Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические основы формирования научного мировоззрения учащихся в современных условиях: На материалах Всероссийского Выставочного Центра

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимо повышение мировоззренческого потенциала обучения старшеклассников. Как известно, основы научного мировоззрения учащихся закладываются в основном в старших классах. Известны и трудности, с которыми сталкивается педагог при общении с подростками этого возраста: у многих падает интерес к учению, происходит ломка характера, трудно идет духовный рост. Между тем, учителя и педагоги… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.Стр
  • Глава 1. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
    • 1. Историография проблемы
    • 2. Примерная модель формирования научного мировоззрения в процессе образования и воспитания
  • Выводы
  • Глава 2. РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
    • 1. Дополнительное образование как фактор гуманизации общего образования
    • 2. Поисково-исследовательская деятельность в повышении эффективной образовательной программы в системе дополнительного образования
    • 3. Формирование научного мировоззрения школьников в системе дополнительного образования и социальной сферы ГАО ВВЦ
  • Выводы

Организационно-педагогические основы формирования научного мировоззрения учащихся в современных условиях: На материалах Всероссийского Выставочного Центра (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В основе любой системы образования лежит определенное, более или менее осознанное мировоззрение. Это вытекает из социальных функций образования и воспитания. Одной из важных задач развития современного общества является формирование нового человека, главным жизненным ориентиром которого должно быть подлинно научное мировоззрение. Глубокое внимание к проблеме формирования научного мировоззрения у молодежи характерно для всей деятельности государства в целом. Мировоззренческие вопросы диалектики связаны с утверждением гуманистически ориентированной активной жизненной позиции личности: развитием инициативы коллектива, социальной группы, народа в целом, в том числе студентов вузов и учащихся общеобразовательных школ.

В современных условиях особенно важно обосновать механизм формирования научного мировоззрения у молодежи: свобода слова, гласность, политический и интеллектуальный плюрализм, популярность религии приобретают порой гипертрофированные формы. Чтобы общество было в состоянии противостоять указанным негативным проявлениям, необходимо повышение престижа науки, научной интеллигенции, совершенствование системы образования. Вместе с тем процесс духовного обновления общества неразрывно связан с теоретическими разработками диалектико-материалистической концепции мировоззрения учащейся молодежи. Жизнь заставляет сегодня каждого молодого человека формировать глубокое понимание характера современных задач, прочное научное мировоззрение, принципиальность, высокую духовную и нравственную культуру, ответственное отношение к делу. В связи с этим возникают новые потребности в современном содержании и технологиях образования, в непрерывном повышении своего интеллектуального потенциала, в быстром и эффективном освоении тех областей знаний, которые в недавнем прошлом не имели существенного значения для выпускников образовательных учреждений.

Актуальность формирования научного мировоззрения у учащейся молодежи определяется сегодня, прежде всего, масштабом изменения нашего общества на всех уровнях, требующим перестройки сознания. Если формирование научного мировоззрения у широких масс является настоятельной потребность обновления общества, то применительно к молодежи вообще и учащейся ее части, в частности, оно имеет особо важное значение. Актуальность данной проблемы отмечена в документах Национальной доктрины образования, законе «Об образовании» и определяется рядом факторов, наиболее существенным из которых можно назвать неуклонный рост удельного веса молодежи в обществе.

В связи с изложенным выше особо актуальным представляется анализ закономерностей формирования научного мировоззрения специфической группы молодежи — учащихся общеобразовательных школ, формирования у них правильного понимания своего предназначения, своего места в жизни.

Степень разработанности проблемы. В научной литературе большое внимание уделяется особенностям мировоззрения как феномена духовной жизни в связи с исследованием структуры и функционирования общественного и индивидуального сознания (Ермолов А.Я., Ильичев Л. Ф., Кедров Б. М., Келле В. Ж., Копнин П. Н., Нестеренко Г. Я., Ойзерман Т. И., Петракова Т. И., Рачков П. А., Спиркин А. Г., Тайчинов М. Г., Уледов А. К., Федосеев П. Ф., Шептулин А. П., Шинкарук В. И. и др.).

Анализируя данную проблему, ученые акцентируют внимание на интегрирующей роли диалектико-материалистической философии и ее центральном месте в мировоззренческих образованиях.

В работах, обращенных непосредственно к сущности и специфике научного мировоззрения, исследуется его состав, черты, функции, практически ориентирующие на значимость в социальной действительности (Агаронян А.С., Ахмедов С. Х., Арцишевский Р. А., Ашманис М. Г., Белов А. П., Василенко B.JT., Загвязинский В. И., Звонарев И. С., Игнатов А. И., Ковалев С. М., Маковка Н. Д., Моисеев А. П., Овчинников B.C., Скаткин М. Н., Тонких А. С., Целищев B.C., Черноваленко В. Ф. и др.).

В той или иной мере разработан вопрос формирования научно-материалистического мировоззрения у разных социальных слоев общества (Буянов B.C., Овчинников B.C., Бальше А., Мартыничев И. В., Аблаев Э. А., Моносзон Э. И., Щербинин В. А. и др.).

Следует отметить, что уже были сделаны попытки освещения проблемы формирования научного мировоззрения учащихся общеобразовательных школ (Мезанский В.Н., Шубинский B.C., Шептулин А. П., Филоновская А. П., Зиямухамедов Б., Шапоринский С. А., Яхшиликов Ж. И др.). По различным аспектам этой проблемы защищен ряд диссертаций (Суколеновым И.В., Суколеновой Г. Т., Садыковым С., Бубновичем А. В., Гогеадзе К. Ш., Арцишевским Р. А., Присяжным А. В., Боботаевым А. П., и ДР-).

Однако, такой важный аспект как определение организационно-педагогических основ формирования научного мировоззрения учащихся еще не стал предметом специального научного исследования ученых-педагогов. Этим объясняется выбор темы исследования: «Организационно-педагогические основы формирования научного мировоззрения учащихся в современных условиях».

Целью настоящей диссертационной работы является изучение процесса формирования научного мировоззрения учащихся в современных условиях и определение его значения для дальнейшего совершенствования системы образования.

Достижение указанной цели реализуется решением следующих исследовательских задач:

— рассмотреть понятия «научность», «мировоззрение», «научное мировоззрение» в истории отечественной педагогики;

— определить сущность и основные составляющие мировоззренческой подготовки учащихся общеобразовательных учреждений;

— исследовать непрерывность, системность и комплексность характера формирования научного мировоззрения учащихся в современных условиях;

— проанализировать диалектику общего и особенного в мировоззренческой подготовке личности учащихся;

— выявить роль и значение системы дополнительного образования в формировании научного мировоззрения личности;

— определить основные направления процесса формирования научного мировоззрения учащихся в учреждениях дополнительного образования;

— разработать практические рекомендации по оптимизации процесса формирования научного мировоззрения в деятельности учреждений дополнительного образования «Школы-ВВЦ».

Объектом исследования образовательный процесс общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Предмет — процесс формирования у учащихся научного мировоззрения.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что процесс формирования научного мировоззрения у учащихся будет проходить наиболее эффективно, если.

— созданы благоприятные условия для наиболее полной реализации каждым учащимся своих потенциальных интеллектуальных возможностей;

— педагогом реализуются принципы научности и доступности при проектировании реального процесса обучения, способствующие пониманию и усвоению учащимся логики научного и учебного познания;

— усилена мотивация к учебной деятельности и, как следствие, -обеспечен более высокий уровень знаний;

— принципы научности и доступности соблюдаются педагогами дополнительного образования при отбое и построении содержания.

Базой исследования явились общеобразовательная школа № 760 и комплекс учреждений социальной сферы Всероссийского Выставочного Центра (ВВЦ).

Методологической основой исследования явилось учение о личности как объекте и субъекте воспитания и обученияконцептуальные философские, социологические, психолого-педагогические положения об активности личности в системе социальных отношений, о целенаправленном познании человеком окружающего мира и творческом освоении его, о духовных потребностях развивающейся личности.

Настоящее исследование опирается на философские и психологические основы познания личности (Аристотель, И. Кант, Г. Гегель, Э. Гуссерль, М. Бубер, М. К. Мамардашвили, Д. И. Дубровский, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, И. С. Кон, А. В. Петровский, В. А. Петровский, С Л. Рубинштейн, Е. Т. Соколова, В. В. Столин, И.И.Чеснокова) — теоретические основы возрастных особенностей учащихся (Л.И.Божович, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон, Г. А.Цукерман) — методологию проектирования в образовании (Н.Г.Алексеев, В. И. Слободчиков, В.П.Беспалько) — методологические принципы педагогического исследования (В.В.Краевский).

Сущность категории мировоззрения, ее научности определялась нами по трудам таких исследователей, как А. Г. Спиркин, Э. И. Моносзон, М. Н. Скаткин, В. Ф. Черноваленко.

Изучение трудов педагогов, психологов, дидактов, методистов (Л.Н.Занкова, Д. Б. Эльконина, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, М. И. Махмутова, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Н. Г. Дайри и других отечественных ученых) дало значительный импульс к научным поискам. Выдвинутые отечественной педагогикой принципы — единство обучения, воспитания и развития, комплексный подход к обучению и воспитанию — легли в основу системы работы над диссертационным исследованием.

Проблемы педагогических основ формирования мировоззрения учащихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях системы дополнительного образования рассматривались с позиций педагогических идей А. Е. Капто, В. Ю. Кричевского, В. Ф. Кривошеева, В. С. Лазарева, А. С. Макаренко, В. И. Рыбакова, В. А. Сластенина, В. А. Сухомлинского, Е. А. Ямбурга и др.

Теоретической основой исследования выступили принципы сознательности, активности, систематичности и последовательности, прочности, доступности и научности в обучении.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 5 лет (1996;2001 гг.), в три этапа.

Первый этап (1996;1997 гг.) — предусматривал изучение и анализ философской, психологической, социологической, педагогической литературы с целью теоретического анализа состояния проблемы, выяснение степени ее разработанности. На этом этапе проходила разработка программы, инструментария и методики исследования, определялась база для проведения экспериментальной работы и апробации материалов. На основе анализа документов, статей в периодической печати различных временных периодов, хрестоматийных материалов, учебной литературы, монографий, буклетов ВДНХ (ВВЦ) и других публикаций по интересующим автора проблемам была сформирована методологическая часть программы исследования и намечен ее процедурный раздел. На основе анализа документации было изучено состояние организационно-педагогических основ формирования мировоззрения у школьников в учреждениях дополнительного образования детей г. Москвы.

На втором этапе (1997;1999 гг.) — экспериментальном — было проведено изучение объективных и субъективных факторов, влияющих на процесс педагогических основ формирования научного мировоззрения учащихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, непрерывность и преемственность процесса формирования. В эти годы был получен фактологический материал по логической и структкурной обработке исследовательских материалов, что позволило подготовить программу эксперимента, включающую разделы, где предусмотрены поиски новых педагогических основ формирования научного мировоззрения у учащихся в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования.

На третьем этапе (1999;2001 гг.), носившем формирующий характер, проводилась опытно-экспериментальная работа по внедрению в практику разработанных автором методических рекомендаций в образовательно-воспитательный процесс базовых образовательных учреждений. По всем разделам программы анализировались и корректировались полученные данные, подводились итоги. На завершающем этапе составлялась социологическая документация (анкеты, опросные листки), проводились беседы со всеми категориями обучающихся в базовых учреждениях. Всего в них участвовало 410 человек. На достижение поставленной цели, среди прочих, был направлен метод наблюдения, позволивший определить эффективность различных компонентов процесса формирования мировоззрения у учащихся.

Избранная методика позволила получить необходимый и достаточный сбор сведений, способствующих наиболее полному пониманию сущности организационно-педагогических основ формирования научного мировоззрения учащихся в рамках «общеобразовательная школаучреждение дополнительного образования».

В 2001 году подводились окончательные итоги исследования. Уточнялись основные теоретические выводы и практические рекомендации, осуществлялась проверка исходной гипотезы и конкретных результатов опытно-экспериментальной работысформулированы теоретическая новизна, практическая значимость и положения диссертации, выносимые на защиту.

Научная новизна исследования. Новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— выявлена сущность, основные компоненты и механизм мировоззренческой подготовки личности учащихся, состоящие из системы взглядов на мир, место человека в мире, а также взаимодействия убеждений, принципов, идеалов и ценностей, определяющих направление деятельности человека;

— обоснован системный, комплексный и непрерывный характер мировоззренческой подготовки личности учащегося в общеобразовательной школе и в учреждениях дополнительного образования, состоящей из системного, последовательного взаимодействия изучаемых дисциплин и занятий по интересам в учреждениях дополнительного образования;

— выявлены роль и значение системы дополнительного образования в формировании научного мировоззрения личностиопределены специфика и основные направления процесса формирования научного мировоззрения учащихся в учреждениях дополнительного образования.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования имеют значение для дальнейшего научного анализа проблем формирования научного мировоззрения учащихся.

Основные положения диссертации и выводы, к которым пришел автор, могут быть использованы при подготовке методических рекомендаций для педагогов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования по формированию научного мировоззрения учащихся, при составлении учебных планов с целью усиления мировоззренческой направленности преподаваемых дисциплин.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются соотнесенностью результатов исследования с теоретическими положениями философии, психологии и педагогики развитиянадежностью методологических и теоретических исследований, разнообразием методов, длительностью проведения исследования, репрезентативностью опытно-экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного анализа, внедрением результатов исследования в практику.

Апробация работы осуществлялась:

— посредством отражения результатов исследования в публикациях автора;

— в выступлениях на научно-практических конференциях выставки «Школа-2000 г.» (1997;2000 гг.) павильона ВВЦ «Народное образование»;

— на заседаниях лаборатории дополнительного образования Института общего образования МО РФ (1999 г., март- 2000 г. — февраль, сентябрь- 2001 г. — февраль, июнь);

— в выступлениях на совещаниях управления дополнительного образования МКО;

— педсоветах в школе-лаборатории № 760 г. Москвы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Модель деятельности педагогов, ориентирующая на формирование научного мировоззрения учащихся в условиях общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования.

2. Комплексная методика дидактических условий, способствующих формированию у учащихся научного мировоззрения (необходимость частичной коррекции содержания и перестройки структуры учебного материала, практической направленности и закономерностей научного познания). Для этого необходимо усилить такие элементы содержания и методов обучения, которые способствуют формированию научного мировоззрения школьников (применение средств, обеспечивающих не только успешное усвоение учебного материала учащимися, но и развитие их познавательных интересов и интеллектуальных возможностей).

3. Методика применения конкретных методических средств, приемов и форм формирования мировоззрения у учащихся в непрерывном образовательно-воспитательном процессе.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

— использовании широких возможностей дополнительного образования для личностного и профессионального самоопределения школьников, социальной адаптации и развития их общекультурных интересов (расширение видов внеурочной деятельности, развитие культурно-i образовательных интересов школьников, психологическая поддержка и учет их индивидуальных потребностей, включение в социально-значимую деятельность, ориентация на воспитание нравственных качеств);

— создании условий для творческого и профессионального роста педагогов, реализующих задачи дополнительного образования (совершенствование методической работы, помощь в разработке авторских программ);

• -установлении организационных и содержательных связей между блоком дополнительного образования и другими подразделениями школы, с внешними учреждениями и организациями (учет содержания основного образования в работе творческих объединений школы, совместная деятельность педагогов дополнительного образования, классных руководителей, учителей-предметников, использование методического и кадрового потенциала учреждений дополнительного образования, Ш учреждений культуры и науки).

Исследование показало, что дополнительное образование усиливает воспитательный потенциал образовательного учреждения, расширяет его научное и культурное пространство, создает условия для реализации гуманистических идей. Кроме того, потенциал дополнительного образования позволяет создать собственное образовательное «лицо», построить оригинальную учебно-воспитательную систему, отличающуюся новизной содержания и технологий работы.

Теоретический и фактический материал, представленный диссертации, подтверждает актуальность темы исследования необходимость ее дальнейшей разработки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях необходимо повышение внимания к формированию научного мировоззрения в ходе обучения и воспитания подрастающего поколения. Как известно, каждый учитель выступает, прежде всего, как предметник. И программно-методическое обеспечение учебного процесса осуществляется также учеными-предметниками. В связи с этим возникает «предметный» подход, когда главным становится вооружение учащихся предметными знаниями. Безусловно, без такого подхода невозможно вооружить учащихся знанием основ наук. Однако узкопредметный подход должен сочетаться с мировоззренческим, выдвигающим во главу угла воспитание сознательной личности со сформированным мировоззрением. Мировоззрение выпускника общеобразовательного учреждения, безусловно, претерпит в будущем некоторые изменения и корректировку, но основа, «стержень» личности, заложенный в школе, позволит ему выбрать свое будущее и осуществлять намечаемые жизненные планы.

Эти установки определяют как основу урока, так и основу тематики занятий в системе дополнительного образования. И в школе на уроках, и на занятиях в кружках, секциях, студиях мировоззренческий подход должен быть реализован. Необходимо раскрывать учащимся, что такое мировоззрение, учить осмысливать с мировоззренческих позиций изучаемые науки, окружающую жизнь, собственные поступки;

Необходимо повышение мировоззренческого потенциала обучения старшеклассников. Как известно, основы научного мировоззрения учащихся закладываются в основном в старших классах. Известны и трудности, с которыми сталкивается педагог при общении с подростками этого возраста: у многих падает интерес к учению, происходит ломка характера, трудно идет духовный рост. Между тем, учителя и педагоги, работающие не только со старшеклассниками, знают, с каким живым интересом относятся к учебе учащиеся средних классов, как они отзывчивы к слову педагога. Отклонения в духовном развитии здесь намного легче поддаются коррекции. Этот возраст наиболее благоприятен для того, чтобы именно здесь закладывался фундамент научного мировоззрения. При специально направленном обучении и воспитании быстрее осуществляется умственное и нравственное развитие. Поднимая уровень духовного развития в этом возрасте, педагог может в значительной степени предупредить нравственные сбои в более старшем школьном возрасте.

Необходима систематичность в работе педагога (как основного, так и дополнительного образования). Примерная модель процесса формирования научного мировоззрения учащихся, разработанная в диссертации, позволяет объединить разнохарактерные виды занятий теоретическими знаниями, нравственными и философскими идеями. Важным звеном в этой работе становится гражданское, военно-патриотическое и трудовое воспитание.

Реализация принципа единства воспитания, обучения и развития, дидактических принципов научности и доступности, комплексный подход к формированию научного мировоззрения возможны в системе дополнительного образования при предъявлении к ней больших требований, с которыми система вполне способна справиться.

Духовно-нравственное, военно-патриотическое, эстетическое, физическое воспитание, основы которого закладываются на уроках в общеобразовательной школе, находят свое продолжение в системе дополнительного образования.

Успех воспитания во всех названных направлениях зависит от ряда факторов:

— во-первых, ни одно из этих направлений не может осуществляться в изоляции от другихкаждое направление должно выступать как компонент единой системы;

— во-вторых, воспитание должно быть организовано так, чтобы учащиеся не были его пассивным объектом. Лишь в результате организации активной деятельности самих учащихся достигается их развитие — и умственное, и нравственное, и физическое.

Третье: педагог должен опираться на возможности не только школы, но и других источников получения знаний — газет, журналов, радио, телевидения, театров, музеев и др. (В нашем случае — на научный потенциал Всероссийского выставочного центра).

Наряду с факторами, способствующими делу формирования мировоззрения, педагог часто сталкивается с противоположными тенденциями — отрицательным влиянием микросреды, окружающей учащегося, навязыванием чужой культуры, неуважительное отношение к труду и т. п. Формирование стойкого иммунитета ко всем эти негативным влияниям, является важной частью формирования научного мировоззрения учащихся.

Общие условия, соблюдение которых позволит осуществлять школе и учреждениям дополнительного образования повышение эффективности формирования у учащихся научного мировоззрения, таковы:

— фундамент мировоззренческих знаний должен закладываться уже в старшем подростковом возрасте, с тем, чтобы уже в старших классах учащийся мог самостоятельно разбираться в их сущности и применять знания на практике;

— получаемые на уроках знания должны получать закрепление и расширение на занятиях в системе дополнительного образования. Иными словами, формирование мировоззренческих знаний должно идти не по прямой, а по спирали;

— внедряя проблемность в обучение, следует ставить перед учащимися проблемы и учить их определять пути решения («от внешней стороны явления — к раскрытию сущности, от следствий — к причинам»).

Наряду с требованиями по формированию у учащихся мировоззренческих знаний, выступают требования по формированию духовно-нравственных качеств личности: патриотизма, гражданственности, любви к людям:

— раскрывать учащимся красоту природы, людей, добрых дел и чувств;

— воспитывать высокий нравственный идеал гражданина, патриота, интернационалиста;

— добиваться у учащихся единства слова и дела;

— вырабатывать умение применять теоретические знания, нравственные принципы на деле — в труде, в общественно полезной деятельности в школе и вне ее.

Дополнительное образование постепенно превращается в социально значимый механизм адаптации учащихся к изменяющимся условиям жизни в обществе, поскольку предоставляет возможность и создает предпосылки не только для закрепления и расширения знаний, полученных в школе, но и усвоения новых.

Введение

культурологического компонента в образовательный процесс учреждений дополнительного образования способствует формированию у учащихся потребности в разностороннем развитии личности. Отсюда понятна необходимость выработки авторских программ развития дополнительного образования на разных уровнях.

Как показало исследование, у педагогов и работников учреждений дополнительного образования заметно стремление выполнить компенсаторную функцию по отношению к школе: углубить представления, знания учащихся в тех вопросах, где школа не смогла это сделать в силу специфики учебных планов и программ, ограниченных временными возможностями и т. д.

Основными же качествами, которыми должен обладать педагог дополнительного образования, осуществляющий формирование научного мировоззрения у учащихся, являются: способность корректировать содержание и структурировать учебный материал, находить траектории его подачиучитывать индивидуальные особенности учащихсяпостоянно повышать свой интеллектуальный потенциал и научный уровень.

Разумеется, указанные составляющие образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования взаимосвязаны. При этом последние выступают средством организации активной деятельности учащегося, в ходе которой он оказывается творцом, создателем каких-либо материальных или духовных ценностей. Следует помнить и о самоценности общения сверстников, которое занимает одну из ведущих позиций в структуре жизненных ценностей учащихся.

Подводя общие итоги исследования, можно заключить, что оно в основном подтвердило выдвинутую гипотезу.

Выполненное исследование не только ответило на поставленные вопросы, но и открыло перспективы дальнейшего изучения процесса формирования научного мировоззрения учащихся. В частности, ожидает своего решения такая интересная и важная проблема, как личность педагога как субъекта процесса формирования научного мировоззрения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.А. Познавательная активность школьников //Сов. Педагогика. 1969.№ 7 С.40−43.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. -335с.
  3. Ю.П. Игра и труд. М., 1973.
  4. М.К. и др. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. -М., 1992.
  5. С.В. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла. Л., 1991.
  6. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.
  7. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
  8. .Г. О преемственности в обучении. //Советская педагогика. -1953. № 2. — С.23−25.
  9. .Г. Познавательные потребности и интересы., Л.: Издательство Ленинградского университета. 1968. — 274с.
  10. Ю.Алексеев П. В., Барулин B.C. Актуальные проблемы марксистско-ленинской философии. М.: Политиздат, 1989. — С.263−265.
  11. Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. -М&bdquo- 1994.
  12. Л.Г. Активизация учения школьников. М., 1968. — 184с.
  13. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М., 1992. 114с.
  14. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.-432с.
  15. М.Г. Формирование научного мировоззрения. Рига, Зинатне, 1984. -С.29.
  16. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.
  17. П.Бабанский Ю. К. Совершенствование методов педагогических исследований. М., 1982, — С.34−46.
  18. Ю.К. Методы обучения в современной школе. М., -Просвещение, 1985. 285с.
  19. Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентировочного взаимодействия участников обучения. Челябинск, 1998, — 94с.
  20. В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельностью школьников. Челябинск, 1994. 68с.
  21. В.Г. Полн.собр.соч. М., 1956, т.10. с. 312.
  22. Е.Л. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью. Ярославль, Издательство педагогического института, 1974.-24с.
  23. Бердяев Н А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М., 1990,
  24. Р. Развитие Я-концепции и воспитания., М., 1986. -С.21−30.
  25. И.В., Садовский В. Н., Юдин З. Г. Системный подход в современной науке //Проблемы методологии системного исследования. -М., 1970.-270 с.
  26. И.В., Юдин З. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.
  27. А.Я. Преемственность в системе методов обучения. Рига: Изд. Рижского политехнического ин-та, 1971. — 140с.
  28. П.П. Развитие мышления школьника: Избранное в 3-х т. М., 1979.
  29. Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994. — 84с.
  30. Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности. //Вопросы психологии. -1971, № 1. -С.144−146.
  31. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. -М.: Просвещение, 1968. -464с. -(АПН СССР).
  32. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: Монография. -Ростов-н/Д, 2000.
  33. Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. Ростов н/Д, 1997.
  34. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. Ростов н/Д, 1994.
  35. В.И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для руководителей общеобразовательных школ. М.: Гум.изд.Центр «ВЛАДОС». -2001.- 192 с.
  36. В.И. Вопросы теории и практики деятельности школьного совета. М., 1992.
  37. В.И. Делиться властью трудная наука. //Народное образование. — 2000. — № 3.
  38. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагог 1994. № 5.
  39. БрушлинскийА.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.
  40. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.
  41. В.П. (ред.) Проблемы развития современной педагогической системы.//Межвуз. сб. научн. трудов. М., 1980.
  42. В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М., 1971.
  43. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  44. В.П. Элементы теории управления процессом обучения. -М., 1971.
  45. Бим-Бад Б. М. Щит и оборона детства. -М.: РОУ, С.37−40.
  46. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века. Лекции по педагогической антропологии и философии образования. -М., Изд. Российского открытого ун-та, 1994. С.73−78
  47. А.П. Формирование научно-материалистического мировоззрения личности в общеобразовательной школе. Автореф. дисс. канд.ист.наук. Ташкент, 1990. — 21 с.
  48. В. И. Проблемное обучение понятие и содержание // Воспитание в школе. 1985. — № 8.
  49. Г. В., Карбанава О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического здоровья детей. -М.: МГУ, 1990.
  50. B.C. Научное мировоззрение. -М.: Политиздат, 1987. С. 5.
  51. Ю.Ю., Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. //Вопросы психологии. 1966, № 6, С.94−101.
  52. Л.А. Восприятие и обучение. -М., 1968. С.21−32.
  53. В.И. Очерки и речи. Ч.И. Пг&bdquo- 1922. С. 14−35.
  54. Д.В. Познавательная деятельность при проблемном характере обучения основам наук в школе. Казань, 1968. — 79с.5 5. Виноградова М. Д., Первин И. В. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. -М., 1989. -С.93−96
  55. Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьника. // Сборник научных статей. Казань, 1975. -168с.
  56. Вопросы теории и методики развития познавательной активности учащихся. //Сборник научных трудов. -Томск, 1981. -203с.
  57. Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся: Сборник научных трудов. -Омск, 1974.
  58. В.В. Педагогика в двух словах. -М., МПУ, 1995, 111с.
  59. Jl.Д. Взаимосвязь воспитания познавательной и общественной активности младших школьников в учебной деятельности. -М., 1989. -С. 14−21
  60. Воспитание у учащихся познавательной активности. //Сборник статей. -ЛГУ, 1981.
  61. Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность в обучении. -М., 1978.
  62. Л.С. Проблема возраста. Собр. соч.: В 6 т М.: Просвещение, 1983. -Т.4.
  63. Л.С. Собрание соч. В 6-ти томах -М, Педагогика, 19 821 984, -Т.З -368с.
  64. Л.С. Педагогическая психология (под.ред. В. В. Давыдова -М.: Педагогика, 1991. -479с.
  65. О.С., Харитонова Н Е. В школу с игрой. -М, 1991. 96с.
  66. П.Я. Введение в психологию. -М.: МГУ, 1976. -149с.
  67. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. -М., 1985. -С.43−48
  68. Ш. И. Педагогические основы преемственности учебно-воспитательной работы в 1У У классах. /Известия АПН СССР — М., 1955. Выпуск 72.-С.5−21.
  69. Ш. И. Дидактический принцип сознательности. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. -224с.
  70. .С. Педагогические аспекты непрерывного образования. /Вести высшей школы. 1987. -№ 8. — С.22−29.
  71. А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. М.: 1996.
  72. Р. Дифференциация в образовании//Директор. 1994. — № 5.
  73. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. -М.: Изд-во МГУ, 1987.- 174 с.
  74. JI. А. Стимулирование старшеклассников к выбору мировоззренческих позиций. Автореф. дисс. канд.пед.наук. СПб.: СПГУ.- 1998.-24 с.
  75. Н. «Непрерывность» с разных точек зрения. -Обруч, 1997. № 1. С. 14−15.
  76. В.В. Виды общения в обучении. -М: Педагогика, 1972. -243с.
  77. В.В. Проблемы развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1972. -240с.
  78. В.В. Соотношение понятий «формирование» и «развитие» психики./Юбучение и развитие. -М., 1986.
  79. В.В., Кудрявцев Т. В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной степеней. //Вопросы психологии, 1997. № 1 -С.3−18.
  80. М.А. Воспитание у школьников самостоятельной и творческой активности в процессе обучения. //Сов.педагогика. 1961. № 8.-32−42.
  81. Диалектика средней школы. Под ред. М. Н. Скаткина. М., 1982.
  82. Е.И., Соколов Э. В. Свободное время и развитие личности. -Л., 1983.
  83. В.М. Аксиологические основы мировоззрения личности. Автореф. докт.культурол.наук (24.00.01) /С-Петерб.гос.ун-т. СПб., 1999.-35 с.
  84. В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991.
  85. Ю.Л. Исследование систем управления. Учебное пособие. М., 1997.
  86. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. -М.: Учпедгиз. 1961. -239с.
  87. Р.И. Игра в её педагогическом значении. Автореферат дисс.к.п.н. М., 1968. — 16с.
  88. Р.И. Актуальные вопросы педагогической теории игры. //Сов. Педагогика. -1963. № 3. С.88−96.
  89. В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. -М., Педагогика, 1984.
  90. А.В., Эльконин Д. Б. Психология личности и деятельность школьника. М., 1965.
  91. С.Ф. и др. Игра и ученье. М., 1992.
  92. В.И. О современной трактовке дидактических принципов. Советская педагогика, 1978, № 10.
  93. Игры обучение, тренинг, досуг. // Под ред. В. В. Петрусинского. -М, 1994.
  94. Е.Н. Путь к ученику. М.: Просвещение, 1988.
  95. И.А. Путь к очевидности. -М.: Республика, 1993. -430с.
  96. Т.Д. Педагогика. М., 1984.
  97. А.К. Деятельность, познание, нравственный идеал. -Ташкент: Фан, 1989. С. 50.
  98. В.И. Формирование интереса к учению на внеклассных занятиях. //Сов. Педагогика. -1985. № 8.
  99. Калмыкова 3. И. Педагогика гуманизма. М.: Знание, 1990.
  100. А.П. Развитие познавательной активности младших школьников. Автореферат дисс.к.п.н. -Киев, 1986. -18с.
  101. П.Ф. Избранные педагогические сочинения.(под ред. А. М. Арсеньевой, М.: Педагогика, 1982.
  102. С.Е. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках. -Тверь, 1994. -120с.
  103. .М. История познания как процесс и его диалектика.- В кн.: Проблемы научного метода. М., 2000. 2569 с.
  104. М.В. Проблемы детского философствования. //Вопросы философии. -1998. № 5. -С.4−18.
  105. Е.С. Научное знание основа гуманистического воспитания // Советская педагогика. -1991. — № 10. — С. 30−35.
  106. Я.А. О развитии природных дарований. //Избр. Соч. В 2-х т. -М., 1992.
  107. Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: (Вопросы теории и практики) -Екатеринбург, 1995. -37с.
  108. В.Н. Воспитывающее обучение. -М, 1989. -С.94−101.
  109. А. А. Формирование познавательной активности младших школьников в дидактической игре на уроке. -Чебоксары, 1997.-164с.
  110. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982.
  111. А.И., Коломенский Я. Л., Прокопов И. И. и др. Педагогическая диагностика в школе, (под ред. А.И.Кочетова) -Минск, 1987, -223с.
  112. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) проект, Департамент общего и среднегообразования, авторский коллектив под рук. Н. Ф. Виноградовой, //Начальная школа, 2000, № 4. -С.3−20.
  113. В.В. Формирование валеологического мировоззрения современного школьника. Автореф. дис. На соиск.учен.степ. канд.пед.наук: Чуваш.гос.ун-т им. И. Н. Ульянова. Чебоксары, 1999. -25 с.
  114. Концепция общего среднего образования. М., 1988.
  115. Н.М. Формирование мировоззрения учащихся в курсе предмета трудовое обучение. //Начальная школа. 1996. — № 7. — с.57−61.
  116. В.В. Методология педагогического исследования (пособие для педагога-исследователя. Словарь). -Самарский ГНИ, 1994,-165с.
  117. Е.В. Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся. -Чебоксары, 1997. -46с.
  118. В.Т. Творческая природа психики человека. //Вопросы психологии. 1990, № 3. -С.113−120.
  119. С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. -Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 201. 160с.
  120. Кулыгина J1.C. Активизация учения: сущность и содержание. //Педагогика. -1994. № 1. -С.4−10.
  121. B.C. Психология. М.: Агар, 1997. 303 с.
  122. Ч. Основы общей дидактики. М — 1986. — 386 с.
  123. И.В. Формирование научного мировоззрения: взаимосвязь физики, химии и биологии при изучении молекулярной физики: X кл. (сш№ 274 г. Москвы)//Физика: Ежед. Прил. К газ. «Первое сентября». 1998. — № 27. — С. 13−14. — (В авангарде).
  124. В. Нестандартный ребенок. СПб., 1993.
  125. Д.В. Психологические проблемы учителя при переходе к личностно-ориентированному обучению. (Психолого-педагогическиепроблемы повышения квалификации работников образования). -Межвуз. сбор, научных трудов. Выпуск 2, РИПКРО, 1993, -С. 14.
  126. Ю.Я. Вопросы формирования познавательных интересов во внеучебной деятельности классного руководителя. -Л., 1967. -124с.
  127. П.С. Умственные способности и возраст. -М., 1976.
  128. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975, -285с.
  129. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. -М.: Педагогика, 1983. -392с.
  130. А.Н. Мотивация учения школьника. Избранные произведения. -М., 1991. -Т.2.
  131. И.Я. Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе. //Новые исследования в педагогических науках. 1986. № 2. -48с.
  132. И.Я. Критерии уровней познавательных способностей учащихся. //Новые исследования в педагогических науках. 1975. -С.121−139.
  133. И.Я. Показатели системы учебно-познавательных заданий. //Новые исследования в педагогических науках. -М., 1990. -80с.
  134. И.Я. О построении логики дидактического исследования. //Сов. Педагогика. 1970, № 5. -С.106−119.
  135. Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса / Пер. с англ. О. Е. Биченковой. М.: Новая школа, 1995.
  136. .Т. Педагогика. М.: Прометей, 1992.
  137. А.Ф. Страсть к диалектике. М., 1990.
  138. С.Н. Когда легко учиться. М.: Просвещение, 1989.
  139. С.Н. Жизнь моя школа, или Право на творчество. -М.: Новая школа, 1995.
  140. В.И. Полн.собр.соч., Т.42. С. 317.
  141. М.И. Развитие познавательной активности в дошкольном возрасте. -М., 1982. -111с.
  142. .Т. Воспитательные аспекты обучения.: Учебное пособие по спецкурсу. -М: Просвещение, 1982. -191с.
  143. Г. А. Игра как средство активизации учебно-воспитательного процесса. Автореферат дисс. к.п.н., Алма-Ата, 1972. -21с.
  144. В.И. Целостный подход к формированию активности школьников. Автореферат, дисс.докт.пед.наук. -Тбилиси, 1990. -42с.
  145. В.И., Троцко Н. В. Познавательная активность как педагогическая проблема. //Сов. Педагогика. -1989. № И.-С.85−89.
  146. З.Б. Преемственность в воспитании этической культуры у дошкольников и младших школьников. -М.: Педагогика, 1997. -150с.
  147. А.А. О преемственности учебной работы в школе. /Преемственность в процессе обучения. //Учен. зап. Ленинградского пед. ин-та, 1969 -Т.372. -С.5−32.
  148. А.Н. Эмоциональное переживание и развитие личности школьника. /Начальная школа, 2000. № 6. -С.6−11.
  149. Т.М. Социальная активность школьников. -Л.: Педагогика, 1983. -139с.
  150. А.К. Формирование интересов и мотивов учебной деятельности. -М., 1990. -С.23−30.
  151. А.С. Избранные соч., Т.2.М., 1988. 267 с.
  152. A.M. О структуре адаптации к продуктивной активности. //Вопросы психологии. 1988. № 4.
  153. М.И. Современный урок. -М., 1985, -С.49.
  154. М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности школьников в школах Татарии. -Казань, 1963. -80с.
  155. Г. Ц. Интересы школьников к учебным предметам. Л.: Педагогика, 1985.
  156. А.Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной учебной работе учащихся средней общеобразовательной школы и студентов вуза (на материале школ и вузов УССР): Автореферат. дисс.к.п.н. К., 1971. -24с.
  157. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. -М.: Педагогика, 1979.
  158. К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг //Соч. Т.20. С. 22.
  159. В.Н. Жизненная позиция личности. М.: Мысль, 1989. -С.6.
  160. И.В. Мировоззрение естествоиспытателя. М.: Мысль, 1980.
  161. Л.Ф. Некоторые пути формирования основ научного мировоззрения младших школьников. М., 1981. — С.44.
  162. Е.М. От игры к знаниям. М., 1983.
  163. Э.И. Формирование научного мировоззрения учащихся. М&bdquo- 1980. С. 164.
  164. Э.И. и др. Формирование марксистско-ленинского мировоззрения учащихся социалистической школы. Сб. научных трудов. М., 1986.
  165. А.Н. Живые мысли. Мировоззрение определяет судьбу. М.: Изд-во ФНИИ МПФЗ, 2000. 265 с.
  166. .П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. -М., 1990.
  167. Е.И. Активизация работы по учебнику. -М.: Просвещение, 1996. -192с.
  168. Л.И., Караковский В. А., Селиванова Н. Н. Воспитание? Воспитание! Воспитание. -М.: Педагогика, 1996. -С. 14−20.
  169. B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества, человека. Вильнюс: Минитис, 1981.
  170. Н.Г. Дидактические основы формирования коммунистического мировоззрения старшеклассников. М., 1980. -С.191−192.
  171. В.И. Познавательная активность и самостоятельность учащихся. -М.: Педагогика. № 3. 1998. -С. 44−48.
  172. От ученика к личности // Первое сентября. — 03.09.96.
  173. Е.А. Формирование научного мировоззрения школьников средствами межпредметной интеграции. Автореф. дисс.канд.пед.наук. Ставрополь, 1999. 19 с.
  174. Панорама методических идей: (Общественный смотр знаний, обобщающие уроки, КВН, уроки- заочные экскурсии, обобщающий урок, уроки «Мозговой атаки», «Посиделки») /Народное обр., 1989, № 7, -С.97−99.
  175. Панорама методических идей: урок-аукцион, групповые уроки, урок-конференция, деловая игра, «Конструктивное бюро», урок-конкурс. /Народное образование, 1989. № 8. -С, 101−102.
  176. Панорама методических идей: Урок- «Эврика», ролевая игра, урок-пресс-конференция. /Народное образование, 1989, № 9. -С.69−70.
  177. Панорама методических идей: Волшебный конверт, межпредметные уроки, урок-игра, конкурсы и соревнования, грамматические бои, урок-экспедиция. /Народное образование, 1989, № 10. -С.84−85.
  178. Панорама методических идей: Урок-аукцион (9-й класс химия), урок-турнир (8-й класс — химия), урок-заседание ученого совета, урок -пресс-конференция (ин.яз.), урок-конверт, урок-сказка (мл.шк.). /Народное образование, 1990, № 9, С.88−89.
  179. Педагогика / Под ред. С. П. Баранова, Т. В. Воликовой, В. А. Сластенина. М., 1976.
  180. Педагогика / Под ред. Б. П. Есипова. М., 1967.
  181. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагентство, 1996.
  182. Педагогика школы / Под ред. И. Т. Огородникова. М., 1978.
  183. Педагогика / Под ред. Г. И. Щукиной, Е. Я. Голанта, К. Д. Радиной. -М., 1966.
  184. Педагогика школы / Под ред. Г. И. Щукиной. М., 1977.
  185. Педагогическая энциклопедия. М., 1965.
  186. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М., 1987.
  187. Педагогический словарь: В 2-х т. М., 1960.
  188. Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М.: ИМПЕТО, 1996.-173 с.
  189. Т.И. Святоотеческое наследие в системе общего образования. /Под ред. Петраковой Т. И. М., 2001. 242 с.
  190. А.В., Петровский Б. А. Индивидуальность и ее потребность быть личностью. //Вопросы психологии, 1987. -№ 4.
  191. В.А. Психология неадекватной активности. -М.: Педагогика, 1992. -328с.
  192. И. А. Проблема отношения интеллектуальной инициативы общих умственных способностей. Автореферат дисс.канд.псих.наук, -М., 1976. -19с.
  193. П.И. Самостоятельная деятельность школьников в обучении. -М, 1980.
  194. П.И. Педагогика. :Учебное пособие (под ред. П.И.Пидкасистого) -2-е изд. -М.: Российское педагогическое агенство, 1966. -602с.
  195. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. -М, 1966.
  196. К.К. Краткий словарь системы педагогических понятий. -М., Высшая школа, 1981, -175с.
  197. Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности в обучении. -Казань, 1968. -27с.
  198. М.М. Демократизация школы: отношения «учитель -ученик». //Воспитание школьников, 1991, № 1, С.2−5.
  199. А.Ф. Активизация прогностической познавательной деятельности учащихся. -Челябинск, 1995. -41с.
  200. Проблемы воспитания. М., 1989.
  201. Проблема формирования научного мировоззрения студентов в процессе изучения общественных наук. М., 1974.
  202. М.М. История и мировоззрение/Псковский ОБЛИПКРО. Философская библиотечка учителя, Вып.8 Псков, 1998. -172 с.
  203. Психология воспитания. (под ре д. В. А. Петровского), -М., Аспект-Пресс, 1995.
  204. Психическое развитие и формирование личности младшего школьника, (составитель Б.С.Волков), -М., МОПИ им. Н.К.крупской, 1988. -40с.
  205. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе (под ред. А Коссаковски и др.), -М.: Педагогика, 1981. -224с.
  206. B.C. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников: на основе анализа их самостоятельной учебной деятельности. М., 1975.
  207. Л.Н. Актуальные проблемы дифференцированного обучения. М.: Народное образование, 1992.
  208. И.А. Повышение развивающей функции обучения для формирования у учащихся стремления и умения заниматься самообразованием. Дисс.к.п.н. -Волгоград, 1973. -181с.
  209. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М., Прогресс, 1994.
  210. Российская педагогическая энциклопедия. М.: БСЭ, 1993, т. 1.
  211. Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии. (Изд. 2-е, отв.ред. К.В.Шорохова) -М.: Педагогика, 1976. -416с.
  212. СЛ. Основы общей психологии: в 2-х т.(АПН СССР -М.: Педагогика, 1989. -Т.1. -485с.
  213. Русская православно-ориентированная школа. Традиции, настоящее и будущее. (Составитель к.п.н. Иванова С.Ф.), -М., Изд-во «Паломник», 1999. -255с.
  214. Д.И. Субъект познавательной деятельности как самоорганизующаяся система: динамика формирования научного мировоззрения. Автореф. канд.дисс. филос.наук. Минск, 1998. 21 с.
  215. А .Я. Развитие познавательных способностей младших школьников. -Киев, 1982. -С.37.
  216. П.Г. Творческая игра как средство знакомства детей с окружающей общественной жизнью. Автореферат дисс.к.п.н.-М., 1961,-19с.
  217. А.Э. Педагогические условия развития познавательной активности младших школьников. Организационный аспект. -Челябинск, 1997. -96с.
  218. Г. К. и др. Дифференциация обучения. Ярославль, 1995.
  219. Г. К. Опыт разработки теории педагогики сотрудничества // Республиканская конференция по активным методам обучения. -Пермь, 1991.
  220. Г. К. Активизация психологических факторов развития и личностный подход к учащимся // Тезисы Всесоюзной конференции «Развитие личности». М.: МГУ, 1989.
  221. В.Г. Преемственность в воспитании школьников. -Минск: Народная асвета, 1980. -111с.
  222. В.П. Личностно-ориентированная подготовка учителей-воспитателей детей дошкольного и младшего школьного возраста в педагогическом колледже. Дисс.к.п.н. -М., 1997.
  223. В.П., Иванова Т. П., Волчкова А. П. Опыт системного анализа урока. -М.: Педагогика, 1996, № 3, -С.35−39.
  224. М.Н. Проблемы советской дидактики. -2-е изд. -М.: Педагогика, 1984. -96с.
  225. Л.С. Знать ребенка, чтобы воспитывать. -М., Знание, 1976.
  226. В.А., Полдымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. -М.: Педагогика, 1997.
  227. В.А. Педагогическое наследие П.Ф.Каптерева и современность. М., //Педагогика, № 5, 1999. -С.76−81.
  228. Словарь психологических понятий для педагогов: познавательная деятельность и её нарушения. -М.: Педагогика, 1994. -201с.
  229. Словарь-справочник будущим учителям. -М.: Педагогика, 1996.
  230. Способы активизации учебно-познавательной деятельности школьников через их ценностные ориентиры: Методические рекомендации для студентов пед. вузов и учителей школ. -Магнитогорск, 1996. -С.43.
  231. Т.П. Психология доверия. Ростов н/Д, 1997.
  232. Ю.П. Теория и логика педагогической деятельности. Москва-Белгород, 2000. 119 с.
  233. Ю.П. Логика и планирование деятельности школы. М&bdquo- 1992.-78 с.
  234. Ю.П. Теория воспитательных пространств. Москва-Белгород, 1998.-40 с.
  235. Э.И. и др. Концепция и программа развития средней общеобразовательной школы № 1997 г.Москвы как экологической и гуманитарной на 2001−2010 гг. М., 2001. 82 с.
  236. Э.И. и др. Программа и логика воспитания школьников. Чебоксары, 2001. 217.
  237. Э.И. Самостоятельная работа студентов. Методические рекомендации. М., 2000. 39 с.
  238. С.Л. Педагогика для всех. М.: Просвещение, 1987.
  239. В.П. Педагогический менеджмент. М., 1999.
  240. Л.В. Куда нам плыть? (На путях к подлинному диалогу): О роли религии в формировании мировоззрения учащихся. //Педагогика. 1998. — № 3. — С.48−53.
  241. Т.А. Воспитание активного отношения к учению нетрадиционными приемами работы с учащимися. -Екатеринбург, 1997. -С.54.
  242. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.2./Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. -М.: Педагогика, 1980, -384с.
  243. Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Советская педагогика. -1989. № 3.
  244. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. МГУ, 1975.
  245. М.Г. Формирование личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа. -М.: МГОПУ, 1999. -198с.
  246. М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников. -М.: Просвещение, 1982.
  247. Теоретические основы содержания общего среднего образования //Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983.
  248. Теоретические основы процесса обучения в современной школе. М., 1989.
  249. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе. — М.: Новая школа, 1997.
  250. И. С. Полное собрание сочинений и писем. В 30 т. М., 1980, т. 5, с. 330—348.
  251. Унт И.-Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.
  252. УВК-лаборатория № 1679 Непрерывный процесс образования.(под ред. Курнешовой Л. Е., Центр инноваций в педагогике. М., 1997.-С.127.
  253. К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Избр. пед.соч. в 2-х томах, т.1. -М., 1976. -С. 237,247,260−261.
  254. Философский энциклопедический словарь. -М., Советская энциклопедия, 1983. -837с.
  255. Г. Н. Мировоззрение как феномен сознания и социальная потребность: автореф. дисс. на соиск.учен.степ. канд. филос.наук. Краснодар, 1999. 22 с.
  256. Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания естественных и математических дисциплин в средней школе. Берлин, 1998.-219 с.
  257. Формирование научного мировоззрения основа коммунистического воспитания трудящихся масс. — Ростов-на-Дону, 1972.
  258. Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. -М.: ТЦ «Сфера», 1999. -208с.
  259. Ф.И. Активизация учения школьников. -Минск, 1970. -58с.
  260. Хрестоматия по педагогической психологии. -М., 1995. -167с.
  261. В.А. Активизация познавательной деятельности в процессе взаимосвязи проблемного и частично-поискового методов обучения. -Минск, 1995. -С.33−48.
  262. К. Логика как основа мировоззоренческой культуры: из опыта работы учителя математики сш № 12 г. Салават (Башкирия). //Школа. 1998. — № 2. — с.32−37.
  263. Человек нового мира, проблемы воспитания. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1989. -С.170.
  264. В. Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.
  265. В.Д. Философия образования и образовательная политика. М.: Логос, 1993.
  266. В.Д. Духовные способности. -М.: Логос. -320с.
  267. Т.И. Активизация учения школьников. -М.: Педагогика, 1982. -209с.
  268. Ю.В. Формирование духовных потребностей учащихся. -Новосибирск, 1978. -С.26−31.
  269. Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования (синергетический подход). -М., МГИУ, 1998, -321с.
  270. С.А. Обучение и научное познание. М., 1981.
  271. В.Ф. Психологические контакты. М., 1992.
  272. В.А. Научное мировоззрение и проблемы активизации человеческого фактора. М.: Высшая школа, 1989. — С.З.
  273. В.В. Теоретические основы модульной технологии личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000.
  274. К. История педагогического изложения во всемирно-историческом развитии и в организационной связи с культурной жизнью народа.: В 4-х т. -М., 1877−1881.
  275. З.К. Педагогические аспекты Всеобщей Декларации прав человека и Конвенция о правах ребенка. (Сб. «Педагоги за национальное возрождение: Вопросы истории и практики.») -Бишкек, 1991.
  276. B.C. Человек как цель воспитания. М.//Сов.педагогика, 1992, № 3−4. -С.37−43.
  277. Р. Путь к самопознанию человека.: Порог духовного мира. -Ереван, 1991. -С. 14−28.
  278. Г. Л. Очерки по философии образования. -М, 1993.
  279. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1986. -144с.
  280. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1989. -351с.
  281. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте./Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. -М., 1981. -3−4с.
  282. B.C. О самовоспитании способностей школьников.//Развитие творческой активности школьников /под ред. А. М. Матюшкина. -М.: Политиздат, 1991. -С.59−78.
  283. И.О. Развивающее обучения. -М., 1979.
  284. И.О. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. //Педагогика. 1995, № 2.
  285. Е.Ш. Школа для всех. Адаптивная модель.(Теоретические основы и практическая реализация) -М., Новая школа, 1996. -352с.
Заполнить форму текущей работой