Речевая деятельность.
Язык и речь.
Речевая деятельность
![Реферат: Речевая деятельность. Язык и речь. Речевая деятельность](https://gugn.ru/work/7302928/cover.png)
Л. В. Щйрба (1880−1944) в статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» предложил различать три аспекта: Языковой материал — высказывания (в другой терминологии тексты, или речь), которые передаются в актах речевой деятельности; При устном общении речевой акт включает говорение и протекающие параллельно слуховое восприятие и понимание услышанного. Языковую систему… Читать ещё >
Речевая деятельность. Язык и речь. Речевая деятельность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Противопоставляя язык (la langue) и речь (la parole), Соссюр очень мало внимания уделил феномену, который он называл le langage (в русском переводе речевая деятельность).
Л. В. Щйрба (1880−1944) в статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» предложил различать три аспекта:
данную в опыте речевую деятельность, представляющую собой множество актов речи (как актов говорения и письма, так и актов слушания и чтения);
языковой материал — высказывания (в другой терминологии тексты, или речь), которые передаются в актах речевой деятельности;
языковую систему, сведения о которой лингвисты извлекают из языкового материала и фиксируют в словарях и грамматиках [Сусов, с. 68; Вендина, с. 27].
Язык и речь в своем взаимодействии обусловливают речевую деятельность, которая состоит из речевых актов.
Речевой акт — это двусторонний процесс, связывающий как минимум двух участников: язык речь морфема.
- • отправителя сообщения (говорящего, пишущего)
- • и адресата (слушающего, читающего), которые, как правило, меняются ролями.
Речевой акт предполагает.
- — процесс формирования мысли,
- — процесс вербализации, т. е. выражения мысли в словесной форме (кодирование информации),
- — передачу ее от говорящего (пишущего) к адресату,
- — восприятие ее адресатом (слушающим, читающим)
- — и понимание (декодирование информации).
При устном общении речевой акт включает говорение и протекающие параллельно слуховое восприятие и понимание услышанного.
При письменном общении он включает писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного. Причем участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве [Маслов, с. 11]. Участники речевого акта обладают совокупностью общих речевых навыков (речевой компетенцией), знаний и представлений о мире. В состав речевого акта включают также обстановку, в которой он протекает, и тот фрагмент действительности, который является предметом сообщения [ЛЭС, с. 412].
В речевом акте создается текст — устное или письменное речевое произведение любой протяженности (от однословной реплики до романа) [Гируцкий, с. 38].
Итак, для осуществления речевого акта необходимы следующие компоненты (условия):
Наличие как минимум двух участников: отправителя сообщения и адресата.
Наличие общего коммуникативного кода — языка.
Деятельность органов речемыслительного аппарата.
Наличие канала связи (в большинстве случаев это воздух, но он может быть и другим (ср. общение по телефону стационарному / мобильному).
Предмет речи, то, о чем говорят, по поводу чего происходит обмен информацией.
Речевое произведение: высказывание, текст.
Вслед за Л. В. Щербой различают (особенно в методике преподавания языка как неродного) виды речевой деятельности, которые по-разному делятся на разных основаниях.
Устные. | Письменные. | |
Продуктивные. | говорение. | письмо. |
Рецептивные. | аудирование. | чтение. |
Речевая деятельность изучается психолингвистикой, отечественный вариант психолингвистики называется теорией речевой деятельности. В зарубежном языкознании детально разработана теория речевых актов.