Контрастивное исследование акустических коррелятов гласных и согласных в спонтанной и подготовленной речи (экспериментально-фонетическое исследование на материале британского варианта английского языка)
![Реферат: Контрастивное исследование акустических коррелятов гласных и согласных в спонтанной и подготовленной речи (экспериментально-фонетическое исследование на материале британского варианта английского языка)](https://gugn.ru/work/6773234/cover.png)
Акустическая картина гласных Исследование показало, что формантные характеристики гласных, реализованных в подготовленной речи, несколько отличаются от данных спонтанной речи. Так FI гласных, и в подготовленной речи на 60−120 Гц выше показателей, полученных в ходе исследования спонтанных монологов, что свидетельствует об их продвинутости вперед. FII гласных /i:/ и /е/ в подготовленной речи на 513… Читать ещё >
Контрастивное исследование акустических коррелятов гласных и согласных в спонтанной и подготовленной речи (экспериментально-фонетическое исследование на материале британского варианта английского языка) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
КОНТРАСТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКУСТИЧЕСКИХ КОРРЕЛЯТОВ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В СПОНТАННОЙ И ПОДГОТОВЛЕННОЙ РЕЧИ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ФОНЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКОГО ВАРИАНТА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
В настоящей статье представлены результаты, полученные в ходе акустического анализа гласных и согласных. Материалом для исследования послужили подготовленные речи политиков Великобритании и спонтанные монологи образованных носителей английского языка.
Актуальность предпринятого исследования обусловлена необходимостью получения контрастивных характеристик акустических коррелятов гласных и согласных для выявления особенностей реализации сегментов в разных типах речи.
Целью исследования явилось выявление акустических коррелятов, а также частотности аллофонов британских гласных и согласных.
На начальном этапе исследования были составлены орфографические версии звучащих текстов дикторов, затем был осуществлен их слуховой анализ, в ходе которого выполнялись транскрибирование и интонационная разметка материала. Транскрибирование осуществлялось с учетом правил фонетической транскрипции и применением соответствующих диакритических знаков таблицы международного фонетического алфавита. На основе полученной транскрипции выполнялся статистический анализ гласных и согласных в речах дикторов (см. табл. 1, 2).
Статистические данные, полученные в ходе исследования гласных в подготовленных и спонтанных текстах, показывают их незначительное отличие. Существенные расхождения в рангах частотности отмечаются только для гласных [л] и [э:]. В подготовленных текстах фонема [л] является не очень частотной и имеет 7-й ранг, тогда как в спонтанной речи она занимает третье место по частоте употреблений.
Таблица 1. Частотность гласных в подготовленной речи и в спонтанной речи.
Ранг. | Подготовленная речь. | Спонтанная речь. | ||
гласный. | кол-во (%). | гласный. | кол-во (%). | |
э. | э. | |||
I. | I. | |||
Q. | л. | |||
e. | Q. | |||
D. | i: | |||
э: | e. | |||
л. | D. | |||
i: | u: | |||
э: | э: | |||
а: | U. | 1,5. | ||
и. | 1,5. | э: | 1,5. | |
u: | 1,5. | а: |
Фонема [э:], напротив, наиболее частотна в подготовленных речах и имеет 6-й ранг, а в спонтанной речи занимает 9-е место.
Статистический подсчет согласных в подготовленных и спонтанных текстах показал их наиболее значительные отличия в рангах, чем в случае с гласными. Так, наиболее частотным согласным в подготовленных текстах является [n], тогда как в спонтанных — [t]. Межзубные согласные [б] и [0] в подготовленных текстах имеют 13-й и 19-й ранги соответственно, когда в спонтанной речи — 6-й и 23-й. Существенные отличия также касаются губно-зубных [f] и [v] и губно-губного [р], ранги которых распределяются следующим образом: подготовленная речь — 9-й, 17-й и 8-й соответственно, спонтанная — 14-й, 12-й и 15-й.
В целом, варьирование рангов частотности гласных и согласных в спонтанных и подготовленных текстах может быть обусловлено их разной тематикой и, как результат, неодинаковым лексическим наполнением текстов.
акустический коррелят речь британский Таблица 2. Частотность согласных в подготовленной речи и в спонтанной речи.
Ранг. | Подготовленная речь. | Спонтанная речь. | ||
согласный. | кол-во (%). | согласный. | кол-во (%). | |
n. | 13,1. | t. | 12,6. | |
t. | 11,1. | n. | 10,7. | |
s. | 9,6. | d. | 8,6. | |
d. | 7,3. | s. | ||
l. | 7,2. | l. | 6,2. | |
m. | 6,7. | D. | ||
r. | r. | 5,85. | ||
P. | 4,9. | m. | 5,4. | |
f. | 4,4. | k. | 5,1. | |
z. | 4,3. | w. | 4,7. | |
w. | 3,8. | z. | 4,1. | |
k. | 3,4. | v. | 3.4. | |
D. | 3,2. | b. | 3,3. | |
b. | 3,1. | f. | ||
N. | 2,5. | P. | 2,9. | |
h. | 2,1. | h. | 2,4. | |
v. | 1,7. | N. | ||
g. | 1,3. | g. | 1,75. | |
T. | 1,1. | S. | 1,6. | |
S. | 0,9. | j | 1,5. | |
tS. | 0,8. | dZ. | ||
dZ. | 0,7. | tS. | 0,7. | |
j. | 0,6. | T. | 0,6. | |
Z. | 0,1. | Z. | 0,2. |
В ходе инструментального анализа гласных, проведенного с использованием компьютерных программ обработки речевого сигнала PRAAT и Wave Assistant, изучалась их качественная картина, которая определяется F-структурой, а именно взаимным расположением первых 2-х формант. При изучении согласных во внимание принимались такие акустические параметры как длительность, интенсивность и шумовые составляющие.
Полученные данные были сведены в табл. 3 и 5.
Таблица 3. Средние значения FI и FII монофтонгов в подготовленной и спонтанной речи.
Подготовленная речь. | Спонтанная речь. | |||
F1. | F2. | F1. | F2. | |
I. | ||||
i: | ||||
e. | ||||
Q. | ||||
л. | ||||
а: | ||||
D. | ||||
э: | ||||
U. | ||||
u: | ||||
э: |
Акустическая картина гласных Исследование показало, что формантные характеристики гласных, реализованных в подготовленной речи, несколько отличаются от данных спонтанной речи. Так FI гласных [i], [e] и [э:] в подготовленной речи на 60−120 Гц выше показателей, полученных в ходе исследования спонтанных монологов, что свидетельствует об их продвинутости вперед. FII гласных /i:/ и /е/ в подготовленной речи на 513 Гц и 95 Гц соответственно выше параметров спонтанной речи, что указывает на их более закрытую реализацию. FII гласных [d], [а:] и [э:] в подготовленной речи, напротив, несколько ниже данных спонтанных текстов, что говорит об их реализации как более открытых.
Кроме того, было выявлено, что формантные характеристики гласных, реализованных в подготовленной речи, в некоторой степени совпадают с данными, полученными на материале изолированного произнесения (А. Круттенден)1. Это верно для гласных /е/, /q/, /л/, /а:/, /э:/, /u:/, /d/ (F2). Такая тенденция, на наш взгляд, может быть связана с тем, что подготовленная речь отличается тщательностью произнесения звуков и невысоким темпом (см. табл. 4).
Таблица 4 Средние значения F1, F2 ударных монофтонгов в подготовленной речи в сравнении с изолированным произнесением.
Гласный. | Подготовленная речь. | Спонтанная речь. | ||
F1. | F2. | F1. | F2. | |
i: | ||||
I. | ||||
e. | ||||
Q. | ||||
л. | ||||
а: | ||||
D. | ||||
э: | ||||
U. | ||||
u: | ||||
э: |
Акустическая картина согласных Результаты измерений параметров длительности согласных звуков в спонтанной и подготовленной речи представлены в табл. 5.
Таблица 5. Контрастивное сравнение длительности согласных в подготовленной и спонтанной речи.
Слоги типа CV. | Средняя длительность согласных в подготовленной речи. | Средняя длительность согласных в спонтанной речи. | ||||
D1. | D2. | D3. | D1. | D2. | D3. | |
/te/. | ||||||
/de/. | ||||||
/di/. | ||||||
/pe/. | ||||||
/р/. | ||||||
/bQ/. | ||||||
/кэ/. | ||||||
/кл/. | ||||||
/дл/. |
Анализ реализации согласных сегментов в подготовленной и спонтанной речи показал, что в целом имеется тенденция к увеличению их длительности в подготовленной речи, которая характеризуется некоторым замедлением темпа. Так, разность длительности согласных в двух типах речи варьирует в пределах от 2 мс до 48 мс.
Изучение модификаций согласных звуков показало появление одноударных на месте орфографическихt/-tt-, -d/-ddв подготовленной речи в 21% случаев, в спонтанной — в 35%. Основные позиции реализации одноударных — интервокальная на границе слов перед ударным гласным (напр.: it all, get asked, but.
I), что составило 87% от общего числа реализации одноударных, а также в пределах слов перед безударным гласным (напр.: British, getting) — 13% от общего числа реализаций. В ходе исследования отмечено незначительное количество реализаций одноударных аллофонов в интервокальной позиции на границе слов перед безударным гласным (напр.: about ideas). Процентное соотношение реализаций одноударных аллофонов на месте смычно-взрывного глухого /t/ и звонкого согласного /d/ составило 84% и 16% соответственно2.
Другой тип модификаций, рассмотренный в рамках исследования, — эллиптирование согласных.
На материале спонтанной речи выпадение сегментов составило 43% от общего числа возможных позиций. Во всех случаях выпадению были подвержены /d/ изnd (например: contend with, and fundamentally) — 50% случаев, /t/ изnt (spent today) — 23%, /t/ изst (just enormous, most difficult) — 27%. Большинство случаев эллиптирования пришлось на согласный /d/. Это объясняется высокой частотностью союза and, информативная нагруженность которого очень низка3.
В процессе анализа подготовленной речи было выявлено 39% эллиптированных сегментов (от общего числа возможных позиций). Позиции реализации рассматривались те же, что и для спонтанной речи.
Проведенное исследование показало наличие различий в реализации гласных и согласных в разных типах речи, что вызвано рядом лингвистических и экстралингвистичеких факторов, таких как, например, использование разных грамматических конструкций, лексическое наполнение речей, численность аудитории, к которой обращено выступление, выбор интонационных средств4, коартикуляционное воздействие соседних звуков и т. д.
Примечания
- 1. См.: Cruttenden, A. Gimson’s Pronunciation of English. Edward Arnold (Publishers) Limited, 2001 Р. 99.
- 2. См.: Gut, U. Introduction to English Phonetics and Phonology. Frankfurt am Main: Peter Lang, GmbH, 2009.
- 3. См.: Yavas, M. Applied English Phonology. Chichester, UK: Blackwell Publishing, 2011.
- 4. См.: Веренич, Н. И.