Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема умственного воспитания дошкольников средствами музыкально-сенсорного развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Познавательные процессы, которые развивают у ребенка, проявляются в различных видах деятельности. Так, у ребенка с развитым воображением складывается образ предстоящей деятельности, он планирует ее, определяет, что для нее потребуется. Знания, усваиваемые ребенком, не просто расширяют его кругозор, но также закладывают отношение к людям, их поступкам, природе, искусству и т. п. Умственное… Читать ещё >

Проблема умственного воспитания дошкольников средствами музыкально-сенсорного развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Умственное воспитание в дошкольном возрасте

Умственное развитие — это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка [16, 31].

Под умственным развитием понимается совокупность, как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний.

На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

Об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, речь), по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.

Умственное воспитание, по мнению С. А. Козловой и Т. А. Куликовой, -это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности [7, 81].

Г. М. Коджаспирова и Г. М. Коджаспиров под умственным воспитанием понимают «формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности [13, 24].

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит только в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.

По мнению многих физиологов, психологов, педагогов (Л.С. Выготский, Г. Доман, Н. А. Зайцев, М. Ибука, А. Н. Леонтьев, Г. Ю. Маляренко, Р. С. Немов, Б. П. Никитин, Ж. Пиаже, и др.) именно возраст до семи лет является периодом становления личности ребенка и его характера; периодом, когда закладывается интеллектуальная база, на основе которой в последующем будет развиваться умственная деятельность человека [16, 34].

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. По данным Г. Мелхорн и Г.-Х. Мелхорн, около 50% умственных способностей формируются у ребенка до 4 лет и около 80% - к 8 годам. Во взрослом же возрасте человек использует только 10−15% своего мозгового потенциала.

Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста — преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.

Познавательные процессы, которые развивают у ребенка, проявляются в различных видах деятельности. Так, у ребенка с развитым воображением складывается образ предстоящей деятельности, он планирует ее, определяет, что для нее потребуется. Знания, усваиваемые ребенком, не просто расширяют его кругозор, но также закладывают отношение к людям, их поступкам, природе, искусству и т. п.

Приобщение детей к культуре, ознакомление с произведениями искусства, восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии требуют осознания, осмысления, что невозможно без участия воображения, мышления, памяти.

Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретении привычки к здоровому образу жизни.

Умственное воспитание осуществляется как процесс усвоения подрастающим поколением многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах познания и т. п.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой