Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основания активности личности как психологического феномена в истории зарубежной психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В гуманистической психологии активность понимается как целостный феномен жизнеосуществления индивида, который задействует целостные разноуровневые структуры человека. Реализуя свою активность, человек мыслимый как формообразующая система во взаимодействии с окружающим миром, приобретает ответственность за организацию собственной жизнедеятельности. В гуманистических психологических концепциях… Читать ещё >

Теоретические основания активности личности как психологического феномена в истории зарубежной психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теоретические основания активности личности как психологического феномена в истории зарубежной психологии

Не вызывает сомнения факт сложности, и даже некоторой эклектичности структуры зарубежной психологии. Многообразие исследований в различных областях, тем не менее, не обеспечивает существования единой теории, основанной на общих объяснительных принципах. Так или иначе, любое исследование затрагивает процессы самоорганизации активности личности, и поэтому последовательный анализ максимально большого количества теоретических и эмпирических исследований представляется излишним и не отвечающим основной цели автора, а именно: выстраивание основных положений психологии организации активности личности.

Здесь мы кратко рассмотрим те направления и концепции, которые имеют особое значения для понимания процессов психологии организации активности личности в жизнедеятельности.

Последовательно проанализировав основные положения психологии активности личности в контексте психодинамического (З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Хорни) [1−2; 14−18; 20; 22−24], бихевиористического (Э. Торндайк, Д. Уотсон, Б. Скиннер, К. Халл) [8; 11; 13; 19; 21], когнитивного и социально-когнитивного (Дж. Келли, А. Бандура, Дж. Роттер) [3; 5−6; 8; 21], гуманистического (А. Маслоу, К. Роджерс) [8−9; 12; 21], диспозиционального (Г. Олпорт) [8; 10; 21] направлений, а также в гештальт-психологии (К. Левин) [4; 7], мы здесь представили свои обобщения теоретического исследования психологической литературы.

В психодинамическом направлении понятие активности выступает необходимым условием объяснения процессов жизнедеятельности личности. При этом собственно активность носит, в основном, иррациональный характер. В организации поведения личности преимущественное значение имеют бессознательные побудители активности, роль сознательных процессов менее важна. Личность обладает психической энергией, но вызывает сомнение вопрос о том, может ли она полностью управлять и подчинять себе эту энергию. В психодинамических учениях о личности активность имеет в большей степени все же сверхличностный характер и зависит от многих вне индивидуально-личностных причин (например, коллективного бессознательного, социокультурных условий).

В психологии бихевиоризма подчеркнутое отрицание анализа содержания сознания обусловлено, по-видимому, стремлением к объективным формам объяснения принципов организации активности человека. Внешняя форма реализации активности, выражаемая в поведенческих реакциях, тем не менее, не лишает принцип активности его решающей роли в изучении человека. Активность индивида признается необходимой, постоянной и изменяемой в ходе жизнедеятельности. Однако самоорганизация активности, её интенциональность и самопричинность не принимаются во внимание при объяснении протекания процессов организации поведения, т. е. утрачивается субстанциональный характер активности. Активность мыслится не как всеобщий феномен, составляющий сущность человека как субъекта жизнедеятельности, а как в большинстве своём случайный набор единичных стратегий проявления этого качества во внешнем мире. Тем самым, в бихевиористических психологических концепциях абсолютизируется внешняя форма существования активности.

В когнитивном и социально-когнитивном направлениях объяснение активности человека расширяется до признания решающей роли рациональных моментов в организации жизнедеятельности. При этом учитываются условия протекания жизнедеятельности индивида. Признается опосредованное сознанием влияние параметров наличных жизненных ситуаций на организацию активности индивида.

В гуманистической психологии активность понимается как целостный феномен жизнеосуществления индивида, который задействует целостные разноуровневые структуры человека. Реализуя свою активность, человек мыслимый как формообразующая система во взаимодействии с окружающим миром, приобретает ответственность за организацию собственной жизнедеятельности. В гуманистических психологических концепциях активность человека имеет абсолютный характер и выступает главной формой отношения и действенной реализации человека в мире.

Центральным положением в психологических рассуждениях Г. Олпорта выступает положение о приоритете динамической природы личности. Личность обладает активностью как на уровне внешней самореализации в поведении, так и на внутренних уровнях побуждения к деятельности (мотивации) и глубинных уровнях самоорганизации, выражаемые интенциональностью саморазвития. По мнению Олпорта человек обладает врожденными механизмами активности, которые носят абсолютный характер и с необходимостью обеспечивают саморазвитие личности и самоорганизацию её жизнедеятельности.

Активность как динамическое основание жизнедеятельности в теории К. Левина становится организующей силой не только самого субъекта, но и его жизненного пространства, т. е. создаваемого данным субъектом окружения. Активность носит целостный характер и понимается как главное свойство и способ самореализации психического. Динамическая модель осуществления активности предполагает, что объект должен быть рассмотрен во взаимосвязях и взаимоотношениях с другими объектами и условиями среды, в которой данный объект в данное время существует. К. Левин считал необходимым внести изменения в методологию изучения активности психического посредством акцентирования внимания на ситуационных факторах.

В целом, теоретический анализ основных научных направлений зарубежной психологии позволяет сделать вывод, что понятие активности развивалось в диапазоне от бессознательных, иррациональных до осознанных, рациональных измерений и от внешних форм реализации до признания решающей роли внутренней самоорганизации активности личности. Синтезируя представления об организации активности личности в рамках исследуемых направлений психологических исследований можно сформулировать несколько обобщающих положений.

  • 1. Активность человека есть феномен, имеющий онтологическую природу.
  • 2. Активность может мыслиться как имманентное качество индивида и как надличностное общечеловеческое образование, имеющее абсолютный характер и проявляющий себя в отдельной эмпирической личности.
  • 3. Принципиальной характеристикой активности личности является её целостный характер, обеспечивающий экзистенцию человека.
  • 4. Активность индивида проявляется во взаимодействии с окружающим миром. При этом сам индивид играет решающую роль в организации своего окружения.
  • 5. Активность может быть выражена во внешней форме — поведении, и в форме внутренней — мыслительной, сознательной или бессознательной активности.
  • 6. Отдельный эмпирический акт реализации активности человека обусловлен как индивидуально-личностными, так и ситуационными характеристиками.

активность личность индивид.

  • 1. Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997.
  • 2. Адлер Альфред. Понять природу человека / пер. Е. А. Цыпина. СПБ.: Академический проект, 1997. 256 с.
  • 3. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320с.
  • 4. Зейгарник Б. В. Теория личности К. Левина. М.: МГУ, 1981. 118 с.
  • 5. Келли Дж. Теория личности. СПб: Речь, 2000. 249 с.
  • 6. Левин К. Динамическая психология: избр. тр. М.: Смысл, 2001. 572 с.
  • 7. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Речь, 2002. 539 с.
  • 8. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1999. 432 с.
  • 9. Олпорт Г. Становление личности: избр. тр. М.: Смысл, 2002. 461 с.
  • 10. Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. Э. Торндайк. Принципы обучения, основанные на психологии. Джон Б. Уотсон. Психология как наука о поведении. М.: ООО «Издательство АСТЛТД», 1998. 704 с.
  • 11. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.
  • 12. Скиннер Б. Ф. Оперантное поведение // История зарубежной психологии (30−60-е гг. XX в.): тексты. М.: МГУ, 1986. С. 60−95.
  • 13. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: сборник. СПб.: Алетейя, 1998. 256 с.
  • 14. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений / сост., науч. ред. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989. 448 с.
  • 15. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. 272 с.
  • 16. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Аст, 2000.
  • 17. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 430 с.
  • 18. Халл К. Принципы поведения // История зарубежной психологии (30−60-е гг. XX в.): тексты. М.: МГУ, 1986. С. 38−59.
  • 19. Хорни К. Невроз и личностный рост: борьба за самореализацию: пер. с англ. Е. И. Замфир / под ред. проф. М. М. Решетникова. СПб.: изд. Восточно-Европейского института психоанализа и Б.С.К., 1997. 316 с.
  • 20. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение): пер. с англ. СПб.: Питер-Пресс, 1997. 608 с.
  • 21. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.
  • 22. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.
  • 23. Юнг К. Г. Психологические типы. СПб.: Ювента; М.: Прогресс-Универс, 1995. 716 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой