Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Значение, закономерности развития и резервы роста доходов, прибыли и рентабельности розничной торговой организации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С точки зрения юридического подхода прибыль представляет собой увеличение капитала в результате ведения хозяйственной деятельности организации. С экономической точки зрения прибыль определяется как разница между доходами и расходами от осуществления хозяйственной деятельности организации. С точки зрения бухгалтерского учета прибыль (или убыток) представляет собой сумму финансовых результатов… Читать ещё >

Значение, закономерности развития и резервы роста доходов, прибыли и рентабельности розничной торговой организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Валовой доход, прибыль и рентабельность розничной торговой организации: экономическая сущность В процессе коммерческой деятельности организация получает финансовые результаты, которые окончательно находят свое отражение в прибыли или убытке. В качестве показателей, характеризующих финансовые результаты хозяйственной деятельности торговой организации, выступают валовой доход, доходы от прочих видов деятельности, прибыль и рентабельность. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой.

Получение прибыли является важной целью любой предпринимательской деятельности. При этом главная цель анализа финансовых результатов — это определение размеров результатов деятельности фирмы, выявление причин снижения финансовых результатов и поиск резервов их роста в достижении фирмой своей главной цели. Получение прибыли позволяет организации выполнять основное требование рыночной экономики: обеспечение безубыточности хозяйственной и другой деятельности организации, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности и рентабельности хозяйствования.

К тому же прибыль — это основной источник финансирования мероприятий по научно-техническому и социальному развитию организации. Рост прибыли обеспечивает финансовую основу для расширенного воспроизводства активов, увеличения стоимости имущества собственников и дивидендов. В силу определенных обстоятельств или упущений в работе (превышение себестоимости продукции над ценой, уменьшение количества продаж, невыполнение договорных обязательств, штрафные санкции и т. д.) организация может нести убытки. Убытки уменьшают стоимость чистых активов и могут привести организацию к банкротству. Показатели прибыли или убытка являются исходной позицией для определения уровня экономической эффективности субъекта хозяйствования, поэтому можно утверждать, что прибыль — это обобщающий показатель деятельности организации. Высокий уровень экономической эффективности является сигналом для инвесторов о целесообразности совместной инвестиционной деятельности. Инвестиционная привлекательность, в свою очередь, способствует развитию производства, повышению конкурентоспособности продукции, увеличению прибыли. Возникает эффект синергии, когда положительные факторы накладываются один на другой. Низкий уровень экономической эффективности, а тем более убыточность, не стимулируют инвестиционную активность внешних инвесторов и являются причиной ухудшения финансового состояния.

Нельзя не отметить также, что прибыль выступает в большинстве случаев источником уплаты налогов и сборов в бюджет государства; следовательно, можно утверждать, что прибыль является и источником доходов бюджета страны.

Понятие прибыли имеет множество значений. При всем многообразии определений прибыли всех их можно (с долей некоторой условности) разделить на три группы по признаку подходов, используемых при рассмотрении категории прибыли:

  • — прибыль с точки зрения юридического подхода,
  • — прибыль с точки зрения экономического подхода,
  • — прибыль с точки зрения бухгалтерского учета.

С точки зрения юридического подхода прибыль представляет собой увеличение капитала в результате ведения хозяйственной деятельности организации. С экономической точки зрения прибыль определяется как разница между доходами и расходами от осуществления хозяйственной деятельности организации. С точки зрения бухгалтерского учета прибыль (или убыток) представляет собой сумму финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг), товаров, основных средств материальных и внереализационных операций. Несмотря на кажущуюся схожесть, подходы имеют существенное различие, которое необходимо учитывать в различных ситуациях.

Прибыль можно рассматривать как экономическую категорию, как оценочный результативный показатель, как целевой ориентир и как источник формирования различных фондов. Прибыль как экономическая категория свидетельствует о конечном результате деятельности субъекта хозяйствования и превышении доходов предприятия над текущими расходами. Прибыль, так же как и доходы, может быть получена в процессе производства продукции, работ и услуг, а также при условии передачи имущества третьим лицам с целью получения экономической выгоды. Как результативный показатель прибыль характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, рост или снижение объема деятельности, успешность деятельности. Как количественный показатель прибыль представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью, между валовым доходом и издержками обращения. Прибыль, являясь конечным результатом деятельности организации, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.

Основными функциями прибыли являются:

функция учета и оценки, суть которой в определении и характеристике конечных финансовых результатов деятельности торговой организации, размера его денежных накоплений;

стимулирующая, т. е. прибыль является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие торговой организации, а платежи в бюджет из прибыли — это важнейший элемент доходов государственного бюджета.

В практике учета принято различать балансовую прибыль отчетного периода, внутри нее — прибыль по отдельным видам деятельности организации, и прибыль (убыток), остающуюся в распоряжении организации (чистая прибыль) (данные виды прибыли будут детально рассмотрены в следующем параграфе). Отметим лишь, что балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму финансовых результатов от реализации продукции (товаров, работ, услуг), основных средств, материальных ценностей, нематериальных и прочих активов и прибыли (убытков), полученных от внереализационных операций. Другими словами, при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности розничная торговая организация получает как прибыль от основного вида деятельности — от реализации товаров, так и прибыли или убытки от операционных и внереализационных операций. Естественно, что в розничной торговой организации прибыль от реализации товаров будет занимать больший удельный вес в балансовой прибыли организации (около 80−90%).

В практике экономической работы также принято выделять следующие виды прибыли:

экономическая (чистая) прибыль — это разница между общим доходом организации (выручкой за товары и услуги) и его общими издержками; последние включают планируемые издержки, составной частью которых является нормальная прибыль как часть предпринимательского дохода;

нормальная прибыль — это минимальный доход, или плата, необходимая для удержания предпринимателя в какой-то определенной сфере деятельности;

ожидаемая прибыль — это прибыль, которая может быть получена в результате нововведений. Стремление к ее получению побуждает организацию осуществлять нововведения, т. е. внедрять новую более производительную технику, технологию и организацию производства, которые стимулируют инвестиции, увеличение выпуска продукции и обеспечение занятости.

Существует и другая классификация прибыли. Прибыль различают:

по видам деятельности (прибыль от промышленной продукции, ремонтных работ, транспортных услуг и т. д.);

по видам продукции (прибыль от первого, второго и последующих изделий);

по разновидностям дохода от управления капиталом (прибыль от сдачи имущества в аренду, от долгосрочных финансовых вложений в уставный капитал создаваемых предприятий, от передачи объектов интеллектуальной собственности по лицензионному соглашению, от ценных бумаг, от курсовой разницы и т. д.);

по структурным подразделениям предприятия (прибыль бригады, цеха, центра финансовой ответственности, предприятия);

по времени получения (прибыль за месяц, квартал, год);

по полноте составных элементов (прибыль валовая, балансовая, чистая, дивиденды);

по направлениям использования (капитализированная, выплаченная в качестве премии, переданная безвозмездно для благотворительных целей и т. д.);

по методу группировки доходов и расходов (прибыль экономическая, бухгалтерская, налогооблагаемая, нераспределенная, остающаяся в распоряжении предприятия и т. д.);

по степени обобщения (прибыль консолидированная и реструктурированная).

Основным источником прибыли организаций розничной торговли являются реализованные торговые надбавки, которые в экономической литературе получили название валового дохода. Поэтому большое значение имеет порядок формирования торговых надбавок в организации розничной торговли.

В настоящее время торговым организациям предоставлено право самостоятельно определять оптовые и торговые надбавки на товары исходя из спроса, фактических издержек и оптимальных уровней рентабельности (с учетом установленных предельных размеров надбавок не более 30%). Торговая надбавка — надбавка, устанавливаемая торговыми предприятиями (иными субъектами хозяйствования) при реализации товара (продукции) населению. Она предназначена для покрытия расходов, связанных с продажей товара (продукции) в розницу, и получения прибыли от этих операций. В соответствии с законодательством уполномоченные органы государственного управления могут устанавливать ограничение (в процентном выражении) торговой надбавки Приложение 1 к Положению о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденному Постановлением Министерства экономики 22.04.1999 № 43. Торговая надбавка устанавливается, как правило, в процентах к отпускной цене предприятия-изготовителя или импортера без НДС.

В ходе осуществления своей деятельности организация розничной торговли реализует товары населению. По окончании отчетного периода организация определяет сумму реализованных товаров, т. е. выручку от реализации товаров, сумму торговых надбавок, приходящихся на реализованные товары, так называемых реализованных торговых надбавок, сумму НДС и налога с продаж на реализованный товар.

Реализованные торговые надбавки иначе принято называть валовым доходом. Как экономическая категория валовой доход представляет собой часть стоимости товара, которая предназначена для покрытия издержек обращения и образования прибыли. Валовой доход — это разница между денежной выручкой от реализации товара и их покупной стоимостью.

За счет валового дохода розничная торговая организация уплачивает налоги и другие обязательные платежи, в частности это сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей автомобильных дорог в размере 3% от валового дохода организации, НДС и налог с продаж.

Порядок уплаты налогов и сборов с выручки Процентные ставки налогов указаны по состоянию на 2007 год в соответствии с действующим законодательством.:

налог с продаж — основная ставка 5% (по отдельным категориям товаров — 15%),.

НДС, определенный путем вычета (зачета) поступившего НДС из начисленного НДС на товары и подлежащий уплате в бюджет, основная ставка 20% и 10%;

сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки (2%) и налог с пользователей автомобильных дорог (1%) — в общем 3% от валового дохода.

Поэтому в практике экономической работы определяют валовой доход, остающийся в распоряжении организации, вычитанием из реализованных торговых надбавок налогов и других обязательных платежей, или валовой доход-нетто:

ВД = РТН — Н, где ВД — валовой доход, РТН — реализованные торговые надбавки, Н — налоги и обязательные отчисления.

Валовой доход-нетто служит для покрытия издержек обращения торговой организации. В результате вычета из валового дохода-нетто издержек обращения получаем прибыль (убыток) от реализации. Прибыль (убыток) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) определяется как разница между выручкой и от их реализации в отпускных ценах (валовым доходом) и издержками производства (обращения) реализованной продукции, работ, услуг, товаров и суммами налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых в соответствии с установленным законодательством порядком из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг.

ПРр = ВД — ИО — Н, или.

ПРр = ВДн — ИО,.

где ПРр — прибыль (убыток) от реализации продукции, ВД — валовой доход ВДн — валовой доход-нетто, ИО — издержки обращения, Н — налоги и обязательные отчисления.

Конечные финансовые результаты организации розничной торговли характеризуются как абсолютными показателями, так и относительными показателями. Абсолютными финансовыми показателями выступают прибыль от реализации, валовой доход, а в качестве относительного показателя среди финансовых показателей выступает рентабельность. Рентабельность — это обобщенный показатель, позволяющий соотнести размер полученной прибыли с величиной затрат и ресурсов, которые понадобились на ее получение. В экономической работе организаций розничной торговли применяется система показателей рентабельности:

рентабельность продаж, (т.е. отношение прибыли от реализации к объему товарооборота);

рентабельность текущих затрат (отношение прибыли от реализации к издержкам обращения розничной торговой организации);

рентабельность экономического потенциала (отношение балансовой прибыли к экономическому потенциалу организации, включающему в себя средства труда, предметы труда и расходы на оплату труда);

рентабельность активов (отношение прибыли к общей сумме активов и отдельным видам активов);

рентабельность товаров (определяется отношение прибыли от их реализации к их продажной стоимости).

Финансовые результаты от основного вида деятельности организации формируются при реализации продукции (товаров, работ, услуг). При этом большое значение в максимизации финансовых результатов (валового дохода, прибыли, рентабельности) при оптимизации расходов на реализацию товаров и улучшении качества обслуживания покупателей имеет правильно организованный в организации розничной торговли анализ финансовых результатов. Цель анализа финансовых результатов заключается в выявлении резервов роста доходов, поиске причин их снижения и разработке мер по внедрению выявленных резервов роста финансовых результатов в работе розничной торговой организации. Основными задачами анализа финансовых результатов являются:

анализ выполнения плана и динамики валового дохода, прибыли и рентабельности;

выявление и количественное измерение влияния факторов на конечные финансовые результаты;

определение тенденций и пропорций в развитии валового дохода, прибыли и рентабельности;

изучение и обобщение передового опыта других организаций розничной торговли, отрасли в целом или опыта аналогичных организаций в других странах;

использование результатов анализа при разработке планов розничной торговой организации.

Рост доходов и прибыли, повышение рентабельности в организации розничной торговли могут быть обеспечены за счет следующих факторов:

оптимизация и снижение неоправданных расходов на реализацию товаров;

оптимизация налогов, уплачиваемых организацией за счет валового дохода и прибыли;

оптимизация структуры товарооборота, сокращение низкорентабельных и нерентабельных товаров.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой