Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Задание 1. Основы логистики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По результатам анализа рынка транспортных услуг службой логистики фирмы «Атлант» были отобраны два перевозчика, отвечающие всем предъявляемым требованиям по транспортировке продукции фирмы. Часть критериев, по которым проводилась оценка, — качественные, другая часть — количественные. С помощью интегральной оценки определить наиболее приемлемого перевозчика. Этап 3. Для определения значений… Читать ещё >

Задание 1. Основы логистики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По результатам анализа рынка транспортных услуг службой логистики фирмы «Атлант» были отобраны два перевозчика, отвечающие всем предъявляемым требованиям по транспортировке продукции фирмы. Часть критериев, по которым проводилась оценка, — качественные, другая часть — количественные. С помощью интегральной оценки определить наиболее приемлемого перевозчика.

Таблица 1.

N.

п/п.

Критерий (показатель).

Ранг.

Перевозчик.

А.

D.

Тарифы (затраты) транспортировки «от двери до двери», у.д.е./км .

0,84.

0,79.

Общее время транзита «от двери до двери"**, %.

Частота сервиса.

Удовлетворительно.

Очень хорошо.

Потери и хищения груза (сохранность груза)****.

0,05.

0,08.

Экспедирование отправок.

Очень хорошо.

Удовлетворительно.

Отслеживание отправок.

Удовлетворительно.

Удовлетворительно.

Гибкость схем маршрутизации перевозок.

Хорошо.

Хорошо.

Сервис на линии.

Удовлетворительно.

Очень хорошо.

Экспертный подход, в основу которого положены оценки специалистов-экспертов для параметров, характеризующих логистических посредников, описывает процедуру получения интегральных экспертных оценок (рейтингов).

Различают несколько вариантов экспертного подхода.

Первый вариант включает следующие операции:

Общее описание N показателей (критериев), характеризующих логистического посредника данного звена логистической системы.

Ранжирование показателей.

Присвоение балльных (ранговых) оценок.

Отбор М показателей (критериев) оценки логистического посредника.

Определение весовых коэффициентов Wi для М показателей с учетом УWi = 1 или расчет по формуле.

Wi=M/i, i=, (1.1).

где М — количество отобранных показателей из общего количества, равного N;

iранг (балл), присвоенный i-му показателю.

Выбор шкалы для балльной оценки показателей конкретных логистических посредников, например, «хорошо» (1), «удовлетворительно» (2), «плохо» (3) и т. п.

Присвоение баллов каждому j-му логистическому посреднику, т. е. собственно процедура оценивания в виде баллов аij для i-строк (показатели) и j-столбцов (конкретные логистические посредники).

Расчет интегрального показателя (ранга) А для каждого j-го логистического посредника по формуле.

Aj = (1.2).

Поскольку в ряде работ приведены общие ранжированные перечни показателей (критериев) для поставщиков, экспедиторов, это позволяет констатировать, что для всех логистических посредников будут разработаны стандартизированные таблицы показателей (критериев).

Дальнейшие исследования и накопленный опыт оценивания позволили доработать второй вариант экспертного подхода при выборе логистического посредника, который предполагает выполнение следующих этапов.

Этап 1. Все показатели (критерии) подразделяются на три группы: количественные, качественные, релейные («да""нет»); что позволяет использовать различные подходы при их определении и расчете интегральных оценок для логистического посредника. К релейным показателям отнесены такие, которые имеют только два показателя: «да» или «нет». Например; наличие у логистического посредника соответствующего сертификата качества или лицензии, страховых полисов и др. Выделение релейных показателей повышает объективность процесса выбора, а также сокращает объем работы экспертов.

Этап 2. Весовые коэффициенты щi, учитывающие степень влияния показателей на интегральную оценку, рассчитываются для количественных и качественных показателей с учетом их общего ранжирования по следующим формулам:

для линейной зависимости.

щi =, i = (1.3).

где i — ранг (балл), присвоенный i-му показателю;

N — количество учитываемых показателей;

для экспоненциальной зависимости щi = Дxexp (-xi) (1.4).

где хi — середина i-го интервала;

Дx — интервал, рассчитываемый с учетом количества показателей и размаха значений х.

Для определения весовых коэффициентов могут быть использованы и другие зависимости, в частности плотности распределения вероятностей (закон Пуассона и др.).

Этап 3. Для определения значений количественных показателей, помимо оценок экспертов, используются различные источники информации (отчеты, справочники, прайс-листы, результаты обследований и опросов и т. п.). Теоретически возможен вариант, когда все количественные оценки анализируемых логистических посредников мoгут быть получены без участия экспертов.

Обработка количественных показателей производится в соответствии с методами квалиметрии, предусматривающей следующие этапы:

построение таблицы, в горизонтальных строках которой указываются показатели, в столбцах — значения показателей aij анализируемых логистическиx посредников;

для каждого параметра определяется эталонное значениемаксимальное или минимальное, в зависимости от влияния показателей на общую оценку;

если в качестве эталонного выбрано наибольшее aimax, то все значения данной строки делятся на него, в клетках таблицы заносится.

aij* = aij/aimax;

если в качестве эталонного выбрано наименьшее аimin, то эталонное значение делится на другие значения данной строки и в клетках таблицы заносятся.

aij* = аimin / aij;

Этап 4. Для получения оценок качественных показателей используется функция желательности, значения которой рассчитываются по формуле.

ai = ехр (-ехр (—уi)) (1.5).

где аiзначение функций желательности;

уi — значение i-го параметра на кодированной шкале.

Таблица 2 Оценки качества и соответствующие им стандартные оценки на шкале желательности.

Интервал.

Оценка качества.

Отметка на шкале желательности.

диапазон.

среднее значение.

3−4.

Отлично.

Более 0,950.

0,975.

2−3.

Очень хорошо.

0,875−0,950.

0,913.

1−2.

Хорошо.

0,690−0,875.

0,782.

0−1.

Удовлетворительно.

0,367−0,690.

.0,530.

(-1) — 0.

Плохо.

0,066−0,367.

0,285.

(-2) — (-1).

Очень плохо.

0,0007−0,066.

0,033.

(-З) — (-2).

Скверно.

Менее 0,0007.

;

Значение yi на кодированной шкале располагается симметрично относительно 0. В табл. 1.3 приведены средние и граничные значения функции желательности.

Использование функций желательности позволяет свести качественные оценки показателей к количественным, при этом те и другие находятся в интервале 0−1. В целях унификации качественные оценки могут быть нормированы относительно максимальных значений по строкам.

Необходимо отметить, что количественные показатели также могут быть обработаны с применением функций желательности.

Пример. В результате экспертного опроса было выделено для дальнейшего анализа четыре перевозчика. Используя критерии, приведенные в табл. 3, определить наиболее приемлемого перевозчика, применив функцию желательности.

Решение. Из табл. 1.4 видно, что все показатели разделены на количественные (2—5), качественные (6—9) и релейные (1).

Таблица 3 Показатели (критерии) ля перевозчика.

№ п/п.

Показатель.

Перевозчик.

Ранг i.

Тарифы (затраты) транспортировки «от двери до двери», у.д.е./км .

0,84.

0,79.

2*.

Общее время транзита «от двери до двери"**, %.

Частота сервиса.

Удовлетворительно.

Очень хорошо.

4**.

Потери и хищения груза (сохранность груза)****.

0,05.

0,08.

5***.

Экспедирование отправок.

Очень хорошо.

Удовлетворительно.

Отслеживание отправок.

Удовлетворительно.

Удовлетворительно.

Гибкость схем маршрутизации перевозок.

Хорошо.

Хорошо.

Сервис на линии.

Удовлетворительно.

Очень хорошо.

В соответствии с алгоритмом после проверки ограничений четвертый перевозчик исключается из дальнейших расчетов. Для оставшихся количественных и качественных показателей устанавливаются ранги (см. табл. 4). Следует подчеркнуть, что перевозчики могут быть исключены из рассмотрения также в случае отклонения количественных и качественных показателей за установленные пределы. Например, если вероятность доставки «точно вовремя» ниже 0,7, то такой перевозчик исключается из рассмотрения.

Весовые коэффициенты рассчитывались по формуле (1.3) при N = 8.

Так, для показателя «тариф» при ранге i = 2 (cм. табл. 1.4) находим щi=2 = (2*(8−2+1))/ (8(8+1)) = 0,194.

Таблица 4 Расчет количественных оценок.

Показатель.

Вес щi,.

Эталонное значение.

Перевозчик*.

Тариф.

0,222.

0,79; min.

0,940/0,209.

1/0,222.

Время транзита.

0,194.

10; min.

1/0,194.

0,769/0,149.

Потери и хищения.

0,139.

0,05; min.

1/0,139.

0,625/0,058.

Суммарная количественная оценка с учетом щi.

;

;

0,542.

0,429.

* В числителе — оценки, рассчитанные с учетом эталонных значений; в знаменателе — рассчитанные с учетом весовых коэффициентов.

При расчете; качественных оценок (см. табл, 3) воспользуемся функцией желательности. Например, показатель «Частота сервиса» у первого перевозчика эксперты оценили как «удовлетворительно». В соответствии с табл. 2 находим, что этой оценке соответствует среднее значение а31 = 0,530, а с учетом веса качественная оценка равна: а31 = 0,530 * 0,167 = 0,089.

Поскольку наилучшему логистическому посреднику должен соответствовать наибольший рейтинг, то в качестве такового должен быть выбран второй перевозчик (aimax = 0,913).

Таблица 5 Расчет качественных и интегральных оценок.

Показатель.

Вес щi.

Перевозчик*.

Частота сервиса.

0,166.

0,530/0,088.

0,913/0,152.

Экспедирование отправок.

0,111.

0,913/0,101.

0,530/0,059.

Отслеживание отправок.

0,083.

0,530/0,044.

0,530/0,044.

Гибкость схем маршрутизации перевозок.

0,055.

0,782/0,043.

0,782/0,043.

Сервис на линии.

0,028.

0,530/0,015.

0,913/0,026.

Суммарная количественная оценка с учетом ю,.

;

0,291.

0,324.

Интегральная оценка (рейтинг).

0,833.

0,753.

** В числителе — оценки, рассчитанные с учетом эталонных значений; в знаменателе — рассчитанные с учетом весовых коэффициентов.

Таким образом, лучшим является первый перевозчик.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой