Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Событийная ситуация и ее структура

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В своей работе «Практика лингвистического анализа событийной ситуации» Е. Г. Хомякова изложила концепцию событийной ситуации как инструмента анализа, способствующего формированию ментальной модели функционирования языковых реалий, которые репрезентируют в языке номинируемый фрагмент окружающего мира. Как отмечает автор, в лингвистике ситуация обычно определяется как отраженный в высказывании… Читать ещё >

Событийная ситуация и ее структура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В работах Е. Г. Хомяковой выработан особый алгоритм исследования событийной ситуации, успешно применяемый в работах ее учеников (Гробицкая 2013, Жемчужникова 2016). О концепции событийной ситуации, предложенной Е. Г. Хомяковой в качестве инструмента для исследования языкового представления события будет сказано ниже; сначала остановимся на понятии ситуации. Оно имеет длительную историю изучения в рамках разных наук. В онтологическом понимании оно соответствует системе обстоятельств объективной действительности, существующих независимо от их восприятия человеком, а в гносеологическом — это отражение этой системы обстоятельств в сознании индивида. Согласно В. Г. Гаку, «Ситуация — это отрезок, часть отражаемой в языке действительности, т. е. движущейся материи. В объективной действительности человеческое сознание выделяет, прежде всего, устойчивые элементы — материальные объекты-субстанции. Ситуация образуется в результате координации материальных объектов и их состояний. Существуют две общие формы такой координации — пространство и время» (Гак 1973:359).

В современных лингвистических работах широко используется понятие «событийная ситуация». Например, в кандидатской диссертации Е. Е. Щербаковой «Событийная ситуация и ее отображение в речи русских старожилов Байкальской Сибири» событийная ситуация рассматривается как динамично развивающийся во времени фрагмент бытия, состоящий из последовательности активных действий, ведущих к изменениям в окружающей действительности (Щербакова 2013). Автор подчеркивает, что основным компонентом ситуации является совокупность обстоятельств, на фоне которых и формируется событие. В качестве гипотезы диссертации выдвигается предположение о том, что событийные ситуации реального мира, воспринятые и структурированные человеческим сознанием, определяют типовой отбор и типовую организацию языковых средств, необходимых для их речевого воспроизведения. Это характерно как для письменной, так и для устной речи (Щербакова 2013). В ходе подробного анализа обширного языкового материала автор показывает, как отображение действительной ситуации в устной речи организуется лексическими и грамматическими средствами, выражающими ее обстоятельственный компонент. Именно совокупность обстоятельств формирует единый текстово-речевой отрезок, подчеркивает автор; обстоятельства определяют такие параметры описываемой ситуации, как время, место, участники, действия, объекты, причины, последствия. Вопрос о соотношении события и событийной ситуации Е. Е. Щербакова решает следующим образом: «Возникшее под влиянием определенных обстоятельств событие индивидуализирует ситуацию, т. е. определяет ее значимость и единичность. Уникальный характер события подчеркивается наличием у него имени собственного (Октябрьская социалистическая революция, Великая Отечественная война, День Победы) или обобщенного наименования (раскулачивание, укрупнение, переселение, строительство ГЭС, затопление и др.) (Щербакова 2013).

В ряде работ освещаются отдельные аспекты событийной ситуации. Так, в кандидатской диссертации В. В. Тихоновой «Актуализация темпоральных отношений в событийной ситуации» в качестве объекта исследования выступает вербализованная событийная ситуация, определяемая как событие не в плане мгновенного изменения состояния, а в плане разворачивающейся во времени ситуации, характеризующейся последовательностью или соположенностью действий, производимых одним или несколькими деятелями. В рамках событийной ситуации происходит изменение состояния объекта в плане его качественных и количественных характеристик. В связи с этим событийная ситуация может характеризоваться темпоральной структурой разной степени сложности. Именно темпоральность стоит в центре внимания данного исследования в связи с тем, что, «являясь основным показателем существования мира и всех происходящих в нем событий, темпоральность естественным образом является основным показателем развертывания событийной ситуации, т.к. событийная ситуация динамична, т. е. характеризуется изменением. Вместе с тем, темпоральность характеризует не только динамичные ситуации, статика также существует во времени (Тихонова 2002).

В своей работе «Практика лингвистического анализа событийной ситуации» Е. Г. Хомякова изложила концепцию событийной ситуации как инструмента анализа, способствующего формированию ментальной модели функционирования языковых реалий, которые репрезентируют в языке номинируемый фрагмент окружающего мира. Как отмечает автор, в лингвистике ситуация обычно определяется как отраженный в высказывании отрезок действительности, представляющий собой систему взаимосвязанных компонентов и в таком понимании соответствует определению семантической или номинативной ситуации. Событийная ситуация выступает референтом событийного дискурса, формируемого совокупностью текстов, освещающих определенное событие в динамике его причинно-следственного и пространственно-временного развития (Хомякова 2015:138−141). Остановимся на концепции данного автора подробнее.

К основополагающим признакам события, совокупность которых лежит в основе событийной ситуации, Е. Г. Хомякова относит его динамичность, консеквентность и причастность к жизни человека. Характер репрезентации события в языковом пространстве социума определяется целым рядом факторов: это информационное восприятие человеком события, моделирование на основе перцептивной и рефлексивной деятельности его структуры, соположение его с фоновыми знаниями и последующая стереотипизация, а также эмоционально-оценочная составляющая. Именно этот фактор, заключает автор, детерминирует сферу исследования событийной ситуации как прагмалингвистическую, а точнее прагмакогнитивную. Поскольку что событие представляет собой фрагмент окружающего мира, Е. Г. Хомякова соотносит понятие событийной ситуации с понятием семантической ситуации как референта номинации. Языковая актуализация события зависит от таких структурно-содержательных параметров событийной ситуации как пролонгированность, пространствено-временные и причинно-следственные рамки. Поэтому языковой единицей, номинирующей событие, может выступать, как отдельное предложение, так и неограниченное множество текстов, которые в качестве репрезентантов событийного дискурса освещают событие в динамике его развития и причинно-следственных связей. Событийная ситуация, являясь в известном смысле аналогом семантической ситуации, обладает предикатно-аргументной структурой, в состав которой, наряду с событийными предикатами входят аргументы, среди которых особое место занимают пространственно-временные маркеры, событийные каузатор и результатив, отличаютщиеся значительной степенью константности.

Концепция Е. Г. Хомяковой подтверждает продуктивность использования в ходе прагма-когнитивного анализа элементов семантико-синтаксической теории Ч. Филмора, разработавшего в рамках падежной грамматики дихотомию «пропозиция-модальность». В этом лингвисте Е. Г, Хомякова видит предтечу современной антропоориентированной прагмалингвистики. Именно когнитивно-семантический подход способствует анализу языковой репрезентации событийного и пост-событийного эмоционального состояния участников событийной ситуации, предикатно-аргументный состав которых помимо предиката эмоции, включает источник воздействия на эмоциональное состояние и патиенс, как лицо, переживающее определенную эмоцию.

Автор уделяет особое внимание оценке произошедшего события, характер которой актуализируется в языковом пространстве текста и доступен для лингвистического анализа в рамках аксиологической ситуации, которая включает предикат оценки, субъект, объект оценки и ее знак (положительный или отрицательный). В связи с этим Е. Г. Хомякова подчеркивает целесообразность использования понятия аксиологической ситуации в ходе анализа событийной ситуации, поведение и эмоциональное состояние участников которой неотделимо от процедуры оценки происходящего события, причин его возникновения и последствий, что в конечном счете объективируется в речемыслительной деятельности субъекта оценки (Хомякова 2015:138−141).

Все вышесказанное позволяет автору прийти к следующему выводу: «В процессе коммуникации между автором и читателем, тематически связанная и развернутая во времени совокупность текстов, номинирующих определенное событие и наделенных эмоционально-оценочным содержанием, репродуцирует событийное дискурсивное пространство, открытое для лингвистического исследования с учетом коммуникативной, номинативной, событийной и эмоционально-оценочных составляющих» (Там же).

Разработанный Е. Г. Хомяковой механизм исследования событийной ситуации получил успешное применение в работах, выполненных под ее руководством. Так,.

А.М.Гробицкая в своей диссертации «Дискурсивно-семантический анализ событийного макродискурса (на материале англоязычных газетных текстов», решая вопрос о разграничении понятий событие и ситуация, признает ситуацию более широким понятием, рассматриваемым как взаимосвязанная совокупность событий. Событийная ситуация, в трактовке автора, представляет собой динамическую, разворачивающуюся во времени последовательность событий, которые организованы определенным образом по отношению к доминирующему ядерному событию. События, образующие событийную ситуацию, связаны как с доминирующим ядерным событием, так и между собой пространственно-временными и причинно-следственными отношениями (Гробицкая 2013:8).

В лингвистике существует большое количество классификаций ситуаций, построенных на разных принципах. В некоторых работах за основу берется характеристика представленного в тексте предикатом действия. В этом А. К. Жемчужникова видит следы влияния концепции З. Вендлера, предложившего, исходя из типа предиката, выделить два типа событийной ситуации: статическую (состояния) и динамическую (процессы и события). В соответствии с таким подходом, ядром статической ситуации является статический глагол, обозначающий качества или свойства, а ядром динамической ситуации — динамический глагол (Вендлер1986). В исследовании А. К. Жемчужниковой используется иной подход к классификации ситуаций, учитывающий степень участия в рассматриваемом событии некой личности — субъекта (Жемчужникова 2016:69). При таком подходе оказывается возможным противопоставить понятию собственно событийной ситуации понятие личностно-событийной, предполагающей эксплицитно представленное в языке присутствие активно действующей личности — каузатора действия. Принципиально важно, что не каждую ситуацию, в которой событие влияет на более или менее широкую группу лиц, можно считать личностно-событийной; под это определение подходят лишь те ситуации, в которых описываемое событие вызвано действием некой эксплицитно номинированной личности (там же). Удачной, на наш взгляд, иллюстрацией языковой актуализации личностно-событийной ситуации является анализируемый автором материал газетных статей, посвященных истории разглашения информации Эдвардом Сноуденом. По мнению автора, одним из главных отличий собственно событийной ситуации, номинирующей событие и его причинно-следственные связи, личностно-событийная ситуация неразрывно связана во всеми чувствами и потребностями каузатора действия (в рассматриваемом случае Эдварда Сноудена), возникающими у него в связи с вызванным им событием (Жемчужникова 2016:71).

Обзор литературы показал, что только всесторонний подход на базе всех выделенных типов ситуаций? коммуникативной, номинативной/семантической, событийной, эмотивной и оценочной — позволит осуществить комплексное изучение событийного дискурса. От этого положения мы и будем отталкиваться в процессе нашего исследования; при этом анализ языковой актуализации событийного дискурса будет строиться с обязательным учетом его темпорального, пространственного, причинно-следственного и социально-личностного аспектов.

Событийная картина мира находит отражение в публицистических аналитико-новостных текстах, образующих диахроническую последовательность в языковом пространстве событийного дискурса. На понятии событийного дискурса следует остановиться подробно в связи с тем, что наше исследование построено на совокупности газетных текстов, общим референтом которой является событийная ситуация, отражающая событие «Падение Берлинской стены». Однако начать следует с освещения более широкого понятия дискурса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой