Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия формирования готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако эти, казалось бы, положительные изменения привели к тому, что преподаватель стал испытывать затруднения в выборе педагогических приоритетов, целей, содержания, средств и форм своей профессиональной деятельности, в осуществлении объективной оценки и самооценки ее результатов. Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что долгое время в отечественной педагогике проблема формирования и развития… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы формирования готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии
    • 1. 1. Подходы к интерпретации понятия «автономия» в философско-психологическом и педагогическом контекстах рассмотрения
    • 1. 2. Содержание и структура профессиональной автономии преподавателя
    • 1. 3. Готовность к профессиональной автономии как компонент личностно-профессионального саморазвития будущего преподавателя
  • Выводы
  • ГЛАВА II. Реализация педагогических условий формирования у будущего преподавателя готовности к профессиональной автономии
    • 2. 1. Педагогические условия формирования у будущего преподавателя готовности к профессиональной автономии
    • 2. 2. Технология реализации педагогических условий формирования готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по апробации технологии реализации условий формирования готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии
  • Выводы

Педагогические условия формирования готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы формирования готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии в образовательной среде вуза обусловлена общей тенденцией к демократизации и гуманизации общества, в основе которой лежит идея свободной, независимой, автономной личности.

Личность сегодня должна осознавать свою социальную позицию, социальную свободу, самостоятельно принимать решения, действовать независимо и нести персональную ответственность за свои действия. В связи с этим в рамках гуманитарной, личностной парадигмы образования приоритетным направлением в построении учебно-воспитательного процесса становится создание условий для проявления и развития личностной свободы, автономии учащихся [13, 40, 55, 77, 90, 83,117, 166, 174, 181, 183, 186]. При такой постановке вопроса совершенно справедливым является мнение о том, что условием воспитания творчески-интеллектуальной личности с освобожденным умом и воображением является, прежде всего, высокий уровень творческого потенциала, ответственности, независимости, а также выраженная индивидуальность преподавателя [4, 40, 76, 83, 120, 158]. «Сознательное и автономное обучение в огромной степени зависит от того, как его себе представляет преподаватель, как он его организует и строит в соответствии со своими собственными принципами» [170, С. 22].

Такая позиция современных исследователей меняет приоритеты в области оценки профессиональной компетентности преподавателя. Профессионализм педагога сегодня все чаще связывают не столько с информационной насыщенностью и методической оснащенностью, сколько со способностью преподавателя производить взаимообусловленные качественные изменения в собственной личности и в личности обучающегося. Современный преподаватель рассматривается не просто как носитель профессиональных знаний, качеств и способностей, а как активный субъект, ответственный за их развитие и применение [19, 64, 90, 130, 150].

Существующая сегодня образовательная система ориентирована на реализацию идей вариативного, многоуровневого, разнотемпового образования. Это резко увеличивает объем научной, учебно-методической работы преподавателей и ставит их перед необходимостью не просто обучать, следуя традиционно принятым схемам, но и во многих случаях осуществлять самостоятельный и ответственный выбор форм, средств и содержания обучения. Таким образом, новые требования к деятельности преподавателя создают объективные предпосылки для проявления последним профессиональной автономии.

Однако эти, казалось бы, положительные изменения привели к тому, что преподаватель стал испытывать затруднения в выборе педагогических приоритетов, целей, содержания, средств и форм своей профессиональной деятельности, в осуществлении объективной оценки и самооценки ее результатов. Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что долгое время в отечественной педагогике проблема формирования и развития личности преподавателя решалась в основном с точки зрения ее непременного и полного соответствия назначению и специфике педагогической профессии. Такой подход, как показывает практика, приводит к тому, что преподаватель попадает в полную зависимость от внешних стимулов, стремится передать ответственность за свой выбор коллегам или администрации учебного заведения, т. е. выступает как система, детерминируемая заданной целью и комплексом условий. В результате сегодня немало преподавателей, которым мешают стереотипы мышления, поведенческие штампы, ориентация на заимствование чужого опыта, неуверенность в своих силах. Таким образом, перед современным преподавателем часто встает необходимость развивать у обучающихся те качества (ответственность, самостоятельность, автономию), которыми он сам не обладает.

Сказанное обусловливает возникновение противоречия между повышением требований к преподавателю, продиктованных изменениями в обществе, и недостаточной подготовкой преподавателя к полноценной профессиональной деятельности, отличающейся самостоятельностью и ответственностью, способностью к осуществлению выбора. По мнению A.M. Новикова, такая неподготовленность педагога к проявлению свободомыслия, неразвитость демократического сознания явно не способствуют демократизации образования [80].

Указанное противоречие, в свою очередь, вызвано внутренним противоречием процесса профессиональной подготовки, которое заключается в принципиально различных требованиях к студенту (зачастую как к ведомому, занимающему «ответную» позицию) и будущему преподавателю (как к инициативному, самостоятельному специалисту).

Одним из условий разрешения указанных выше противоречий является формирование у студентов-будущих преподавателей готовности к профессиональной автономии (ПА). •.

В отечественной и зарубежной педагогической науке существует ряд исследований, которые посвящены рассмотрению автономии личности в целом [15, 143, 184], автономии/автономности обучающегося [55, 61, 103, 124,155, 148,181] и преподавателя [45, 74,130, 165, 166, 183, 188] в частности. В отношении изучения профессиональной автономии преподавателя к настоящему времени достигнуты следующие результаты: обоснована необходимость ее актуализации [152,183], рассмотрены отдельные аспекты этой категории [166, 188, 198], выделены ее типы [45, 130, 152, 188,199] и компоненты [125,165]. Однако современная педагогическая наука не дает ответа на вопрос о том, как сформировать готовность будущего преподавателя к профессиональной автономии.

Между тем, практика показывает, что готовность личности преподавателя к профессиональной автономии оказывает определяющее воздействие на процесс актуализации преподавателем профессиональной автономии в сравнении с внешними условиями, в которых протекает профессиональная деятельность. В связи с этим готовность к профессиональной автономии необходимо формировать целенаправленно в ходе профессиональной подготовки преподавателей в вузе.

В связи с этим в процессе подготовки специалистов в контексте высшего профессионального образования важно создать специальные педагогические условия, необходимые для становления автономной личности будущего преподавателя, способного к реализации на практике «принципа свободы, который диктует необходимость предоставления учащимся реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности и формирования чувства ответственности за ее результаты» [10, С. 2].

Таким образом, возникает противоречие между актуальными социально востребованными и личностно обусловленными потребностями в формировании у будущих преподавателей готовности к профессиональной автономии и отсутствием научно обоснованных педагогических условий формирования этого качества у студентов, и, как следствие, технологии реализации этих условий в образовательном процессе.

Рассмотренные противоречия актуализировали проблему исследования, связанную с выделением, обоснованием и обеспечением комплекса педагогических условий формирования готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии.

Выдвинутая проблема обусловила цель предпринимаемого исследования — выявить педагогические условия формирования готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии и разработать технологию их реализации в образовательном процессе вуза.

Объектом исследования является процесс формирования готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии.

Предметом исследования выступают педагогические условия формирования готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии в образовательном процессе вуза.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что важным условием эффективности профессиональной деятельности и личностнопрофессионального саморазвития преподавателя является его готовность к профессиональной автономии, процесс формирования которой будет успешным, если:

— установлена сущность и специфика готовности преподавателя к профессиональной автономии применительно к конкретизированной сфере его профессиональной деятельности (на примере преподавателя иностранного языка);

— выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия формирования у будущего преподавателя готовности к профессиональной автономии, характеризующиеся системностью и интегративностью;

— создана технология, обеспечивающая внедрение в образовательный процесс вуза педагогических условий формирования у будущего преподавателя готовности к профессиональной автономии, проверена ее (технологии) эффективность.

Сформулированные цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:

1. Выявить структуру, содержание и специфику профессиональной автономии преподавателя в сравнении с другими категориями педагогической науки.

2. Установить сущность, компоненты и показатели сформированности готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии в целом и применительно к конкретизированной сфере его профессиональной деятельности (на примере преподавателя иностранного языка).

3. Выявить педагогические условия формирования готовности к профессиональной автономии у студента-будущего преподавателя и разработать концептуальные основы создания автономной среды обучения и воспитания, реализующей эти условия в ходе профессиональной подготовки в вузе.

4. Разработать и апробировать технологию реализации условий формирования готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии в образовательном процессе вуза (на примере преподавателя иностранного языка).

Общая методология исследования базируется на основополагающих идеях философской и педагогической антропологии о природе и сущности человеческой деятельности и ее субъекте, о единстве личности, сознания и деятельности [21, 24, 67], философских положениях о свободе и активности личности [9]. Теоретическую основу исследования составили положения: психологической теории личности [3, 67, 107], теории самоорганизующихся систем (синергетики) и ее реализации в педагогическом процессе [53, 121], теории гуманизации и диалогизации образования в рамках личностно-ориентированного подхода [14, 140, 159], субъектной педагогики [19].

В конкретно-содержательном плане исходным для исследования является понимание личностной ориентации в непрерывном образовании как реакция на актуальные образовательные потребности личности в процессе ее конструктивного саморазвития, самоопределения и самореализации. В связи с этим, в исследовании используются следующие подходы к рассмотрению педагогических явлений:

— личностно-деятельностный подход [40, 66, 107], в соответствии с которым личность выступает активным субъектом деятельности, которая в свою очередь определяет его личностное развитие;

— контекстный подход, для которого характерна интеграция учебной и профессиональной деятельности личностного и профессионального развития в педагогической деятельности преподавателя [18];

— компетентностный подход, в соответствии с которым важным условием формирования профессиональной компетентности как способности эффективно осуществлять профессиональную деятельность является ряд специфических компетенций, которые, в отличие от традиционно принятых знаний и умений, позволяют «использовать освоенное содержание образования для решения практических, познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач и проблем» [54, С. 5];

— рефлексивный подход [26, 111], основанный на стимулировании способности личности к постоянной оценке собственного опыта;

— интегративный подход [23, 46, 158], рассматриваемый как «специфический способ достижения целостности, внутреннего единства, целесообразности взаимодействия всех подсистем и предметных областей образовательного процесса» [23, С. 52].

Тема, цель и задачи исследования обусловили выбор системы методов.

Теоретические методы включают: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияанализ, синтез, обобщение по результатам наблюдений реальных педагогических процессовмоделирование и проектирование процесса реализации педагогических условий формирования у студентов готовности к профессиональной автономииметод экстраполяции.

Эмпирические методы представлены следующими: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, изучение и анализ документации, продуктов деятельностипсихологическое тестирование, беседаэкспериментальное обучениеметоды математической статистики.

Решение поставленных задач осуществлялось в 3 этапа.

На первом этапе (2000;2002 гг.) изучалась специальная литература по проблеме профессиональной автономии преподавателя, рассматривались фи-лософско-психологический, социально-исторический, а также педагогический аспекты явленияопределялись методологические основания, понятийно-терминологический аппаратформулировалась гипотеза, цели и задачи исследования, формировалась его структурарассматривалась сущность понятия «профессиональная автономия преподавателя», выявлялись его компоненты и признаки.

На втором этапе (2002;2003 гг.) в ходе дальнейшего научного поиска были рассмотрены теоретические основы формирования у студента-будущего преподавателя готовности к профессиональной автономии: была установлена ее сущность, выделены ее компоненты, определена совокупность установок, качеств и умений, которые должны быть сформированы у профессионально автономного специалиставыявлен комплекс педагогических условий, необходимых и достаточных для формирования у будущего преподавателя готовности к профессиональной автономии.

На третьем этапе исследования (2003;2006 гг.) на основе выявленных на предыдущем этапе условий были разработаны концептуальные основы технологии формирования у студента-будущего преподавателя готовности к профессиональной автономии (на примере преподавателя иностранного языка), была проведена и описана опытно-экспериментальная работаосуществлён анализ ее результатов, сформулированы Выводыоформлен текст диссертации.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:

— конкретизированы понятие и структура готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии, дано определение феномена;

— теоретически и экспериментально обоснована необходимость и возможность формирования у будущих преподавателей готовности к профессиональной автономии в ходе профессиональной подготовки в вузе;

— выделены и аргументированы педагогические условия формирования готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии.

Теоретическая значимость исследования:

— проанализированы основные подходы к изучению проблемы профессиональной автономии преподавателя;

— раскрыта сущность и выявлена специфика готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии в сравнении с другими категориями педагогической науки;

— определены и обоснованы компоненты и показатели сформирован-ности готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии, отражающие особенности профессиональной деятельности педагога на современном этапе;

— рассмотрены особенности процесса формирования готовности к профессиональной автономии применительно к конкретизированной сфере профессиональной деятельности будущего преподавателя (на примере преподавателя иностранного языка);

— дано теоретическое обоснование технологии, обеспечивающей реализацию педагогических условий формирования у будущего преподавателя готовности к профессиональной автономии в образовательном процессе вуза.

Практическая значимость исследования:

— разработана и апробирована технология реализации педагогических условий формирования у будущего преподавателя готовности к профессиональной автономии, которая может быть использована в практике работы преподавателей педагогических вузов с целью формирования у студентов готовности к профессиональной автономии, а также в сфере послевузовского образования, повышения квалификации преподавателей для развития их профессиональной автономии;

— создана и апробирована скорректированная программа курса специализации «Методика обучения иностранным языкам в вузе», нацеленная на формирование готовности к профессиональной автономии у студентов лингвистического вуза (специальность 22 600 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур») — данная программа может послужить моделью для подготовки студентов по иной специальности;

— разработана и внедрена в практику система проблемно-профессиональных задач, стимулирующих актуализацию профессиональной автономии будущими преподавателями иностранного языка;

— разработан комплект диагностических материалов, позволяющих выявить наличие/отсутствие в образовательном процессе вуза педагогических условий формирования готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии, а также определить уровень сформированности компонентов данного феномена;

— созданы и апробированы в ходе опытно-экспериментальной работы «Методические рекомендации по организации процесса формирования готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии».

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:

1. Важным условием эффективности профессиональной деятельности и личностно-профессионального саморазвития преподавателя является его профессиональная автономия, которая представляет собой способ осуществления профессиональной деятельности, характеризующийся надситуативной активностью, независимостью и ответственностью и основанный на самостоятельном целеполагании, свободном выборе педагогом форм, средств, содержания обучения и постоянной рефлексии своего опыта и профессионального поведения.

2. Готовность к профессиональной автономии — это интегративное динамичное новообразование в структуре личности будущего преподавателя, которое представляет собой совокупность внутренних установок, качеств и умений, позволяющих педагогу осуществлять профессиональную автономию.

3. Педагогическими условиями, обеспечивающими формирование у будущего преподавателя готовности к профессиональной автономии в образовательном процессе вуза являются: готовность студента к учебной автономии, готовность преподавателя вуза к управлению процессом формирования у студентов готовности к профессиональной автономии, обеспечение свободы выбора на основе гуманизации и диалогизации процесса профессиональной подготовки, профессионально-автономная направленность процесса обучения. Совокупность выявленных педагогических условий позволяет создать атмосферу ответственного субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса — автономную среду обучения и воспитания.

4. Технология реализации условий формирования готовности будущих преподавателей к профессиональной автономии представляет собой систему процедур, стимулирующих ответственное субъект-субъектное взаимодействие педагогов и студентов с учетом их способностей и склонностей, а также обеспечивающих формирование у студентов определенной совокупности внутренних качеств, установок и умений профессионально-автономной деятельности.

Базой исследования явился факультет английского языка ГОУ В ПО «Иркутский государственный лингвистический университет». Экспериментальная работа проводилась на факультете в течение 2003;2005 гг.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись при обсуждении основных положений, хода и предварительных итогов научного поиска на заседаниях кафедр педагогики и методики преподавания иностранных языков в Иркутском государственном лингвистическом университете (2002;2005 гг.), на заседаниях методического совета Института экономики ИрГТУ (2004;2005 гг.), на заседаниях предметно-цикловой комиссии по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Ангарского экономико-юридического колледжа (2002;2005 гг.), на научно-практических, научно-методических конференциях: «Проблемы педагогического образования» Иркутской межвузовской лаборатории проблем педагогического образования (Иркутск, 2000;2002 гг.), «Проблемы философии, политологии, истории и образования на рубеже тысячелетий» (Иркутск, 2001;2003 гг.), «Актуальные проблемы лингводидактики» (Иркутск, 2003;2006 гг.), «Экономическое образование в XXI веке: новые тенденции, проблемы, опыт» (Санкт-Петербург, 2003 г.), а также в ходе применения скорректированной программы курса специализации «Методика обучения иностранным языкам в вузе» для студентов лингвистического вуза по специальности 22 600 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и «Методических рекомендаций по организации процесса формирования готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии».

По теме диссертации опубликовано 8 работ.

ВЫВОДЫ.

Вторая глава исследования, практически и технологически ориентированная, была направлена на выявление педагогических условий формирования готовности будущего преподавателя к ПА.

Для достижения этой цели мы провели теоретический анализ специальной литературы, который позволил выявить основные группы педагогических условий, стимулирующих актуализацию автономно значимых профессионально-важных качеств и свойств личности: внешние (объективные), включающие ситуативные и дидактические условия, и внутренние (субъективные). Экстраполируя выявленные в главе 1 особенности готовности будущего преподавателя к ПА в контекст этих условий, мы определили совокупность педагогических условий формирования этого качества специалиста. В состав этих условий вошли: 1) наличие у студента готовности к учебной автономии- 2) владение преподавателем вуза готовностью (совокупностью методологической, теоретической, и технологической готовностей) к управлению процессом формирования у студентов готовности к ПА- 3) обеспечение свободы выбора на основе гуманизации и диалогизации процесса профессиональной подготовки- 4) профессионально-автономная направленность процесса обучения.

Установлено, что каждое из этих условий обладает своими локальными возможностями, будучи преимущественно направлено на формирование того или иного компонента готовности будущего преподавателя к ПА. В то же время их диалектическое единство дает возможность создать атмосферу ответственного субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса и составляет комплекс необходимых и достаточных педагогических условий формирования готовности будущего преподавателя к ПА или автономную среду обучения и воспитания, отвечающую следующим требованиям: свободный выбор, метакогнитивность, сотрудничество, гибкость и адаптивность, открытость и прозрачность, проблемность. Автономная среда обучения и воспитания предназначена для психолого-педагогического обеспечения перехода управления в самоуправление процессом профессионального становления личности будущего преподавателя. Она является одновременно средством формирования готовности будущего преподавателя к ПА и сферой ее реализации в дальнейшей профессиональной деятельности.

На основе выявленных педагогических условий нами были разработаны концептуальные основы технологии формирования у студента-будущего преподавателя готовности к ПА (на примере преподавателя иностранного языка). Такая технология, относясь к категории технологий воздействия на личность, может быть эффективно выстроена на основе синергетического, личностно-деятельностного, интегративного и рефлексивного подходов к процессу профессиональной подготовки, а также недирективной стратегии, предполагающей поисковую активность студентов.

Исходя из теоретических оснований, в технологии реализации условий формирования готовности будущего преподавателя к ПА мы выделили четыре этапа: мотивационный, проектировочный, содержательно-деятельностный и рефлексивный. Каждый из них, подразумевая определенное дидактическое обеспечение (средства, формы и методы обучения и диагностики), способствует реализации условий формирования готовности к ПА и участвует в построении своеобразной иерархии усвоения студентом опыта автономной профессиональной деятельности.

Для проведения экспериментальной работы по апробации разработанной технологии, указанные условия формирования готовности будущего преподавателя к ПА были адаптированы применительно к конкретизированному субъекту нашего исследования — будущему преподавателю иностранного языка. Технология была внедрена посредством скорректированной программы курса специализации «Методика обучения иностранным языкам в вузе» для студентов лингвистического вуза по специальности 22 600 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и «Методических рекомендаций по организации процесса формирования у будущего преподавателя готовности к профессиональной автономии».

Проведенный констатирующий эксперимент показал, что а) в большинстве случаев студенты характеризуются изначально низким уровнем сформированности готовности к ПА по четырем из пяти ее функциональных компонентовб) в учебно-воспитательном процессе вуза отсутствует комплекс необходимых и достаточных для формирования готовности будущих преподавателей к ПА условий или автономная среда обучения и воспитания.

Формирующий эксперимент строился в соответствии с последовательностью основных этапов разработанной технологии, в процессе каждого из которых отслеживалась эффективность реализации педагогических условий формирования готовности будущего преподавателя к ПА.

Анализ и обобщение полученных данных позволили выявить, что а) для экспериментальной группы в целом характерны более высокие показатели роста готовности к ПА по всем компонентамб) вне специально организованного дидактического воздействия в рамках автономной среды обучения и воспитания положительная динамика формирования готовности будущего преподавателя к ПА проявляет себя слабо.

В целом проведенная опытно-экспериментальная работа позволила доказать, что а) существует настоятельная необходимость целенаправленного формирования у будущих преподавателей готовности к ПАб) при соблюдении всех выявленных нами выше педагогических условий, в совокупности составляющих автономную среду обучения и воспитания, можно добиться формирования у будущего преподавателя готовности к ПАв) готовность к ПА является важным условием эффективности профессиональной деятельности, а также личностно-профессионального саморазвития преподавателя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование посвящено выявлению педагогических условий формирования готовности к профессиональной автономии будущего преподавателя вуза в целом и лингвиста-преподавателя в частности. Полученные в ходе исследования итоги теоретического анализа и результаты практического решения указанной проблемы позволяют заключить следующее.

Современная образовательная система резко увеличивает объем научной, учебно-методической работы преподавателей и ставит их перед необходимостью не просто обучать, следуя традиционно принятым схемам, но и во многих случаях осуществлять самостоятельный и ответственный выбор форм, средств и содержания обучения. Таким образом, новые требования к деятельности преподавателя создают сегодня объективные предпосылки для проявления последним профессиональной автономии.

Однако, как показывает практика, во многих случаях деятельность современного преподавателя в недостаточной степени характеризуется способностью к осуществлению свободного и ответственного выбора в области профессиональной деятельности. Данный факт обусловлен внутренним противоречием процесса профессиональной подготовки, которое заключается в принципиально различных требованиях к обучающемуся-студенту (зачастую как к ведомому, занимающему «ответную» позицию) и к обучающемуся-будущему преподавателю (как к инициативному, самостоятельному специалисту).

Одним из условий разрешения данного противоречия является формирование у будущих преподавателей готовности к профессиональной автономии.

Для решения вопроса о формировании готовности преподавателя к ПА мы выявили сущностное содержание явления «профессиональная автономия преподавателя», ее компоненты и признаки. В результате анализа множественных подходов к интерпретации данного понятия было установлено, что понятие «автономия» дистанцируется от таких смежных философских и психолого-педагогических понятий как «свобода», «субъектность», «самостоятельность» и «самоуправление». Это позволило включить ПА в категориальную систему педагогической науки, определить ее назначение и педагогический статус в ряду сходных педагогических явлений.

Установлено, что ПА представляет собой способ осуществления профессиональной деятельности, характеризующийся надситуативной активностью, независимостью и ответственностью и основанный на самостоятельном це-леполагании, свободном выборе педагогом форм, средств, содержания обучения и постоянной рефлексии своего опыта и профессионального поведения.

Как показало проведенное исследование, актуализация преподавателем ПА становится возможной при условии наличия в структуре личности выпускника вуза такого интегративного динамичного новообразования как готовность к ПА. Эта готовность представляет собой совокупность внутренних установок, качеств и умений, позволяющих педагогу осуществлять ПА.

Нами доказано, что готовность будущего преподавателя к ПА характеризуется наличием таких системных компонентов как мотивационно-личностный, операционально-деятельностный и контрольно-оценочный, включающих, в свою очередь, ряд функциональных компонентов (мотивация профессионально-автономной деятельности, мотивация личностно-профессионального саморазвития, мотивация субъект-субъектного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе, умение вырабатывать индивидуальные стратегии достижения самостоятельно поставленных целей обучения и рефлексивность).

Выявленные компоненты определили показатели сформированности исследуемого нами качества. К ним мы отнесли: осознание потребностей в ПА, в личностно-профессиональном саморазвитии, в субъект-субъектном взаимодействии в учебно-воспитательном процессе, самостоятельность в педагогическом целеполагании, способность к свободному выбору в педагогической деятельности, уверенность в своей профессионально-педагогической компетентности, нонконформизм, креативность, свободную профессионально-педагогическую ответственность.

В ходе исследования мы выявили, что формировать готовность к ПА необходимо целенаправленно. Проведенный теоретический анализ позволил определить типологию педагогических условий, стимулирующих актуализацию автономно значимых профессионально-важных качеств и свойств личности: внешние / объективные (включающие ситуативные и дидактические условия) и внутренние / субъективные.

Конкретизируя выделенные типы условий применительно к процессу формирования готовности к ПА, мы определили комплекс необходимых для этого педагогических условий. В их состав вошли 1) наличие у студента готовности к учебной автономии- 2) владение преподавателем вуза готовностью (совокупностью методологической, теоретической, и технологической готовностей) к управлению процессом формирования у студентов готовности к ПА- 3) обеспечение свободы выбора на основе гуманизации и диалогизации процесса профессиональной подготовки- 4) профессионально-автономная направленность процесса обучения.

Каждое из условий обладает своими локальными возможностями и преимущественно направлено на формирование того или иного компонента готовности будущего преподавателя к ПА. Во взаимодействии педагогические условия составляют комплекс необходимых и достаточных педагогических условий формирования готовности будущего преподавателя к ПА или автономную среду обучения и воспитания.

Определено, что автономная среда обучения и воспитания, полностью ориентированная на формирование у студентов-будущих преподавателей готовности к ПА, должна иметь следующие характеристики: свободный выбор, метакогнитивность, сотрудничество, гибкость и адаптивность, открытость и прозрачность, проблемность. Она служит средством обеспечения перехода управления процессом профессионального становления личности будущего преподавателя в самоуправление этим процессом.

Этап выявления и обоснования значимости педагогических условий обусловил необходимость разработки специальной технологии, нацеленной на их реализацию в образовательном процессе при подготовке преподавателя иностранного языка. В качестве концептуальных основ построения этой технологии выступили: недирективная стратегия усвоения знаний и формирования умений, которая организована как поисковая активность, синергетиче-ский, личностно-деятельностный, интегративный и рефлексивный подходы к процессу профессиональной подготовки студентов.

В разработанной технологии представлено системное описание цели, задач, содержания, принципов, методов, приемов, средств формирования исследуемого качества специалиста, раскрыты функции субъектов технологии. Исследованы также особенности взаимодействия субъектов данной технологии, характеризующиеся: а) переходом управления в самоуправление процессом профессионального становления личности будущего преподавателяб) переходом от внешней мотивации путем согласования интересов, потребностей, мотивов студента с целями технологии формирования его готовности к ПА к внутренней мотивации профессионально-автономной деятельностив) воздействием личности на личность, т. е. формирующим влияние качеств и свойств личности преподавателя на качества и свойства личности студента.

Взаимодействие двух субъектов осуществляется в ходе последовательной реализации четырех этапов. На мотивационном этапе формируется мо-тивационно-личностный компонент готовности будущего преподавателя иностранного языка к ПА и достигается реализация условия профессионально-автономной направленности процесса профессиональной подготовки. Проектировочный этап направлен на проектирование содержания деятельности по формированию у студента готовности к ПА на основе взаимодействия таких педагогических условий как готовность студента к учебной автономии и базовая готовность преподавателя вуза к управлению процессом формирования у студента готовности к ПА. На содержательно-деятельностном этапе реализуется условие обеспечения свободы выбора на основе гуманизации и диалогизации процесса профессиональной подготовки. При помощи методов активного обучения формируется операционально-деятельностный компонент готовности будущего преподавателя к ПА, предусматривающий формирование умений автономной профессиональной деятельности. Четвертый этап созданной технологии — рефлексивный — позво-ляяет обеспечить перевод управления процессом формирования готовности будущего преподавателя к ПА в самоуправление путем стимулирования глубокого осознания студентами компонентов собственной учебно-профессиональной деятельности и оценки результата всех осуществленных на предыдущих этапах многообразных действий совокупного субъекта автономной среды обучения и воспитания. На этом этапе формируется контрольно-оценочный компонент готовности будущего преподавателя к ПА.

В отношении конкретизированного субъекта нашего исследованиябудущего лингвиста — преподавателя вуза — наибольшую эффективность реализация рассматриваемой технологии приобретает в рамках курса специализации «Методика обучения иностранным языкам в вузе» для студентов лингвистического вуза по специальности 22 600 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». Указанный курс был взят за основу для создания скорректированной программы курса специализации, нацеленной на формирование у студентов готовности к ПА. В контексте анализируемой технологии в качестве средства обучения выступают разработанные нами «Методические рекомендации по организации процесса формирования готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии».

Определив конкретные возможности внедрения созданной технологии в учебный процесс вуза, мы организовали опытно-экспериментальную работу с целью верификации и подтверждения / опровержения ее эффективности. Эта работа включала констатирующий и формирующий эксперименты. Констатирующий эксперимент наглядно продемонстрировал, что отсутствие достаточных для формирования готовности будущих преподавателей иностранного языка к ПА условий соответствует низкому уровню их готовности к ПА. Ход формирующего эксперимента, направленного на проверку эффективности предлагаемой технологии, отражал последовательность и преемственность основных этапов технологии, в процессе каждого из которых отслеживалась эффективность реализации педагогических условий формирования готовности к ПА будущего преподавателя иностранного языка. Этот этап опытно-экспериментальной работы позволил статистически достоверно доказать значительное улучшение всех показателей готовности к ПА в результате применения разработанной технологии.

Весь ход исследования, результаты, которые были достигнуты, подтверждают выдвинутую гипотезу и наглядно свидетельствуют о том, что формирование основных компонентов готовности будущего преподавателя к ПА является важным этапом в эффективном становлении социально зрелой, творческой личности современного преподавателя с высокой степенью профессиональной автономии, максимально включенного в процесс непрерывного педагогического и общекультурного самосовершенствования, эффективно определяющего стратегию своего личностно-профессионального развития, осознающего личную ответственность в деле воспитания новых специалистов.

В практическом плане из результатов проведенного исследования следует, что учет выявленных педагогических условий формирования готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии создает предпосылки для последующей разработки нового поколения программ профессиональной подготовки, а также повышения квалификации преподавателей различных типов учебных учреждений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. В. Социальная психология образования Текст. / Г. В. Акопов. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. -296 с.
  2. , Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Г. И. Аксенова. -М., 1998.- 24 с.
  3. , Б. Г. Учение о человеке Текст. / Б. Г. Ананьев // Психология личности: учеб. пособие / В. А. Аверин. 2-е изд. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. — 191 с.
  4. , В. И. Педагогика творческого саморазвития Текст. / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. — 318 с.
  5. , Е. В. Личная среда активизации языкового материала как условие повышения эффективности процесса овладения иноязычным общением Текст. / Е. В. Апанович // Вопросы педагогического образования: межвуз. сб. Иркутск, 2003. — Вып. 14.-С. 182−189.
  6. , М. А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам Текст. / М. А. Ариян // Иностр. яз. в шк.- 1999. -№ 6.-С. 17−21.
  7. , А. С. Философские основания понимания личности Текст. / А. С. Арсеньев. М.: Высш. шк., 1999. — 122 с.
  8. , А. Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе Текст. / А. Л. Бердичевский. М.: Высш. шк., 1989.-103 с.
  9. , Н. А. Философия свободы Текст. / Н. А. Бердяев. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — 112 с.
  10. , В. А. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении общего образования Текст. / В. А. Березина, А. В. Баранников // Воспитание школьников. -2002. № 7. — С. 2−5.
  11. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  12. Бим, И. JI. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам Текст. / И. J1. Бим // Иностр. яз. в шк. 2001. — № 4. -С. 5−8.
  13. Бим, И. JI. Концепция обучения второму иностранному языку Текст.: учеб. пособие / И. JI. Бим. Обнинск: Титул, 2001. — 48 с.
  14. , Е. В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -2001.-№ 1.-С. 18−19.
  15. , С. А. Профессиональное самоопределение Текст. / С. А. Боровикова // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под. ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991. — С. 6−22.
  16. , Ю. В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика Текст. / Ю. В. Васильев. М: Педагогика, 1990 — 144 с.
  17. , JI. В. Профессионально-педагогическая деятельность как творческий процесс Текст. / JI. В. Ведерникова // Проблемы реализации государственного стандарта образования: межвуз. сб. науч. тр. М.: МПУ: ЕГУ, 2001.-С. 18−26.
  18. , А. А. Контекстное обучение: формирование мотивации Текст. / А. А. Вербицкий, В. Кругликов // Высшее образование в России.1998.-№ 1.-С. 36−39.
  19. , Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика Текст.: автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Е. Н. Волкова. М., 1998. -50 с.
  20. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку Текст.: метод, пособие / под ред. А. А. Миролюбова. Обнинск: Титул.1999.-112 с.
  21. , JI. С. Избранные психологические исследования Текст. / Л. С. Выготский. М.: АПН РСФСР, 1956 — 516 с.
  22. , Е. О. Интегративный подход к профессионально-личностному становлению будущего педагога Текст. / Е. О. Галицких // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. — № 4. — С. 50−54.
  23. , П. Я. Введение в психологию Текст. / П. Я. Гальперин. М: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 346 с.
  24. , Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам Текст.: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.
  25. , В. Б. Повышение квалификации учителей на Западе: рефлексивная модель обучения Текст. / В. Б. Гаргай // Педагогика. 2004. -№ 2.-С. 71−74.
  26. , Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования Текст. / Б. С. Гершунский // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 6.
  27. , О. А. Профессиональная мобильность как ведущая характеристика современного учителя Текст. / О. А. Гладкая // Вопросы педагогического образования: межвуз. сб. статей. Иркутск, 2002. — Вып. 13. — С. 45−55.
  28. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: направление подготовки дипломированного специалиста: 620 100 Лингвистика и межкультурная коммуникация. М., 2000. -27 с.
  29. , Э. Н. Введение в философию образования Текст. / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: Логос, 2003. — 248 с.
  30. , В. И. Современный политологический словарь Текст. / В. И. Даниленко. М.: NOTA BENE, 2000. — 1024 с.
  31. , А. Н. Педагогика. История педагогических идей Текст. / А. Н. Джуринский М.: Педагогическое общество России, 2000. -352 с.
  32. , О. В. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе Текст. / О. В. Долженко, В. Л. Шатуновский. М.: Высш. шк., 1990.-226 с.
  33. Дурай-Новикова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / К. М. Дурай-Новикова. М., 1983. — 46 с.
  34. , С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / С. Б. Елканов. -М.: Просвещение, 1989. -189 с.
  35. , А. Л. Формирование опыта творческой деятельности студентов УСПО Текст . / А. Л Жохов, М. С. Спирина. М.: АПО, 2001. — 47 с.
  36. , В. И. Теория обучения: Современная интерпретация Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. М.: Академия, 2001. — 192 с.
  37. , В. Г. Акмеологические проблемы профессионализма Текст. / В. Г. Зазыкин, А. П. Чернышев. М.: Академия, 1993. — 178 с.
  38. , И. А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2000.-384 с.
  39. , И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе Текст. / И. А. Зимняя. -М.: Просвещение, 1991. 222 с.
  40. , Е. Ю. Учитель глазами учащихся Текст. / Е. Ю. Захар-ченко // Педагогика. 1999. — № 1. — С. 60- 63.
  41. , Б. 3. Профессиональное воспитание учителя-филолога Текст. / Б. 3. Зульфов. -М.: Академия, 1996. 182 с.
  42. , Н. Н. О профессионально-педагогической подготовке учителя на занятиях по языковым дисциплинам Текст. / Н. Н. Зыкова // Профессионально-педагогическая направленность обучения иностранным языкам в вузе. Горький, 1974. — С. 24−28.
  43. , С. А. Роль личности педагога в реализации целей гуманитарно-эстетического образования Текст. / С. А. Иванов // Среднее профессиональное образование. 2004. — № 5. — С. 50−54.
  44. , И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. -М.: Академия, 2002. 208 с.
  45. , И. А. Педагогический словарь Текст. Т. 2 / И. А. Каиров, Н. К. Гончаров. М.: Логос, 1960. — 447 с.
  46. , А. Е. О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам Текст. / А. Е. Капаева // Иностр. яз. в шк. 2001. -№ 3. — С. 12−17.
  47. , М. Н. Формирование педагогической компетентности преподавателей образовательных учреждений Текст.: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 /М. Н. Карапетова. -М., 2000. 192 с.
  48. , И. А. Рефлексия в профессиональном становлении будущего педагога Текст. / И. А. Карпачева // Проблемы реализации государственного стандарта образования: межвуз. сб. М.: МПУ: ЕГУ, 2001. — С. 13 — 14.
  49. , А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности Текст. / А. В. Карпов. М.: Изд-во института психологии РАН, 2004. — 121 с.
  50. , М. В. Технология обучения: идеал и реальность Текст. / М.
  51. B. Кпарин. Рига: Эксперимент, 1999. -180 с.
  52. , Е. Н., Курдюмов, С. П. Антропогенный принцип в синергетике Текст. / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. -1997. -№ 3. С. 9 — 11.
  53. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. // Официальные документы в образовании. 2002. — № 4.1. C. 2−23.
  54. , Н. Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель Текст. / Н. Ф. Коряковцева // Иностр. яз. в шк. 2001. — № 1. — С. 9−14.
  55. , Н. Ф. Автономия учащегося в процессе изучения иностранного языка и культуры Текст. / Н. Ф. Коряковцева // Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам: сборник науч. тр. / МГЛУ. М., 2001. — Вып. 461.- С. 12−28.
  56. , Ф. В. Учить по-новому Текст. / Ф. В. Костылев. М.: Владос, 2000. — 79 с.
  57. Краткая философская энциклопедия Текст. — М.: Прогресс-энциклопедия, 1994. 235 с.
  58. , В. А. Психология Текст. / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1974, — 304 с.
  59. , М. Б. За строкой учебника Текст. / М. Б. Крылова // Школьные технологии. 2001.-№ 5.-С. 100−116.
  60. , Ю. Н. Личность. Внутренний мир и самореализация Текст. / Ю. Н. Кулюткин. СПб.: Образование-Культура, 1996. -232 с.
  61. , Ю. Н. Психология обучения взрослых Текст. / Ю. Н. Кулюткин. М.: Высш. шк., 1985. -219 с.
  62. , О. А. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности учителя: методология, теория, практика Текст.: авто-реф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / О. А. Лапина. Омск, 2002. — 55 с.
  63. , М. М. Технологии профессионального педагогического образования Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Левина. М.: Академия, 2001. — 272 с.
  64. , А. А. Принцип коммуникативности и психологические основы интенсификации обучения иностранным языкам Текст. / А. А. Леонтьев // Русс. яз. за рубежом 1982 — № 4. — С. 48−53.
  65. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  66. , Д. А. Очерк психологии личности Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1993. — 343 с.
  67. , Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности Текст. / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. 2000 — № 1.-С. 15−25.
  68. , Л. Н. Теоретические основы развития индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя высшей школы Текст.: автореф. дис. .д-ра пед. наук: 13.00.01 / Л. Н. Макарова. -Белгород, 2000. -21 с.
  69. , Л. Н. Моделирование системы повышения квалификации преподавателей педвузов и колледжей Текст. / Л. Н. Макарова, И. А. Шар-шов, Е. Н. Копытова // Педагогика. 2004. — № 3. — С. 23−26.
  70. , М. К. Картезианские размышления Текст. / М. К. Мамардашвили. М.: Прогресс: Культура, 1993. — 350 с.
  71. , Т. В. Субъектность как фактор успешности педагогической деятельности офицера вооруженных сил Текст.: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Т. В. Маркелова. Новгород, 2000. — 145 с.
  72. , А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. М.: Эгвес, 1996. — 308 с.
  73. , Н. Б. Личностно-профессиональные деформации педагогов (теоретико-методологический анализ) Текст.: монография / Н. Б. Москвина. Хабаровск: ХГТТУ, 2004.- 144 с.
  74. , Н. Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе Текст. / Н. Н. Нечаев. М.: Академия, 1985. — 112 с.
  75. , В. Я. Социология образования Текст. / В. Я. Нечаев. М.: Академия, 1992. — 300 с.
  76. , В. Н. Преемственность общепедагогического образова-ния-допрофессионального, профессионального, последипломного Текст. / В. Н. Никитенко, Л. И. Никитенко // Непрерывное педагогическое образование. Волгоград: Перемена, 1994. — С. 71−75.
  77. , Н. И. Развитие системы непрерывного педагогического образования как концептуальная идея модернизации профессиональной подготовки социальных педагогов Текст. / Н. И. Никитина // Среднее профессиональное образование. 2004. -№ 3. — С. 8−11.
  78. , А. М. Российское образование в новой эпохе Текст. / А. М. Новиков // Парадоксы наследия, векторы развития. М., 2000. — С. 272 -273.
  79. , Л. А. Формирование профессиональных качеств специалиста на начальной ступени непрерывного педагогического образования Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. А. Новикова. Якутск, 1999.- 19 с.
  80. , С. Л. Формирование у студентов неязыкового вуза профессиональной мобильности средствами учебного пособия по иностранному языку Текст.: дис. .канд. пед. наук: 10.00.02 / С. JI. Новолодская.-Иркутск, 2005 -175 с.
  81. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст.: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2000. -272 с.
  82. , С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений Текст. / С. И Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1997. — 944 с.
  83. Обучение учителя средней школы профессиональному владению английским языком Текст.: учеб. пособие / Под ред. С. Ф. Шатилова. Ростов н/Д.: РГПИ, — 1977. — 60 с.
  84. , В. И. Активность и самостоятельность учащихся Текст. / В. И. Орлов // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 44−48.
  85. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  86. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Э. Б. Абдул-лин [и др.]. М.: Большая Российская энциклопедия: Дрофа, 2003. -527 с.
  87. , П. И. Искусство преподавания Текст. / П. И. Пидка-систый, М. JL Портнов. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 212 с.
  88. , П. И. Самостоятельно-познавательная деятельность школьников в обучении Текст. / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980.-240 с.
  89. , И. Е. Формирование готовности будущего учителя к инновационной деятельности Текст.: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / И. Е. Пискарева. М., 2000. — 150 с.
  90. , К. К. Психология Текст. / К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. -М.: Мысль, 1973.-216 с.
  91. , Н. М. Дидактика социального образования: особенности обучения социальной работе Текст. / Н. М. Платонова. СПб.: Изд-во СПбУ, 2001.-168 с.
  92. Программа развития системы непрерывного педагогического образования на 2001−2010 гг. Текст. // Бюллетень Министерства образования РФ: высшее и профессиональное образование. 2001. — № 8. — С. 5−20.
  93. Психология. Словарь Текст. / сост. JI. А. Карпенко — под. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990.-494 с.
  94. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Текст. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. -347 с.
  95. , Т. В. Проблема развития субъекта общения в образовании Текст. / Т. В. Пуртова // Вопросы педагогического образования: межвуз. сб. Иркутск: ИПКРО, 2003. — Вып. 14. — С. 237- 244.
  96. , А. А. Психология педагогической деятельности Текст.: ав-тореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / А. А. Реан. -М., 1994. -24 с.
  97. , А. А. Социальная педагогическая психология Текст.: учеб. пособие / А. А. Реан, Я. JI. Коломинский. СПб: ПИТЕР, 2000. — 411 с.
  98. , А. Большой толковый психологический словарь Текст. Т. 2. / А. Ребер. М: Вече: ACT, 2000. — 560 с.
  99. , С. Н. Организационно-педагогические условия автономи-зации учебной деятельности обучаемых. На примере обучения иностранному языку в неязыковом вузе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. Н. Репина. -М., 2001.- 23с.
  100. , К. Свобода учиться Текст. / К. Роджерс, Д. Фрейберг. -М.: Смысл, 2002. 202 с.
  101. Российская педагогическая энциклопедия Текст. / под. ред. В. В. Давыдова. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993. 608 с.
  102. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1989. — 720 с.
  103. , С. Л. Принцип творческой самостоятельности (к философским основам современной педагогики) Текст. / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 34 — 36 .
  104. , Т. И. Педагогика профессионализма Текст.: учеб. пособие / Т. И. Руднева. Самара: Самарский университет, 2002. — 220 с.
  105. , Н. В. К вопросу о свободе в педагогическом взаимодействии Текст. / Н. В. Самойличенко // Вопросы педагогического образования: межвузов, сб. ст. Иркутск: ИПКРО, 2003. — Вып. 14. — С. 91−97.
  106. , Н. Я. Сущностно-содержательная модель рефлексивного управления профессиональным становлением будущего учителя Текст.: монография. — СПб.: Образование Культура, 2001, -149 с.
  107. , Э. И. Потребности и пути их развития Текст. / Э. И. Сакун, Н. А. Пронина. Саратов: Изд-во Саратовской гос. академии права, 2003. — 60 с.
  108. , В. В Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций Текст. / В. В. Сафонова. Воронеж: Истоки, 1996. — 237 с.
  109. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  110. , Е. В. Герменевтическая направленность личности учителя иностранного языка Текст. / Е. В. Семенова // Вопросы педагогического образования: межвузов, сб. ст. Иркутск: ИПКРО, 2003. — Вып. 14. — С. 177 182.
  111. , И. А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01/И. А.Серегина. -М., 1999.-24 с.
  112. , В. В. Образование и личность: теория и практика проектирования образовательных систем Текст. / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. -271 с.
  113. , В. А. Преемственность в формировании основ социальной активности личности на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста Текст.: методические рекомендации / В. А. Ситаров, В. Д. Брагина, В. Г. Маралов, Т. П. Маралова. М., 1989. — 86 с.
  114. , Г. Б. Основы технологии коррекции педагогической деятельности Текст.: автореф. дис. .д-ра пед. наук: 13.00.01 / Г. Б. Скок. М., 1998.- 55 с.
  115. , В. А. Профессиональная деятельность и личность педагога Текст. / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука 2001. -№ 1.-С. 37−51.
  116. , В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки Текст. / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  117. , В. А. Перестройка высшего педагогического образования и формирование социально-активной личности учителя Текст. / В. А.
  118. , В. С. Ильин // Межвузовский сборник научных трудов. М., 1987.-С. 3−12.
  119. , А. А. Профессиональная подготовка студентов к импровизационной педагогической деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. А. Сляднев. Ставрополь, 1999. — 166 с.
  120. , Е. Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности Текст. / Е. Н. Соловова // Иностр. яз. в шк. 2004. — № 3.-С. 41 -44.
  121. , Е. Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности Текст. / Е. Н. Соловова // Иностр. яз. в шк. -2004. -№ 2. -С. 12−13.
  122. , Г. В. Субъектно-деятельностный подход к личностно-профессиональному развитию студентов Текст. / Г. В. Сороковых // Педагогика. 2004. — № 1. — С. 62−68.
  123. Станкин, — М. И. Профессиональные способности педагога. Акмео-логия воспитания и обучения Текст. / М. И. Станкин. — М.: Флинта, 1998. -363 с.
  124. , Е. Н. Общество-казарма от фараонов до наших дней Текст. / Е. Н. Стариков. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996. — 420 с
  125. , Т. А. Педагогика: наука и искусство Текст.: учеб. пособие / Т. А. Стефановская. М.: Совершенство, 1998. — 368 с.
  126. , Т. Ю. Развитие профессиональной автономии у будущих учителей иностранного языка с использованием метода проектов Текст. / Т. Ю. Тамбовкина // Иностр. яз. в шк. 2000. — № 5. — С. 63−65.
  127. , Е. Г. Самостоятельность и/или автономия при овладении студентами иноязычным общением Текст. / Е. Г. Тарева // Материалы международного научно-методического симпозиума. Пятигорск: ПГЛУ, 2004. — С. 7−9.
  128. , Е. Г. Учебная программа дисциплины «Методика обучения иностранным языкам в вузе» федерального компонента блока ДС дисциплин
  129. Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности 22 600 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур Текст. / Е. Г. Тарева. Иркутск: ИГЛУ, 2003. — 13 с.
  130. , Е. Г. Формирование рационального стиля учебной деятельности у студентов университетов (авторская концепция) Текст. / Е. Г. Тарева. Иркутск: ИГЛУ, 2000- 27 с.
  131. , Е. Г. Формирование рационального стиля учебной деятельности у студентов университетов: теория и технология Текст. / Е. Г. Тарева. Иркутск: ИГЛУ, 2001- 200 с.
  132. , В. В. Теория и практика проблемного обучения в вузе Текст. / В. В. Трифанов. М.: Академия, 1989. — 232 с.
  133. Тен, Э. Г. Формирование профессиональных компетенций современного учителя иностранного языка и культур / Э. Г. Тен // Материалы международного научно-методического симпозиума. Пятигорск: ПГЛУ, 2004.-С. 141−144.
  134. , А. Л. Педагогическое стимулирование лидерства в подростковых группах Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Л. Уманский. Казань, 1992. -159 с.
  135. , К. Д. Избранные педагогические произведения Текст. / К. Д. Ушинский. М.: Просвещение, 1968. -557 с.
  136. Федерализм Текст.: энциклопедия / под ред. К. С. Гаджиева, В .И. Коваленко. М.: МГУ, 2000. — 640 с.
  137. , Е. Л. Педагогические основы взаимодействия учителя и учащихся Текст.: учеб. пособие / Е. Л. Федотова. Иркутск: ИГПУ, 2003. — 80 с.
  138. Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001.-720 с.
  139. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: ИНФРА, 1998.-576 с.
  140. МЗ.Фишман, Б. Е. Педагогическая поддержка постдипломного саморазвития педагогов Текст.: монография / Б. Е. Фишман. М.: Mill У, 2002. -265 с
  141. , В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  142. Нб.Халеева, И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи Текст. / И. И. Халеева. М.: Высш. шк., 1989. — 237 с.
  143. , М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. М.: Барс, 1997. — 392 с.
  144. , Т. К. Пути формирования автономности обучаемого в учебном процессе по иностранному языку Текст. / Т. К. Цветкова // Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам: сб. науч. тр. М.: МГЛУ, 2001. — Вып. 461. — С. 62−72.
  145. , Н. А. Повышение квалификации современного учителя: проблемы, перспективы Текст. / Н. А. Чапоргина // Вопросы педагогического образования: межвузов, сб. ст. Иркутск: ИПКРО, 2003. — Вып. 14. — С. 19−26.
  146. , Г. П. Формирование автономии как фактор профессионального становления личности Текст. / Г. П. Шарапкина // Материалы международного научно-методического симпозиума. Пятигорск: ПГЛУ, 2004.-С. 146−148.
  147. , И. А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/И. А. Шаршов.-Белгород, 2000.-212 с.
  148. , А. Ю. Психологические механизмы профессионального творчества преподавателя иностранного языка Текст.: дис. .канд. психол. наук: 19.00.07 / А. Ю. Швацкий. М., 2004. — 195 с.
  149. , Н. И. Развитие автономной языковой личности при обучении межкультурному общению Текст. / Н. И. Шевченко, Р. А. Воробьев // Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам: сб. науч. тр. М.: МГЛУ, 2001.- Вып. 461.-С. 29−38.
  150. , О. М. Аутопедагогическая компетентность учителя Текст. / О. М. Шиян // Педагогика. 1999. -№ 4. — С. 63−68.
  151. , О. М. Продуктивное развитие аутопедагогической компетентности учителя: на материале работы с учителями иностранного языка Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / О. М. Шиян. Орел, 1996. — 306 с.
  152. , Е. Н. Развитие личности в обучении Текст. / Е. Н. Шия-нов, И. Б. Котова. М.: ACADEMIA, 1999. -288 с.
  153. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: ACADEMIA, 2000. -264 с.
  154. , Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Н. М. Яковлева. Челябинск, 1992. — 403 с.
  155. , В. А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты Текст. Л., 1998. — 348 с.
  156. , В. А. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие / В. А. Якунин. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Полиус, 1998. — 639 с.
  157. Anderson, L. W. The decline of teacher autonomy: tears or cheers? Text. / L. W. Anderson // International Review of Education. 1987. — № 33. p. 73−85.
  158. Andre, B. De l’autonomisation a l’autonomie en didactique des langues non maternelles Text. / B. Andre // Le fran? ais dans le monde. Recherches et applications. -1992. fevrier / mars. — P. 23−26.
  159. Aoki, N. Aspects of teacher autonomy: Capacity, freedom and responsibility Text. / N. Aoki. 2000. — 169 p.
  160. Benson, P. Autonomy as a learners' and teachers' right Text. / P. Benson // Learner autonomy, teacher autonomy: Future directions / B. Sinclair, I. McGrath, T. Lamb. London: Longman, 2000: — P. 111−117.
  161. Benson, P. Teaching and Researching Autonomy in Language Learning. Pearson Education Limited Text. / P. Benson. Harlow: Essex, 2001. — 47 p.
  162. Benson, P. Teachers' and Learners' Theories of Autonomy Text. / P. Benson // AIL A 2002 Symposium on Relationships between Learner and Teacher Autonomy: Realities and Responses. — Singapore, 2002. December. — P. 12−13.
  163. Bertocchini, P. Autonomie de l’apprenant, autonomie de l’enseignant Text. / P. Bertocchini, E. Costanzo // Le Francais dans le monde. -1995. Janvier.-P.174−182.
  164. Besse, H. Grammaires et didactique des langues Text. / H. Besse, R. Porquier. Hatier: CREDIF, 1984. — 262 p.
  165. Canale, M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing Text. / M. Canale, M. Swain // Applied Linguistics. 1980.-№ 1. — P. 1−47.
  166. Chomsky, N. Aspects of the Theory of Syntax Text. / N. Chomsky. -Cambridge: MIT Press, 1965. 214 p.
  167. Council of Europe. European Language portfolio: proposals for development Text. Strasbourg: Council of Europe, 2003. — 21 p.
  168. Dam, L. Learner Autonomy 3: From Theory to Classroom Practice Text. / L. Dam. Dublin: Authentik, 1995. — 122 p.
  169. Deci, E. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior Text. / E. Deci, R. Ryan. New York: Plenum, 1985.- 146 p.
  170. Deci, E. The dynamics of self-determination in personality and development Text. / E. Deci, R. Ryan // Self-related cognitions in anxiety and motivation. -Hillsdale, 1986.-P. 171−194.
  171. Developing Autonomy. Proceedings of the JALT College and University Educators' 2001 Text.: conference held at the Miho Kenshukan of Tokai University. Alan S. Mackenzie & Eamon McCafferty, 2001. — P. 217−222.
  172. Easterbrook, J. A. The determinants of free will: A psychological analysis of responsible, adjustive behavior Text. / J. A Easterbrook. New York: Academic Press, 1987. — 213 p.
  173. Gamillery, A. Introducing learner autonomy in initial teacher training Text. / A. Gamilleiy // Learner autonomy. Strasbourg, 1997. — P. 19−23.
  174. Grandcola, B. Preparation a l’autonomie Text. / B. Grandcola // Le Francaisdans lemonde. 1995.-Juillet.-P.13−15.
  175. Holec, H. L’apprentissage autodirige: une autre offer de formation Text. / H. Holec // Le Francais dans le monde. 1998. — Juillet. — P. 46−49.
  176. Holec, H. A propos de l’autonomie: quelques elements de reflexion Text. / H. Holec // Etudes de Linguistique Appliquee. 1981. — № 41. — P. 7−23.
  177. Lamb, T. Finding a voice: Learner autonomy and teacher education in an urban context Text. // Learner autonomy, teacher autonomy: Future directions / B. Sinclair, I. McGrath, T. Lamb. London: Longman, 2000. — P. 118−123.
  178. Little, D. Autonomous teacher Text. / D. Little. Strasbourg: Council of Europe, 1994.- 187 p.
  179. Little, D. La competence strategique examinee par rapport a la maitrise strategique du processus d’apprentissage des langues Text. / D. Little // Le Francais dans le monde.-1998. Juillet. — P. 49−56.
  180. Little, D. Learner autonomy 1: Definitions, issues, and problems Text. / D. Little. Dublin: Authentik, 1995.- 198 p.
  181. Little, D. Learning as dialogue: The dependence of learner autonomy on teacher autonomy Text. / D. Little // System. 1995. — № 23 (2). — P. 175−181.
  182. McGrath, I. Teacher autonomy Text. /1. McGrath // Learner autonomy, teacher autonomy: Future directions / B. Sinclair, I. McGrath, T. Lamb. — London: Longman, 2000. P. 100−110.
  183. Page, B. Letting go, taking hold: A guide to independent language learning by teachers for teachers Text. / B. Page. London: CILT, 1992. — 214 p.
  184. Porcher, L. Formation, profession, legitimation Text. / L. Porcher // Le fran? ais dans le monde. Recherches et Applications. 1992. — aout / septembre. -P. 18−23.
  185. Pothier, M. Hypermedia et autonomie Text. / M. Pothier // Le Francais dans le monde. 1997. — Juillet. — P.85−93.
  186. Ryan, R. Autonomy, relatedness, and the self: their relation to development and psychopathology Text. / R. Ryan, E. Deci, W. Grolnick // Developmental psychopathology. New York: Wiley, 1995. Vol.1. — 1995. — P. 618−619.
  187. Richlak, J. Discovering free will and personal responsibility Text. / J. Richlak. New York: Oxford University Press, 1979. — P. 46−48.
  188. Richterich, R Cartes sur table 2 Text. / R Richterich, B. Suter. Paris: Hachette, 1983.-142 p.
  189. Schwartz, B. L’Education demain Text. / B. Schwartz. Paris: Gautier-Vitlas, 1964. — 212 p.
  190. Schwienhorst, K. Teacher autonomy in MOOs- supporting language teaching in collaborative virtual environments Text. / K. Schwienhorst // Journal of Information. 1998. -№ 105. — P. 42−43.
  191. Smith, R.C. Learner and teacher development: Connections and constraints Text. / R.C. Smith // The Language Teacher. 2001. — № 25/6. — P.43−44.
  192. Smith, R.C. Starting with ourselves: Teacher-learner autonomy in language learning Text. / R.C. Smith // Learner autonomy, teacher autonomy: Future directions / B. Sinclair, I. McGrath, T. Lamb. London: Longman, 2000. — P. 89−99.
  193. Smith, R.C. Teacher education for teacher-learner autonomy Electronic resource. / R.C. Smith // Centre for English Language Teacher Education (CELTE) University of Warwick, UK. http: // www.celte.
  194. Tageson, W. Humanistic psychology: a synthesis Text. / W. Tageson. -Homewood: The Dorsey Press, 1982. 198 p.
  195. Taylor, D. S. The meaning and the use of the term «competence» in linguistics Text. /D. S. Taylor// Applied linguistics. 1998. — № 9.2. -P. 148−168.
  196. Thavenius, C. Teacher autonomy for learner autonomy Text. / C. Thavenius // Learner autonomy in language learning: Defining the field and effecting change / S. Cotterall, D. Crabbe. Frankfurt am Main, 1999. — P. 163−166.
  197. Tort-Moloney, D. Teacher Autonomy: A Vygotskian Theoretical Framework Text. Vol. 48 / D. Tort-Moloney // CLCS Occasional Paper. Dublin: Trinity College: Centre for Language & Communication Studies, 1997.- 258 P
  198. Vieira, F. Teacher development for learner autonomy: Ideas from an in-service teacher training project Text. / F. Vieira // English Language Teaching News. -1997. № 33. — P.61−67.
  199. Vieira, F. Teacher development towards a pedagogy for autonomy in the foreign language classroom Text. / F. Vieira // Developing learner autonomy in foreign language learning / R. Ribe. Barcelona: Universitat de Barcelona, 2000. -P. 221−236.
  200. Voller, P. Does the teacher have a role in autonomous language learning? Text. / P. Voller // Autonomy and independence in language learning. -London: Longman, 1997. P. 98−113.
  201. Wallace, M. In-service Training and Education Development: an international survey Text. / M. Wallace. London: Longman, 1986. — 157 p.
Заполнить форму текущей работой