Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сюжетно-тематические, смысловые и стилистические акценты в «исторических исследованиях» Э. Радзинского

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вторая грамота была к простым людям московским, где царь объявлял, что зла на них не держит, «ибо вин за вами нет никаких». А вот с изменниками-боярами он жить на Москве не желает, отчего и пришлось ему бросить «возлюбленный град» и уехать скитаться. В страхе слушал простой народ царские грамоты. Бояре, которых должно было уважать, объявлялись изменниками. Но ужас был в том, что царь покинул их… Читать ещё >

Сюжетно-тематические, смысловые и стилистические акценты в «исторических исследованиях» Э. Радзинского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Главные герои самых известных романов Эдварда Радзинского люди из разных стран и эпох. Они принадлежали к разным сословиям и социальным группам, имели различный доход. Отличало их друг от друга и призвание, и род деятельности. Но у людей, про которых писал Радзинский, все же есть нечто общее. Как отметили в своем труде «Российская историческая журналистика"Ущиповский С. Н., Кругликова О. С. Российская историческая журналистика. СПб., 2012. С. 113 С. Н. Ущиповский и О. С. Кругликова, внимание публициста привлекают, прежде всего, неординарные исторические персонажи. Среди них полководец и император Наполеон Бонапарт, цари Иван Грозный и Николай II, палач времен великой французской революции Анри Сансон, композитор Моцарт, знаменитая авантюристка княжна Тараканова.

Примечательно, что автор не только исследует характер и внутренний мир героев своих произведений, но и через призму их личностей детально и точно описывает время, в котором жили эти люди. Рассмотрим это на примере нескольких отрывков из романов Э. Радзинского.

«Вторая грамота была к простым людям московским, где царь объявлял, что зла на них не держит, „ибо вин за вами нет никаких“. А вот с изменниками-боярами он жить на Москве не желает, отчего и пришлось ему бросить „возлюбленный град“ и уехать скитаться. В страхе слушал простой народ царские грамоты. Бояре, которых должно было уважать, объявлялись изменниками. Но ужас был в том, что царь покинул их — народ лишился священного деспота, заступника перед Богом и угрозой нашествия иноземцев. Кто их защитит?». Радзинский. Э. Иван Грозный. // Официальный сайт Э. Радзинского. Электронный ресурс. URL: http://www.radzinski.ru/books/pyessa.php?id=17 (дата обращения 15.03.2016) Отрывок из романа «Иван Грозный» рассказывает нам о зарождение в России такого страшного явления, как опричнина и очень точно и емко характеризует среднестатистических жителей (крестьян, горожан, ремесленников и т. д.) России XVI века и современное общество в целом. Малограмотные, покорные, религиозные люди того времени искренне верили, царь — наместник Бога на Земле и были от него в большой зависимости. Про свободы и права не задумывался, в первую очередь, сам народ. Им не зачем было этого делать, так как царь знал, как им будет лучше. Ложные обвинения, аресты, пытки и казни воспринимались богобоязненным и терпеливым русским народом, как очередное проявление воли помазанника Божьего, а не как самоуправство и деспотия.

Отрывок из книги «Сансон Великий» в отличие от первого, описывает свободолюбие (трансформировавшееся в истерию и зверства) и эксцентричное поведение другого народа (французского) во времена Великой Революции.

«Теперь все будет происходить под песни. Каждая казнь будет заканчиваться счастливым песнопением народа. И плясками. Причем в толпе у гильотины я буду часто видеть одни и те же лица. Тогда, в начале, я так любил и эти песни, и эти лица — одухотворенные и грозные, как сама Великая Революция. Да и как мне их было не любить! Ведь это были первые люди за всю мою жизнь, которые смотрели на меня, вечно презираемого палача, не только без отвращения и страха — но с восхищением!"Радзинский Э. Сансон Великий//Официальный сайт Э. Радзинского. Электронный ресурс. URL: http://www.radzinski.ru/books/pyessa.php?id=27 (дата обращения 18.03.2016). В данном абзаце читатели видят революционную толпу глазами главного палача Парижа Анри Сансона. В тексте живо переданы народные настроения и жестокость людей той эпохи. Отрывок наглядно иллюстрирует, как быстро менялись ценности и нравственные ориентиры в революционной Франции. Тех, кого вчера почитали и боялись, сегодня ненавидели и глумились над их смертью. А Сансона, при виде которого, раньше люди переходили на другую сторону улицы, сейчас обожали и даже предлагали переименовать должность палача в народного мстителя.

Следующий текст рассказывает нам об особенностях относительно недавнего времени, и власти в нашей стране «царя», прозванного «народным».

«Это была загадочная рукопись! В ней было множество фактических ошибок. И в то же время с совершеннейшей точностью цитировались бесчисленные письма Моцарта… Я мог часами говорить об этой рукописи, и я рассказывал тогда о ней многим… Но, видимо, слишком многим… Вскоре я был арестован по совершенно невероятному обвинению…//Сразу после смерти Сталина меня освободили… Но рукопись исчезла!.. Мне сказали, что, скорее всего, ее забрал сам Берия… Он был страстный любитель подобных вещей… Возможно, она и была истинной причиной моего ареста…"Радзинский Э. Загадка Моцарта//Официальный сайт Э. Радзинского. Электронный ресурс. URL: http://www.radzinski.ru/books/pyessa.php?id=16 (дата обращения 18.03.2016). Отрывок из романа «Загадка Моцарта» описывает читателям время, когда генеральным секретарем ЦК КПССС в СССР был И. В. Сталин. Если быть более точными, эпоху сталинских репрессий. Как мы помним, в нашей стране в период конца 1920;х — начале 1950;х годов часто из-за самых неправдоподобных обвинений были расстреляны или приговорены к заключению миллионы людей. Один их информаторов Э. Радзинского и по совместительству герой книги «Загадка Моцарта» пианист «К» не стал исключением.

В статье «Научные ремарки в пьесах Э. Радзинского» А. Ю. Мещанский и Савелова Л. А. подчеркнули, что в драматических произведениях автора большое значение играет психологизм. Не последнюю роль он играет и в публицистике Радзинского. Писатель и драматург стремится составить наиболее полный психологический и эмоциональный портрет героев своих романов, раскрыть их характеры. Автор пытается понять, чем обусловлены их решения и поступки, проследить реакции на те или иные вещи и найти тому объяснения. Для этого он использует определенные приемы. Рассмотрим некоторые из них на примере выдержек из романов Э. Радзинского.

«Будущий отец Вождя в Гори появился недавно, семья его жила в деревушке Диди-Лило, где Бесо и родился, а предки жили в горном селении — в Лиахвисском ущелье. Были они, как и Геладзе, крепостными, принадлежали воинственным феодалам князьям Асатиани. Заза Джугашвили, прадед Сосо, участвовал в кровавом крестьянском бунте, был схвачен, жестоко высечен и брошен в тюрьму. Бежал, опять бунтовал, опять был схвачен, опять бежал.//Сын старого бунтовщика Вано — в бунтах не участвовал, тихо-мирно прожил свою жизнь. Но после него остались два сына — Бесо и Георгий. Дух деда ожил во внуках. Буйного Георгия зарезали в пьяной драке, а Бесо, также преуспевший в драках и пьянстве, покинул тихое село и переехал в Тифлис». Радзинский Э. Сталин//Официальный сайт Э. Радзинского. Электронный ресурс. URL: http://www.radzinski.ru/books/pyessa.php?id=28 (дата обращения 20.03.2016) В данном абзаце Радзинский рассказывает о предках Иосифа Сталина не случайно. Общеизвестный факт: генетика довольно сильная вещь. Поэтому публицист часто начинает свои книги с рассказа о предках главного героя. Прадед Иосифа Сталин, например, (в тексте использован грузинский вариант имени — Сосо) в свое время возглавил крестьянский бунт. Первый секретарь ЦК КПСС в молодости также был предводителем большевиков Кавказа и как его прадед возглавил не одну демонстрацию и столкновение с полицией. Сталин унаследовал от своих предков и горячий темперамент, вспыльчивость и гневливость.

«Бесо уезжает, мать и сын остаются вдвоем. Но мальчик похож на отца не только лицом… „Жуткая семейная жизнь ожесточила Сосо. Он был дерзким, грубым, упрямым ребенком“ — так описала его стодвенадцатилетняя Хана Мошиашвили, подруга Кэкэ, грузинская еврейка, переехавшая в 1972 году в Израиль из Грузии». Радзинский Э. Сталин//Официальный сайт Э. Радзинского. Электронный ресурс. URL: http://www.radzinski.ru/books/pyessa.php?id=28(дата обращения 15.03.2016) Большой отпечаток на личность человека накладывают события, произошедшие с ним в детстве, воспитание и отношение родителей. Эдвард Радзинский в своих произведениях учел и эти факторы. В предыдущем параграфе писатель показывает читателям, как климат внутри семьи повлиял на формирование внутреннего мира Иосифа Сталина. Трудное детство отразилось и на характере человека, которого Сталин называл своим учителем — Ивана Грозного.

В одноименной книге Э. Радзинский подробно описал его детство и отрочество. Когда будущему царю исполнилось три года, умер его отец, царь Василий. В восемь лет маленький Иван потерял мать и остался на попечении бояр. Последних судьба мальчика не интересовала, они были заняты борьбой за власть и царскую казну. Маленький Иван рос одиноким, всеми покинутым ребенком. В своем романе «Иван Грозный» Радзинский подчеркивал, что воспитанием будущего царю не только не занимались, но иногда и вовсе забывали накормить мальчика. Очень скоро это привело к серьезным последствиям — ребенок вырос и ожесточился. Э. Радзинский описывает в своем романе первые вспышки гнева юного Грозного.

«Тогда-то он и показал боярам, кто вырос во дворце. Накануне нового 1544 года посмел обычным языком повелителя заговорить при нем самый наглый и влиятельнейший из Шуйских — князь Андрей, и Иван, „приведши себя в бешенство“, повелел своим псарям схватить думного боярина. Не увидел нового года гордый князь — 29 декабря 1543 года труп потомка Александра Невского валялся на заднем дворе… А Иван, усмехаясь, объяснял бледным боярам: случилась-де досадная ошибка, он повелел отвести в темницу возомнившего о себе боярина, да глупые псари почему-то не поняли, до темницы его не довели — зарезали… И велел, чтоб усвоили: ему уже минуло тринадцать и править теперь будет — он!». Радзинский Э. Иван Грозный// Официальный сайт Э. Радзинского. Электронный ресурс. URL: http://www.radzinski.ru/books/pyessa.php?id=17(дата обращения 15.03.2016) Прочтя отрывок из книги «Иван Грозный», мы понимаем, почему царь из династии Рюриковичей вошел в историю под именем Грозный. Как мы узнали из текста, на момент казни Андрея Шуйского Ивану было всего тринадцать лет. И уже тогда он был крайне жесток и циничен.

Пытаясь понять характеры своих героев, логику их поступков, Э. Радзинский анализирует и их личную жизнь. Рассмотрим это на примере отрывка из романа «Наполеон: жизнь после смерти».

«Не проходит ни дня, чтобы я не любил тебя. Не проходит ни ночи, чтобы ты мне не снилась, чтобы я не сжимал тебя во сне в объятиях. Я не выпил утром ни одной чашки чая, чтобы не проклинать славу и тщеславие, которые держат меня вдали от тебя… от ночей с тобой… Люби меня как свои глаза… Нет, мало! Люби, как саму себя! Нет, больше, чем саму себя, больше, чем свою жизнь, больше, чем все! И только тогда ты будешь любить меня так, как я люблю тебя я…». Радзинский Э. Наполеон: жизнь после смерти.//Электронная библиотека etextlib. Электронный ресурс. URL: http://etextread.ru/Book/Read/8066 (дата обращения 17.03.2016) Из письма императора мы можем проследить глубину его чувств к первой жене — Жозефине. Но, как подчеркивает в своем романе Э. Радзинский, любовь к Франции у Бонапарта была сильнее, чем любовь к женщине. Жозефина не могла дать стране наследника, поэтому император развелся с ней и заключил повторный брак. Опираясь на данный отрывок, мы можем заключить, что влюбленный Наполеон готов был пожертвовать личным счастьем на благо (как он думал) своей страны. А это в свою очередь, раскрывает императора, как личность.

В произведениях Э. Радзинского присутствует художественный вымысел. Но это отнюдь не является недостатком его романов. Журналистка Вера Клейнер в своем материале, посвященном творчеству Радзинского, подчеркнула следующее: «С помощью своего воображения автор пытается воссоздать колорит прошлых веков, фигуры известных людей и тех, о ком практически не осталось свидетельств и документов. «Апокалипсис» — художественный роман, его форма (записки вымышленного персонажа) позволяет читателю прожить рядом со Сталиным целую жизнь, открывая для себя мотивацию его поступков. Предполагает ли такая форма наличие лжи, искажения истории? Нет. Химия, которая возникла в соединении фактов со слухами, дневниками, воспоминаниями и художественным воображением писателя, по природе своей лежит не в стороне от истории, а в самой ее глубине"Клейнер. В. Эдвард Радзинский: «Тень Сталина осталась с нами"//Эксперт. 2012. № 14. С. 80. Романы Радзинского основаны не только на художественном вымысле, но и на исторических фактах, а также на воспоминаниях современников и показаниях очевидцев событий. Так, например, его произведение «Сансон Великий» было написано на основе книги воспоминаний внука палача, где цитировались многие мысли самого Сансона. Радзинский упоминает об этом в романе: «Только впоследствии я понял: я переносил на бумагу чужие мысли. Его мысли. Я обнаружил их потом в «Записках палача», написанных его внуком». РадзинскийЭ. Сансон Великий//Официальный сайт Э. Радзинского. Электронный ресурс. URL: http://www.radzinski.ru/books/pyessa.php?id=27 (дата обращения 18.03.2016).

В своих произведениях Эдвард Станиславович часто опирается на воспоминания очевидцев описываемых событий, знакомых и близких своих главных героев. Например, в роман «Сталин» были включены отрывки из воспоминаний Нади Сталиной, внучки Иосифа Сталина, об отце и матери, маршала авиации Савицкого (коллегу и приятеля сына генсека, Василия), а также важнейшие показания одного из охранников Сталина, Лозгачева. Именно они послужили поводом для сомнения в официальной версии гибели первого секретаря ЦК КПСС (инсульт). С Лозгачевым Эдвард Станиславович встречался лично и брал у него интервью.

В своей работе «Российская историческая журналистика"Ущиповский С. Н., Кругликова О. С. Российская историческая журналистика. СПб., 2012. С. 113С. Н. Ущиповский и О. С. Кругликова отметили, что публициста и историка привлекают мистические мотивы и образы. Действительно, в книгах Э. Радзинского присутствуют элементы мистики, которая, однако, опирается на реальные исторические факты. Рассмотрим это на нескольких примерах.

«И он рассказал, как внезапно перед ним предстало некое видение — тюрьма, позорная телега, потом эшафот со странным сооружением… Он описал его. Впоследствии оказалось: он описал гильотину… за двадцать лет до ее изобретения! Но не диковинное сооружение напугало Казота. Он увидел нечто более страшное — очередь людей, поднимавшихся на эшафот к гильотине, длиннейшую очередь, в ней были все самые блестящие фамилии Франции. И что самое ужасное — в ней были все присутствовавшие в тот вечер. И первым стоял он сам — Казот!// После такого рассказа, естественно, воцарилось тягостное молчание. И тогда одна из дам попыталась пошутить:

  • — В вашем рассказе меня более всего пугает не эшафот, но позорная телега, любезнейший Казот. Оставьте мне, по крайней мере, право подъехать к вашему загадочному сооружению в собственном экипаже.
  • — Нет, — вдруг сказал Казот каким-то странным, чужим голосом. — Право ехать на казнь в экипаже получит только король. А мы с вами отправимся туда в позорной телеге". РадзинскийЭ. Сансон Великий//Официальный сайт Э. Радзинского. Электронный ресурс. URL: http://www.radzinski.ru/books/pyessa.php?id=27 (дата обращения 18.03.2016) Отрывок из романа «Сансон великий» рассказывает читателям о предсказании знаменитого писателя, масона и мистика Жака Казота. В книге упоминается и о дальнейшей судьбе Казота: он действительно закончил свои дни на гильотине и ехал на казнь в телеге, как и все убитые во времена революции аристократы. В карете до эшафота позволили ехать лишь королю Франции. Предсказания писателя и мистика сбылись.

В другом своем произведении «Николай II: жизнь и смерть» Радзинский отмечает необычное в возвышении, а затем в гибели династии Романовых."Мистика истории: Ипатьевским назывался монастырь, откуда первы й Романов был призван на царство. И дом, где расстался с жизнью последний царствовавший Романов — Николай II, — назывался Ипатьевским по имени владельца дома инженера Ипатьева. Михаил — имя первого царя из Дома Романовых и имя того последнего, в чью пользу безуспешно отрекся от престола Николай II" .Радзинский Э. Николай II: жизнь и смерть. М., Вагриус. 2000. С. 7.

Язык произведений Э. Радзинского отличает высокая художественность и образность. С помощью различных тропов публицист придает текстам выразительность и красочность. Рассмотрим это на практике.

«А за Москвой-рекою дымит жаркими печами Немецкая слобода». Радзинский Э. Иван Грозный// Официальный сайт Э. Радзинского. Электронный ресурс. URL: http://www.radzinski.ru/books/pyessa.php?id=17 (дата обращения 15.03.2016) В данном предложении с помощью метафоры «дымит жаркими печами Немецкая слобода» автор показывает читателям весь колорит средневековой столицы.

«Он умел чеканить строку. Его обращения к армии…». Радзинский Э. Наполеон: жизнь после смерти.//Электронная библиотека etextlib. Электронный ресурс .URL: Режим доступа: http://etextread.ru/Book/Read/8066 (дата обращения 17.03.2016) Метафора «чеканить строку» добавляет предложению образности и еще раз подчеркивает действенность слов Наполеона, их силу (можно провести параллель с «чеканить монету», а последняя в свою очередь изготавливается из прочных металлов и их сплавов).

«Подагрические, опухшие слоновьи ноги короля». Радзинский Э. Сансон Великий//Официальный сайт Э. Радзинского. Электронный ресурс. URL: http://www.radzinski.ru/books/pyessa.php?id=27 (дата обращения 18.03.2016) В данном случае эпитет «слоновьи ноги» усиливает эффект старения и внешней непривлекательности короля.

«Иначе и быть не могло: Кэкэ — чистая, глубоко религиозная девушка». Радзинский Э. Сталин//Официальный сайт Э. Радзинского. Электронный ресурс. URL: http://www.radzinski.ru/books/pyessa.php?id=28 (дата обращения 20.03.2016) Эпитеты «чистая и глубоко религиозная» характеризуют Кэкэ, создают ее положительный образ.

«Антисемитизм не присущ Кавказу — это некая Вавилонская башня, здесь издревле живут бок о бок бесчисленные народы». Радзинский Э. Сталин//Официальный сайт Э. Радзинского. Электронный ресурс. URL: http://www.radzinski.ru/books/pyessa.php?id=28 (дата обращения 20.03.2016) Сравнение Кавказа с Вавилонской башней еще раз подчеркивает не свойственность антисемитизма для жителей данного региона и придает предложению выразительность.

«Но все-таки в чем-то им пришлось уступить царю, „многомудру и искусну в споре“ — церковь лишилась права приобретать вотчины без согласия светской власти». Радзинский Э. Иван Грозный// Официальный сайт Э. Радзинского. Электронный ресурс. URL: http://www.radzinski.ru/books/pyessa.php?id=17 (дата обращения 15.03.2016) В данном предложение архаизмы «многомудру и искусну» имитируют русскую речь XVI века, стремясь еще более погрузить читателя в атмосферу прошедшей эпохи. Способствует этому и устаревшее слово «казна».

Резюмирую вышесказанное, мы можем сделать следующие выводы:

  • — Э. Радзинский не только исследует характер и внутренний мир героев своих произведений, но и через призму их личностей описывает время, в котором жили эти люди.
  • — Для того, чтобы создать наиболее полные психологические и эмоциональные портреты своих героев, публицист изучает судьбу их предков (и проводит параллели между характерами и судьбами), анализирует их детство и личную жизнь.
  • — Романы автора основаны не только на художественном вымысле, но и на исторических фактах, а также на воспоминаниях и показаниях современников и очевидцев событий.
  • — В книгах публициста присутствуют элементы мистики, которая опирается на реальные исторические факты.
  • — Язык произведений Э. Радзинского отличает высокая художественность и образность. С помощью тропов публицист придает текстам выразительность и красочность.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой