Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности развития связной речи младших школьников с нарушением интеллекта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, дети, имеющие легкую степень умственной отсталости, как правило, овладевают речью самостоятельно в дошкольном возрасте и поступают в школу говорящими. Они общаются со сверстниками, учителями, родителями с помощью устной речи, но нередко прибегают и к жестовой речи. Но, не смотря на то, что речь детей, имеющих интеллектуальную недостаточность характеризуется общими особенностями… Читать ещё >

Особенности развития связной речи младших школьников с нарушением интеллекта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Связная речь — наиболее сложная форма речевой деятельности. Она характеризуется особыми присущими только ей признаками.

Для связной речи характерна последовательность изложения. Связное сообщение выступает в роли развернутого высказывания.

Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания. Которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно.

В трудах многих ученых отмечается, что становление связной речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями (М.Ф. Гнездилов, Л. Н. Ефименкова, В. Г. Петрова и др.). Дети с нарушением интеллекта сравнительно продолжительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи.

Грубые нарушения речи умственно отсталых детей заставили обратить на себя внимание многих исследователей, таких как А. Бине, Э. Сеген, Т. Симон, И. Е. Эскироль и др. уже на самых ранних этапах становления дефектологии и расценивались как один из основных критериев аномалии умственного развития. Так же большой вклад в анализ речи умственно отсталых детей внесли такие исследователи как М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Р. И. Лалаева и др. По данным этих исследований нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается в 40−60% случаях.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространёнными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения [11,13, 16].

Так как дети с умственной отсталостью имеют тотальное недоразвитие интеллектуальной сферы и все психические процессы отстают в своем развитии, то соответственно отстает и развитие речи. Речь, как по качественным, так и по количественным характеристикам отличается от детей, не имеющих умственной отсталости. Речевые нарушения у таких детей носят системных характер, то есть, нарушены все компоненты речи, такие как фонематический слух, звукопроизношение, словарный запас, лексико-грамматический строй, связная речь [19].

Речь начинает отставать в развитии с самого начала жизни ребенка. У детей не возникает потребности в эмоциональном общении со взрослыми, отсутствует, как правило, «комплекс оживления», в то время как нормально развивающийся ребенок в ответ на голос, улыбку взрослого вскидывает ручки, ножки, улыбается, то есть использует невербальную коммуникацию.

Дети не обращают внимания на многие предметы и явления им это неинтересно, а, значит, и не запоминают их названий, еще хуже овладевают словами-глаголами, поэтому появление первых слов у детей с нарушением интеллектуального развития падает не на первый и начало второго года жизни, как в норме, а на конец второго, третьего года. У части детей наблюдается появление первых слов только к пяти годам и позже [14].

Развитие импрессивной речи предшествует развитию активной речи, как по количеству слов, так и по их функции. У детей с нарушением интеллекта отмечается неточности слуховых дифференцировок близких по звучанию фонем и затрудненности звукового анализа слов. Недостаточно четко различают сходные звуки и не умеют точно координировать движения своих речевых органов, ребенок не может научиться правильному произношению, так как не имеет возможности контролировать и совершенствовать его [18].

Также отмечаются трудности в формировании грамматического строя речи. Для усвоения грамматической системы языка необходимо, чтобы ребенок структурно воспринимал ситуацию, т. е. дифференцировал бы в ней практическим образом производителя действия, само действие, предмет, на который направлено действие.

Таким образом, дети, имеющие легкую степень умственной отсталости, как правило, овладевают речью самостоятельно в дошкольном возрасте и поступают в школу говорящими. Они общаются со сверстниками, учителями, родителями с помощью устной речи, но нередко прибегают и к жестовой речи. Но, не смотря на то, что речь детей, имеющих интеллектуальную недостаточность характеризуется общими особенностями, умственно отсталые дети отличаются по уровню речевого развития друг от друга. Это обусловлено тем, что у них разная структура дефекта, разная степень развития специальных языковых способностей, а так же социальное окружение в котором находится ребенок[15].

Причинами нарушения формирования связной речи у детей интеллектуальной недостаточностью являются, прежде всего, недостаточная сформированность диалогической речи. А так как диалог изначально появляется раньше монологической речи и подготавливает ее развитие, то его сформированность необходима для дальнейшего нормального развития связной речи ребенка.

Следующая причина состоит в том, что речевая активность детей довольно слабая и быстро истощается, из-за недостаточности волевых процессов ребенку с интеллектуальным нарушением сложно контролировать и правильно выстраивать самостоятельное высказывание, а в процессе монологической речи нет стимуляции из вне. Таким образом, развитие и конкретизация рассказа осуществляется самим ребенком, поэтому нередко интерес к теме высказывания может меняться, а вследствие этого меняется и характер связного высказывания. Получается, что мотивация влияет на характер связной речи детей. У умственно отсталых школьников нарушена и диалогическая и монологическая речь. При этом оказываются недостаточно развитыми и экспрессивная и импрессивная формы речи. Дети с трудом вступают в разговор со взрослыми, не всегда адекватно реагируют на обращенные к ним реплики, затрудняются в переключении с позиции слушающего на позицию говорящего, и наоборот: не выражают заинтересованности в получении информации [10].

Особую трудность у детей с нарушением интеллекта вызывает овладение ситуативной речью, или контекстной. Ситуативная речь, т. е. с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию, осуществляется ими гораздо легче. Ситуативную и связную речь нельзя противопоставлять: они сосуществуют, н употребляется каждая в зависимости от цели общения. Основной единицей ситуативной речи является фраза, в большинстве случаях, содержащая указательные слова, которые приобретают конкретное содержание в определенной ситуации, а так же личностные местоимения, заменяющие название предметов, лиц, но без труда расшифровывающиеся в конкретной обстановке. Основной формой ситуативной речи является диалог [12].

Развитие диалогической речи происходит с определенными особенностями. Дети чаще всего не осознают необходимость точно и ясно передавать содержание какого-либо события и не ориентируются на собеседника. Что касается монолога, то отсутствие влияния со стороны, недостаточное овладение диалогом, и само интеллектуальное отклонение приводит к его несформированности. Особенности связных высказываний у умственно отсталых детей во многом определяются и характером заданий, формой связных высказываний. Более легкой формой связной речи у умственно отсталых осуществляется пересказ, чем рассказ, так как он не предполагает определенного сюжета, подробного раскрытия темы, определенной последовательности событий. При пересказе важную роль играет запоминание содержания текста, а механическая память, как нам известно, у детей с интеллектуальной недостаточностью развита достаточно хорошо. Но и пересказ имеет ряд особенностей: дети часто пропускают многие важные элементы рассказа, передают содержание упрощенно, обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений. Дети могут добавлять различные события, детали, которые отсутствуют в тексте на основе каких-либо своих ассоциаций или каких-либо неточных представлений [17].

Что касается рассказа, то, отмечается, что у умственно отсталых школьников в рассказе по серии сюжетных картинок количество слов в 2,5 раза больше, чем в рассказах на заданную тему. Это можно объяснить тем, что серия сюжетных картин определяет последовательность изображенных событий, их динамику, соответственно ребенку легче сориентироваться в происходящих на наглядном материале событиях и изложить их в собственной речи.

Таким образом, у детей с легкой степенью умственной отсталости вследствие интеллектуального недоразвития обнаруживается нарушение речи, в том числе и связной. Нарушение речи имеет системный характер, поэтому страдают все компоненты речи, в том числе и связная речь ребенка. Отставание начинается еще на невербальном уровне, далее можно заметить как качественные, так и количественные особенности развития связной речи. Страдают как более легкие ее формы, такие как диалог, а вследствие этого и более сложные, такие как монологическая речь, которая так же имеет свои качественные особенности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой