Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Первые шаги В.А. Моцарта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однажды вечером, когда собрались вместе аббат Штадлер, Моцарт и Альбрехтсбергер, последний попросил Моцарта сесть к инструменту и сыграть что-нибудь. Моцарт сразу согласился, но стал импровизировать не на свою собственную тему, а попросил Альбрехтсбергера дать ему свою. Тот тут же наиграл тему, которую Моцарт, конечно, знать заранее не мог, и нарочно выбрал самый тривиальный мелодический рисунок… Читать ещё >

Первые шаги В.А. Моцарта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Моцарт — автор около 700 произведений — 17 опер, 49 симфоний, 15 месс, десятки концертов для различных инструментов, более 100 квартетов, сотни небольших инструментальных и вокальных произведений. При этом ему приходилось и концертировать, проводить репетиции, иметь множество иных обязанностей. Удивительные свидетельства об особенностях творческого процесса оставила нам вдова Моцарта Констанция, которая вместе со своим вторым мужем датским дипломатом фон Ниссеном, была его первым биографом. По ее словам, Моцарт мысленно работал постоянно, чем бы ни занимался. Ему никогда не удавалось уйти от своих музыкальных мыслей. Музыка постоянно звучала в его голове. Он сочинял даже тогда, когда беседовал с друзьями, играл на бильярде.

«Сочиняя музыку, Моцарт редко подходил к инструменту. Он резко вскакивал с места и принимался вышагивать по комнате, отрешившись от окружающего. Затем подходил ко мне, просил принести его заветную чернильницу и нотную бумагу и, как правило задавал вопрос по французски: „Дорогая женушка, будь добра, не расскажешь ли мне, о чем здесь говорили?“ затем, сидя рядом со мной принимался быстро писать. При этом я обычно разговаривала с ним, но наша беседа совсем не мешала его занятию…».

Часто Моцарт сочинял до 2 часов ночи и поднимался в 4 утра, чтобы продолжить работу. Такое напряжение не могло рано или поздно сказаться на его организме.

О поразительной четкости музыкального мышления Моцарта свидетельствовали его импровизации. Один из близких друзей Моцарта аббат Штадлер рассказывал следующую историю:

«Когда Моцарт импровизировал, его воображение было настолько неистощимым, а музыкальные идеи настолько тщательно и точно разработаны, что, например, известный органист и композитор Альбрехтсбергер был вначале убежден: все сыгранное Моцартом — это сочинения, приготовленные им заранее.

Однажды вечером, когда собрались вместе аббат Штадлер, Моцарт и Альбрехтсбергер, последний попросил Моцарта сесть к инструменту и сыграть что-нибудь. Моцарт сразу согласился, но стал импровизировать не на свою собственную тему, а попросил Альбрехтсбергера дать ему свою. Тот тут же наиграл тему, которую Моцарт, конечно, знать заранее не мог, и нарочно выбрал самый тривиальный мелодический рисунок, который только мог придти ему в голову. Гениальный композитор тут же ухватился за эту тему и разрабатывал ее около часа, придавая ей то форму фуги, то канона, переходя от простейшего к самому сложному контрапункту. Он играл до тех пор, пока восхищенный Альбрехтсбергер не вскочил, изумленно воскликнув: «Теперь я совершенно уверен, что ваша импровизация создается моментально, под влиянием быстротекущей мысли, и что вы полностью заслуживаете ту славу, которой обязаны своему чудесному таланту!».

А ведь слушая игру Альбрехтсбергера, выдающегося контрапунктиста и органиста своего времени, Бетховен, уже зрелый мастер, заметил: «Теперь я понимаю, что по сравнению с вами не знаю ничего».

Все близко знавшие Моцарта отмечали его веселый, легкий нрав вопреки всем жизненным невзгодам. Вот как об этом писала Констанция:

«Моцарт всегда был таким веселым! Он обожал живопись, скульптуру, сам мог рисовать. Он обладал выдающимися талантами в любом виде искусства. Он всегда был в отличном настроении, его редко охватывала меланхолия. Это был просто ангел! Он очень любил природу, и если бы ее не любил, то вряд ли сделал бы то, что ему удалось сделать. Особенно он любил цветы. Обожал сельскую местность, деревенский пейзаж, был страстным почитателем всего прекрасного в природе. Он любил совершать маленькие экскурсии и проводил много времени за городом… У меня с ним не было ни одной ссоры. Он был настолько незлобив и добр по натуре, что ссориться с ним было просто невозможно… Однажды он признался, что слишком счастлив, чтобы такое счастье могло длиться долго.».

И в то же время, когда речь шла об искусстве, его отличала высочайшая требовательность. Не случайно у него почти не было друзей среди музыкантов — его отзывы об их творчестве были нелицеприятны и всегда справедливы — а кому это нравится?

Столь же требователен он был и к исполнителям. Однажды он прямо в церкви кричал на музыкантов. На представлении своей оперы «Похищение из сераля» Моцарт заметил, что оркестранты стали играть слишком быстро. Он так разволновался, что громким голосом стал делать замечания музыкантам, не обращая внимания на присутствующих в зале.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой