Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Контрастивное исследование акустических коррелятов гласных и согласных в спонтанной и подготовленной речи (экспериментально-фонетическое исследование на материале британского варианта английского языка)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Акустическая картина гласных Исследование показало, что формантные характеристики гласных, реализованных в подготовленной речи, несколько отличаются от данных спонтанной речи. Так FI гласных, и в подготовленной речи на 60−120 Гц выше показателей, полученных в ходе исследования спонтанных монологов, что свидетельствует об их продвинутости вперед. FII гласных /i:/ и /е/ в подготовленной речи на 513… Читать ещё >

Контрастивное исследование акустических коррелятов гласных и согласных в спонтанной и подготовленной речи (экспериментально-фонетическое исследование на материале британского варианта английского языка) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

КОНТРАСТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКУСТИЧЕСКИХ КОРРЕЛЯТОВ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В СПОНТАННОЙ И ПОДГОТОВЛЕННОЙ РЕЧИ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ФОНЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКОГО ВАРИАНТА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

В настоящей статье представлены результаты, полученные в ходе акустического анализа гласных и согласных. Материалом для исследования послужили подготовленные речи политиков Великобритании и спонтанные монологи образованных носителей английского языка.

Актуальность предпринятого исследования обусловлена необходимостью получения контрастивных характеристик акустических коррелятов гласных и согласных для выявления особенностей реализации сегментов в разных типах речи.

Целью исследования явилось выявление акустических коррелятов, а также частотности аллофонов британских гласных и согласных.

На начальном этапе исследования были составлены орфографические версии звучащих текстов дикторов, затем был осуществлен их слуховой анализ, в ходе которого выполнялись транскрибирование и интонационная разметка материала. Транскрибирование осуществлялось с учетом правил фонетической транскрипции и применением соответствующих диакритических знаков таблицы международного фонетического алфавита. На основе полученной транскрипции выполнялся статистический анализ гласных и согласных в речах дикторов (см. табл. 1, 2).

Статистические данные, полученные в ходе исследования гласных в подготовленных и спонтанных текстах, показывают их незначительное отличие. Существенные расхождения в рангах частотности отмечаются только для гласных [л] и [э:]. В подготовленных текстах фонема [л] является не очень частотной и имеет 7-й ранг, тогда как в спонтанной речи она занимает третье место по частоте употреблений.

Таблица 1. Частотность гласных в подготовленной речи и в спонтанной речи.

Ранг.

Подготовленная речь.

Спонтанная речь.

гласный.

кол-во (%).

гласный.

кол-во (%).

э.

э.

I.

I.

Q.

л.

e.

Q.

D.

i:

э:

e.

л.

D.

i:

u:

э:

э:

а:

U.

1,5.

и.

1,5.

э:

1,5.

u:

1,5.

а:

Фонема [э:], напротив, наиболее частотна в подготовленных речах и имеет 6-й ранг, а в спонтанной речи занимает 9-е место.

Статистический подсчет согласных в подготовленных и спонтанных текстах показал их наиболее значительные отличия в рангах, чем в случае с гласными. Так, наиболее частотным согласным в подготовленных текстах является [n], тогда как в спонтанных — [t]. Межзубные согласные [б] и [0] в подготовленных текстах имеют 13-й и 19-й ранги соответственно, когда в спонтанной речи — 6-й и 23-й. Существенные отличия также касаются губно-зубных [f] и [v] и губно-губного [р], ранги которых распределяются следующим образом: подготовленная речь — 9-й, 17-й и 8-й соответственно, спонтанная — 14-й, 12-й и 15-й.

В целом, варьирование рангов частотности гласных и согласных в спонтанных и подготовленных текстах может быть обусловлено их разной тематикой и, как результат, неодинаковым лексическим наполнением текстов.

акустический коррелят речь британский Таблица 2. Частотность согласных в подготовленной речи и в спонтанной речи.

Ранг.

Подготовленная речь.

Спонтанная речь.

согласный.

кол-во (%).

согласный.

кол-во (%).

n.

13,1.

t.

12,6.

t.

11,1.

n.

10,7.

s.

9,6.

d.

8,6.

d.

7,3.

s.

l.

7,2.

l.

6,2.

m.

6,7.

D.

r.

r.

5,85.

P.

4,9.

m.

5,4.

f.

4,4.

k.

5,1.

z.

4,3.

w.

4,7.

w.

3,8.

z.

4,1.

k.

3,4.

v.

3.4.

D.

3,2.

b.

3,3.

b.

3,1.

f.

N.

2,5.

P.

2,9.

h.

2,1.

h.

2,4.

v.

1,7.

N.

g.

1,3.

g.

1,75.

T.

1,1.

S.

1,6.

S.

0,9.

j

1,5.

tS.

0,8.

dZ.

dZ.

0,7.

tS.

0,7.

j.

0,6.

T.

0,6.

Z.

0,1.

Z.

0,2.

В ходе инструментального анализа гласных, проведенного с использованием компьютерных программ обработки речевого сигнала PRAAT и Wave Assistant, изучалась их качественная картина, которая определяется F-структурой, а именно взаимным расположением первых 2-х формант. При изучении согласных во внимание принимались такие акустические параметры как длительность, интенсивность и шумовые составляющие.

Полученные данные были сведены в табл. 3 и 5.

Таблица 3. Средние значения FI и FII монофтонгов в подготовленной и спонтанной речи.

Подготовленная речь.

Спонтанная речь.

F1.

F2.

F1.

F2.

I.

i:

e.

Q.

л.

а:

D.

э:

U.

u:

э:

Акустическая картина гласных Исследование показало, что формантные характеристики гласных, реализованных в подготовленной речи, несколько отличаются от данных спонтанной речи. Так FI гласных [i], [e] и [э:] в подготовленной речи на 60−120 Гц выше показателей, полученных в ходе исследования спонтанных монологов, что свидетельствует об их продвинутости вперед. FII гласных /i:/ и /е/ в подготовленной речи на 513 Гц и 95 Гц соответственно выше параметров спонтанной речи, что указывает на их более закрытую реализацию. FII гласных [d], [а:] и [э:] в подготовленной речи, напротив, несколько ниже данных спонтанных текстов, что говорит об их реализации как более открытых.

Кроме того, было выявлено, что формантные характеристики гласных, реализованных в подготовленной речи, в некоторой степени совпадают с данными, полученными на материале изолированного произнесения (А. Круттенден)1. Это верно для гласных /е/, /q/, /л/, /а:/, /э:/, /u:/, /d/ (F2). Такая тенденция, на наш взгляд, может быть связана с тем, что подготовленная речь отличается тщательностью произнесения звуков и невысоким темпом (см. табл. 4).

Таблица 4 Средние значения F1, F2 ударных монофтонгов в подготовленной речи в сравнении с изолированным произнесением.

Гласный.

Подготовленная речь.

Спонтанная речь.

F1.

F2.

F1.

F2.

i:

I.

e.

Q.

л.

а:

D.

э:

U.

u:

э:

Акустическая картина согласных Результаты измерений параметров длительности согласных звуков в спонтанной и подготовленной речи представлены в табл. 5.

Таблица 5. Контрастивное сравнение длительности согласных в подготовленной и спонтанной речи.

Слоги типа CV.

Средняя длительность согласных в подготовленной речи.

Средняя длительность согласных в спонтанной речи.

D1.

D2.

D3.

D1.

D2.

D3.

/te/.

/de/.

/di/.

/pe/.

/р/.

/bQ/.

/кэ/.

/кл/.

/дл/.

Анализ реализации согласных сегментов в подготовленной и спонтанной речи показал, что в целом имеется тенденция к увеличению их длительности в подготовленной речи, которая характеризуется некоторым замедлением темпа. Так, разность длительности согласных в двух типах речи варьирует в пределах от 2 мс до 48 мс.

Изучение модификаций согласных звуков показало появление одноударных на месте орфографическихt/-tt-, -d/-ddв подготовленной речи в 21% случаев, в спонтанной — в 35%. Основные позиции реализации одноударных — интервокальная на границе слов перед ударным гласным (напр.: it all, get asked, but.

I), что составило 87% от общего числа реализации одноударных, а также в пределах слов перед безударным гласным (напр.: British, getting) — 13% от общего числа реализаций. В ходе исследования отмечено незначительное количество реализаций одноударных аллофонов в интервокальной позиции на границе слов перед безударным гласным (напр.: about ideas). Процентное соотношение реализаций одноударных аллофонов на месте смычно-взрывного глухого /t/ и звонкого согласного /d/ составило 84% и 16% соответственно2.

Другой тип модификаций, рассмотренный в рамках исследования, — эллиптирование согласных.

На материале спонтанной речи выпадение сегментов составило 43% от общего числа возможных позиций. Во всех случаях выпадению были подвержены /d/ изnd (например: contend with, and fundamentally) — 50% случаев, /t/ изnt (spent today) — 23%, /t/ изst (just enormous, most difficult) — 27%. Большинство случаев эллиптирования пришлось на согласный /d/. Это объясняется высокой частотностью союза and, информативная нагруженность которого очень низка3.

В процессе анализа подготовленной речи было выявлено 39% эллиптированных сегментов (от общего числа возможных позиций). Позиции реализации рассматривались те же, что и для спонтанной речи.

Проведенное исследование показало наличие различий в реализации гласных и согласных в разных типах речи, что вызвано рядом лингвистических и экстралингвистичеких факторов, таких как, например, использование разных грамматических конструкций, лексическое наполнение речей, численность аудитории, к которой обращено выступление, выбор интонационных средств4, коартикуляционное воздействие соседних звуков и т. д.

Примечания

  • 1. См.: Cruttenden, A. Gimson’s Pronunciation of English. Edward Arnold (Publishers) Limited, 2001 Р. 99.
  • 2. См.: Gut, U. Introduction to English Phonetics and Phonology. Frankfurt am Main: Peter Lang, GmbH, 2009.
  • 3. См.: Yavas, M. Applied English Phonology. Chichester, UK: Blackwell Publishing, 2011.
  • 4. См.: Веренич, Н. И.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой