Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическое руководство процессом ознакомления младших школьников с элементами мировой художественной культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наблюдение за учащимися во время эксперимента и психологическое обследование гимназического класса мальчиков, показали, что 8 учеников (47%) имеют богатое воображение, тонкое эстетическое восприятие действительности, склонны к глубоким и долгим переживаниям, тип мышления — художественный. У 9 учащихся (53%) нет излишней сентиментальности, реалистический подход к решению проблем, практицизм… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК
  • ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Эстетическое воспитание как важнейшее средство формирования 9 развитой, духовно богатой личности
    • 1. 2. Мировая художественная культура как средство эстетического 33 воспитания младших школьников
  • 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В
  • ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • 2. 1. Экспериментальная программа по курсу «Мировая художественная 66 культура» в начальных классах
    • 2. 2. Методика ознакомления младших школьников с элементами 83 мировой художественной культуры в общеобразовательной школе
  • 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
    • 3. 1. Констатирующий эксперимент
    • 3. 2. Формирующий эксперимент 153 3.3 Контрольный эксперимент

Педагогическое руководство процессом ознакомления младших школьников с элементами мировой художественной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В преддверии второго тысячелетия всё чаще встаёт вопрос о будущем нашего образования, о школе XXI века. Учёные и педагоги анализируют ситуацию, которая складывается в системе народного образования нашей страны. Выводы неутешительны: отечественное образование переживает затяжной кризис, подобный тому, какой охватил все сферы жизни нашего общества.

В настоящее время российские учёные и педагоги предлагают для обсуждения различные концепции новой школы. В этих концепциях особо подчёркивается значимость культуры в формировании и определении духовного идеала, способствующего развитию личности. Человек культуры — вот идеал, на который должны быть направлены все усилия новой школы.

Всё очевиднее становится факт, что многочисленные проблемы нашей жизни в основном сводятся к общей — проблеме культуры человека, которая вмещает в себя и духовность, и нравственность. Культура человека — проекция его внутреннего мира, поэтому важно на раннем этапе обучения и воспитания сформировать у детей систему ценностей, воспитать культуру восприятия, чувств. И в этом огромную роль играет искусство, которое как своеобразная форма отражения и познания мира формирует в человеке эстетическое отношение к жизни, эстетическое чувство, дающее возможность ощущать истинную меру ценности явлений окружающего нас мира.

Таким образом, назрела необходимость создания гуманистической, куль-туроориентированной школы, в которой особая роль отводится эстетическому воспитанию.

В процессе формирования у учеников способности понимать прекрасное и через искусство приобщаться к огромному эмоционально-нравственному опыту человечества важную роль играет новый предмет — мировая художественная культура, который был введён в программы общеобразовательных школ сравнительно недавно, в конце 70-х годов. Автором первой программы являлась кандидат педагогических наук JLM. Предтеченская. Основная цель базового курса, рассчитанного на старшеклассников, — воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития, формирование представления о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоение художественного опыта прошлого и настоящего.

Для того чтобы решать эти сложные, но необходимые, поставленные самой жизнью задачи, требуется качественно новый подход к построению всей системы обучения в средней школе, в том числе и на начальном этапе. Именно начальная школа должна заложить те основы, которые определяют успешное продвижение учащихся на всех последующих этапах обучения в средней школе.

Современная школа взяла курс на развивающее обучение, которое охватывает все возрастные ступени, начиная с младших школьников. В рамках системы развивающего обучения стало возможным введение в учебную программу начальных классов интегрированного курса «Мировая художественная культура» — предмета, имеющего большие возможности не только в области эстетического воспитания младших школьников, но и в решении самых различных воспитательных и познавательных задач. Уроки МХК в начальных классах призваны познакомить школьников с различными видами искусства, накопить эстетические впечатления и образы, пробудить интерес к произведениям искусства, подтолкнуть к осознанному творческому процессувоспитать грамотного зрителя, способного понимать, оценивать или хотя бы осознанно созерцать произведение искусствавоспитать стремление видеть прекрасное во всех жизненных проявлениях.

Проблема преподавания курса МХК в целом и в начальных классах — в частности является актуальной в отечественной педагогике. На страницах журналов «Искусство в школе» и «Начальная школа» до сих пор происходит обсуждение дискуссионных вопросов, возникающих в практике преподавания школьного курса МХК. Наиболее острые вопросы связаны с отсутствием полноценных учебников и конкретных методик, неясны и принципиальные аспекты этого курса: его цели, задачи, внутренняя структура, связь с содержанием других гуманитарных предметов и т. п.

Актуальность и значимость темы, недостаточная её разработанность в педагогической науке обусловили выбор темы исследования «Педагогическое руководство процессом ознакомления младших школьников с элементами мировой художественной культуры».

Цель исследования — разработка эффективной методики педагогического руководства процессом ознакомления младших школьников с элементами мировой художественной культуры и на этой основе повышение эффективности их эстетического воспитания и духовного развития личности.

Объектом исследования был определён учебный процесс в гимназическом классе мальчиков и, в частности, уроки МХК в начальных классах.

Предмет исследования: содержание, формы и методы преподавания курса «Мировая художественная культура» в начальных классах.

Проблемой исследования является разработка, научное обоснование и опытно-экспериментальная проверка экспериментальной программы и методов (средств, приёмов и т. д.) преподавания элементов мировой художественной культуры в начальных классах общеобразовательной школы.

В основу исследования положена гипотеза, которая является предположением о том, что интегрированный курс МХК, введённый в учебный план начальной школы, может выступать важнейшим средством формирования эстетически развитой личности каждого ученика, эмоционально-чувственного и интеллектуального развития учащихся при условии разработки и использовании в педагогической практике эффективных методов обучения, то есть при условии эффективного педагогического руководства.

Цель исследования и гипотеза определили решение следующих задач: 1. Раскрыть проблему эстетического воспитания как важнейшего элемента целостной системы формирования личности, лежащего в основе гуманизации и гуманитаризации образования.

2. Выявить место и роль мировой художественной культуры в эстетическом воспитании младших школьников.

3. Раскрыть и научно обосновать эффективные педагогические пути, методы и средства преподавания МХК в начальных классах.

4. Разработать экспериментальную методику преподавания мировой художественной культуры в начальных классах (экспериментальную программу и методические рекомендации).

Методологической основой исследования явились труды видных учёных — педагогов, психологов, философов, посвящённые вопросам эстетического образования и развития личности в обществе: Валицкой А. П., Гончарова И. Ф, Кабалевского Д. Б., Квятковского Е. В., Кудиной Г. Н., Кузина B.C., Лихачёва Б. Т., Никандрова Н. Д., Новлянской З. Н., Овсянникова М. Ф., Полуянова Ю. А., Разумного В. А., Ростовцева Н. Н., Шорохова Е. В., Шпикаловой Т. Я. и др.

Важное значение для выполнения этой работы имели научные труды отечественных дидактов и психологов: Выготского Л. С., Давыдова В. В., Занкова Л. В., Эльконина Д. Б. и др., а также авторов и составителей программ по мировой художественной культуре: Киященко Н. И., Предтеченской Л. С., Солодов-никова Ю.А.

Методы исследования. Для решения поставленных задач были применены следующие методы:

— теоретический анализ специальной литературы и научных публикаций по психологии, педагогике, методологии, методикам обучения, искусствознанию;

— анализ учебных планов и школьных программ по мировой художественной культуре и другим предметам художественного цикла;

— методический анализ выпускаемой литературы, применяемой на уроках МХК в начальных классах;

— изучение и обобщение опыта методистов, учителей начальных классов, студентов педколледжа (специальность — «Учитель начальных классов»), ведущих работу по эстетическому воспитанию младших школьников;

— наблюдения за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся;

— беседы, опрос, анкетирование учеников начальных классов и студентов педколледжа;

— психолого-педагогический развивающий эксперимент;

— изучение продуктов деятельности школьников (рисунков, сочинений, художественных поделок и т. п.).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в средней школе № 4 г. Сыктывкара Республики Коми с 1993 по 1999 годы.

Научная новизна исследования состоит в определении содержания курса «Мировая художественная культура» в начальных классах, а также в разработке методических основ преподавания мировой художественной культуры в начальных классах.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нём определяется оптимальный объём учебного материала из области мировой художественной культуры, которым способны овладеть младшие школьники. В исследовании разработан и предлагается комплекс методов обучения, который может быть использован учителями начальных классов, приступающих к изучению нового курса.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Мировая художественная культура является важнейшим средством эстетического воспитания младших школьников, способствующим формированию развитой, духовно богатой личности.

2. Для организации занятий по мировой художественной культуре в начальных классах необходимо выполнение следующих условий: а) конкретизация задач обучения с учётом возрастных особенностей младших школьниковб) определение оптимального содержания курса МХКв) выбор эффективных методов и форм обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи исследования были изложены в публикациях. По теме диссертации сделаны сообщения на республиканских научно-практических конференциях: «Инновационные процессы в образовательных системах Республики Коми» (1996 г.), «Новые подходы в подготовке педагогических кадров в Республике Коми» (1997 г.). Для учителей начальных классов, директоров и завучей школ республики ежегодно проводились открытые урокиматериалы исследования освещались на курсах повышения квалификации в Республиканском институте повышения профессиональной квалификации работников народного образования. На основе исследований составлена программа и методические рекомендации по преподаванию мировой художественной культуры в начальных классах, с которыми знакомятся выпускники Сыктывкарского педколледжа № 1 (специальность — «Учитель начальных классов»).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, рассматривая современное состояние российской школы, приходится констатировать, что она переживает глубокий кризис. Но несмотря на безрадостные картины настоящего нашей школы, в стране намечается проведение образовательной реформы. Для успешного её осуществления необходимо учитывать педагогический опыт как у нас в стране, так и за рубежом. Наиболее перспективным направлением народного образования нашей страны является гуманизация и гуманитаризация школы. Такой подход предполагает пристальное внимание уделять личности ученика, его духовному миру, эстетическому совершенству, развитию индивидуальности и способностей.

Не вызывает сомнения, что система образования должна быть направлена на воспитание человека как субъекта культурно-исторического процесса, отражающего в себе исторический разум, культуру человечества, чувствующего свою ответственность перед будущим.

В настоящее время российские учёные и педагоги предлагают для обсуждения различные концепции новой школы. В этих концепциях особо подчёркивается значимость культуры в формировании и определении духовного идеала, способствующего развитию личности. Человек культуры — вот идеал, на который должны быть направлены все усилия новой школы.

Важнейшим элементом целостной системы формирования личности, лежащим в основе гуманизации и гуманитаризации образования, является эстетическое воспитание, которое способствует развитию у учащихся чувства прекрасного, формированию у них здорового художественного вкуса, умения понимать и ценить произведения искусства и литературы, красоту и богатство окружающего нас мира природы.

Человек культуры — это результат успешного эстетического воспитания, которое должно осуществляться в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Подлинное эстетическое воспитание удивительно всесторонне. Одно из важных мест в эстетическом воспитании занимает художественно-эстетическое образование, т. е. образование средствами искусств. Оно строится на основе концепций (Д.Б. Кабалевский, B.C. Кузин, J1.M. Предтеченская, Т.Я. Шпикало-ва и др.), которые оказали положительное влияние на развитие этого процесса в последние годы.

Возможность приобщения к эстетическому опыту многих поколений предоставляет предмет «Мировая художественная культура», который всё активнее входит в школьные программы. Это один из интегрированных курсов художественно-эстетического цикла, рассматривающий общие закономерности развития различных искусств в их тесной взаимосвязижизненные корни искусства, его связь с общественным движением эпохи, его активную роль в жизни людей.

Несмотря на то, что курс был разработан для учащихся среднего и старшего звена, практика показывает, что по всей стране начался процесс внедрения основ мировой художественной культуры на начальном этапе обучения. Этому способствует развивающее обучение, учитывающее возрастные особенности детей: при достижении школьного возраста центр тяжести в развитии детей перемещается в область развития чувствчувство, внутреннее сопереживание — вот ключ, которым открывается дверь в мир детской душикроме того, в младшем школьном возрасте происходит формирование научного мировоззрения.

Именно МХК позволяет решать задачи, связанные с наиболее полным выявлением и реализацией духовного потенциала и учителя, и ученика, с проникновением в сущность и взаимосвязь явлений мировой художественной культуры, постижением своеобразия языка и выразительных средств. Мировая художественная культура — предмет, имеющий большие возможности не только в области эстетического воспитания младших школьников, но и в решении самых различных воспитательных и познавательных задач.

В то время, когда осуществляется переход к продуктивной, гуманистической, культуроориенированной школе, внедрение курса МХК в начальных классах является общественной потребностью, на удовлетворение которой и направлено это нововведение.

Экспериментальные курсы, которые постепенно вводятся во многих школах России, показывают, что уроки МХК в начальных классах призваны познакомить школьников с различными видами искусства, накопить эстетические впечатления и образы, пробудить интерес к произведениям искусства, подтолкнуть к осознанному творческому процессувоспитать грамотного зрителя, способного понимать, оценивать или хотя бы осознанно созерцать произведение искусствавоспитать стремление видеть прекрасное во всех жизненных проявлениях.

Но анализ предметов, уже вошедших в учебные планы многих школ различных районов России, показал, что все учителя-практики берутся за изучение только какого-то одного раздела мировой художественной культуры: это может быть, и чаще всего, отечественная культура, национальная культура региона, а также знакомство с Библией и христианской этикой. Как бы интересны и важны ни были эти разрозненные программы, они не дают ребёнку целостного представления о мире и о месте человека в этом мире, не раскрывают сути непрерывного, диалектического процесса взаимопроникновения культур.

Автором диссертационной работы предлагается включить в учебный план начальной школы изучение именно мировой художественной культуры, как и задумывался этот курс JI. Предтеченской.

С учётом программы по МХК, разработанной JI. Предтеченской, а также тех методических находок и рекомендаций, о которых велась речь в диссертации, была составлена экспериментальная программа по преподаванию мировой художественной культуры в начальных классах. Курс построен на основе сочетания исторического и территориального принципов, учитывается принцип опоры на мифологию, принцип диалектического единства двух начал — национального и мирового. Весь курс МХК имеет общекультурную направленность.

Интегрированный подход в преподавании разных видов искусств, хронологическая последовательность и синхронность в рассмотрении особенностей культур разных народов позволяет формировать у ребёнка целостное представление о мире.

Программа, предложенная учителю начальных классов, рассчитана на творческое использование. Рекомендуется начать изучение курса МХК со второго полугодия первого класса или со второго класса (это зависит от общего уровня развития учащихся, от их умения читать и писать). Оптимальное количество часов, отводимое на изучение мировой художественной культуры, — 2 часа в неделю.

Чтобы на уроках мировой художественной культуры происходило не только интеллектуальное развитие, но и формирование эмоционально-целостного отношения к искусству, к жизни, к людям, необходим правильный отбор дидактических принципов и методов.

Именно правильный выбор методов обучения, создание необходимой атмосферы на уроках МХК в начальных классах, эмоциональность, творчество самого учителя способствуют формированию эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей учащихся. Уроки мировой художественной культуры развивают чувство прекрасного, облагораживают личность младшего школьника, ведь на этих уроках воспитывается любовь к литературе, архитектуре, живописи, скульптуре и другим видам искусства, что является стимулом для всестороннего умственного развития.

В процессе обучения учащиеся начальных классов овладевают теоретическими знаниями, причём эстетические знания вырабатываются в самой непринуждённой форме, поэтому очень часто педагог избирает нетрадиционную форму урока: это могут быть уроки — ролевые игры, уроки-экскурсии, уроки-путешествия, компьютерные уроки, уроки-соревнования, уроки типа КВН, уроки-«погружения», уроки творчества и пр.

Учителей, приступающих к изучению курса МХК в начальных классах, следует предостеречь от попыток механического внедрения того или иного метода обучения. Все они дают яркие положительные результаты, но без глубоко личностного и продуманного каждым учителем подхода к их применению успеха они не принесут. Лишь полное изучение и осмысление всей совокупности предлагаемых приёмов и методов приведут к реальным результатам.

В гимназическом классе мальчиков в средней школе № 4 г. Сыктывкара Республики Коми была апробирована авторская программа по мировой художественной культуре. Преподавание МХК началось с 1 класса в 1993/1994 учебном годув 1999/2000 учебном году эти же мальчики продолжают учёбу в 7 классе и изучают курс МХК.

Обобщение данных эксперимента свидетельствует о том, что на «установочном» этапе, когда проводился констатирующий эксперимент, у первоклассников обнаружены бессистемные, эпизодические знания в области мировой культурыв большей степени учащиеся были знакомы с русским фольклором, но практически отсутствовали знания коми фольклоратем не менее многие из учащихся обладали эмоциональной восприимчивостью, способностью замечать красоту окружающего мира, реагировать на яркие художественные образы.

Наблюдение за учащимися во время эксперимента и психологическое обследование гимназического класса мальчиков, показали, что 8 учеников (47%) имеют богатое воображение, тонкое эстетическое восприятие действительности, склонны к глубоким и долгим переживаниям, тип мышления — художественный. У 9 учащихся (53%) нет излишней сентиментальности, реалистический подход к решению проблем, практицизм, склонность к точным наукам. В то же время у 8 (47%) учеников уровень сформированности волевых процессов и самоконтроля ниже среднего или низкийу 3 учащихся (18%) средняя степень сформированности волевых процессову 6 (35%) — достаточно высокая.

Наблюдения подтверждают, что в младшем школьном возрасте дети испытывают большие эмоциональные нагрузки, у них чувствительная нервная система, высокий уровень тревожности, озабоченности. В этот же период у учеников повышается точность работы органов чувств.

Для педагогов очень остро встала проблема душевного здоровья, чувственно-эмоционального и интеллектуального развития, самореализации каждого ребёнка, вступившего в школьную жизнь. Один из путей решения возникших проблем лежит через «эстетизацию учебно-воспитательного процесса в начальной школе». Именно такой подход способствует выявлению и развитию индивидуальных способностей младших школьников, созданию условий для самореализации личности, формированию творческого мышления и эстетического отношения к окружающей действительности.

Формирующий эксперимент убедительно доказал, что все учащиеся на протяжении всех лет обучения имеют по мировой художественной культуре в основном «4» и «5», что свидетельствует о стабильной увлечённости детей предметом, а значит, и их заинтересованности в хорошем результатеособая атмосфера праздника, возникающая на экзаменах, во время которых учащиеся демонстрируют знания и умения, полученные в течение всего учебного года, даёт свои положительные результаты: процент ответов, оцененных на «5», увеличивается.

Высокий процент пятёрок показывает достигнутые теоретические знания, широкий кругозор, умение добывать, систематизировать и применять знания, умение учитьсяэто свидетельствует о сформированной способности выражать свои мысли, об эстетических чувствах, возникающих при восприятии и создании прекрасногооб огромном познавательном интересе, активности, связанной с освоением мира прошлого и настоящего.

Контрольный эксперимент подтвердил, что за четыре года учёбы в начальной школе информированность в области мирового, отечественного и регионального искусства практически у всех учащихся резко возросла.

Все ученики показали хорошие знания в области мировой художественной культурыони ориентируются в основных эпохах художественного развития человечества, определяют особенности архитектурных, скульптурных и живописных памятниковсвободно оперируют выразительными средствами искусства, что показывает их эстетическую восприимчивость. Выпускники владеют навыками монологической речи, умеют с увлечением рассказать о мировом шедевре.

Учащиеся выпускного, четвёртого, класса научились не только добывать знания самостоятельно, работая в библиотечном фонде с искусствоведческой и справочной литературой, отбирая и систематизируя материал. Они научились давать оценку произведениям искусства, определять национальные особенности памятников культуры, анализировать и объяснять художественные тексты.

Контрольный эксперимент убедительно показал, что все учащиеся, изучающие МХК с начальных классов, имеют оптимальный уровень художественно-эстетической образованности, так как каждый из них имеет полноценные знания в области мировой художественной культуры, способен рассказывать по памяти о произведениях изобразительного искусства, архитектуры, литературы, точно передавать пережитое эмоциональное состояние, возникающее в момент общения с произведением искусства. Выпускники начальной школы могут дать самостоятельную критическую оценку любому произведению, высказать своё суждение вкуса.

Подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что средствами мировой художественной культуры удаётся решать учебно-воспитательные задачи, направленные на духовно-эмоциональное обогащение личностиразвитие художественного мышления, творческого воображения и, как следствие, развитие созидательных возможностей личности, творческих способностейрасширение кругозора, совершенствование интеллектаформирование и развитие умения грамотного и свободного владения устной и письменной речьюформирование основных эстетических и теоретико-искусствоведческих понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки произведений искусства. Успех в рёшении этих задач определяется: а) конкретизацией задач обучения с учётом возрастных особенностей младших школьниковб) определением оптимального содержания курса МХКв) выбором эффективных методов и форм обучения.

Следовательно, мировая художественная культура действительно является важнейшим средством эстетического воспитания младших школьников, способствующим формированию развитой, духовно богатой личности.

Таким образом, диссертационным исследованием удалось доказать, что: 1. Наиболее перспективным направлением народного образования нашей страны является гуманизация и гуманитаризация школы. Важнейшим элементом целостной системы формирования личности, лежащим в основе гуманизации и гуманитаризации образования, является эстетическое воспитание.

2. Интегрированный курс «Мировая художественная культура», вводимый в учебные планы начальной школы, предоставляет возможность приобщения младших школьников к эстетическому опыту многих поколений. Мировая художественная культура — предмет, имеющий большие возможности не только в области эстетического воспитания младших школьников, но и в решении самых различных воспитательных и познавательных задач.

3. Проанализированные методы, которые используются на уроках МХК в начальных классах, направлены на становление личности, человека не просто знающего, но умеющего мыслить, сопоставлять, анализировать, а главноелюбящего, понимающего и эмоционально воспринимающего искусство. Благодаря умелому применению разнообразных дидактических методов достигается конечная цель курса «Мировая художественная культура» — духовное развитие личности.

4. Разработанная экспериментальная методика преподавания мировой художественной культуры в начальных классах (экспериментальная программа и методические рекомендации) способствует успешному решению учебно-воспитательных задач, направленных на духовно-эмоциональное обогащение личностиразвитие художественного мышления, творческого воображенияформирование и развитие умения грамотного и свободного владения устной и письменной речьюформирование основных эстетических и теоретико-искусствоведческих понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки произведений искусства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. Представлена ли культура в образовании? //Искусство в школе. -1999. № 3. — С.63−64
  2. Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.144 с. — (Психологическая наука — школе).
  3. У. Обучение письму и чтению в штайнеровских школах //Частная школа.-1995.-№ 6.-С.41−54
  4. Е.П. О национально-государственном образовании в России //Педагогика. 1998. — № 3. — С.30−35
  5. Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников //Педагогика. 1995. — № 2. — С.42−45
  6. JI.B. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие // Вопросы психологии. 1968. — № 4. — С.96−104
  7. Ю.Б. Эстетика. 4-е изд. М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
  8. В.В. Работа над «ошибками» //Начальная школа: плюс-минус.-1999.-№ 6.-С.22−28
  9. И.В., Линник О. А. Воспитание в детях чувства прекрасного // Начальная школа: плюс-минус. 1999. — № 6. — С. 17−21
  10. Л. Моделирование уроков музыки и мировой художественной культуры // Искусство в школе. 1993. — № 4. — С.24−26
  11. . Педагогический артистизм: можно ли им овладеть? // Народное образование. 1999. — №№ 1−2. — С.209−211
  12. А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. 1998. — № 4. — С.12−23
  13. Ван слова Е. Музейный всеобуч. Возможно ли это? // Искусство в школе. -1994.-№ 2.-С.36−38
  14. Л.Д., Смирнова А. Н., Машкова Е. В. Компьютерное тестирование как одна из форм контроля // Начальная школа. 1999. -№ 5. — С.20−23
  15. В. Проблемы преподавания школьного курса «Мировая художественная культура» // Искусство в школе. 1997. — № 4. — С.46−48
  16. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М.: Изд-во УРАО, 1997. — С.223−230
  17. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  18. Л.С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
  19. В.М., Сметанский Н. И. Проблема личностной референтности педагога // Педагогика. 1998. — № 3. — С.18−24
  20. В. Л. Эстетическое воспитание: опыт осмысления задачи//Магистр i.- 1992. Март.-С.8−13
  21. И. Какой быть российской школе //Воспитание школьников.-1993.-№ 5.-С.8−12
  22. И. Новая школа России: какой ей быть? // Воспитание школьников. -1997.-№ 1.-С.2−5
  23. И. Новая школа России: какой ей быть? // Воспитание школьников. -1997.-№ 2.-С.7−10
  24. Л. Развитие ребёнка как его жизнетворчество // Искусство в школе. -1993. № 1. — С.15−21
  25. Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. М.: Наука, 1980.-236 с. I
  26. Н.В. Что такое «развивающее обучение»? // Начальная школа. 1999.- № 1. С.54−57
  27. В. Малыши в художественном музее // Искусство в школе. 1994. -№ 1. — С.35−37
  28. В.А. Понимание школьниками образа человека в произведениях живописи графики // Вопросы психологии. 1995. — № 4. — С.28−36
  29. В.В. Душа обязана трудиться //Начальная школа-1992.-№№ 11−12.-С.31−33
  30. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  31. А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика. 1998. — № 2. — С.8 — 12
  32. Детям о культуре коми. Часть I. /Автор-составитель Клейман Т. В. — Сыктывкар. — 1994. — 235 с.
  33. А. Словесный художественный образ и детский рисунок // Искусство в школе. 1993. — № 2. — С.39−43
  34. И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976. — 191 с.
  35. Н.Г. Основы духовности и нравственности поведения // Начальная школа. 1994. — № 4. С.47−50
  36. Е. Семинар по мировой художественной культуре // Искусство в школе.-1991.-№ 2.
  37. О. Культурология (10−11 классы) //Частная школа.-1995.-№ 1. С.30−33
  38. Т.С. О системе эстетического воспитания в начальной школе // Начальная школа. 1995. — № 2. — С.8−12
  39. Л. Куда девались настоящие мужчины? // Воспитание школьников. 1994. — № 3. — С.52−55
  40. В.И., Закирова А. Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика. 1997. — № 2. — С.9−14
  41. Л.В. Беседы с учителями (Вопросы обучения в начальных классах). -М.: Просвещение, 1970. 200 с.
  42. В. «Если ты что-то делаешь, ты к этому причастен» // Искусство в школе. 1993. — № 6. — С.22−27
  43. Е.Н., Топтыгин А. Л. Вальдорфская педагогика в контексте мировом и отечественном // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 108−113
  44. ЛА. Использование компьютерных игр //Начальная школа-1999.-ЖЗ -С.47−48
  45. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя /А.П.Ершова, Е. А .Захарова, Т. Г. Пеня и др.-М.:Просвещение, 1991.-128с.
  46. История Коми АССР с древнейших времён до наших дней. 2-е изд., дополн. -Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1981. — 480 с.
  47. Д. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1−3 классы. М., 1983.
  48. А.А. Тестирование студентов: достоинства и недостатки // Педагогика. 1999. — № 2. — С.66−68
  49. М. О месте искусства в жизни школы //Искусство в школе.-1992.-№ 1 -С.11−19
  50. В.И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения: кн. для учителя. М.: Линка-Пресс, 1994. — 196 е.: ил.
  51. А.А. Гуманизация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 17−22
  52. Т., Панченко О. Культура как духовно-эмоциональное переживание мира // Школа. 1996. — № 4. — С.4−11
  53. В. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. — 1993. — № 4. — С.2−8
  54. Е. Стандарт художественного образования социальный заказ общества школе // Искусство в школе. — 1994. — № 4. — С.26−29
  55. И., Сеченикова Л. Интегрированный курс, как его разработать // Народное образование. 1999. — №№ 1−2. -С.219−223
  56. Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе // Начальная школа. 1989. — № 3. — С.52−53
  57. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Методическое письмо) // Начальная школа: плюс минус. — 1999. — № 4. — С.58−72
  58. Н.М. Программа по трудовому обучению для I IV классов начальной школы «Художественный труд» (основы дизайнобразования) // Начальная школа. — 1998. — № 10. — С.20−31
  59. JI.B. Методика преподавания мировой художественной культуры в начальных классах: Методическое руководство для учителей начальных классов и студентов педколледжа. Сыктывкар, 1999. — 88 с.
  60. М. Идеи Кабалевского в свете обновления содержания музыкального образования // Искусство в школе. 1997. — № 3. — С.16−21
  61. К.Е. Школьникам об эстетике: Кн. для учащихся ст. классов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1979. — 153 с.
  62. Г. Н. Чтение художественного текста как читательское сотворчество // Искусство в школе. 1992. — № 2.- С.12−17
  63. B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. — 319 с.
  64. B.C. Концепция нового учебника по изобразительному искусству требование времени // Начальная школа. — 1995. — № 9.- С.65−68
  65. B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 3 классах. Пособие для учителей. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с.
  66. B.C. Новые подходы к эстетическому воспитанию и художественному образованию младших школьников // Начальная школа. 1989. — № 3. — С.63−70
  67. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Изд.2-е. -М.: Просвещение, 1977. 208 с.
  68. B.C. Психология. Учебник. 3-е изд. М.: АГАР, 1997. — 304 с.
  69. B.C. Теоретические основы курса «Изобразительное искусство» // Начальная школа. 1989. — № 1. — С.20−22
  70. К. А. Бакушинский: «.Чутко воспринимать и переживать художественное оформление жизни» // Искусство в школе. 1992. — № 2. — С.55−60
  71. В. Жизнь без выбора, или исторический урок советской школы // Народное образование. 1999. -№№ 1−2. — С.64−70
  72. Р. Педагогика Ковчега (Инновационный проект) // Частная школа. -1995. № 3. — С.30−36
  73. Р. Педагогика Ковчега (Инновационный проект) // Частная школа. -1995. -№ 4.-С.70−80
  74. Р. Педагогика Ковчега (Инновационный проект) // Частная школа. -1995. № 5. — С.30−39
  75. В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1992. — 56 с.
  76. В., Жедек П. Умный магнитофон: Методические указания для первого класса начальной школы. Томск: Пеленг, 1992. — 46 с.
  77. А. Методология духовного обновления /ЯПкола.-1996.-№ 5.-С.28−30
  78. В.Т. Молодёжь о времени и о себе: результаты социологического исследования // Педагогика. 1998. — № 4. — С.40−46
  79. .Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания //Педагогика. 1999. -№ 4. — С. 10−15
  80. .Т. Педагогика противления злу ненасилием //Педагогика.-1998.-№ 4.-С. 18−23
  81. .Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985. — 171 с.
  82. .Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания //Педагогика. -1995.-№ 1.-С.40−44
  83. Н.О. О детском мышлении //Вопросы психологии.-1996.-№ 5 .-С. 13 5−137
  84. . В мире эстетики: Кн. для учащихся. 2-е изд. М.: Просвещение, 1988.-272 с.
  85. М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975. — 176 с. — (Б-ка учителя нач. классов).
  86. М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988. — 240 с.
  87. ЕЛ. Эстетика наука о прекрасном. — М.: Просвещение, 1982. -192 с.
  88. В.В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика. — 1999. — № 4. — С.3−10
  89. З.А. Исторический урок американской школы // Педагогика. 1998. -№ 4.-С.99−108
  90. М.В. Использование компьютера при обучении в I классе // Начальная школа. 1999. — № 3. — С.48−49
  91. С.Я. О талантливом читателе //Собр.соч.:В 8 т.-М., 1972.-Т.7.-С.83−90 ЮО. Мелихов А. Прыжок в царство свободы //Нева. 1995. — № 2. — С.144−161
  92. А. Резервы духовности // Нева. 1989. -№ 11.- С.145−156
  93. Н.А., Кузина Е. Е., Найдёнова В. А. Уроки творчества. Из опыта работы по интегрированному обучению ИЗО, музыке, ручному труду // Начальная школа. 1994. — № 12. — С.49−52
  94. Методические рекомендации к факультативному курсу «Мировая художественная культура». 9−11 классы. Вып. 1 ./Автор-составитель Гусева И. В. — Сыктывкар, 1990. — 85 с.
  95. Ю4.Мировая художественная культура в начальных классах. Часть 1. /Автор-составитель Корепина Л. В. — Сыктывкар, 1998. — 87с.
  96. Мировая художественная культура не роскошь, а жизненная необходимость для российской школы: Круглый стол // Искусство в школе. — 1997. — № 2. — С.3−5 Юб. Мирошниченко Н. П. Контуры нового содержания образования // Педагогика. -1996. — № 2. — С.53−57
  97. ПО.Молодкин К. В. Проблемы интеграции гуманитарного образования // Инновационные процессы в образовательных системах Республики Коми: Доклады республиканской научно-практической конференции от 14 15 мая 1996 г. — Сыктывкар, 1997. — С.77−78
  98. Ш.Москва: опыт нормативного самообслуживания (Документы и комментарии) // Частная школа. 1995. — № 6. — С.86−102
  99. Моя первая Священная История: В рассказах для детей. М.: Малыш, 1990. -108 с. ПЗ. Найн А. Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. -1996. -№ 5.-С. 10−15
  100. Некрасова-Каратеева О., Осорина М. Психологическая природа детского рисования // Искусство в школе. 1995. — № 3. — С.62−66
  101. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. -1998. -№ 4.-С.З-8
  102. Пб.Никандров Н. Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. -№ 3. — С.3−10
  103. Обсуждаем временные стандарты образования //Искусство в школе.-1993 .-№ 4-С.2−9
  104. М.Ф. История эстетической мысли: Учеб. пособие для фил ос. фак. ун-тов и вузов искусств. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш.иж., 1984. — 336 с.
  105. Л., Федотова И. МХК с первого класса? // Искусство в школе. — 1997. — № 2. — С.6−7
  106. В. «Послевкус» вальдорфской педагогики // Частная школа. 1997. — № 2.-С.118−126
  107. В. «Послевкус» вальдорфской педагогики // Частная школа. 1997. — № 3. — С. 126−134
  108. JI.M., Баранов ПЛ., Ермолаева JI.K., Махинько JI.H. Опыт введения регионального компонента в содержание образования //Педагогика.-1998.-№ 4.-С.35−40
  109. Ю.В. Занятия по этике христианства с детьми младшего возраста // Начальная школа. 1992. — №№ 11−12. — С.43−44
  110. А. Учебный план свободной Вальдорфской школы // Частная школа. -1997. № 2. — С.127−135
  111. А. Учебный план свободной Вальдорфской школы // Частная школа. -1997. № 3. — С.135−150
  112. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.-М.:Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.-632 с. Ш. Полшцук С. Через красивое к человеческому // Искусство в школе. — 1993. -№ 4. — С.45−48
  113. Ш. Полуянов Ю. А. Л. С. Выготский о детском художественном творчестве // Ди-дакт. 1994. — №№ 4−5. — С.14−17
  114. Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С. Выготского о детском художественном творчестве // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С.98−105
  115. Н. «Культура моего отечества» (материалы к урокам по программе МХК) // Начальная школа. 1993. — № 4. — С. 13−22
  116. В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания // Педагогика. 1994. -№ 3. — С.13−18
  117. Л.А. Грани духовности // Педагогика. 1996. — № 1. — С.40−43
  118. Г. Эстетическое воспитание школьников средствами музейной экспозиции // Искусство в школе. 1999. — № 3. — С.43−45
  119. Л.В. Проблемы самореализации одарённых женщин // Вопросы психологии. 1996. — № 2. — С.31−41
  120. Л.П. Восприятие картины младшими школьниками // Начальная школа. 1993. — № 5. — С.30−32
  121. НО.Предтеченская Л. М. Изучение художественной культуры в курсах новой и новейшей истории. М.: Просвещение, 1978. — 167 с. — (Из опыта работы)
  122. Предтеченская J1.M. Мировая художественная культура пути становления предмета // Искусство в школе. — 1992. — № 1. — С.3−10
  123. Программа развивающего обучения. 1-ый этап (1 -5 классы). Русский язык. Математика. Харьков — Томск, 1992. — С.3−8
  124. Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура /Авторы программ Н. И. Киященко, Е. Н. Шапинская, Н. М. Сокольникова, В. В. Алеев, М. Ю. Новицкая, И. А. Химик. — М.: Просвещение, 1995. — 302 с.
  125. Программы средней общеобразовательной школы. Мировая художественная культура. 8−10 классы /Автор программы кандидат педагогических наук Л. М. Предтеченская. — М.: Просвещение, 1988. — 81 с.
  126. Н. Фольклор как предмет школьного изучения // Искусство в школе. 1994. — № 1.-С.3−7
  127. В.А. Методика формирования эстетической культуры личности. -М.: ВНМЦНТИКПР, 1985. 71 с.
  128. В. А. Эстетическая деятельность клуба М.: Сов. Россия, 1988. -150 с.
  129. М. «Постави церковь свою Стефан» // Памятники Отечества. 1996. -№ 36. — С.145−151
  130. Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е. К. Чухман. -М.: Педагогика, 1985. 144 с.
  131. JI. Мировая художественная культура в начальных классах // Искусство в школе. 1999. -№ 2. — С.23−28
  132. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. -М.: Просвещение, 1974. 246 с.
  133. Н.Н., Терентьев А. В. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учебное пособие для учителей худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. — 174 с.
  134. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.- Под ред. М. С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993. — 383 е.: ил.
  135. М. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России // Народное образование. 1999. — №№ 1−2. — С.55−63
  136. Г. И. Реформа высшего педобразования и её научно-методическое обеспечение // Педагогика. 1998. — № 4. — С.54−59
  137. Н.Н. Методика внеклассного чтения: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. — М.:Просвещение, 1991. — 207 е.: ил. — (Б-ка учителя нач. классов).
  138. Н.Н., Джежелей О. В. Внеклассное чтение в 1- классе. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1981.- 208 е.: ил.
  139. Е.В. Изучение мифов в начальной школе. Из опыта работы // Начальная школа. 1998. — № 2. — С.63−67
  140. А. Как разработать программу эксперимента? // Народное образование. 1998. — № 4. — С.36−43
  141. С. О принципах преподавания МХК // Искусство в школе. 1998. — № 2. — С.52−54
  142. Ю., Синягина Н., Трифонова JI. Начальное образование в авторской школе // Частная школа. 1995. — № 3. — С.37−41
  143. П.В. Художественная культура личности. Д., 1986. — 31 с.
  144. Н. Искусство в школах России // Искусство в школе. 1994. — № 4. — С.30−33
  145. Ю. «Созидание образа мира в себе». Проблема человека в художественной культуре // Искусство в школе. 1998. — № 5. — С.67−70
  146. Ю. Человек в мировой художественной культуре. Опыт самопознания // Искусство в школе. 1998. — № 2. — С.49−51
  147. ПО.Сурова JI.B. Куда нам плыть? (на путях к подлинному диалогу) // Педагогика. -1998.-№ 3.-С.48−53
  148. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителей. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  149. Д.М. Уроки по развитию речи учащихся в период обучения грамоте: Пособие для учителя / Под ред. А. Ф. Бойцовой. Д.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1987.- 127 с.
  150. А.В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания // Педагогика. -19%. № 4. — С.9−13
  151. Г. А. Принцип эстетизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе // Начальная школа. 1999. — № 3. — С.63−64
  152. Д.И. Детство как социально-педагогический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С.3−19
  153. Н. Народные праздники // Искусство в школе. -1994. № 1. — С.21 -25
  154. Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе // Педагогика. 1999. -№ 2. — С.51−57
  155. Е. Художественное творчество детей в педагогической системе Монтессори //Искусство в школе. 1999. — № 3. — С.10−15
  156. И.А. Как преподавать мировую художественную культуру: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992. — 160 с.
  157. А. Школа эвристической ориентации: три года эксперимента // Частная школа. 1995. — № 6. — С.70−84
  158. Ш. Царькова Е., Сербина Е. Музыкальное воспитание в детском саду: Новые подходы // Искусство в школе. 1992. — № 2. — С.17−19
  159. Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Томск: Пеленг, 1992.- 134 с.
  160. Чич И. «Влюбить в музыку» //Искусство в школе. 1999. — № 2. — С.13−16 184.Чулкова С. «Откуда взялась та деятельность, которую мы называем искусством.» // Искусство в школе. — 1999. — № 3. — С.45−47
  161. Н. Русское народное творчество (Экспериментальная программа) // Искусство в школе. 1994. — № 1. — С. 12−20
  162. М. Эколого-культурное прозрение (Из опыта преподавания МХК в старших классах) // Искусство в школе. 1994. — № 4. — С.56−57
  163. Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1977. -112 с.
  164. Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. — 191 с.
  165. Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
  166. О. Каким должен быть преподаватель МХК // Искусство в школе. -1999. № 3. — С.62−63
  167. Н. Психолого-педагогические основы преподавания мировой художественной культуры // Искусство в школе. 1992. — № 1. -С.19−24
  168. В.П. Что и как производится в сфере образования? // Педагогика. -1998. -№ 4. -С.23−30
  169. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
Заполнить форму текущей работой