Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема роли научно-популярной литературы в изучении предметов естественнонаучного цикла и методика работы с такой литературой рассматривалась в трудах Б. Е. Райкова, К. П. Ягодовского, Н. М. Верзилина, Н А. Рыкова, Д. И. Трайтака, А. П. Медовой, А. Е. Бибик и др. методистов. А. И. Калугиным в 1986 г. выполнено исследование на тему: «Методика активизации внеклассного чтения в процессе обучения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ О ПРИРОДЕ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. Роль и место научно-популярной литературы о природе на начальном этапе обучения в ретроспективе
    • 2. Социальные и психолого-педагогические основы проблемы
    • 3. Состояние проблемы в современной теории и практике обучения
  • ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБОВ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ НАУЧНО ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ О ПРИРОДЕ
    • 1. Научно-популярная книга как тип литературного произведения
    • 2. Значение научно-популярной литературы о природе в развитии личности младшего школьника
    • 3. Методика формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе
    • 4. Динамика интереса младших школьников к чтению научно-популярной литературы

Педагогические условия формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Период нашего исследования (1994;1998 гг.) совпал с процессами демократизации и гуманизации общественной жизни, что не могло не сказаться и на системе школьного образования.

Во-первых, активно шла переориентация приоритетов целей образования. На первое место выдвинуты цели развития личности ребенка.

Во-вторых, появились вариативные образовательные учреждения, дающие среднее образованиеутвердились вариативные дидактические системы, созданы вариативные учебники. Вариативность дает учителю право выбора места работы, содержания и технологии обучения.

Гуманистический характер этих изменений очевиден: вся образовательная система должна действовать в интересах ребенка, его личности.

В обоих направлениях изменений особое место заняла начальная школа. Она оказалась самой гибкой, самой податливой в их реализации.

Итак, личность ребенка в центре внимания. Особое место в его развитии занимает формирование саморегулятивных способов деятельности. К ним мы относим и чтение ребенком научно-популярной литературы о природе.

Проблема роли научно-популярной литературы в изучении предметов естественнонаучного цикла и методика работы с такой литературой рассматривалась в трудах Б. Е. Райкова, К. П. Ягодовского, Н. М. Верзилина, Н А. Рыкова, Д. И. Трайтака, А. П. Медовой, А. Е. Бибик и др. методистов. А. И. Калугиным в 1986 г. выполнено исследование на тему: «Методика активизации внеклассного чтения в процессе обучения ботанике и зоологии» (84) на уровне кандидатской диссертации. В 1968 г. аналогичное исследование выполнено по анатомии, физиологии и гигиене человека О. П. Гринювене (55). В 1953 г. Е. Я. Пастух провела исследование по методике внеклассного чтения в связи с изучением ботаники и зоологии в 5−7 классах (149). В 1954 г. И. С. Матрусов исследовал данную проблему применительно к географии СССР 7 класса (122).Н А. Быкова в своей диссертации рассмотрела общие вопросы методики работы с научно-популярной литературой в средней школе (27). Но если в работе А. И. Калугина поставлен вопрос о возбуждении интереса школьников (возраст детей примерно 10−13 лет) к внеклассному чтению, как один и далеко не ведущий прием приобщения детей к научно-популярной литературе, то О. П. Гринювене и Е. Я. Пастух, И. С. Матрусов, Н. А. Быкова этого вопроса не касаются совсем. Данным замечанием мы ни в коей мере не ставим под сомнение исследования А. И. Калугина, О. П. Гринювене, Е. Я. Пастух. Уровень этих исследований, с нашей точки зрения, достаточно высокий. Отбор методических приемов в них выполнен с учетом возраста, уровня подготовки учащихся и социального заказа общества школе того времени. В самом деле, начинать формировать интерес к чтению научнопопулярной литературы у 14−15 летних школьников (исследование О.П. Гри-нювене) уже поздно.

Вместе с тем, направленного исследования по методике формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярных книг о природе, которое бы рассматривало этот интерес и деятельность, вызванную этим интересом, как качественную характеристику личности, не проводилось. Данный вывод побудил нас обратить внимание на исследования, в которых рассматриваются проблемы формирования у младших школьников интереса к изучению природоведения.

Н.А. Погорелова (160), исследуя процесс развития любознательности у младших школьников, за основу берет лишь содержание обязательного учебного предмета, его структуру и организацию учебного процесса во 2 классе (1−3). Вопрос о развитии любознательности на основе работы с научно-популярной литературой о природе в диссертации не рассматривался.

Д М. Китежева (89) рассматривает один из путей развития интереса к изучению природы — использование на уроках природоведения художественных произведений, прочитанных на уроках чтения. Вопрос о развитии интереса к чтению научно-популярной литературы о природе не входил в задачу данного исследования.

В методических рекомендациях и фундаментальных методиках природоведения имеются лишь указания на возможность использования научно-популярной литературы в процессе преподавания природоведения. Наиболее распространенным приемом привлечения ребенка к работе с научно-популярной литературой используется прямое указание прочитать ту или иную книгу.

Мы провели также анализ статей журнала «Начальная школа», начиная с 1990 г.: исследуемой нами проблеме в журнале за эти годы практически не уделено внимания.

Изучение практики преподавания природоведения в школах г. Ельца и Задонского, Хлевенского, Елецкого районов Липецкой области показало, что научно-популярная литература при изучении природоведения используется. Она мало связана с учебным процессом, направленной работы по формированию у детей интереса к чтению научно-популярной литературы о природе практически не проводится. Таким образом, выявленное противоречие между потребностью школьной практики в методике приобщения младших школьников к чтению научно-популярной литературы о природе и научной неразработанностью такой методики свидетельствует об актуальности данной проблемы, что и обусловило выбор темы, определение цели, объекта и предмета исследования. В выборе темы для настоящего диссертационного исследования немалую роль сыграл и наш личный интерес к данной проблеме.

Для достижения более глубокой разработки темы мы ограничили наше исследование рассмотрением методики формирования интереса к чтению научно-популярной литературы о природе в связи с изучением классического курса природоведения З. А. Клепининой в массовой общеобразовательной школе. Однако наше исследование окажется полезным и при изучении других вариативных природоведческих курсов.

Цель исследования, заключается в разработке теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методики формирования интереса у младших школьников к чтению научно-популярной литературы о природе.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс по природоведению, ориентированный на развитие личности младшего школьника.

Предмет исследования — комплекс методических средств, взаимодействие которых обеспечивает формирование у детей интереса к чтению научно-популярной литературы о природе.

Гипотеза исследования: — интерес к чтению научно-популярной литературы о природе как личностное качество младшего школьника будет успешно развиваться, если:

1) разработать систему методических приемов, которые создают в учебном процессе ситуации противоречия, требующие от ребенка поиска выхода из этого противоречия в научно-популярной литературе;

2) соотнести эти приемы с общеизвестной классической методикой преподавания природоведения.

Цель исследования и его гипотеза определили следующие задачи:

1) изучить в ретроспективе теорию и практику использования в учебном процессе научно-популярной литературы о природе на начальном этапе обучения, выявив основные тенденции, положительные направления и нерешенные вопросы данной проблемы;

2) проанализировать современное состояние проблемы в теории и практике обучения природоведению и выявить причины, затрудняющие использование этой литературы в школьной практике;

3) изучить по литературным источникам психофизиологические особенности учащихся младшего школьного возраста и на этой основе выявить возможности формирования у них интереса к чтению научно-популярной литературы о природе.

4) определить методические условия формирования у детей такого интереса;

5) ориентируясь на классическую методику природоведения, разработать и экспериментально проверить методические рекомендации, направленные на развитие у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе;

6) определить критерии оценки эффективности работы детей с такой литературой;

7) исследовать влияние разработанной нами системы методических подходов на развитие у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе.

Методологической основой нашего исследования является диалектико-материалистическая теория познания, указывающая подход к изучению и объяснению явлений действительности, дающая представление об объективных закономерностях развития познавательной деятельности человекаконцепции учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), активизации учения школьников (Т.И. Шамова), познавательного интереса в учебной деятельности.

Г. И. Щукина) — дидактическая концепция деятельностного и гуманистического подходов в обучении.

Методы исследования.

1) изучение по литературным источникам исследований в области философии педагогической психологии, дидактики, общей методики преподавания естественнонаучных учебных дисциплин, методики преподавания природоведения, проблемы детских интересов и методики использования научно-популярной литературы о природе в учебном процессе;

2) анализ действующих программ, учебников, учебных пособий с целью выявления возможностей использования в современном учебном процессе по природоведению научно-популярной литературы;

3) констатирующий эксперимент, позволивший изучить и обобщить педагогический опыт по исследуемой проблеме, выполнить наблюдение, интервьюирование, анкетирование, срезовые работы в неизмененном учебном процессе;

4) формирующий эксперимент, включающий наблюдение учебного процесса, анкетирование, интервьюирование, срезовые работы, моделирование учебных ситуаций, проведение уроков лично диссертантом с использованием разработанной методики формирования у младших школьников интереса к научно-популярной литературе;

5) количественный (методами математической статистики) и качественный анализ экспериментальных материалов.

База исследования. Для проведения систематической опытно-экспериментальной работы были отобраны как городские (№№ 2. 3, 97, 11 г. Ельца и №№ 1 и 2 г. Задонска Липецкой области), так и сельские (Стародубовская средняя школа, Валовская начальная школа Липецкой области). Систематическим экспериментом было охвачено 1340 учащихся. Кроме того, отдельные положения нашего исследования проверялись под нашим руководством студентами Елецкого ГПИ во время педагогической практики.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1994; I половина 1995 г.) осуществлялось изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, что позволило определить теоретическое состояние проблемыпроводился анализ состояния проблемы в педагогической практикеопределялся научный аппарат исследованияразрабатывались методические рекомендации, которые предстояло проверить в эксперименте.

На втором этапе (1995 г. — I половина 1997 г.) проводилась опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы исследования, первичная обработка полученных экспериментальных материалов и необходимая корректировка первоначально разработанных для эксперимента методических рекомендаций, продолжалась работа с литературойчастично внедрялись результаты исследования.

Третий этап (1997, 1998 годы) включал количественный и качественный анализ полученных в эксперименте материалов, дополнительную проверку отдельных откорректированных положений методики, уточнение теоретических положений, внедрение результатов исследования, текстовое оформление диссертации.

Достоверность научных результатов исследования обеспечена его методологической основойприменением в контролируемых условиях комплекса методов, адекватных целям, задачам и логике исследованиярепрезентативностью выборкисочетанием количественного и качественного анализа материалов исследованияполучением позитивных результатов при применении разработанной методики по формированию интереса к чтению научно-популярной литературы о природе.

Научная новизна исследования состоит в том, что проблема формирования и развития у детей 6−10 лет интереса к научно-популярной литературе рассмотрена впервые. Выполнен психологически и дидактически обоснованный и экспериментально проверенный отбор приемов формирования и развития этого интересадоказано, что эффективность отобранных приемов наиболее высока, когда они несут в себе ситуации противоречия, проблемы, которые ученик стремится разрешить, и когда они тесно связаны с обязательным учебным процессом по природоведениюпоказано положительное влияние формирования у детей интереса к чтению научно-популярной литературы о природе на развитие личности ребенка в целом и, в особенности, самостоятельной познавательной деятельности (читаемость, знания, применение, использование полученной информации, развитие умений работать с книгой).

Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении методики преподавания природоведения методикой использования в учебном процессе научно-популярной литературы о природе, опирающейся на естественный интерес ребенка к познанию природы и деятельностный подход в обучении.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно дает учителю достаточно эффективную методику развития у детей интереса к чтению научно-популярной литературы о природе без изменения содержания обучения и увеличения временных затрат. Результаты исследования могут быть использованы при совершенствовании учебников природоведения и в работе со студентами при подготовке их к будущей самостоятельной практической деятельности.

Апробация результатов исследования и их внедрение в практику. Основные положения диссертации ежегодно в течение 5-ти лет излагались на заседаниях кафедры начального обучения и воспитания АПК и ПРО и кафедры педагогики начального обучения Елецкого государственного пединститута, на ежегодных (апрель 1994, 1995, 1996, 1997, 1998 гг.) научно-практических конференциях Елецкого пединститута, на курсах повышения квалификации учителей г. Ельца и Елецкого района, на курсах повышения квалификации методистов ИПК России при АПК и ПРО по проблемам естественнонаучного начального образования, через публикации.

Предложенная в диссертации методика формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе внедрена в практику школ №№ 2, 3, 97, 11 г. Ельца, №№ 1,2 г. Задонска, Стародубовской средней школы, Валовской начальной школы Липецкой области. Кроме того, наши методические рекомендации используются студентами Елецкого пединститута в период педагогической практики и при выполнении курсовых и дипломных работ. Выпускники Елецкого пединститута 1996, 1997, 1998 гг. используют наши рекомендации в своей практической деятельности.

На защиту выносятся .

1. Методические условия формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной природоведческой литературы, которые включают:

— систему методических приемов, в основе которых лежит проблема, противоречие между тем, что знает ребенок и возникшим желанием (интересом) узнать новое. Этот интерес может быть удовлетворен в ходе самостоятельного чтения книг или отдельных произведений о природе, то есть субъектной позицией ребенка;

— предложенные методические приемы доступны младшим школьникам, применимы в различных формах организации учебного процесса по начальному природоведению в комплексе с общеизвестными методическими рекомендациями по этому предмету;

— возникший интерес к чтению научно-популярной литературы развивается и закрепляется при условии систематического включения в учебный процесс приемов, возбуждающих этот интерес.

2. Совокупность критериев оценки эффективности работы детей с научно-популярной литературой как их самостоятельной познавательной деятельности, в которой развивается и закрепляется интерес к чтению этой литературы.

Заключение

.

Проблема формирования и развития у учащихся познавательного интереса является одной из самых глобальных психолого-педагогических проблем. Не случайно ей посвящены многие исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов, методистов. Однако многогранность и многозначимость названной проблемы вынуждают вновь и вновь возвращаться к исследованию разных ее аспектов. Проблему формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной и научно-художественной литературы мы рассматриваем как часть общей проблемы развития познавательного интереса, что свидетельствует об ее актуальности. Актуальность выдвинутой проблемы обусловлена огромным влиянием такой литературы на развитие личности ребенка, с одной стороны, и неразработанностью проблемы, с другой. Последнее подтверждается нашим исследованием состояния теории и практики обучения природоведению в начальной школе. Оно оказалось неудовлетворительным. Нами установлено, что одной из причин такого положения дел является неразработанность соответствующей методики, отвечающей принципам развивающего обучения, как приоритетным в современном начальном образовании. Разработка такой методики и стала целью нашего исследования. В ее основу легло положение о том, что активность в самообразовательной деятельности у учащихся возрастает при возникновении такого психического состояния, когда ученик оказывается перед необходимостью разрешить возникший познавательный интерес. Поэтому мы направили свои усилия на разработку методических приемов, которые бы и вызывали такой интерес. В представленном исследовании предложены такие приемы, дана их характеристика, они включены в общеизвестные методические рекомендации к разным формам организации учебного процесса по природоведению. Тем самым определены методические условия формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной и научно-художественной литературы о природе.

Эффективность предложенной методики доказывалась применением ряда критериев:

1) задаваемость вопросов в связи с прочитанным;

2) повышенный интерес к знаниям, стремление узнать больше, чем определено рамками урока, темы, курса;

3) самостоятельная познавательная поисковая активность учащихся, стремление самому найти выход из проблемы;

4) эмоциональные проявления в познавательном интересе.

Проведенное исследование позволило установить:

1. Чтение дополнительной литературы о природе представляет собой особый вид самостоятельной познавательной деятельности учащихся, который направлен на их самообразование и саморазвитие.

2. Ребенок младшего школьного возраста несет в себе потенциальные возможности развития в нем интереса к чтению литературы о природе.

3. Разработанные нами приемы возбуждения интереса к чтению научно-популярной и научно-художественной литературы о природе, в основе которых лежит субъектная позиция ребенка, доступны младшим школьникам, применимы в различных формах организации учебного процесса по природоведению, легко сочетаются с общественными методическими рекомендациями по этому учебному предмету.

4. Возникший интерес к чтению научно-популярной природоведческой литературы развивается и закрепляется при условии систематического включения в учебный процесс по природоведению приемов, возбуждающих этот интерес, что поддается контролю с помощью специальных теоретически обоснованных критериев.

5. Продолжительность эксперимента, качественный и количественный анализ, его материалов, охват городских и сельских школ, количество учащихся и учителей позволяют считать результаты эксперимента достаточно объективными, что в конечном итоге подтверждает эффективность предложенной методики.

Таким образом, подтвердилась правомерность выдвинутой нами в начале исследования гипотезы о том, что система специальных методических приемов, сочетающихся с общеизвестными методическими рекомендациями по начальному природоведению, будет способствовать формированию у младших школьников интереса к чтению научно-популярной и научно-художественной литературы о природе.

Полученные выводы не претендуют на исчерпывающее решение всех аспектов данной проблемы. Так, представляет научный и практический интерес исследование методики формирования у младших школьников интереса к литературе о природе через реализацию межпредметных связей литературного чтения и природоведения. Это помогло бы учителям-практикам в определенной мере компенсировать острый недостаток книг о природе в библиотечных фондах. Последнее создавало немалые трудности в нашем исследовании. Поскольку научно-популярная и научно-художественная литература имеют немало специфических черт по сравнению с другими видами литературных произведений, то, нам представляется, что есть и определенная специфика в культуре чтения этой литературы. Отсюда вытекает проблема развития у младших школьников культуры чтения научно-популярной и научно-художественной литературы на примере литературы о природе. Мы коснулись, но не ставили задачу исследования методики развития творческих способностей младших школьников средствами научно-популярной и научно-художественной литературы о природе, что также может составить проблему самостоятельного исследования. Предметом рассмотрения может быть проблема интереса младших школьников к чтению научно-популярной литературы о природе и преемственность в естественнонаучном образовании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Детское иллюстрированное как один из приемов работы над произведением // Начальная школа. — 1980. — № 14. — с. 15−17.
  2. И.Г., Мартыненко И. Д. Программы ГУСа и массовая школа. М.: Работник просвещения, 1925. — 294 с.
  3. Е.А. Объяснительное чтение в начальной школе. М.: АПН РСФСР, 1950.-300 с.
  4. И. Первопереселенцы суши. М.: Мысль, 1972. — 206 с.
  5. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  6. Атутов П Р., Сергиенко Д. Л. Политехническое образование и трудовое обучение в сельской школе. Киев: Радянська школа, 1975. — с. 24−36.
  7. Ю.К., Журавлев В. Н., Розов В. К. и др. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. Н. Журавлева. М.: Просвещение, 1988.-239 с.
  8. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.-254 с.
  9. С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981. — 143 с.
  10. С.П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении / Под ред. И. Ф. Свадковского. М.: Академия педагогических наук, 1963. — 124 с.
  11. И.Е. История книги. М.: Книга, 1984. — 248 с.
  12. Н.М. Формирование познавательного интереса учащихся подготовительных классов в процессе ознакомления с окружающим: Автореф. дис.. канд. педагогич. наук. Киев, 1984. -24 с.
  13. П.П. Психологические сочинения. М.: АПН РСФСР, 1948. -410с.
  14. А.П. Как нужно обращаться с животными. М.: журн. Моск. отд. Рос. об-ва покровительства животных, 1898. — 50 с.
  15. А.П. Поездка в Приволжье и Финляндию. М.: тип. М. Н. Лаврова, 1877. — 11 с.
  16. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
  17. Д.Н., Менчинская Н. А. Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах. М.: АПН РСФСР, 1962. — 280 с.
  18. Л.И. Познавательные интересы и пути их совершенствования // Известия АПН РСФСР. М.: АПН РСФСР, 1955. — вып. 73. — 118 с.
  19. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  20. JI.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. — 96 с.
  21. Бондаревский В В. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
  22. Е.П. От Эзопа до Джанни Родари. М.: Просвещение, 1965. -312 с.
  23. Н.Ф. Руководство для учителя к книге «В школе и дома». -СПб.: Д. Д. Полубояринов, 1886. 63 с.
  24. Н. Детям политехническую книгу // За политехничекую школу. 1931.-№ 4. — с. 64−67.
  25. Н.К. Работа с научно-популярной книгой в 5−8 классах средней школы: Дис.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1966. -246 с.
  26. Г. В поле и на лугу. СПб.: Жизнь и знание, 1910. — 152 с.
  27. Г. В саду и на дворе. М.: И. Д. Сытина, 1898 — 133 с.
  28. Е.А. Систематические наблюдения в природе в I-IV классах. М.: АПН СССР, 1958. — 40 с.
  29. В.П. Избранные педагогические сочинения / Сост. Л. Л. Литвин, Н. Т. Бритаева. М.: Педагогика, 1987. — 400 с.
  30. Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1983. — 384 с.
  31. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Под ред. Д. К. Гилева. Свердловск: Свердловский гос. пед. ин-т, 1970. — 142 с.
  32. Л.И. Как преподавать естествознание в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1936. — вып. 2.-103 с.
  33. .В. Исследовательский подход к природе и жизни. Идеи и практика биостанции юных натуралистов. М.: Работник просвещения, 1926. -60 с.
  34. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. — 91 с.
  35. Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956. -519 с.
  36. Выготский J1.C. Развитие высших психических функций. М.: АГ1Н РСФСР, 1960.-500 с.
  37. И.Ф. Общая педагогика, выведенная из целей воспитания // Избранные пед. сочинения. М.: Учпедгиз, 1940. — Т. 1.-е. 148−280.
  38. А.Я. Избранные педагогические труды / Под ред. Б. Е. Райкова. -М.: АПН РСФСР, 1953. 208 с.
  39. А.Я. Краткий курс естествознания. СПб.: Л. Ф. Пантелеева, 1878.-242 с.
  40. А.Я. Мир божий. Земля, воздух, вода: Для уч-ся нач. шк. СПб.: Пантелеев, 1901. — 5-е изд. — 74 с.
  41. А.Я. Первые уроки минералогии. СПб.: Н. Фену и К°, 1874. — 100 с.
  42. А.Я. Предметные уроки: Пособие для учителей при преподавании по книжке «Мир божий». СПб. Пантелеев, 1919. — 140 с.
  43. В.А. Естествознание как отдельный предмет в курсе начальной школы: Страница из методики естествознания. Пг.: Жизнь и знание, 1917. -114 с.
  44. Г. Е. Интерес как социологическая категория // Вопросы философии. 1966. — № 10. — с. 15−26.
  45. Горбунов Н А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1947. — 258 с.
  46. В.П. Изучение географических сведений в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1961. — 174 с.
  47. В.П., Никитина B.C., Валерьянова Е. А., Радзиевская М. И., Перроте А. А., Рындин А. А. Методика изучения природы в начальной школе. -М.: Просвещение, 1965. 438 с.
  48. Григорьева Т А. Приемы наблюдения над детским чтением. M.-JI.: Госиздат, 1926. — 16 с.
  49. О.П. Внеклассное чтение в процессе преподавания анатомии, физиологии и гигиены человека: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1968. — 278 с.
  50. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  51. М.А., Есипов Б. П. Дидактика.-М: АПН РСФСР, 1957.- 518с.
  52. Н.Я., Товпинец И. П. Естествознание: 1 класс. М.: Просвещение, 1991. — 206 с.
  53. Н.Я., Товпинец И. П. Естествознание: 2 класс. М.: Просвещение, 1992. — 192 с.
  54. Н.Я., Товпинец И. П. Естествознание: 3 класс. М. Просвещение, 1993. — 154 с.
  55. Н.М. Некоторые принципы отбора материала для уроков внеклассного чтения в 3 классе: Сб. Развитие уч-ся вторых классов в процессе обучения и воспитания / Под ред. А. А. Люблинской. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1970.-с. 164−177.
  56. JI.С. Формирование познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М&bdquo- 1977, — 16 с.
  57. Е.А. Жизнь в тропическом лесу Африки. СПб.: Постоянная комиссия народных чтений, 1908. — 50 с.
  58. Е.А. О вымерших животных. СПб.: Тихомиров, 1908. — 1 18с.
  59. Е.А. Сборник статей по вопросам детского чтения. СПб.: Тихомиров, 1914. — 210 с.
  60. Е.Н., Ильина Е. Я. Комнатные растения. М.: Просвещение, 1968.-224 с.
  61. Заир-Бек Е. С. Взаимосвязь видов деятельности в обучении как фактор формирования познавательных интересов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Л., 1983, — 18 с.
  62. И.Д. Личность и природа // Народное образование. 1984. — № 7.-с. 78−83.
  63. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М. Политиздат, 1986. -221 с.
  64. В.Ф. Начертание естественной истории, изданное для народных училищ. СПб.: изд-во на указано, 1793. — 453 с.
  65. В.Ф. Педагогические труды / Под ред. Б. Е. Райкова. М.: АПН РСФСР, 1956 — 148 с.
  66. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л И. Божович и др. М.: Педагогика, 1972. — 351 с.
  67. Интерес // Советский энциклопедический словарь. М., 1985. — с. 495.
  68. Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова и М. В. Зверевой. М.: Педагогика, 1973. — 174 с.
  69. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  70. Д.Н. Из земного царства: популярные очерки из мира растений. СПб.: Суворина, 1902.-54 с.
  71. Д.Н. Из родной природы: Хрестоматия (для чтения в школе и семье). СПб.: А. С. Суворина, 1907. -262 с.
  72. Д.Н. На разные темы, преимущественно педагогические. СПб.: А. С. Суворин, 1901. — 103 с.
  73. А.Т. О педагогических требованиях к научно-популярной книге для школьников // Советская педагогика. 1952. — № 9. — с. 3−14.
  74. А.И. Методика активизации внеклассного чтения в процессе обучения ботанике и зоологии: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1986. -222 с.
  75. И. О педагогике. М.: К. Тихомиров, 1907. — 94 с.
  76. П.Ф. Дидактические очерки. СПб.: тип. В Демакова, 1885. -192 с.
  77. П.Ф. Педагогическая психология. СПб.: A.M. Косгомина, 1876.-633 с.
  78. Д.М. Методические рекомендации по формированию интереса к познанию природы младших школьников. М.: МГПИ, 1987. — 73 с.
  79. Д.М. Формирование интереса к познанию природы у младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. М., 1987. -222 с.
  80. Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. -СПб.: А С. Суворин, 1911- 168 с.
  81. З.А. Методика уроков природоведения в 3 классе. М. НИИ школ, 1979.-68 с.
  82. ЗА. Природоведение: Учебник для 2 класса трехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 1993. — 126 с.
  83. З.А. Природоведение: Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1990. — 128 с.
  84. З.А. Природоведение: Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. 3-е изд., испр. -М.: Просвещение, 1991. — 159 с.
  85. З.А. Природоведение // Кн. Обучение в 3 классе: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы / Под ред. Б. И. Фоминых. М.: Просвещение, 1988. — кн. 2. — с. 143−240.
  86. Клепинина З А. Природоведение // Кн. Обучение в 4 классе: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы / Под ред. Б. И. Фоминых. М.: Просвещение, 1989. — кн. 2. — с. 3−83.
  87. ЗА., Мельчаков Л. Ф. Природоведение: учебник для 2-х и 3-х классов трехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 1989. — 269 с.
  88. З.А., Чистова Л. П. Уроки природоведения во 2 классе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1990. — 111 с.
  89. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. — 391 с.
  90. Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. — т. 1.-е. 242−476.
  91. Я.А. Мир в картинках. М.: Учпедгиз, 1941. — 308 с.
  92. Я.А. О культуре природных дарований // Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1939. -т. 2 — с. 118−145.
  93. Н.К. Как самостоятельно работать с книгой // Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1960. — т. 9. — с. 763−782.
  94. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1976. 302 с.
  95. Леонтьев, А Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. М.: Педагогика, 1983. — т. 2. — 320 с.
  96. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1971.-40с.
  97. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. — 58 с.
  98. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М. Политиздат, 1975.-304 с.
  99. Ш. Лернер И. Я. Дидактические основы формирования познавательной деятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин: Дис.. докт. пед. наук.-М., 1980.-810 с.
  100. А.Я. Факторы сложности познавательных задач // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1970. — № 1.-е. 86−91.
  101. Личность, потенциал работника: Проблемы формирования и развития / Ред В. Г. Нестеров. М.: Наука, 1987. — 225 с.
  102. М.В. Проект Регламента Академической гимназии // Избранные произведения в 2-х томах. М.: Наука, 1986. — т. 2. — с. 377−413.
  103. А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. — 415с.
  104. А.А. Некоторые особенности умственной деятельности младшего школьника: Сб. Развитие уч-ся вторых классов в процессе обучения ивоспитания / Под ред. А. А. Люблинской. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1970. -с. 5−31.
  105. А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
  106. Материалы преподавания естествознания в средней и низшей школе / Под ред. М. П. Вараввы и Г А. Кожевниковой. -М., 1884. 125 с.
  107. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — 367с.
  108. Л.Ф. Возможности воспитывающего и развивающего обучения по природоведению // Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. — с. 7−25.
  109. Л.Ф. Уроки природоведения в 3 классе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 128 с.
  110. Л.Ф., Скаткин М. Н. Природоведение: Учебник для 3−4 классов средней школы. М.: Просвещение, 1987. — 240 с.
  111. Менчинская Н А. Мышление в процессе обучения. М.: Просвещение, 1966, — 120 с.
  112. Методика обучения географии в средней школе / Под ред А. Е. Бибик.- М.: Просвещение, 1975. 384 с.
  113. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979.-47 с.
  114. И.П. Путь к книге. М.: Знание, 1964. — 111 с.
  115. Л.Н. Практические занятия по начальному курсу природоведения. СПб.: Лит. изд. отд., 1913. — 62 с.
  116. Н.И. Избранные педагогические сочинения / Под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Учпедгиз, 1959. — 256 с.
  117. Обучение и развитие / Под ред. Л В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
  118. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
  119. Очерки психологии детей: младший школьный возраст / Под ред. А Н. Леонтьева, Л. И. Божович. М.: АПН РСФСР, 1950. — 192 с.
  120. И.П. Физиология высшей нервной деятельности // Избранные труды. -М.: Учпедгиз, 1950. с. 87−198.
  121. И.П. Условный рефлекс // Избранные труды. -М: Учпедгиз, 1950.-е. 236−253.
  122. С.А. Практика преподавания естествознания в начальной школе. Л.: Учпедгиз, 1939. — 206 с.
  123. В.М., Кузнецова В. И. Мтодика преподавания природоведения: Учеб. для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  124. В. Пропаганда научно-популярной книги в детской библиотеке // Библиотекарь. 1940. — № 11.-е. 33−35.
  125. Е.Я. Внеклассное чтение по биологии в семилетней школе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1953. — 357 с.
  126. А.А. Изучение природы в связи с уроками русского языка в 1 и 2 классах. М.: Учпедгиз, 1958. — 144 с.
  127. А.А. Опыт работы по изучению природы в 3 классе начальной школы. М.: Учпедгиз, 1953. — 152 с.
  128. М.О. Беседы о здоровье и болезнях. СПб.: Об-во при постоянной комиссии по устройству народных чтений, 1983. — кн. 1. — 173 е.- кн. 2.-98 с.
  129. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М. Педагогика, 1980. — 240 с.
  130. Л. В. Детские интересы. -СПб.: тип. И. П. Сойкина, 1914, — 100 с.
  131. Н.И. О методах преподавания // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. — с. 90−91, 101−103.
  132. А.А. Природоведение: Учебник для 3 кл. четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 1992. — 172 с.
  133. А.А. Природоведение: Учебник для 4 кл. четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  134. С.И. Как читать книги. М.: Книга, 1971. — 79 с.
  135. Погорелова Н А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе изучения природоведения во втором классе: Учебное пособие. Свердловск: Свердловский пед. ин-т, 1983. — 56 с.
  136. Погорелова Н А. Формирование любознательности учащихся 2 класса в процессе обучения природоведению: Дис.. канд. пед. наук. М., 1976. — 216 с.
  137. А.А., Грузинская В. А. Методика географии. М.: Учпедгиз, 1939.-224 с.
  138. Н.А. Система воспитания познавательных сил школьников. Казань: КГПИ, 1975.
  139. Половцов В В. Основы общей методики естествознания. М.: Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1907. — 276 с.
  140. Полянский И И. Чтения по естествознанию. СПб.: Училищный совет при святейшем синоде, 1904. — 296 с.
  141. Пономарева О Н., Давыдова Т. Г. Групповая работа на уроках природоведения // Начальная школа. 1993. -№ 5. — с. 35−40.
  142. Пришвин Михаил // Кн. В. Бианки, М. Пришвин. Рассказы о природе. Центрально-Черноземное книжн. Изд-во, Воронеж, 1969- с. 239−367.
  143. Природоведение // Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1−3). М.: Просвещение, 1994. — с. 77−84.
  144. Природоведение // Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1−4). М.: Просвещение, 1994. — с. 130−179.
  145. Природоведение // Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1−3). -М.: Просвещение, 1996. с. 141−175.
  146. Природоведение // Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1−4). М.: Просвещение, 1996. — с. 235−293.
  147. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
  148. Развитие самостоятельной и творческой активности учащихся в обучении / Под ред. И. Т. Огородникова. М: МГПИ, 1971. — 327 с.
  149. .Е. Общая методика естествознания. Л.: Учпедгиз, 1947. -300 с.
  150. .Е. Пути и методы натуралистического просвещения. М.: АПН РСФСР, 1960.-487 с.
  151. Рубинштейн С Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. -328 с.
  152. .Ж. Эмиль, или о Воспитании. СПб.: Школа и жизнь, 1912. -489 с.
  153. Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников. -М.: Педагогика, 1980. 160 с.
  154. Н.Н. Внеклассное чтение во 2 классе. М.: Просвещение, 1983.-255 с.
  155. Л.С. Методика начального курса естествоведения. СПб.: издание автора, 1902. — 424 с.
  156. Д.Д. Уроки географии для детей младшего возраста. СПб.: изд. при Журн. М-ва народного просвещения, 1860. — 52 с.
  157. Д.Д. Русская книга для первоначального чтения. ~ СПб.: тип. В. Демакова, 1888.-34 с.
  158. И.Д. Возбуждение познавательных интересов и управление ими в преподавании зоологии: Афтореф. дис. канд. пед. наук. JL, 1965. -24 с.
  159. М.Н. Внеклассная работа по естествознанию в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1953. — 192 с.
  160. М.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1952. — 232 с.
  161. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-204 с.
  162. М.Д., Маркова Ю. П. О культуре чтения. Что нужно знать каждому. М.: Книга, 1984. — 87 с.
  163. М.В. Справочная книжка по чтению детей всех возрастов. -СПб.: А. Ф. Маркс, 1907. 580 с.
  164. К.А. Элементы географии на краеведческой основе. М.: АПН РСФСР, 1951.-207 с.
  165. A.M. Самостоятельная работа учащихся с книгой. М.: Учпедгиз, 1963.- 142 с.
  166. В.А. Рождение гражданина / Избранные произведения. Киев: Радянська школа, 1980. — т. 3. — с. 612−627.
  167. Д.Ф. Как преподавать естествознание в начальной школе. -М.: Учпедгиз, 1936. вып. 1. — 120 с.
  168. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988 — 172 с.
  169. JT.Г. Уроки внеклассного чтения важнейший резерв всестороннего развития и воспитания детей // Начальная школа. — 1990. — № 5. — с. 16−19.
  170. Л.Г., Эрдели В. Г. География: Учебник для начальной школы. М.: Учпедгиз, 1933. — ч. 1. — 78 е.- ч. 2.-120 с.
  171. В.А. Естествознание: Учебник для начальной школы. М.: Учпедгиз, 1933.-ч. 1. — 84 е.- ч. 2. — 118 с.
  172. В.А. Рассказы о наблюдениях в природе. М.: Просвещение, 1971.-222 с.
  173. Д.Н. Методика обучения грамоте, объяснительному чтению, толковому изложению мыслей, грамматике, правописанию и церковнославянскому чтению. М.: Начальная школа Е. Н. Тихомировой, 1887. — 318 с.
  174. Д.И. Современные задачи начальной школы. М.: Педагогический листок, 1911. — 34 с.
  175. Л.В. Народное и детское чтение в педагогической системе К.Д. Ушинского // Советская педагогика. 1972. — № 9. — с. 47−48.
  176. Л.Н. Азбука / Послесловие и сост. В. Г. Горецкого, Г. В. Кар-пюка. М.: Просвещение, 1978. — 511 с.
  177. Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. — с. 289−339- 344−412- 448−476.
  178. Д.И. Формирование познавательного интереса учащихся к ботанике. М.: Педагогика, 1975. — 72 с.
  179. К.Д. Детский мир / Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989.-т. З.-с. 6−501.
  180. К.Д. Родное слово: Для детей младшего возраста / Педаго-гич. соч. М.: Педагогика, 1989. — т. 4. — с. 90−359.
  181. К.Д. Родное слово: Книга для учащихся / Педагогич. соч. -М.: Педагогика, 1989. т. 4. — с. 23−89.
  182. Фабр Жан-Анри. Инстинкты и нравы насекомых. СПб.: А. Ф. Маркс, 1898.-590 с.
  183. Е.А. Как преподавать естествознание в начальной школе. -М.: Учпедгиз, 1936. вып. 4.-194 с.
  184. Формирование познавательной самостоятельности школьников. Сб. научных статей / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: НИИ школ, 1975. — 178 с.
  185. Хрестоматия по истории русской книги (1564−1917) / Сост. J1.A. Вер-зирова- ред. А. Д. Эйхенгольц. М.: Книга, 1965. — 378 с.
  186. И. Под крышей великого дома. Обзор книг о лесе // Начальная школа. 1995. -№ 5. — с. 74−77.
  187. Что читать народу? СПб.-М.: B.C. Балашова, И. Д. Сытина, 18 841 906. — т. 1. — 700 е.- см. т. 2. — 976. — т. 3. — 540 с.
  188. Чуприкова Н И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения. М.: АО Столетие, 1994. — 192 с.
  189. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-208 с.
  190. Г. И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985. — 170 с.
  191. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
  192. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.- 142 с.
  193. Эльконин Б Д. Введение в психологию развития (в культурно-исторической традиции Л.С. Выготского). М.: Тривола, 1994. — 168 с.
  194. В.И. Детям книгу радости // Начальная школа. — 1993. — № 12.-с. 21−24.
  195. К.П. Вопросы общей методики естествознания. М.: Учпедгиз, 1954. — 276 с.
  196. К.П. В стране полуночного Солнца. М.: Госиздат, 1921. -317с.
  197. К.П. Исследовательский метод в школьном обучении. -М.-Л.: Госиздат, 1929. 168 с.
  198. К.П. Как преподавать естествознание в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1936. — вып. 3. — 96 с.
Заполнить форму текущей работой