Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Фонетические средства реализации стратегического плана оратора в академической публичной речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Индикатором экспрессии", является одним из важнейших способов самоидентификации и самовыражения человека. Таким образом, она не только формирует высказывание, но и выявляет его смысл и эмоционально-экспрессивное содержание, служит средством эстетического воздействия на слушателя. По мнению Н. Ю. Бахтиной, «все действительно переживаемое интонируется», интонация устанавливает тесную связь слова… Читать ещё >

Фонетические средства реализации стратегического плана оратора в академической публичной речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие интонации в современных лингвистических исследованиях

Каждый язык имеет свой интонационный строй, поэтому определение интонации, ее компонентного состава и ее функционального аспекта входят в круг наиболее дискуссионных вопросов фонетики. К сожалению, в данный момент среди фонетистов не наблюдается единства мнений в связи со сложным и полифункциональным характером объекта исследования.

Рассмотрим ряд концепций, которые раскрывают интонационную природу и компонентный состав интонации. Ряд исследователей отождествляют интонацию с мелодикой [Champagne-Muzar C., 1992: 162] и определяют ее как «произведение звука посредством человеческого голоса или струнного духового инструмента без клавишей» [словарь Брокгауза и Эфрона, 278].

Это достаточно узкое понимание интонации. В более широком смысле она рассматривается как сложный структурный комплекс просодических элементов, включающий частоту основного тона, интенсивность, длительность, спектр, темп, паузы, ударение [Златоустова Л.В., 1997]. Похожий компонентный состав мы находим в лингвистическом словаре И. Г. Торсуевой, в котором интонация понимается как «единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произношения». В «Большом толковом словаре русского языка», интонация определяется как «звуковая форма высказывания, система модуляций высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пауз».

Итак, как видим, интонация — это многокомпонентное звуковое явление. Вопрос о количестве компонентов интонации и их характере решается фонетистами по-разному. Например, некоторые исследователи, среди которых Л. В. Бондаренко, Е. А. Брызгунова, М. В. Гордина и И. А. Зимняя, выделяют мелодический, динамический, временной компонент и тембр произнесения. Другие ученые включают в состав интонации паузы [Блинов И.Я., 1958]. В. А. Артемов, М. М. Галеева и Ж. Б. Веренинова считают, что в состав интонации входят пять компонентов, которые соответствуют акустическим характеристикам речи: мелодика, интенсивность, длительность (темп), пауза и тембр. Более расширенный состав мы находим в исследовании Г. Н. Ивановой-Лукьяновой, она включает мелодику, громкость (интенсивность), тембр, темп, ритм, паузу и ударение. Эти супрасегментные свойства речи, входящие в состав интонации, в реальной речи «не изолированы и не вычленимы» [Здоровова Б.Б., 71]. Они имеют механизм связи между собой и накладываются на линейные единицы речи, «выступают в речевом потоке совместно с ними, потому что не могут существовать отдельно» [Савкова З.В., 38].

Важно отметить, что ряд исследователей преследуют цель определения именно самого понятия интонации и ее компонентов, другие ученые стремятся раскрыть ее функциональный характер. Так, например, Н. И. Жинкин обращает наше внимание на то, что интонация является.

«индикатором экспрессии», является одним из важнейших способов самоидентификации и самовыражения человека [Жинкин Н.И., 128−154]. Таким образом, она не только формирует высказывание, но и выявляет его смысл и эмоционально-экспрессивное содержание, служит средством эстетического воздействия на слушателя. По мнению Н. Ю. Бахтиной, «все действительно переживаемое интонируется», интонация устанавливает тесную связь слова с внесловным контекстом, это «двусторонняя единица речи, имеющая свою форму (звучание) и содержание (значение)» [Абдуазизов А.А., 116].

Проанализированные выше определения позволяют рассматривать интонацию как одно из основных фонетических средств оформления речевого высказывания и как совокупность просодических компонентов, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения [Зиндер Л.Р., Светозарова Н. Д., 1979].

Затрагивая тему интонации, невозможно не отметить такое понятие, как просодия. Словарь-справочник лингвистических терминов характеризует просодию, как общее название для таких ритмико-интонационных сторон речи, как громкость, длительность, высота тона и так далее. В настоящее время понятие «просодия» получило широкое распространение и различное толкование. Не вдаваясь в историю возникновения и развития этого термина, а также нюансы его понимания, отметим, что существуют 2 чётко выраженные и диаметрально противоположные точки зрения в понимании явления, которое называют просодией.

Одна из них разграничивает понятия просодии и интонации и относит их к разным речевым сегментам: под просодией понимают «такое наблюдаемое в устной речи явление языка, которое служит для различения слогов и определения их сочетания в фонетическом слове». Под интонацией понимается такое наблюдаемое в устной речи явление языка, посредством которого смысловое содержание предложения, выраженные в нём предикативные отношения, коммуникативное значение и модальнось, а также лексический состав и синтаксический строй получают своё конкретное выражение, определяясь характером реальной или воображаемой ситуации общения посредством языка или контекстом. Интонация служит также одним из средств различения стилистических особенностей речи и отличает орфоэпически правильную речь на данном языке".

Согласно данной концепции интонацию и просодию следует рассматривать как отдельные понятия, относящиеся к разным речевым сегментам: просодия — к слогу, интонация — к фразе.

С другой стороны, многие исследователи (М.А. Соколова, И. С. Тихонова и др.) рассматривают просодию и интонацию как тождественные понятия, в компонентный состав которых включены мелодия, ударение, громкость, тон (словесный), ритм, пауза, темп и тембр. Следует отметить, что в данной работе данные понятия также будут рассматриваться, как тождественные.

Таким образом, вслед за концепциями М. А. Соколовой, А. М. Антиповой и др. в данном исследовании интонация будет рассматриваться как комплекс или целое, образуемое значимыми изменениями высоты тона, громкости и темпа (скорости речи и паузации). Отметим, что данные компоненты участвуют как в организации речевого потока, так и в его делении в соответствии со смыслом передаваемого сообщения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой