Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Рисунок 3.1 Пирамида Маслоу

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для полноты картины возможных форм коммуникационной деятельности следует учесть квазикоммуникацию, когда коммуникант обращается к воображаемому субъекту и обретает ощущение диалога с ним. Сюда относится феномен фетишизации, который Н. Д. Кондратьев описывал следующим образом: «людям начинает казаться, что вещи обладают особыми сверхъестественными свойствами быть ценностью, обладать прерогативами… Читать ещё >

Рисунок 3.1 Пирамида Маслоу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Можно вести речь о функциях коммуникации в целом (о ее роли в жизни и деятельности человека и общества). Можно также говорить о функциях отдельных коммуникативных актов и коммуникативных событий.

В реальном коммуникативном процессе, в отдельно взятом коммуникативном акте могут сочетаться несколько функций, одна или две из которых будут определяющими. Исходя из того, какая из функций является ведущей, можно построить классификацию коммуникативных актов.

Функции коммуникации могут быть надстроены над моделью коммуникации и `прикреплены' к ее участникам и элементам. Рассмотрим наиболее известную модель Р. О. Якобсона, в которой выделяется шесть функций, в соответствии с участниками и аспектами его модели коммуникации (таблица 3.1). Модель Якобсона применима как для анализа языка и коммуникативных систем в целом, так и для функционального исследования отдельных речевых и коммуникативных актов и коммуникативных событий.

Таблица 3.1. Функции коммуникации по Р. Якобсону.

АДРЕСАНТ эмотивная функция.

Адресант непосредственно выражает свое отношение к теме и ситуации:

По моему мнению, не стоило привлекать для работы эту ненадежную фирму.

Перечеркнутая бомба на плакате.

АДРЕСАТ конативная функция.

Внимание сосредоточено на адресате (обращения и императивы, привлечение внимания, побуждение):

Президент! Уходите в отставку!

Пиктограммы мужчина и женщина.

КОНТЕКСТ референтивная функция.

Наиболее обычная функция: внимание сосредоточено на объекте, теме, содержании дискурса.

Солнце восходит на востоке.

Форма предмета бытовой культуры (например, ложки) как обозначение его возможного применения.

СООБЩЕНИЕ поэтическая функция.

Фокусировка на самом сообщении и ради сообщения; иногда называется `праздничной' функцией:

Рифма, аллитерация и т. п.

Изображение игры света на картине.

КОНТАКТ фактическая функция.

Использование коммуникативной системы для начала, поддержания и окончания общения, фокусировка на контактном элементе ситуации:

Алло? — Да-да!

Радиопозывные (например, станция Маяк), заставки передач.

КОД метакоммуникативная функция.

Сосредоточение внимания на самом коде; теория языка и коммуникации представляют собой метаязык для описания коммуникативного процесса:

Жи-ши пишется с буквой и.

Объяснение учителем правил невербальной коммуникации в школе: Сначала ученик должен поднять руку, затем уже выйти.

Некоторые исследователи (А.А.Леонтьев, Н.Б.Мечковская) добавляют также магическую или заклинательную функцию, этническую (объединяющую народ) функцию, биологическую функцию (для коммуникации животных).

Другие исследователи предпочитают минимизировать количество функций, выделяя лишь основные и считая остальные разновидностью основных. Так, известный психолог и лингвист Карл Бюлер выделял три функции языка, проявляющиеся в любом акте речи: выражения (экспрессивную), соотносимую с говорящим, обращения (апеллятивную), соотносимую со слушающим, и сообщения (репрезентативную), соотносимую с предметом речи. Отправитель сообщения выражает себя, апеллирует к получателю и репрезентирует предмет коммуникации.

Традиционно выделялись две — три основные функции языка и коммуникации, которые, впрочем, пересекаются друг с другом. Считалось, что язык в первую очередь выполняет познавательную (когнитивную) или информационную функцию: выражение идей, понятий, мыслей и сообщение их другим коммуникантам. Вторая функция, — оценочная: выражение личных оценок и отношений, третья — аффективная: передача эмоций и чувств. Роджер Т. Белл, известный американский автор работ по социолингвистике, соотносит с этими функциями языка три сферы гуманитарных наук: лингвистика и философия (когнитивная функция), социология и социальная психология (оценочная функция), психология и литературоведение (аффективная функция).

Функциональная характеристика сообщения (коммуникативного акта) может быть дана в зависимости от его направленности, его основной коммуникативной задачи. Р. Димблби и Г. Бертон выделяют шесть функций сообщений и коммуникативных актов:

предупреждение,.

совет,.

информация.

убеждение,.

выражение мнения,.

развлечение.

Эта классификация функций является прагматической. то есть, связанной с употреблением коммуникативных средств для достижения определенных целей. О прагматике будет идти речь в лекции, посвященной семиотическим аспектах коммуникативного процесса.

Субъектами, вступившими в коммуникацию, могут преследоваться следующие цели: реципиент желает получить от коммуниканта некоторые привлекательные для него смыслы; коммуникант желает сообщить реципиенту некоторые смыслы, влияющие на поведение последнего; и коммуникант, и реципиент заинтересованы во взаимодействии с целью обмена какими-то смыслами. Соответственно возможны три формы коммуникационного действия.

1. Подражание Ї одна из древнейших форм передачи смыслов, используемая высшими животными и птицами. Под подражанием понимается воспроизведение реципиентом движений, действий, повадок коммуниканта. Подражание может быть произвольным и непроизвольным (бессознательным). Произвольное подражание (имитация) используется при школьном обучении, овладении технологиями, мастерством. Непроизвольное подражание — главный метод первичной социализации детей дошкольного возраста.

В общественной жизни посредством подражания происходит распространение модных новаций, популярных идей и веяний. Вместе с тем, благодаря подражанию, из поколения в поколение передаются традиции, обычаи, стереотипы поведения. Можно сказать, что подражание — один из способов существования живой социальной памяти.

Среди специфических человеческих социально-культурных потребностей отмечается стремление к уподоблению, поиску объекта поклонения, отождествлению себя с кем-то более сильным, умным, красивым. В детстве дети уподобляют себя родителям, во взрослом состоянии — литературным героям, спортсменам, артистам, воинам. Эту потребность можно назвать потребностью в кумиротворчестве (отыскать или сотворить себе кумира).

Не следует думать, что подражание не соответствует элементарной схеме коммуникационного действия (рис. 1.1), ибо не обнаруживается явного смыслового сообщения, адресованного реципиенту. На самом деле такое сообщение, обладающее привлекательностью для реципиента, всегда есть. Реципиент целенаправленно выбирает коммуниканта и использует его в качестве источника смыслов, которые он хотел бы усвоить. Коммуникант при этом зачастую не осознает своего участия в коммуникационном действии. Подражание — это объект-субъектное отношение, в котором активную роль играет реципиент, а коммуникант является пассивным объектом для подражания.

2. Диалог — форма коммуникационного взаимодействия, освоенная людьми в процессе антропогенеза при формировании человеческого языка и речи. Участники диалога относятся друг к другу как к равноправным субъектам, владеющим определенными смыслами. Между ними складываются субъект — субъектные отношения, а взаимодействие их носит творческий характер в том смысле, что достигается социально-психологическая общность партнеров, обозначаемая словом «МЫ» .

Диалоговая коммуникация представляется как последовательность высказываний участников, сменяющих друг друга в роли коммуниканта и реципиента. Участники диалога совместно создают драматургический Текст, обладающий относительной смысловой завершенностью. Относительность завершения диалога определяется тем, что реакция на то или иное высказывание может проявиться в поведении реципиента спустя много времени.

Литература

театр, лекция как раз рассчитаны на ответ замедленного действия. Незавершенный диалог перерастает в коммуникационный дискурс, охватывающий множество субъектов и способный продолжаться бесконечно. Таким образом, дискурс — это мультисубъектный бесконечный диалог.

3. Управление — такое коммуникационное действие, при котором коммуникант рассматривает реципиента как средство достижения своих целей, как объект управления. В этом случае между коммуникантом и реципиентом устанавливаются субъект-объектные отношения. Управление отличается от диалога тем, что субъект имеет право монолога, а реципиент не может дискутировать с коммуникантом, он может только сообщать о своей реакции по каналу обратной связи.

Управленческий монолог может быть: в форме приказа (коммуникант имеет властные полномочия, признаваемые реципиентом); внушения (суггестии), когда используется принудительная сила слова за счёт многократного повторения одного и того же монолога (реклама, пропаганда, проповедь); убеждения, аппелирующего не к подсознательным мотивам, как при внушении, а к разуму и здравому смыслу при помощи логически выстроенной аргументации.

Особой формой управленческого коммуникационного действия является заражение, которое стихийно возникает в массах людей. Заражение характеризуется эмоциональным накалом и агрессивностью. Его источниками могут быть ритуальные танцы, музыкальные ритмы, религиозный экстаз, спортивный азарт, ораторское мастерство. По-видимому, как и в случае внушения, при заражении большую роль играют бессознательные побуждения.

Диалог близок к поведению по схеме «стимул—реакция», он не требует такого уровня программирования и организации, как монологическое выступление. Поэтому именно диалог считается первоначальной формой речи, возникшей еще у питекантропов (1500—200 тыс. лет назад), а монологическая речь — более поздним коммуникационным достижением, требующим более высокой культуры речи и некоторых ораторских навыков.

В таблице 4.1 рассмотренные формы коммуникативных действий систематизированы по сходству и различию.

Таблица 4.1

Коммуникативные роли.

Реципиент в роли.

целенаправленного субъекта.

объекта воздействия.

Коммуникант в роли.

целенаправленного субъекта.

диалог.

управление.

объекта воздействия.

подражание.

Ї.

Следует обратить внимание на то, что формы коммуникационных действий могут включать различное содержание, и вместе с тем, один и тот же смысл может передаваться в двух или даже в трех формах, например, обучать чему-либо можно путем показа (подражание), путем инструктирования (управление) или путем диалогического объяснения.

Не следует абсолютизировать границы между разными коммуникационными формами. Подражание, диалог, управление могут сливаться друг с другом, дополнять друг друга. Так, диалог может стать методом управления, например, сократический диалог построен так, чтобы заставить оппонента признать правоту Сократа; диалог между учителем и учеником — обычная форма педагогического воздействия. Значит, любой содержательный диалог имеет целью оказать какое-то управленческое воздействие на сознание собеседников. Подражание — это вырожденный диалог, где коммуникант безучастен по отношению к реципиенту (игнорирует его), а реципиент ведет воображаемый диалог с коммуникантом.

Коммуникационные действия являются элементарными актами, можно сказать атомами коммуникационной деятельности, но используются они и в некоммуникационной деятельности (познание, труд). Практически во всех видах коммуникационной деятельности обнаруживаются все, рассмотренные нами, но преобладает одна. Это позволяет коммуникационную деятельность в целом и на различных ее уровнях представить в виде диалогической, управленческой, подражательной, т. е. отождествить формы коммуникационной деятельности и формы элементарных коммуникационных актов.

В качестве коммуникантов и реципиентов могут выступать три субъекта, относящиеся к разным уровням социальной структуры: индивидуальная личность (И), социальная группа (Г), массовая совокупность (М). Они могут взаимодействовать, например И — И, Г — Г, М — М, или И — Г, И — М, Г — М и т. д. Получается 9 видов социальных коммуникаций. Но этого мало. Как было показано в разделе 2.1, коммуникационные действия могут осуществляться в форме подражания, диалога, управления. Диалог есть взаимодействие равноправных партнеров одинакового социального уровня, так как разноуровневые субъекты, например И и М, не являются равноправными. Между разноуровневыми субъектами может осуществляться подражание или управление.

Виды коммуникационной деятельности, где в качестве активных целенаправленных субъектов выступает И, либо Г, либо М, называют соответственно микрокоммуникацией, мидикоммуникацией, макрокоммуникацией. А виды, где И, Г, М выступают в роли объектов воздействия назовем соответственно межличностной, групповой и массовой коммуникацией, понимая под ними уровни социальных коммуникаций (таблица 4.2).

Для полноты картины возможных форм коммуникационной деятельности следует учесть квазикоммуникацию, когда коммуникант обращается к воображаемому субъекту и обретает ощущение диалога с ним. Сюда относится феномен фетишизации, который Н. Д. Кондратьев описывал следующим образом: «людям начинает казаться, что вещи обладают особыми сверхъестественными свойствами быть ценностью, обладать прерогативами святости, величия, источника права и т. п. Иначе говоря, люди начинают наделять вещи физически не присущими им значительными свойствами, подобно тому, как дикари приписывали свойства всесильного божества истуканам». Сотворение всевозможных «кумиров», культ вождей и т. д. в конечном счете имеет целью создание всезнающего и всемогущего «квазикоммуникационного» партнера.

Таблица 4.2. Формы коммуникационной деятельности

№.

п/п.

Вид коммуник.

Уровень Коммуник.

Условные обозначения.

Наименование.

1.

микро.

межлич.

И п И.

копирование образца.

2.

микро.

межлич.

И д И.

Беседа.

3.

микро.

межлич.

И у И.

Команда.

4.

микро.

групп.

И п Г.

Референция (референтная группа).

5.

микро.

групп.

И у Г.

руководство коллективом.

6.

микро.

масс.

И п М.

социализация.

7.

микро.

масс.

И у М.

авторитаризм.

8.

миди.

групп.

Г п Г.

Мода.

9.

миди.

групп.

Г д Г.

переговоры.

10.

миди.

групп.

Г у Г.

групповая иерархия.

11.

миди.

масс.

Г п М.

адаптация к среде.

12.

миди.

масс.

Г у М.

руководство обществом.

13.

макро.

масс.

М п М.

заимствование достижений.

14.

макро.

масс.

М д М.

взаимодействие культур

15.

макро.

масс.

М у М.

информационная агрессия.

Виды коммуникационной деятельности можно проследить на микро, миди и макроуровнях.

Микрокоммуникация

В таблице представлены формы микрокоммуникации, где индивидуальная личность выступает в качестве активного реципиента (подражание) или активного коммуниканта (диалог, управление); в качестве коммуникационных партнеров могут выступать либо другой индивид, либо социальная группа, либо массовая совокупность (общество в целом). Содержание микрокоммуникации на межличностном уровне — это либо усвоение форм поведения, умений, внешних атрибутов выбранного образца для подражания — копирование образца, либо обмен идеями, доводами, предложениями между собеседниками — дружеская или деловая беседа, либо указания их подчиненному — команда. На групповом уровне возможны референция (то же подражание, но не отдельному человеку, а социальной группе, с которой индивид желает себя идентифицировать, например подражание купцов дворянскому сословию или «новых русских» аристократам; встречается отрицательная референция, когда человек сознательно избегает признаков отвергаемой им группы), руководство коллективом — менеджмент, организация, лидерство в группе; на массовом уровне коммуникационные действия служат для социализации — освоения человеком общепринятых в данном обществе норм, верований, идеалов, чтобы «быть как все», и авторитаризма, т. е. деспотического управления массами подвластных людей (абсолютизм, тирания, самодержавие — политические формы авторитаризма).

Возникает практический вопрос: можно ли научиться микрокоммуникации? Этот вопрос чрезвычайно значим для педагогов, деловых людей (бизнесменов), менеджеров, политиков, которые отождествляются с профессионалами микрокоммуникациоиного общения. Интересуются этот вопросом люди, желающие иметь успех в обществе, достигать эффективного самовыражения и одобрения публики. Существует множество народных поговорок, рекомендаций, правил, например: молчи или говори что-нибудь получше молчания; употребляй расчетливо слова, не даром рот один, а уха два; сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах; люди слушаются не того, кто умнее других, а того, кто всех громче говорит и т. п.

Со времен античности развивается риторика — учение о красноречии, освещенное авторитетом Платона и Аристотеля, в XX веке в качестве научной дисциплины оформилась стилистика, изучающая языковые нормы и области их применения, в учебных заведениях стали преподавать культуру речи, а менеджеров и политиков начали обучать правилам делового общения, социальной конфликтологии и искусству ведения споров.

Приведем некоторые из методических рекомендаций.

  • * Не совершай непонятных речевых актов; смысл речи должен быть ясным для слушающих
  • * Не совершай неискренних речевых актов; речь должна соответствовать реальным мыслям, намерениям, переживаниям говорящего
  • * Будь последователен и следи, чтобы последующие речевые акты были логически связаны с предыдущими
  • * Сделай свою речь целенаправленной, у оратора должен быть замысел, реализуемый в речи и т. д.

Важным является грамотное использование невербальных средств микрокоммуникации: жестов, мимики, позы, расстояния между собеседниками, громкости и интонации произнесения речи.

Мидикоммуникация.

Формы мидикоммуникации:

мода (ГпГ) — основанная на подражании передача вещественных форм, образцов поведения и идей, эмоционально привлекательных для социальных групп в социальном пространстве (отметим, что мода — продукт неокультуры, палеокультура моды не знала);

переговоры (ГдГ) — обычный способ разрешения конфликтов и достижения соглашений между социальными группами;

групповая иерархия (ГуГ) складывается в крупных учреждениях (управленцы — рабочие), в армейских подразделениях, в сословно-кастовых обществах, где контакты между группами четко регламентированы;

адаптация к среде (ГпМ) превращается в коммуникационную проблему для национальных диаспор, живущих среди чужеземцев; для иноверцев, например, мусульман среди христиан; для революционеров-подпольщиков и т. п.;

руководство обществом (ГуМ) осуществляется со стороны творческих групп, генерирующих мировоззренческие смыслы, определяющие духовную (не материальную!) жизнь общества. Остановимся подробнее на этой форме мидикоммуникации.

Мировоззренческие смыслы — это знания, объясняющие наблюдаемые явления, происхождение человека и Вселенной, смысл человеческой жизни, идеалы, нормы и стимулы социальной деятельности. Социальные группы, вырабатывающие эти смыслы и коммуникационные сообщения, в которых они запечатлены, оказываются в центре духовной жизни общества. Эти центры смещаются в ходе социально-культурной эволюции.

Археокультуре свойственен мифоцентризм, хранителем которого была каста жрецов, владевшая священным эзотерическим знанием. Для палеокультуры характерен религиоцеитпризм, в русле которого находились литература, искусство, образование, философия. Западноевропейская неокультура с XVII века (век гениев-универсалов) развивалась под эгидой светского знания во главе с философией и в XIX веке постепенно перешла к наукоцентризму. Ученые-физики, экономисты, политологи определяли духовный климат в многих странах мира.

Макрокоммуникация Макрокоммуникационные формы коммуникационного взаимодействия, — заимствование достижений (М п М), взаимодействие культур (М д М) и информационная агрессия (М у М), легко различимы в тысячелетней истории взаимодействия государств. Причем очевидны колебания от подражания к диалогу и обратно. Информационная агрессия — явление относительно новое, появившееся лишь в XX веке.

Следует обратить внимание, что понятия микро-, миди-, макрокоммуникация не совпадают с понятиями межличностная, групповая, массовая коммуникация, хотя и пересекаются с ними.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой