Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Речевая деятельность. 
Язык и речь. 
Речевая деятельность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Л. В. Щйрба (1880−1944) в статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» предложил различать три аспекта: Языковой материал — высказывания (в другой терминологии тексты, или речь), которые передаются в актах речевой деятельности; При устном общении речевой акт включает говорение и протекающие параллельно слуховое восприятие и понимание услышанного. Языковую систему… Читать ещё >

Речевая деятельность. Язык и речь. Речевая деятельность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Противопоставляя язык (la langue) и речь (la parole), Соссюр очень мало внимания уделил феномену, который он называл le langage (в русском переводе речевая деятельность).

Л. В. Щйрба (1880−1944) в статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» предложил различать три аспекта:

данную в опыте речевую деятельность, представляющую собой множество актов речи (как актов говорения и письма, так и актов слушания и чтения);

языковой материал — высказывания (в другой терминологии тексты, или речь), которые передаются в актах речевой деятельности;

языковую систему, сведения о которой лингвисты извлекают из языкового материала и фиксируют в словарях и грамматиках [Сусов, с. 68; Вендина, с. 27].

Язык и речь в своем взаимодействии обусловливают речевую деятельность, которая состоит из речевых актов.

Речевой акт — это двусторонний процесс, связывающий как минимум двух участников: язык речь морфема.

  • • отправителя сообщения (говорящего, пишущего)
  • • и адресата (слушающего, читающего), которые, как правило, меняются ролями.

Речевой акт предполагает.

  • — процесс формирования мысли,
  • — процесс вербализации, т. е. выражения мысли в словесной форме (кодирование информации),
  • — передачу ее от говорящего (пишущего) к адресату,
  • — восприятие ее адресатом (слушающим, читающим)
  • — и понимание (декодирование информации).

При устном общении речевой акт включает говорение и протекающие параллельно слуховое восприятие и понимание услышанного.

При письменном общении он включает писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного. Причем участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве [Маслов, с. 11]. Участники речевого акта обладают совокупностью общих речевых навыков (речевой компетенцией), знаний и представлений о мире. В состав речевого акта включают также обстановку, в которой он протекает, и тот фрагмент действительности, который является предметом сообщения [ЛЭС, с. 412].

В речевом акте создается текст — устное или письменное речевое произведение любой протяженности (от однословной реплики до романа) [Гируцкий, с. 38].

Итак, для осуществления речевого акта необходимы следующие компоненты (условия):

Наличие как минимум двух участников: отправителя сообщения и адресата.

Наличие общего коммуникативного кода — языка.

Деятельность органов речемыслительного аппарата.

Наличие канала связи (в большинстве случаев это воздух, но он может быть и другим (ср. общение по телефону стационарному / мобильному).

Предмет речи, то, о чем говорят, по поводу чего происходит обмен информацией.

Речевое произведение: высказывание, текст.

Вслед за Л. В. Щербой различают (особенно в методике преподавания языка как неродного) виды речевой деятельности, которые по-разному делятся на разных основаниях.

Устные.

Письменные.

Продуктивные.

говорение.

письмо.

Рецептивные.

аудирование.

чтение.

Речевая деятельность изучается психолингвистикой, отечественный вариант психолингвистики называется теорией речевой деятельности. В зарубежном языкознании детально разработана теория речевых актов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой