Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Описание и анализ опытно-экспериментальной работы по проблеме развития связной речи дошкольников средствами русской народной сказки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно его методике, для того, чтобы комплексно исследовать связную речь дошкольников применяется ряд заданий, включающий следующие виды работы в процессе которой детям требуется: составить предложения по трем картинкам, тематически связанных между собой; пересказать текст; составить предложения по отдельным ситуационным картинкам; составить рассказ по одной сюжетной картинке или их серии… Читать ещё >

Описание и анализ опытно-экспериментальной работы по проблеме развития связной речи дошкольников средствами русской народной сказки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выбор методов и методик исследования развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

По мнению А. М. Леушиной, связная речь — это такая речь, в которой в социально закрепленных грамматических формах выражена законченная мысль [28].

Как говорилось уже в работе, основными видами связной речи являются монологическая и диалогическая речь. В диалоге предложения односложны, наполнены интонациями и междометиями. Важной особенностью диалога является умение быстрого и точного формулирования своих вопросов, а также дачи ответов на поставленные вопросы собеседника.

В связной монологической речи ребенку необходимо говорить образно, эмоционально, мысли малыша должны быть сосредоточенны, не отвлечены на детали.

Основными средствами развития связной речи можно считать сказки, дидактические игры, театрализованные игры.

Связная речь ребенка имеет три уровня: высокий, и средний и низкий.

Дошкольник, имеющий высокий уровень связной речи, владеет большим запасом слов, его предложения построены грамматически и логически правильно. Ребенок самостоятельно может пересказать небольшой рассказ, описать картину или предмет. Речь дошкольника отличается последовательностью, она интересна по содержанию.

Ребенок, имеющий средний уровень развития связной речи, строит интересные предложения, его речь отличается высокой грамотностью. Малыш может допустить ошибки при построении рассказа по заданной теме, но при замечаниях педагога исправить их самостоятельно.

Дошкольник, обладающий низким уровнем развития связной речи, имеет трудности при построении рассказа по сюжетным линиям. Его речь отличается непоследовательностью и нелогичностью. Ребенок из-за трудностей построения связей часто допускает смысловые ошибки. Речь его наполнена грамматическими ошибками.

В ходе организации и проведения исследования решались следующие задачи:

  • 1. Выявить уровень развития связной речи в двух группах (экспериментальной и контрольной) — констатирующий этап эксперимента — методика В. П. Глухова, методика О. А. Бизиковой.
  • 2. Проанализировать полученные результаты в ходе проведения констатирующего этапа, на его основании разработать программу развития связной речи детей 4−5 лет (формирующий этап эксперимента).
  • 3. Провести повторное исследование детей экспериментальной и контрольной групп с использованием методики В. П. Глухова и методики О. А. Бизиковой и выявить эффективность проведенной работы (контрольный этап эксперимента).

Для педагогического исследования была использована методика В. П. Глухова и методика О. А. Бизиковой, которые направлена на изучение уровня сформированности связной речи дошкольников.

Глухов В.П. предлагает наблюдение за речью детей осуществлять в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности.

Согласно его методике, для того, чтобы комплексно исследовать связную речь дошкольников применяется ряд заданий, включающий следующие виды работы в процессе которой детям требуется: составить предложения по трем картинкам, тематически связанных между собой; пересказать текст; составить предложения по отдельным ситуационным картинкам; составить рассказ по одной сюжетной картинке или их серии; составить рассказ-описание; сочинить рассказ на основе личного опыта. С помощью такого комплексного обследования возможно получение целостной оценки речевой способности ребенка в различных формах речевых высказываний, которые могут быть как элементарными (составление фраз), так и сложными (составление рассказов с творческими элементами). При этом необходим учет характерных особенностей и недостатков в процессе построения высказываний развернутого типа.

По методике О. А. Бизиковой оценивается прежде всего развитие диалогической связной речи по специальным критериям.

Оценку выполнения все заданий взрослый дает, подсчитав общее количество баллов.

Методика посвящена умению вести диалог и имеющая следующие критерии:

  • — умение задавать вопросы;
  • — умение отвечать на вопросы в соответствии с темой и ситуацией общения;
  • — умение сообщать собеседникам свое мнение;
  • — умение выражать просьбы, советы, предложения;
  • — умение сообщать о своих чувствах, делиться новостями;
  • — умение вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета.

Содержание задач по развитию диалогической речи согласно методике представлено тремя блоками:

Первый блок — это комплекс задач, предполагающих усвоение детьми диалогического единства «вопрос — ответ» и соответствующих этой паре реплик форм поведения;

Второй блок — единство «сообщение — реакция на сообщение» и правила, связанные с употреблением этого вида реплик;

Третий блок — задачи обучения детей репликам и речевому поведению в диалогическом единстве «побуждение — реакция на побуждение».

Оценка осуществляется в процессе наблюдения за речью ребенка в повседневном общении, самостоятельной игровой деятельности детей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой