Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Тематика искусства. 
Теория литературы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Далее мы сосредоточимся на тематике именно в этом ее, можно сказать, субстанциальном аспекте, т. е. на предмете художественного освоения (познания), который безгранично широк и потому трудно определим: искусству есть дело едва ли не до всего. В художественных произведениях прямо или косвенно преломляются и бытие как целое (т. е. присутствует картина мира как упорядоченного или дисгармоничного… Читать ещё >

Тематика искусства. Теория литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значения термина «тема»

Слово «тема» («тематика»), широко бытующее в новоевропейских языках, произошло от др.-гр. Thema — то, что положено в основу. В искусствоведении и литературоведении оно используется в разных значениях, которые правомерно (с долей приблизительности) свести к двум основным.

Во-первых, темами именуют наиболее существенные компоненты художественной структуры, аспекты формы, опорные приемы. В литературе это — значения ключевых слов, то, что ими фиксируется. Так, В. М. Жирмунский мыслил тематику как сферу семантики художественной речи: «Каждое слово, имеющее вещественное значение, является для художника поэтической темой, своеобразным приемом художественного воздействия. В лирике нередко целое поэтическое направление определяется по преимуществу своими словесными темами; например, для поэтов-сентименталистов характерны такие слова, как „грустный“, „томный“, „сумерки“, „печаль“, „гробовая урна“ и т. п.» Жирмунский В. М. Задачи поэтики (1919, 1923)// Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. С. 30. Подобным же образом термин «тема» издавна используется в музыковедении. Это-«наиболее яркий музыкальный фрагмент», элемент структуры, который «представительствует от данного произведения» -то, что «запоминается и узнается» Ручьевская Е. А. Функции музыкальной темы. Л., 1977. С. 5, 8. В данной терминологической традиции тема сближается (если не отождествляется) с мотивом (см. с. 266−269). Это активный, выделенный, акцентированный компонент художественной ткани. По словам Б. В. Томашевского, темы мелких частей" произведения именуются мотивами, «которые уже нельзя более дробить» Томашевский Б. В. Поэтика. М., 1996. С. 71. О соотнесенности понятий «тема» и ив" см. также: Лотман Ю. М. Тема карт и карточной игры в русской литературе XIX века // Ученые записки / Тартуского гос. ун-та. Вып. 365. Тарту, 1975. ГЧ20−121, 142 (прим.).

Другое значение термина «тема» насущно для разумения познавательного аспекта искусства: оно восходит к теоретическим опытам прошлого столетия и связано не с элементами структуры, а впрямую с сущностью произведения как целого. Тема как фундамент художественного творения — это все то, что стало предметом авторского интереса, осмысления и оценки. Данный феномен Б. В. Томашевский назвал главной темой произведения. Говоря о тематике в этой ее стороне не структурной, а субстанциальной), он называл темы любви, смерти, революции. Тема, утверждал ученый, — это «единство значений отдельных элементов произведения. Она объединяет компоненты художественной конструкции, обладает актуальностью и вызывает интерес читателей» Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика (1925). М., 1996. С. 176−178. Ту же мысль выражают современные ученые: «Тема есть некоторая установка, которой подчинены все элементы произведения, некоторая интенция, реализуемая в тексте» Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. К понятиям «тема» и «поэтический мир"// Ученые записки/ Тартуского гос. ун-та. Вып. 365. Тарту, 1975. С. 150.

Далее мы сосредоточимся на тематике именно в этом ее, можно сказать, субстанциальном аспекте, т. е. на предмете художественного освоения (познания), который безгранично широк и потому трудно определим: искусству есть дело едва ли не до всего. В художественных произведениях прямо или косвенно преломляются и бытие как целое (т. е. присутствует картина мира как упорядоченного или дисгармоничного), и его определенные грани: феномены природы и, главное, человеческой жизни.

Понятие это (художественная тема, тематика) в значительной мере скомпрометировало себя догматически узкой интерпретацией, которая упрочилась в отечественном литературоведении начиная с 1920;х годов: темы литературных произведений настойчиво сводились к социальной характерности См., например: Поспелов Т. Н. Эстетическое и художественное. С. 215−231.

Художественная тематика сложна и многопланова. На теоретическом уровне ее правомерно рассмотреть как совокупность трех начал. Это, во-первых, онтологические и антропологические универсалии, во-вторыхлокальные (порой весьма масштабные) культурно-исторические явления, в-третьих — феномены индивидуальной жизни (прежде всего — авторской) в их самоценности. Перспектива подобного истолкования тематики искусства (на наш взгляд, еще весьма предварительно) намечена М. М. Гиршманом, по словам которого, «в произведениях как художественной целостности равно несомненными и равнодостойными являются человечество, народ и конкретная человеческая личность» Гиршман М. М. Избранные статьи. Художественная целостность. Ритм. Стиль. Диалогическое мышление. Донецк, 1996. С. 11.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой