. Ин-т. практ. психологии- Воронеж: НПО"Модек", 1995.-349с.
  62. Информация управления по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры РФ // Педагогика.-1998.-№ 4.-С.4.
  63. Исследование художественных интересов школьников.-М.:Педагогика, 1974.-160с.
  64. JI.B. Лекция по современным проблемам обучения.— Владимир, 1972.-270с.
  65. П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания // Умом и сердцем: Мысли о воспитании.-М., 1986.-С.255−257.
  66. П.М. Творческий театр.-Пг., 1920.-156с.
  67. Е.А. Основы психологии:Учебник для вузов.-М.:Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997.-295с.
  68. А.Г. Психология личности.-М.:Просвещение, 1970.-391с.
  69. Кон В.П. В поисках себя: Личность и ее самосознание.-М.Политиздат, 1984.-335с.
  70. А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР.-М.:Высш. шк., 1990.-208с.
  71. Я. Педагогическое наследие.-М.:Педагогика, 1990.-267с.
  72. Г. Игра как основа детского творчества // Искусство в школе.-1994.-№ 2.-С.З-9.
  73. Э.А. Активизация учебного познания // Сов. педагогика — 1989.- № 5.-С.10−14.
  74. Краткий словарь по философии.-М.:Политиздат, 1979.-413с.
  75. Н.К. Педагогические сочинения. В 10 т.Т.5.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1959.-688с.
  76. Н.К. Сборник избранных произведений.-М., 1949.-148с.
  77. В.А. Основы педагогической психологии — М.Просвещение, 1982.-255с.
  78. В.А. Психология математических способностей.-М., 1968.-413с.
  79. Л.Д. Современная математика и ее преподавание.— М. Наука, 1981 -143с.
  80. JI.B. Гармоничное развитие личности младшего школьника.-М., 1988.-222с.
  81. А.И. Народные игры // Игры.-Челябинск, 1995.-С.21−213.
  82. А.И. Народоведение: О рус. народе, его обычаях и худож. творчестве: Учеб. для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев: В Зт.Т. 1.-Челябинск:Юж.-Урал. кн. изд-во, 1997.-252с.
  83. А.И. Уральские посиделки.-Челябинск:Юж.-Урал. кн. изд-во, 1977.-158с.
  84. Л.Н. Фольклорно-игровые традиции как основа совершенствования современного советского праздника.-Челябинск, 1987.— 101с.
  85. Л.Н. Этнография детства: традиции и современность // Дети и народные традиции: Материалы V Виноградовских чтений. Ч.2.-Челябинск, 1991 .-С. 190.
  86. К.М. Личность педагога: Становление и развитие.-Саратов:Изд-во Сарат. ун-та, 1991.-163с.
  87. Н.Д. О психологических состояниях человека — М.:Просвещение, 1964.-344с.
  88. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М., 1975.-304с.
  89. А.Н. Проблемы развития психики.-М., 1972.-523с.
  90. Лернер И Я. Дидактическая система методов обучения.-М., 1970.-258с.
  91. Й. Процесс и структура человеческого учения.-М., 1970.-258с.
  92. Д.С. Заметки о русском.-М., 1984.-62с.
  93. В.И. Познавательная активность как педагогическая проблема / В. И. Лозовая, А. В. Троцко // Сов. педагогика.- 1989.-№ 1.-С.25−31.
  94. А.В. О воспитании и образовании.-М.:Педагогика, 1976.-636с.
  95. А.В. О массовых празднествах, эстраде, цирке.-М.:Искусство, 1981 .-424с.
  96. А.В. О народном образовании.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1958.-559с.
  97. А.Н. Эмоциональный потенциал коллектива.-М.:Педагогика, 1988.-128с.
  98. Л.М. Учителю о психологии младшего школьника — М.:Просвещение, 1977.-223с.
  99. А.И. Праздник как социально-художественное явление.-М.:Наука, 1978.-392с.
  100. А.С. Книга для родителей.-М.:Педагогика, 1983.-160с.
  101. А.С. О воспитании.-М.:Политиздат, 1988.-256с.
  102. Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика.-1998.-№ 1 .-С.81 -84.
  103. А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников/ А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман.-М.:Педагогика, 1983.-98с.
  104. С.Е. К вопросу воспитания трудолюбия // Вестн. Челяб. ун-та. Сер. 5, Педагогика, психология.-1996.-№ 1.-С.78−85.
  105. С.Е. Факторы воспитания трудолюбия / С. Е. Матушкин, П. И. Чернецов.-Красноярск, 1987.- 191с.
  106. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении — М. :Просвещение, 1972.-296с.
  107. М.Н. Русский детский фольклор Сибири.-НовосибирскгЗап.-Сиб.кн.изд-во, 1970.-218с.
  108. М.Н. Русский детский фольклор: Учеб. пособие для пед. ин-тов.-М.:Просвещение, 1987.-239с.
  109. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников.-М.:Педагогика, 1989.-293с.
  110. С.В. Роль воображения в развитии творческой личности // Вестн. Челяб. ун-та. Сер. 5, Педагогика, психология.-1996.-№ 1.-С.55−62.
  111. Методы психологической диагностики.-М.:ИПАН, 1993.-85с.
  112. А.С. Песнь жар- птицы.-М.:Дет. лит., 1987.-189с.
  113. Мир детства: Мл. школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой.-М.:Педагогика, 1981 .-400с.
  114. В.И. Моделирование и методы измерений в педагогике.-М.:Высш. шк., 1987.-200с.
  115. И.А. Забава вокруг печки: Рус. народ, традиции в играх / И. А. Морозова, И. С. Слепцова.-М.:Роман-газета, 1994.-95с.
  116. Н.Г. Учителю о познавательном интересе.-М.: Знание, 1979.-47с.-(Новое в жизни, науке и технике. Сер."Педагогика и психология").
  117. Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей (сравнительно с нормой).-М.:Просвещение, 1969.-280с.
  118. Мудрость народная: Жизнь человека в рус. фольклоре. Вып. 2. Детство. Отрочество.-М.:Худож. лит., 1994.-525с.
  119. Мудрость народная: Жизнь человека в рус. фольклоре. Вып. 3. Юность и любовь: Девичество.-М.: Худож. лит., 1994.-525с.
  120. Г. И. О некоторых способах активизации познавательной деятельности учащихся // Активизация познавательной деятельности учащихся.-Уфа, 1972.-С.З-24.
  121. В.Н. Проблема потребностей в системе психологии // Учен. зап./ЛГУ.-1957,-Вып. 11 .-С.3−23.
  122. Наши праздники.-М.:Политиздат, 1977.-168с.
  123. А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища конца XYIII-начала XX вв.-Л.:Искусство, 1988.-213с.
  124. Р.С. Психология. В Зт.Т.З.-М.:Просвещение, 1995.-512с.
  125. .П. Первые уроки естественного воспитания, или детство без болезней.-Л.:Лениздат, 1990.- 191с.
  126. .П. Ступеньки творчества или развивающие игры.-М.:Просвещение, 1989.- 158с.
  127. Н.И. О воспитании и наставлении детей // Умом и сердцем: Мысли о воспитании -М., 1986.-С.80−83.
  128. Общая психология / Под ред. Петровского А.В.-М.:Просвещение, 1986.-464с.
  129. Р.В. Практическая психология в начальной школе,-М. :ТЦ"Сфера", 1990.-240с.
  130. С.И. Словарь русского языка.-М.:Рус. яз., 1989.-746с.
  131. С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.-М.:Азбуковик, 1999.-944с.
  132. А.П. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в учебно-воспитательной работе школ Белоруссии, 1917−1971 гг.-М.:Педагогика, 1982.-20с.
  133. А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение // Умом и сердцем: Мысли о воспитании.-М., 1986.-С.244−252.
  134. И.П. Полное собрание сочинений. В бт.Т.З, кн.2.-М., 1951.-392с.
  135. Педагогика: Учеб. пособие для индустр.'-пед. техникумов профтехобразования.-М.: Высш. шк., 1970.-368с.
  136. Педагогическая энциклопедия. В 4 т.Т.З.-М.: Сов. энцикл., 1966.-880с.
  137. Педагогический словарь. В 2 т.Т.1.-М., 1960.-775с.
  138. Педагогический словарь. В 2 т.Т.2.-М., 1960.-767с.
  139. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся: Дидакт. анализ структуры процесса воспроизведения и творчества.-М.:Высш. шк., 1981.-423с.
  140. ПикулеваН.В. Слово на ладошке.-Челябинск, 1991.-36с.
  141. А. Театр. Кино. Жизнь.-Л., 1969.-С.178−181.
  142. Н.И. Школа и жизнь // Умом и сердцем: Мысли о воспитании.-М., 1986.-С.171−175.
  143. Платон. Собрание сочинений. В Зт. Т 3, ч.2.-М., 1972.-678с.
  144. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. Д. Шадриков, Н. П. Ансимова, Е. Н. Корнеева и др.- Под ред. В. Д. Шадрикова.-М.:Просвещение, 1990.-142с.
  145. Я.А. Знание, мышление и умственное развитие.-М. .'Просвещение, 1967.-264с.
  146. Прокопович-Антонский А.И. О воспитании // Антология педагогической мысли России XVIII в.-М., 1985.-С.349−352.
  147. В.Я. Фольклор и действительность.-М.:Наука, 1976.-325с.
  148. Психологические исследования: Практикум по общ. психологии для студентов пед. вузов.-М.:Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.- 176с.
  149. Психологические проблемы учебной деятельности / Под ред. В.В.Давыдова-М.:Наука, 1977.-342с.
  150. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.-М.:Педагогика-Пресс, 1999.-440с.
  151. Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей.-М., 1974.-С.50.
  152. Психология и педагогика / Под ред. А. А. Радугина.-М.:Центр, 1997.-256с.
  153. Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анциферовой.-М. :Наука, 1981 .-366с.
  154. Психология: Учеб. пособие для пед. уч-щ / Под ред. В. А. Крутецкого.-М:Просвещение, 1974.-304с.
  155. А.И. Беседа о том, что есть сын Отечества // Антология педагогической мысли России XVIII в.-М., 1985.-С.380−384.
  156. И.А. Воспитание у учащихся познавательной активности.-Волгоград, 1971.-166с.
  157. Г. В. Оценка уровня сформированное&trade- учебной деятельности/ Г. В. Репкина, Е. В. Заика.-Томск:Пеленг, 1993.-61с.
  158. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.-М. :Владос, 1996.-529с.
  159. Родак И. И. Сущность творческой активности учащихся в учебном процессе//Сов. педагогика.-1959.-№ 4.-С.69−77.
  160. Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй.-М.:Прогресс, 1978.-212с.
  161. Российская педагогическая энциклопедия в 2 т.Т.2 / Гл. ред. В. В. Давыдов.-М.:Большая рос. энцикл., 1999.-669с.
  162. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т.Т. 1 / Ред. кол.:
  163. B.В.Давыдов и др.-М.:Большая рос. энцикл., 1998.-672с.
  164. Л.С. Бытие и сознание.-М.:Изд-во АН СССР, 1957.-328с.
  165. Л.С. Проблемы общей психологии.-2-е изд.-М., 1976.-438с.
  166. РубинштейнЛ.С. О мышлении и путях его исследования-М.:Изд-во АПН СССР, 1958.-412с.
  167. РубинштейнЛ.С. Основы общей психологии.-СПб.:Питер, 2001.-720с.
  168. Е.И. Выдающийся советский педагог Крупская Н.К.-М., 1956.-236с.
  169. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост., автор вступ. ст. Ю. Г. Круглов.-М.:Просвещение, 1990.-335с.
  170. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.-Ростов- н/Д:Феникс, 1996.-608с.
  171. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. Новиковой А.Н.-М., 1978.-440с.
  172. .Ж. Избранные сочинения. В Зт.Т.1.-М., 1961.-851с.
  173. Н.В. Педагогика.-М.:Просвещение, 1972.-303с.
  174. Н.И. Особенности театрального пространства в представлениях русских ряженых // Театральное пространство.-М., 1979.1. C.327−334.
  175. Н.И. Русский народный театр.-М.:Наука, 1976.-151с.
  176. В.И. Речевые игры с детьми.-М.:ВЛАДОС, 1994.-344с.
  177. В.Н. Русские православные праздники.-М.:3нание, 1991.-46с.
  178. Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым.-М.:Худож. лит., 1989.-398с.
  179. М.Н. Методология и методика педагогических исследований.-М.:Педагогика, 1986.-150с.
  180. М.Н. Совершенствование процесса обучения.-М., 1972.-219с.
  181. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей.-М., 1980.-172с.
  182. Р.Г. Иван Грозный.-М., 1975.-247с.
  183. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях.-М.:Пед. о-во России, 1999.-416с.
  184. И.М. Русские простонародные праздники, суеверные обряды.Ч. 1 .-М., 1990.-156с.
  185. З.П. На просторах Сибири.-М., 1981 .-С.71 -72.
  186. Способности и интересы / Под ред. А. С. Левитова, В.А.Крутецкого-М., 1962.-306с.
  187. Л.П. О типах, формах и уровнях социальной активности личности // Вопросы исторического материализма и критика некоторых концепций буржуазной социологии.-М, 1969.-С.192.
  188. М.И. Социальные проблемы нравственной подготовки к семейной жизни: роль народной педагогики // Социол. исслед.-1990.-№ 9.-С.61−84.
  189. М.П. Как воспитать талантливых. Ч. 1 .-Челябинск, 1989.-94с.
  190. Н.В. Развитие творческого воображения на основе малых жанров русского фольклора.-Челябинск, 1993.-20с.
  191. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.-М.: Политиздат, 1976.-216с.
  192. В.А. Мудрость родительской любви.-М.:Молодая гвардия, 1988.-304с.
  193. В.А. О воспитании.-М.:Политиздат, 1975.-272с.
  194. В.А. Павлышская средняя школа.-М.Просвещение, 1969.-398с.
  195. В.А. Родительская педагогика.-М.:Знание, 1978.-95с.
  196. В.А. Сердце отдаю детям.-Киев:Родянська шк., 1973.-288с.
  197. Сценическая речь: Учеб. пособие для сред, театр, и культ.-просвет. учеб. заведений и ин-тов культуры / Под ред. И. П. Козляниновой.-М.:Просвещение, 1976.-334с.
  198. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.-М., 1975.-199с.
  199. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.-М.:Просвещение, 1988.-175с.
  200. Теория и методика пионерской и комсомольской работы в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1982.-432с.
  201. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред.А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева.-М., 1979.-208с.
  202. Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.-Ярославль: Акад. развития, 1997.-240с.
  203. Л.Ф. Развитие логического мышления детей / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов.-Ярославль:Акад. развития, 1996.-240с.
  204. Л.Н. Собрание сочинений. В 22 т.Т. 16.-М., 1983.-447с.
  205. Л.Н. Полное собрание сочинений. В 90 т.Т.60.-М.-Л., 1953.-С.328−330.
  206. Н.А. Организация производительности труда школьников.-Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1970.-228с.
  207. B.C. О природе образа.-М.:Высш.шк., 1963.-123с.
  208. К.Д. О народности в общественном воспитании // Пед. соч.: В 6 т.-М., 1988.-Т. 1 .-С. 199.
  209. К.Д. Родное слово: Книга для учащихся // Умом и сердцем: Мысли о воспитании.-М., 1986.-С.170−172.
  210. К.Д. Родное слово // Пед. соч.: В 6 т.-М., 1988.-Т.2.-С. 109−110.
  211. К.Д. Собрание сочинений. Т.6.-М., 1949.-447с.
  212. УшинскийК.Д. Избранные педагогические сочинения.-М.:Учпедгиз., 1947.-С.93−142.
  213. Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина.-М.:Политиздат, 1968.- 432с.
  214. Философский энциклопедический словарь.-М.:ИНФРА, 1999.-576с.
  215. И.Ф. Активизация учения школьников.-Минск, 1970.- 158с.
  216. И.Ф. Педагогика.-М.:Высш.шк., 1990.-575с.
  217. Хейзинга Й. Homo ludens: В тени завтрашнего дня.-М.:Прогресс, 1998.-458с.
  218. Хрестоматия по педагогике / Под ред. З. И. Равкина.-М.:Просвещение, 1976.-432с.
  219. Г. П. Торжественно, красиво, памятно.-М.:Просвещение, 1989.-190с.
  220. Д.И. Историческй материализм.-М.:Мысль, 1965.-528с.
  221. К.В. Народные традиции и фольклор.-JI.: Наука, 986.-303с.
  222. К.И. Стихи и сказки- От двух до пяти.-М.:Дет. лит., 1986.-606с.
  223. Т.И. Активизация учения школьников.-М.:Просвещение, 1972.-208с.
  224. С.А. К проблеме взаимоотношения познания и обучения // Сов. педагогика.-1966.-№ 12.-С.13−21.
  225. И .Г. Театр народных масс.-М.:ГИТИС, 1978.-195с.
  226. С.Т. Живая работа // Пед. соч.: В 4 т.-М., 1964.-Т.З.-С.65−68.
  227. С.А. Игры учащихся-феномен культуры.-М.:Новая шк., 1994.-240с.
  228. Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе.-М., 1979.-211с.
  229. Г. И. Исследование проблемы активизации учебно-познавательной деятельности // Сов. педагогика.-1983.-№ 11.-С.26−33.
  230. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.-М.:Педагогика, 1988.-203с.
  231. Г. И. Познавательный интерес как педагогическая проблема: Дис. д-ра. пед. наук.-Л., 1969.-429с.
  232. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике.-М.:Педагогика, 1971−351с.
  233. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе.-М.:Просвещение, 1986.-143с.
  234. Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний.-М., 1966.-442с.
  235. Д.Б. Детская психология.-М.:Учпедгиз, 1960.-328с.
  236. Д.Б. Психология обучения младшего школьника.-М. :3нание, 1974.-64с.
  237. Энциклопедический словарь русского библиографического общества «Гранат» .Т.33.-М., 1987.-С.300−302.
  238. Энциклопедия праздников / Авт.-сост. Н. В. Чудакова.-М., 1997.-256с.
  239. И.С. Знание и мышление школьника.-М.:Знание, 1985.-78с.
  240. С. Вспомним забытые игры.-М.:Дет. лит., 1988.-158с.
Заполнить форму текущей работой