Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сотрудничество ДОУ и семьи в воспитании детей дошкольного возраста

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Формы взаимодействия детского сада с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй — ратификация доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Особенности когнитивного и личностного развития дошкольников
  • 2. Сотрудничество детского сада и семьи
  • 3. Формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Сотрудничество ДОУ и семьи в воспитании детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В чем это проявляется?

Проводится ли в семье работа по развитию интереса (называется предмет), например, к математике?

Если да, то каким образом эта работа проводится?

Кто проводит работу по развитию интереса?

Перечисленные вопросы позволяют узнать об отношении родителей к интересам детей, о том, проводится ли в семье специальная работа по формированию интереса детей к математике. Они также дают возможность выявить, что или кто побуждает ребенка заниматься дома — родители, старшие братья, сестры. А может быть, дети проявляют собственное непосредственное желание заниматься этой деятельностью?

С целью уточнения предпочтений детей тому или иному виду деятельности осуществляется наблюдение за детьми вне занятий. В ходе наблюдения выясняется следующее:

какой вид деятельности предпочитают дети;

используют ли они полученные на занятиях знания в других видах деятельности, и если используют, то как часто;

каким образом ученики используют эти знания.

Такого рода наблюдения позволяют определить, чем дошкольники предпочитают заниматься, находят ли практическое применение в их повседневной жизнедеятельности знания, полученные на занятиях. Данные, полученные с помощью разных методов изучения интереса к тому или иному предмету познания, сравниваются, взаимно дополняются, конкретизируются — это дает возможность определить обобщенные показатели и критерии уровней развития познавательного интереса у детей 6−7 лет.

Новыми, интересными и эффективными формами сотрудничества с родителями являются групповые семинары, практикумы, тренинги для родителей. Такая форма работы предполагает как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практические выходы из конкретных ситуаций (например, проигрывание ситуаций самими родителями). Эффективной является параллельная работа с детьми по этой же проблеме. Такой подход может быть легко организован в «школе дошкольника», в которой с детьми ведутся занятия по подготовке к школе, а родители имеют возможность обсуждать волнующие их проблемы с психологом на специально организованных мероприятиях программы по формированию личностной готовности родителей к поступлению ребенка в школу. На этой основе можно наглядно рассмотреть двойственность ситуации, выявить позицию ребёнка и взрослого. Работа тренинговой группы предполагает серию занятий-практикумов. Некоторые из них могут включать. Совместное творчество детей и родителей (18, с.76(.

Занятия, проводимые совместно с детьми, имеют своей целью развитие интереса, внимательного отношения к членам своей семьи, эмоциональное сближение членов семьи, сплочение. Для выполнения подобного рода занятий необходимо специальное оснащение: бумага, краски, пластилин, природный материал (желуди, шишки, ветки и т. д.). Предварительно в качестве домашнего задания родители получают инструкцию написать вместе с ребенком историю вашей семьи. Пусть ребенок расспросит родственников о месте и дате их рождения, воспоминаниях, увлечениях и т. д. А на практическом занятии, перед тем как приступить к рассказу, родителям и ребенку нужно совместно приготовить себе «наглядное дополнение»: нарисовать или сделать что-то, что помогло бы вам описать семью.

Одной из основных форм работы являются родительские собрания. Обычно родительские собрания проходят традиционно — доклад специалиста на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность — это показатель либо не заинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний, использовать ИКТ (слайдовую презентацию, фрагменты видео и др). Такая форма активного собрания приветствуется родителями.

Педагогам необходимо донести до родителей что нужно: заботиться о том, чтобы ребенок благоприятно адаптировался к условиям дошкольных учреждений; знать возрастные нормы развития детей и особенности собственного ребенка и, предъявляя ему требования, исходить лишь из них; не отвергать ребенка, не занижать его самооценку; создать благоприятный климат для него в семье; любить, как прежде, может быть даже больше и дать ему об этом знать; заранее поинтересоваться о компонентах школьной зрелости ребенка и своевременно их развивать; следить за умственным развитием ребенка; создать условия, чтобы развивался интеллект, чтобы не было задержки его развития; читать ребенку сказки и стихи; учить с ребенком песни и вместе их петь; вместе слушать музыку, смотреть мультфильмы и детское кино; хвалить его за первые рисунки; водить в музеи, театры, цирк и зоопарк; дарить разные игрушки, необходимые для развития в его возрасте; приветствовать сюжетно-ролевые игры и режиссерскую игру; поощрять общение со сверстниками; воспитывать мир чувств; учить ребенка управлять эмоциями, быть эмоционально независимым от родителей.

В семьях, где растет ребенок, необходимо создавать благоприятные условия для всестороннего и полноценного развития и воспитания, то есть близкие должны способствовать умственному, физическому и психическому здоровью ребенка. Для того чтобы выполнять условия предыдущего пункта, родителям следует расширять свои педагогические и психологические знания посредством изучения соответствующей литературы и сотрудничеством со специалистами (6, с.42(.

Семьям, заинтересованным в достаточной подготовке к школе и успешной социализации своего ребенка, просто необходимо установить тесное сотрудничество с психологами и педагогами, систематически обсуждать проблемы совместно. С этой целью родительские собрания можно проводить в форме вечера вопросов и ответов. Они представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и специалистов, как уроки педагогических раздумий.

Тематика материалов стенда должна зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей. В подготовительной группе ДОУ материалы стенда можно посвятить следующим темам: «Чему должны научиться дети в подготовительной группе к школе», «Совместная подготовка детей к школе в семье и детском саду».

Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в работе с родителями старших дошкольников, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов. Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

Заключение

Современная система образования предъявляет к детям особые усложнившиеся требования. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Формы взаимодействия детского сада с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй — ратификация доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы — это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы — устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т. п.

Андреева Г. М. Социальная психология. / Андреева Г. М. переизд. и доп. — М.: МГУ, 2002. — 456 с.;

Артамонова е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. ред. Е. Г. Силяева М.: 2002. — 192 с.

Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб.: Питер, 2007. — 304 стр.

Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. — 304 стр.

Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. М.: Союз, 2006. — 224 стр.

Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/ В. В. Давыдов, Т. В.

Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского.

— 2-е изд., испр. И доп. — М.: Просвещение, 1979.

— 288с;

Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — М.: Академия, 2005. — 368 с.;

Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М.: Сфера, 2009. — 256 с.

Детская психология: Учеб. пособие/ Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н.

Белоус и др.: под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько — Мн.: Университетское, 1988 г.

— 399с;

Зауш-Годрон Ш. Социальное развитие ребенка. — СПб.: Питер, 2004. — 123 стр.

Зверева О.Л., Кротова Т. В. Дошкольное воспитание и развитие. М.: Айрис-Пресс, 2008. — 123 с.

Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. — М.: Логос, 2008. — 384 стр.

Лисина М. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев: Штиинца, 2005. — 111 с.

Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2006. — 216 с.

Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1999. — 456 с.

Немов Р. С. Общая психология. СПБ: Питер, 2008. — 304 с.

Обухова Л. Ф. Детская психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 178 с.

Смирнова Е. О. Психология ребенка. М.: Школа-Пресс, 2004 — 178 с.

Соколова Е. Т. Психотерапия. М.: Академия, 2002 — 368 с.

Столяренко Л.Д., Самыгин С. И. 100 экзаменационных ответов по психологии. Ростов Н/Д.: МаРТ, 2008. — 256 с.

Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учебн. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

Столяренко Л.Д., Самыгин С. И. Педагогический тезаурус. М., 2000. — 210 с.

Семаго Н.Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005. — 373 стр.

Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 2008. — 192 стр.

Хрипкова А. Г. Колесов Д.В. Мальчик — подросток — юноша. М.: Просвещение, 2006. — 207 стр.

Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.

Хрестоматия по общей психологии. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. — 832 с.;

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. М. Социальная психология. / Андреева Г. М. переизд. и доп. — М.: МГУ, 2002. — 456 с.;
  2. е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. ред. Е. Г. Силяева М.: 2002. — 192 с.
  3. М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб.: Питер, 2007. — 304 стр.
  4. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. — 304 стр.
  5. Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. М.: Союз, 2006. — 224 стр.
  6. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. — 2-е изд., испр. И доп. -М.: Просвещение, 1979. -288с;
  7. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — М.: Академия, 2005. — 368 с.;
  8. А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М.: Сфера, 2009. — 256 с.
  9. Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др.: под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько — Мн.: Университетское, 1988 г. -399с;
  10. Зауш-Годрон Ш. Социальное развитие ребенка. — СПб.: Питер, 2004. — 123 стр.
  11. О.Л., Кротова Т. В. Дошкольное воспитание и развитие. М.: Айрис-Пресс, 2008. — 123 с.
  12. И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. — М.: Логос, 2008. — 384 стр.
  13. М.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев: Штиинца, 2005. — 111 с.
  14. Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2006. — 216 с.
  15. В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1999. — 456 с.
  16. Р.С. Общая психология. СПБ: Питер, 2008. — 304 с.
  17. Л.Ф. Детская психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 178 с.
  18. Е.О. Психология ребенка. М.: Школа-Пресс, 2004 — 178 с.
  19. Е.Т. Психотерапия. М.: Академия, 2002 — 368 с.
  20. Л.Д., Самыгин С. И. 100 экзаменационных ответов по психологии. Ростов Н/Д.: МаРТ, 2008. — 256 с.
  21. Л.Д. Основы психологии: Учебн. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
  22. Л.Д., Самыгин С. И. Педагогический тезаурус. М., 2000. — 210 с.
  23. Н.Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005. — 373 стр.
  24. Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 2008. — 192 стр.
  25. А. Г. Колесов Д.В. Мальчик — подросток — юноша. М.: Просвещение, 2006. — 207 стр.
  26. Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
  27. Хрестоматия по общей психологии. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. — 832 с.;
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ