Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Преодоление тревожности у детей с тяжелыми нарушениями речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения. Полученные результаты исследования детской тревожности легли в основу подбора способов её коррекции. Оказалось, что наилучшим способом… Читать ещё >

Преодоление тревожности у детей с тяжелыми нарушениями речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблеме подростковой тревожности посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии.

Тревожность — распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты, при доминировании эмоционального [1]. В целом, тревожность — это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы [2]. По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным фактором. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья обучающихся.

Поэтому тревожность у детей и подростков, имеющих нарушения в речевом развитии, а значит и трудности в социализации — послужило основанием для выбора темы исследования и его проведения.

Целью исследования стало изучение эмоциональной тревожности у детей с речевыми нарушениями младшего подросткового возраста.

Опираясь на выдвинутую цель исследования, были сформулированы следующие задачи:

  • 1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • 2. Рассмотреть проявление школьной тревожности в младшем подростковом возрасте;
  • 3. Проведение эмпирического исследования с целью выявить уровень школьной тревожности у детей с тяжелыми нарушениями речи по сравнению уровнем тревожности у детей без речевых нарушений;
  • 4. Создание собственной арттерапевтической программы для преодоления тревожности у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Исследование проводилось на базе «Школы — интернат № 7 для детей с тяжелыми нарушениями речи г. Казани» и на базе «Общеобразовательной школы № 139 Приволжского района г. Казани». Выборка составила 30 человек: 15 из них подростки с нормальным речевым развитием и 15 с тяжелыми нарушениями речи.

В контрольную группу вошли подростки с нормальным речевым развитием, а в экспериментальную группу с тяжелым нарушением речи.

Обследование проводилось в форме тестирования.

Для исследования тревожности у детей была использована методика диагностики уровня школьной тревожности по Филипсу [3].

Методика диагностики уровня школьной тревожности по Филипсу, позволяет нам выявить, такие факторы, как:

Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Общий уровень школьной тревожности у детей с тяжелым нарушением речи показал, что низкий уровень тревожности на 25% чаще встречается у детей без речевых нарушений.

Результаты качественного анализа показали, что у детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается увеличение уровня тревожности по факторам: переживание социального стресса (на 63%), фрустрация в потребности достижения успеха (на 40%), а так же проблемы и страхи в отношениях с учителями (на 42%).

Переживание социализации возможно связано с трудностями налаживания контактов у детей, имеющих нарушения речи. Фрустрация в потребности достижения успеха может быть обусловлена неуверенностью в своих силах у детей с отклонениями в развитии. Страх в процессе взаимодействия с учителями, возможно, связан с тем, что в классах находится по 4−6 человека и количество контактов между учеником и учителем увеличено. С другой стороны у детей с нарушениями речи несколько меньше, чем у детей без отклонений, уровень тревожности из-за страха самовыражения. В маленьком детском коллективе легче чем-то выделиться и проявить себя.

Таким образом, была разработана программа, по преодолению уровня тревожности для детей с тяжелыми нарушениями речи, которая будет направлена на снижение реагирования своего речевого дефекта, разрешение проблем в отношениях с учителями и повышение их уровня самооценки с помощью арттерапии.

Арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.

Программа включает:

  • 1. Подготовительный этап:
    • · Упражнения, направленные на релаксацию и снятие напряжения: «Воздушный шарик», «Водопад».
    • · Арттерапевтические упражнения, направленные на преодоление страхов и снижение тревожности: «Нарисуй свой страх», «Маски страха», «Азбука страхов».
  • 2. Тренинг по арттерапии повышающий уровень социализации личности: «Путешествие в страну Рисовандию», групповое рисование по кругу «Закорючка», фреска «Животные», рисование на ладошке.
  • 3. Арттерапевтические упражнения, направленные на повышение уверенности в себе: «рисунок на тему «Уверенность в себе», «Рисование самого себя», «Мой портрет в лучах солнца».

После выполнения арттерапевтической программы были получены результаты, которые свидетельствовали о положительном коррекционном эффекте арттерапии у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Арттерапия не навязывает человеку «внешних», «механических» средств лечения или разрешения его проблем, а «запускает» его внутренние ресурсы. Кроме того, проведение изобразительных занятий с детьми способствует обеспечению подростка социально приемлемым способом выхода агрессии и других негативных состояний, развитию чувства внутреннего контроля и воображения, повышению самооценки, что положительно влияет на процесс лечения.

Полученные результаты исследования детской тревожности легли в основу подбора способов её коррекции. Оказалось, что наилучшим способом воздействия на тревожность детей являются современные методики арттерапии.

тревожность подростковый педагогический речь.

  • 1. Астапова В. М. Тревога и тревожность // СПб: Питер, 2001. — 256 с.
  • 2. Козлова Е. В. Тревога — как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации / Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. — Ставрополь, 1997. 16−20 с.
  • 3. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие — Самара: Дом «БАХРАХ», 1998, — 672 с.
  • 4. Старикова С. Арттерапевтические методы в школе / С. Старикова // Народное образование. — 2007. — № 8.
  • 5. Наумова, Т. Лечение души через искусство / Т. Наумова // Народная школа. — 2003. — № 1.
  • 6. Лебедева, Л. Д. Арттерапевтические занятия / Л. Д. Лебедева // Начальная школа. — 2001. — № 5.
  • 7. Копытин А. И. Арттерапия / А. И. Копытин. — СПб.: Питер, 2001. -320 с.
  • 8. Копытин А. И. Практикум по арт-терапии / А. И. Копытин. — СПб., 2000.
  • 9. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в терапии / Г. Шоттенлоэр. — СПб., 2001.
  • 10. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Академия, 1998. — 160 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой