Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие творческой активности студентов в условиях компьютероопосредованного обучения: На материале изучения иностр. яз

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В настоящее время в нашем обществе утверждается новая концепция общественно — экономического развития, которая предопределяет организацию производства с учетом трех общепринятых важных требований: максимально полной реализации творческого потенциала каждого работника, формирования у него высокой общей и профессиональной культуры, согласованности экономической политики… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
    • 1. Влияние компьютера на развитие личности обучаемых
    • 2. Характеристика особенностей использования компьютера в обучении студентов
    • 3. Роль и место компьютера в системе подготовки творчески активной личности
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
    • 1. Методика исследования
    • 2. Результаты констатирующего эксперимента
    • 3. Анализ результатов развития творческой активности обучаемых в процессе компьютероопосредованного изучения иностранного языка

Развитие творческой активности студентов в условиях компьютероопосредованного обучения: На материале изучения иностр. яз (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время в нашем обществе утверждается новая концепция общественно — экономического развития, которая предопределяет организацию производства с учетом трех общепринятых важных требований: максимально полной реализации творческого потенциала каждого работника, формирования у него высокой общей и профессиональной культуры, согласованности экономической политики с современным мировоззрением общества, в основе которого лежит приоритет духовных и нравственных ценностей. Происходит смена доминанты и ее смещение в сторону формирования творческой личности как решающего фактора производительных сил. Соответственно, перед выпускниками современных вузов ставятся новые задачи, связанные с обеспечением высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически усложняющейся продукции, необходимостью освоения новых информационных технологий. Одним из условий решения данных задач является компьютеризация учебного процесса, позволяющая в значительной степени обеспечить подготовку конкурентоспособных специалистов.

Проблема использования компьютера в учебном процессе осуществляется в современных психолого — педагогических исследованиях по нескольким направлениям: компьютер как эффективное средство процесса обучения Ю. Д. Бабаева [ 17 ], В. П. Велихов [ 41 ], А. Е. Войскунский [ 17 ], Б. С. Гершунский [ 58 ], В. М. Глушков [ 60 ], A.M. Довгялло [ 73 ], А. П. Ершов [ 79 ], Т. В. Корнилова [ 107 ], С. И Кузнецов [ 112,113 ], Е. И. Машбиц [ 141, 142 ]- роль компьютера в интеллектуальном развитии обучаемых И. Г. Белавина [ 20 ], Дж. Вейценбаум [ 40 ], Б. С. Гершунский [ 59 ], Л. Л. Гурова [ 65 ], Б. Ф. Ломов [ 121,122 ], К. Маклин [ 130 ]- применение компьютера в учебном контроле Т. В. Габай [ 50 ], Т. Гергей [ 57 ], Т. В. Корнилова [108], Б. Ф. Скиннер [ 227 ], Н. Ф. Талызина [ 190 ], O.K. Тихомиров [ 194 ].

Однако следует отметить, что в большинстве исследований анализируются в основном, возможности повышения эффективности учебного процесса с помощью создаваемых на базе ЭВМ автоматизированных обучающих систем (АОС), которые используются в двух ситуациях: 1) для более эффективного решения уже имеющейся системы дидактических задач- 2) для решения отдельных дидактических задач при сохранении общей структуры целей и задач безмашинного обучения. В вузе это привело к ограничению организационных форм обучения студентов, эффективность которых повышается с помощью применения ЭВМ.

Значительно менее обширна литература, которая представляет попытки психолого — педагогического анализа использования ЭВМ как инструмента развития творческой активности студентов в учебном процессе вообще и в процессе изучения иностранных языков, в частности. К сожалению, и само понятие «творческая активность» и ее основные компоненты до сих пор однозначно не определены, тем более не выявлены стимулы и основные факторы, определяющие развитие творческой активности личности будущего специалиста, не определены основные признаки и критерии сформированности этого системообразующего качества у студентов, уровня их готовности к творческой деятельности.

Возросший интерес к проблеме творческой активности специалистов усилил противоречие между потребностями педагогической практики в развитии готовности студентов к проектно — преобразующей, эвристической деятельности и не разработанностью теоретически обоснованных дидактических систем и технологий, обеспечивающих высокоэффективное развитие этого качества у обучаемых.

Сформулированное противоречие трансформируется в следующую научную проблему: какова модель дидактической системы, детерминирующая высокоуровневое развитие творческой активности студентов? Актуальность проблемы развития творческой активности студентов в условиях ком-пьютероопосредованного обучения определяется социальным заказом общества на личность выпускника вуза, способного к созидательной деятельностанедостаточной разработанностью в педагогической теории механизма влияния компьютера на развитие творческой активности студентовпотребностью в создании психолого — педагогических условий и средств, разработке механизма творческого развития личности студента, связанных с корректировкой содержания и технологии учебно — воспитательного процесса в высшей школе. Названные факторы определили выбор темы нашего исследования: «Развитие творческой активности студентов в условиях ком-пьютероопосредованного обучения / на материале изучения иностранных языков /». Данная работа является составной частью комплексного исследования проблемы развития и формирования творческой личности учащихся и студентов кафедры педагогики Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского / № госрегистрации 1 930 005 055,1993 г./.

Цель исследования, — разработать педагогическую систему, способствующую развитию творческой активности студентов в процессе изучения иностранного языка в условиях компьютероопосредованного обучения и разработать рекомендации по ее оптимальному применению в учебном процессе.

Объект исследования — компьютероопосредованный процесс обучения студентов иностранным языкам.

Предмет исследования — развитие творческой активности студентов в условиях компьютероопосредованного обучения.

Основная гипотеза исследования. Поскольку творческая активность представляет собой психологическую готовность студентов к проектно — преобразующей продуктивной речемыслительной деятельности, постольку ее развитие и стимуляция возможна лишь при наличии фонда умственных операций и практических приемов, хорошо отработанных и прочно закрепленных (сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение и конкретизация, осмысленное запоминание, смысловая группировка, составление плана) — общих способов учебной работы (умение работать с иноязычной литературой, планировать свою деятельность, контролировать ее) — переноса усвоенных знаний, умений и навыков на решение новых речевых заданий.

Стратегическая и тактическая направленность продуктивной речемыс-лительной деятельности студентов развивает целенаправленность, творческую активность и самостоятельность в условиях компьютероопосредован-ного обучения.

Дифференциация содержания учебного процесса, которая обеспечивает учет индивидуальных особенностей обучаемых и адекватные им коммуникативные задачи и упражнения, дидактические средства и способы выполнения задач, развивает творческую активность студентов всех уровней подготовленности и обученности в содержательном и эмоциональном планах.

Создание мотивационной базы, функциональной ориентации и мультимедийной интерактивной среды обеспечивает развитие речемыслительных интенций, творческой активности и самостоятельности обучаемых в работе с компьютером. Он выступает в качестве средства управления при выполнении студентами комплекса функционально разнообразных коммуникативных упражнений, построенных на основе принципа доминантности с учетом динамики и условий стадиального развития психологической готовности к эвристической деятельности.

Задачи исследования:

1. Разработать понятийный аппарат и раскрыть сущность «творческой активности «как сложного и емкого понятия, отражающего специфику преобразующей речемыслительной деятельности.

2. Определить основные компоненты творческой активности студентов и организационно — педагогические условия ее формирования.

3. Выявить особенности и сформулировать требования к использованию компьютера как инструмента развития и средства управления творческой активностью студентов в процессе изучения иностранных языков.

4. Осуществить экспериментальную проверку и оценку эффективности педагогической системы развития творческой активности в условиях компь-ютероопосредованного обучения.

Исследование проводилось на базе Камышинского технологического института (филиала Волгоградского государственного технического университета), Камышинского высшего военного командно — инженерного строительного училища, Камышинского филиала Московского современного гуманитарного университета и включало три этапа.

1 этап (1992 — 1994 гг.) — констатирующий эксперимент: изучение возможностей использования ЭВМ в учебном процессе вуза, анализ психологопедагогической литературыознакомление с состоянием исследований по изучаемой проблемевыявление уровня подготовки студентов к работе на ЭВМ, разработка программного обеспечения.

2 этап (1994 — 1995 гг.) — формирующий педагогический эксперимент: осуществление анализа дидактических функций ЭВМ в учебном процессе. Основное внимание уделено реализации педагогической системы, развивающей творческую активность студентов, контролирующей, формирующей навыки алгоритмизации и формализации коммуникативных функций. В экспериментальном обучении приняли участие 200 человек.

3 этап (1995 — 1997 гг.) — преобразующий эксперимент: обобщение полученных результатов и их анализраспространение результатов проведенного исследования (изданы учебно — методические пособия: «Географическое положение и политическое устройство Германии», «По городам Германии», «Обычаи и нравы Германии», «Еда») — формулирование окончательных выводов.

Методологической основой исследования послужило применение важнейшего положения современной философии о личностно — деятельностном, профессионально — целевом подходах к разработке педагогической системы интенсивного развития творческой активности личности специалиста. Принципы построения педагогической системы опираются на теории: деятельности А. Н. Леонтьев [ 119 ], А. В. Запорожец [ 85 ], С. Л. Рубинштейн [ 178 ]- личности А. Н. Леонтьев [ 119 ], К. К. Платонов [ 161 ], М. С. Каган [ 94 ]- развития личности Ж. Пиаже [ 160 ], Л. С. Выготский [ 48 ], В. В. Давыдов [ 67 ],.

Д.Б. Эльконин [218 ].

Учитывался и зарубежный опыт в области разработки педагогических технологий развития личности в условиях компьютероопосредованного обучения — Б. Блум [ 26 ], Н. А. Борк [ 222 ], К. Маклин [ 130 ] и другие.

Сочетание теоретико — методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса методов, включающих теоретические методы: логико — исторический анализ различных аспектов исследуемой проблемымоделирование творчески активной личности будущего специалиста и педагогической системы ее реализациитеоретическое обобщение результатов исследования, а также эмпирический, организационно — сопоставительный анализ и обобщение массового опыта работы вузов по развитию творчески активной личности в условиях компьютероопосредованного обучения, анализ вузовской документации, анкетирование, тестирование, беседы со студентами и преподавателями, ранжирование экспертных оценок, продольный срез, констатирующий и формирующий эксперименты, статистические методы.

На защиту выносятся:

— комплекс взаимосвязанных дидактических условий, позволяющих реализовать педагогическую систему развития творчески активной личности обучаемого в процессе изучения иностранных языков;

— компонентный состав творческой активности студентов;

— требования к применению компьютера в процессе изучения иностранных языков.

Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования определяется тем, что:

— дана сущностная характеристика педагогического понятия «творческая активность личности» и сопряженных с ним категорий;

— установлены основные компоненты творческой активности студентов, к которым относятся: интерес, склонность к творческой деятельности, степень овладения коммуникативно — интеллектуальными компетенциями, готовность к эвристической деятельности, рефлексивные способности, эвристическая деятельность, собственно преобразующая речемыслительная деятельность;

— разработана педагогическая система развития творческой активности студентов в процессе изучения иностранного языка в диалоге с компьютером;

— углублены теоретические представления о сущности, особенностях и требованиях к компьютероопосредованному обучению в процессе изучения иностранных языков;

— выявлены основные стимулы и факторы, определяющие развитие твореской активности студентов и содержащиеся в учебном материале, мотивах и характере речемыслительной деятельности, в возможности выбора учебного задания, в степени его новизны и проблемности;

— зафиксирован и теоретически обоснован комплекс организационно педагогических условий, позволяющих успешно развивать творческую активность обучаемых (компьютерное обеспечение процесса изучения иностранных языковстратегическая и тактическая направленность речемыслительной деятельности, мотивационная база, функциональная ориентация и мультимедийная интерактивная среда).

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретически смоделированная и практически реализованная в вузах педагогическая система интенсивного развития творческой активности обучаемых повышает эффективность их работы. Экспериментально подтвержденная возможность интенсификации процесса развития творчески активной личности в условиях компьютероопосредованного обучения студентов делает данную работу применимой в различных вузах.

Полученные в исследовании результаты позволяют преподавателям иностранных языков эффективно применять в учебном процессе педагогическую систему развития творческой активности студентов. Выводы и методические рекомендации по использованию компьютера в процессе преподавания иностранных языков служат повышению качества развития творчески активной личности студента.

Исследование является конкретным практическим вкладом в разработку методики использования компьютера в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в вузе, и, в частности, иностранных языков. Выявленный и теоретически обоснованный комплекс психолого — педагогических условий может быть учтен в организации процессов развития и саморазвития творческой активности студентов в системе гуманитарного знания.

Апробация результатов исследования. Основные результаты и ход исследования докладывались и обсуждались на методических семинарах кафедры педагогики Саратовского государственного университета им. Н. Г Чернышевского, заседаниях кафедры иностранных языков Камышинского высшего военного командно — инженерного строительного училища, кафедре иностранных языков Камышинского технологического института (1992 -1997 гг.) — в выступлениях на научно — практических конференциях (Саратов, Камышин, 1995;1996гг). Результаты исследования внедрены в систему лек-ционно — практических занятий Камышинского высшего военного командно — инженерного строительного училища, Камышинского технологического института, Камышинского филиала Московского современного гуманитарного университета, Саратовского государственного университета. Обоснованность и достоверность выводов диссертации обеспечены опорой на общепризнанные философские, педагогические и кибернетические идеи, репрезентативностью материалов исследования, рефлексией опыта работы диссертанта в вузе, применением комплексной методики исследования, адекватно отражающей реальную действительность и соответствующей поставленным задачам. Анкетированием и интервьюированием было охвачено 1327 курсантов, студентов, учащихся выпускных классов ряда общеобразовательных школ города Камышина, обучавшихся на подготовительных курсах Камышинского технологического института и преподавателей вузов. Экспериментальная работа проводилась с включением в нее 928 студентов в течение пяти лет. Проведенный количественный и качественный анализ, статистическая значимость экспериментальных данных доказывают объективность исследования.

В соответствии с общим замыслом и логикой исследования его ход и результаты систематизированы и обобщены в диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения и основных выводов, библиографии и приложений.

Выводы по второй главе.

Научно — технологический этап НТР резко повышает роль творческой активности человека Поэтому неоценимое значение приобретают компьютеризация и информатизация науки, производства, общества в целом. Они позволяют математически моделировать, собирать, хранить и перерабатывать огромные массивы информации относительно исследуемой системы и ее среды, непрерывно следить за состоянием системы, сопоставлять это состояние с заданной целью, а в случае расхождения вносить необходимые коррективы.

Человек, компьютер, творчество неразделимы. Только их органическое единство в сочетании с действенными стимулами (материальными и моральными) может обеспечить бурный прогресс науки, техники и технологии. Компьютеризация — существенный фактор социально — экономического, научно — технического и духовного прогресса человечества. ЭВМ все глубже и шире вторгаются во все сферы человеческой жизни, включая и интеллектуальную. ЭВМ сегодня не только могучий инструмент и способ хранения и переработки огромных массивов информации, но и средство интеллектуальной деятельности человека. Под воздействием компьютеров формируются новые структуры мыслительной работы человека, изменяются организация физического и умственного труда, познание и обучение, духовный мир человека.

Исходя из этого можно заключить, что компьютероопосредованное обучение способствует в предметном и личностном аспектах:

1. Созданию оптимальных дидактических условий учебной деятельности, что включает:

— реализацию принципа наглядности;

— создание устойчивого познавательного мотива, осмысленного.

— в процессе обучения;

— увеличение возможностей индивидуализированного обученияуплотнение и углубления учебной информации, ее свертывание и развертывание во времени и пространствеосуществление принципе воспитывающего обучения.

2. Улучшению психолого — педагогических условий учебной деятельности:

— создание положительной мотивации;

— формирования устойчивого интереса;

— обеспечение адекватного эмоционального состояния обучаемых;

— способствование рефлексии;

— склонность к эвристической деятельности.

3. Реализации содержания обучения в условиях компьютероопосредованного обучения.

4. Управлению познавательной и эвристической деятельностью обучаемых.

5. Организации комплекса проблемно — ориентированных упражнений.

6. Дифференциации и индивидуализации обучения.

7. Формированию общей культуры мышления.

8. Созданию благоприятных условий для самореализации личности студентов.

9. Формированию и развитию информационной культуры обучаемых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами теоретико — экспериментальное исследование завершилось следующими результатами:

1. Представлен и проанализирован опыт решения проблемы развития творческой активности студентов в условиях компьютероопосредованного обучения иностранным языкам, вносящий существенный вклад в разработку новой парадигмы высшего образования, способствующий реализации идей личностно — ориентированного обучения.

2. Выявлена сущностная характеристика педагогического понятия «творческая активность личности «как психологическая готовность к эвристической речемыслительной деятельности, предполагающая превращение обучения в интерактивное общение в рамках педагогически обоснованной программы. Определены основные компоненты творческой активности студентов (интерес, склонность к творческой деятельности, степень овладения коммуникативно — интеллектуальными компетенциями, психологическая готовность к эвристической деятельности, эвристическая деятельность, рефлексивные способности, собственно преобразующая речемыслительная деятельность).

3. Выявлена зависимость развития творческой активности студентов от ряда психолого — педагогических условий: стратегическая и тактическая направленность их речемыслительной деятельности, компьютерное обеспечение процесса обучения иностранному языку, мотивация учебной деятельности студентов, функциональная ориентация, мультимедийная интерактивная среда.

4. Теоретически обоснована и экспериментально апробирована педагогическая система развития творческой активности студентов в условиях компьютероопосредованного обучения иностранному языку. Она представляет собой совокупность структурных и функциональных компонентов, имеет выраженный личностно — ориентированный характер, предполагающий максимальное влияние на интеллектуальную и эмоциональную сферу личности студента.

5. Экспериментально определены уровни развития творческой активности студентов в условиях компьютероопосредованного обучения иностранному языку (исходный, переходный и творческий), раскрыты соответствующие показатели, их характеризующие. Разработанная система диагностики и оценки результатов развития творческой активности студентов в условиях компьютероопосредованного обучения иностранному языку позволяет устанавливать уровень развития творческой активности студентов, становления творческих качеств как атрибутивных характеристик их личности.

6. Создан комплекс научно — методического обеспечения системы развития творческой активности студентов, включающий в себя: ситуативноигровые упражнения, контрольные вопросы, творческие задания различной степени сложности в виде компьютерного практикума, проблемные ситуации, конкурсы, ролевые игры в рамках авторской программы «Deutschland «.

7. В итоге диссертационного исследования доказаны правильность выдвинутой гипотезы и концептуальных положений развития творческой активности студентов в процессе внедрения компьютера в учебный процесс, эффективность разработанной педагогической системы, целесообразность ее использования в учебном процессе высшей школы, необходимость дальнейшего исследования проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская К А. Типология активности личности. Психологический журнал.Т.6, № 5, с. 3 — 18.
  2. В.М., Тургунова Б. Д. Новые исследования психологии творчества. Вопросы психологии, 1985, № 3, с. 178 -179.
  3. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд. Вопросы психологии, 1983, № 6, с. 121−127.
  4. A.M., Лебедева М. М. Деловые игры и их использование в психологическом исследовании. Вопросы психологии, 1983, № 2, с. 143 -150.
  5. В.Г. О логическом и творческом в обучении. Вестник высшей школы, 1988, № 3, с. 31 — 37.
  6. Г. Н. Показатели интеллектуальных умений студента первокурсника. Проблемы управления их развитием. — М.: Отд. науч. ин-форм. НИИВШ, 1979. — 44с.
  7. Г. А., Кудашев А. Р. Структура динамических показателей интеллектуальной деятельности студентов. Вопросы психологии, 1990, № 6, с. 140- 143.
  8. .Г. Проблемы комплексного изучения интеллекта и личности. // Человек и общество. Вып. ХШ. Л., 1973.
  9. А. Психологическое тестирование (Кн. 1). М., 1982. — 318 с.
  10. Ю.Анисимов А. В. Информатика. Творчество. Рекурсия. /Отв. ред. А.Г.
  11. Ивахненко. Киев: Наук, думка, 1988.
  12. Н.Андерсон Дж. Обучение языку с помощью компьютера. Перспективы, 1988, № 4, с.70−85.
  13. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань., Изд. — во Казанского ун — та, 1996. — 535 с.
  14. О.Н. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. М., Изд-во МГУ, 1995.
  15. О.Н., Бабанин Л. Н., Тихомиров O.K. Компьютерный анализ мотивации мыслительной деятельности: возможности и ограничения. Вопросы психологии, 1988, № 5, с. 83−91.
  16. С.И. Некоторые пути развития систем обучения. М., Знание, 1967.-117 с.
  17. В.Г. Человек, компьютер, творчество. Советская педагогика, 1991, № 5, с. 50−56.
  18. Ю.Д., Войскуский А. Е., Кобелев В. В., Тихомиров O.K. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты. Вопросы психологии, 1983, № 2, с. 25 -34.
  19. Г. А. Нормы деятельности и творческая активность личности. Вопросы психологии, 1990, № 6, с. 25 — 34.
  20. Д.П. Типологизация учебной активности старшеклассников. Вопросы психологии, 1988, № 3, с. 50−57.
  21. И.Г. Психологические проблемы компьютеризации. Вопросы психологии, 1986, № 1, с. 180 — 182.
  22. П.А. Эффективность автоматизированного обучения. Современная высшая школа, 1986, № 2, с. 139 — 147.
  23. О.М. Научно технический прогресс и проблема современного высшего образования // Филососвско — методологические проблемы технических наук. — М., 1986. С. 60.
  24. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. -СПб., Талисман, 1995. 432 с.
  25. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Университет, 1977. — 312 с.
  26. В.П. Программированное обучение: Дидактические основы. -М., Высшая школа, 1970. 300 с.
  27. А. Ограниченность американского мышления. Вестник высшей школы, 1989, № 9, с. 90.
  28. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.-174 с.
  29. Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности. Вопросы психологии, 1971, № 1, с. 144 — 146.
  30. Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества. Вопросы психологии, 1976, № 4, с. 69 — 80.
  31. Д.Б., Сусоколова И. А. Опыт психо генетического исследования интеллектуальной активности. — Вопросы психологии, 1985, № 3, с. 154 -158.
  32. А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды.-2-е изд., перераб. М., Междунар. пед. акад., 1995.
  33. М.В. Структура формально динамических особенностей активности личности. — Вопросы психологии, 1977, № 5, с. 129.
  34. А.К. Новый взгляд на проблему способностей. Вопросы психологии, 1986, № 6, с. 136 — 139.
  35. В., Рубцов В. Игровые компьютерные среды учебного назначения. Информатика и образование, 1990, № 5, с. 10−15.
  36. Дж. У. Инновационное обучение, микроэлектроника и интуиция. Перспективы, 1983, № 1, с. 39 — 47.
  37. А.В. Деятельность, действие и психологическое как процесс. Вопросы психологии, 1984, № 5, с. 17 — 29.
  38. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983.-96 с.
  39. Вамош Тибор Приоритет человеческого фактора. Перспективы, 1988,3, с. 39 -45.
  40. Н. Интересно, как никогда раньше. Народное образование, 1994, № 1, с.65−66.
  41. Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. От суждений к вычислениям. М., 1982, — 368 с.
  42. Е.П. Новая информационная технология в школе. Информатика и образование, 1986, № 1, с. 18 — 22.
  43. А.Э., Келбакиани В. Н. Компьютеризация системы образования: -М.Д990.
  44. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., Высшая школа, 1991. — 205 с.
  45. Н. Кибернетика. М., 1983. С. 78.
  46. В.М. Условия эффективности внедрения ЭВМ в учебный процесс высшей школы.// Активные методы обучения в учебном процессе в условиях перестройки высшей школы. Львов, 1988.
  47. И.П. Формула творчества. / Инф. сб. Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования./ Выпуск 10. РАО, -М.- 1992, с.28−46.
  48. Вопросы компьютеризации учебного процесса: Книга для учителя: Из опыта работы / Под ред. Л. П. Шило /. М., Просвещение, 1987.
  49. Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика — Пресс, 1996.
  50. Л.Г. Методика проблемного обучения. Саратов, Изд. -во Сар. ун. -та, 1971, — 36 с.
  51. Т.В. Педагогическая психология- Уч. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  52. Т.В. Психолого педагогические и психофизические проблемы компьютерного обучения. — М., 1985.
  53. А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. -М., 1985.
  54. П.Я. К теории программированного обучения. М., 1967. -98 с.
  55. П.Я., Решетова З. А., Талызина Н. Ф. Психолого педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе. -М., 1966.
  56. П.Я. Программированное обучение и задачи коренного усовершенствования методов обучения // К теории программированного обучения. М., 1967. — 98 с.
  57. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М., Педагогика, 1987. — 264 с.
  58. .С. Прогностический подход к компьютеризации. Советская педагогика, 1986, № 7, с. 43 — 48.
  59. В.М. Введение в кибернетику. К., Изд — во АН УССР, 1964. -322 с.
  60. Г. А., Петров В. М. Информация Поведение — Творчество. -М.: Наука, 1991.
  61. Е.И. Современный взгляд на педагогику и психологию высшего образования. Вопросы психологии, 1997, № 2, с. 131−133.
  62. И.Н. Разговор с компьютером: психолингвистический аспект проблемы. М., Наука, 1987. — 256с.
  63. Г. Р. Очерки информационной технологии. М., 1993. с. 302 — 329.
  64. JI.JT. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976. -328 с.
  65. Л.П., Капральченко С. Ю., Киоса М. Н., Тихомиров O.K. Психологические основы рационализации системы коллективного пользования ЭВМ. Вопросы психологии, 1986, № 1, с. 71 — 78.
  66. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 239 с.
  67. В.В., Рубцов В. В. Тенденции информатизации советского образования. Советская педагогика, 1990, № 2, с. 50 — 55.
  68. О.И. Периодические процессы в творчестве. М., 1988.
  69. М.В. Игра как спецефический вид человеческой деятельности. -Философские науки, 1983, № 2, с. 54−61.
  70. Диалектика и теория творчества / Под ред. С. С. Голдентрихта и A.M. Коршунова. М., МГУ, 1987. — 260 с.
  71. Диалектическое противоречие. М., Политиздат, 1979. — 343 с.
  72. A.M. Диалог пользователя и ЭВМ. Основы проектирования и реализация. К., Наук, думка, 1981. — 174 с.
  73. Н., Линецкий И. Хотя бы лучшие программисты. Народное образование, 1989, № 8, с.
  74. В.И. Психология общих способностей. М., Лантерна- Вита, 1995.
  75. Ю.И. Путь к творчеству. Сециалист, 1993, № 9, с. 19 20.
  76. К. Психология продуктивного (творческого) мышления. В кн.: Психология мышления. — М., 1965, с. 86 — 234.
  77. Ю.Л. Современное образование: гуманизация, компьютеризация, духовность. М., Изд — во РАГС, 1996.
  78. А.П. Методологические предпосылки продуктивного диалога с ЭВМ на естественном языке. Вопросы философии, 1981, № 8, с. 109 — 119.
  79. Т.Г. Опыт использования микропроцессорной техники в школах США. М., 1986.
  80. А.П. Языковые игры на компьютере. М., Просвещение, 1988.
  81. А.В. Избранные психологические труды. М., 1986. Т.1.86.3емцова Л.И., Ермолаев О. Ю. К вопросу о воспитательных возможностях компьютера. Средне — специальное образование, 1988, № 1, с. 18−20.
  82. Т.Е. Роль мотивации в развитии познавательного интереса. / В сб. Передовой педагогический опыт, рекомендуемый для внедрения. / Выпуск 10. М.- АПН СССР, 1989 г. с. 4 — 21.
  83. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., Просвещение, 1991.
  84. И.А. Проблемные ситуации как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке. Пермь, 1983. — 76 с.
  85. Интеллект человека и программы ЭВМ. / Под ред. О. К Тихомирова. М., 1979.-230 с.
  86. Интуиция, логика, творчество. (Сб. статей). М., Наука, 1987.
  87. В.Р., Новиков А. А. В мире научной интуиции. М., Наука, 1978. -192 с.
  88. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я. А. Пономарева /. М., Наука, 1983. — 336с.
  89. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. — 328 с.
  90. И.Г. Структура и механизмы творческой деятельности. М., МГУ, 1983.
  91. Кан Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М., Педагогика, 1990.
  92. Ю.В., Талызина Н. Ф. Критерии интеллектуального развития детей. Вопросы психологии, 1985, № 2, с. 52 — 59.
  93. М.В. Игра в учебном процессе. Советская педагогика, 1985, № 6, с. 57 -61.
  94. Клейман Гленн М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обуче ния (пер. с англ.). М., Радио и связь, 1987.
  95. Книжность как феномен культуры: (Материалы «круглого стола»).- Вопросы философии, 1994, № 7 8, с. 16.
  96. А.И. Гармония и творчество. Кемерово, 1993.
  97. Компьютер в вузе и школе (по материалам семинара в Ленинграде). -Вестник высшей школы, 1989, № 1, с. 23 28.
  98. Компьютер в обучении: психолого педагогические проблемы (Круглый стол). — Вопросы психологии, 1986, № 6, с. 42 — 66.
  99. Компьютер в учебном процессе: психолого педагогические проблемы (Круглый стол). — Вопросы психологии, 1986, № 5, с. 65 — 90.
  100. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М., Просве щение, 1989. — 255 с.
  101. JI.C. Основы построения многоуровневых обучающих компьютерных программ // Тезисы докладов региональной научно методической конференции. — Нижний Новгород, НГПУ, 1994. С. 68 — 74.
  102. Т.В. Мышление опосредованное данными ЭВМ. Вопросы психологии, 1986, № 6, с. 123 -130.
  103. Т.В. Познавательная активность при решении дискурсивной задачи в компьютеризованном эксперименте. Вопросы психологии, 1990, № 5, с. 141−144.
  104. Г. Б. Электронные игры и становление компьютерной культу ры // Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. М., 1985. С. 35−37.
  105. А.И. Психологические проблемы исследования активности человека. Вопросы психологии, 1984, № 3, с. 25 — 33.
  106. В.Т. Творческая природа психики человека, Вопросы пси хологии, 1990, № 3, с. 113 — 120.
  107. С.И. Применение ЭВМ для управления процессом обучения.- М., 1972.-58 с.
  108. С.И., Дорошкевич A.M. Эвм помогает усить и учиться. Разрабатывается современная АОС. Вестник высшей школы, 1976, № 3, с. 34−42.
  109. JI.C. Активизация учения: сущность и содержание. Педагогика, 1994, № 1,с. 7- 11.
  110. Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения. Вопросы психологии, 1984,5, с. 41 -44.
  111. Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М. Д966. — 523 с.
  112. Лаутербах Роланд, ФрейКарл. Программное обеспечение процесса обучения. Перспективы, 1988, № 3, с. 70 -79.
  113. Ю.А. Игровые структуры в системах социального действия. -Системные исследования. 1984. С. 273 293.
  114. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
  115. А.Н. Проблемы внедрения микро ЭВМ в школы Франции (обзор лит.). — М., 1986.
  116. .Ф. К проблеме деятельности в психологии. Психологический журнал, 1981, т.2, № 5, с. З — 22.
  117. .Ф. Проблема личности в советской психологической науке. -В кн. Проблемы психологии личности. М., 1982, с. 4 — 11.
  118. Лук А. Н. Память и кибернетика. М., 1966.
  119. Лук А. Н. Психология творчества. М., Наука, 1978.
  120. Лук А. Н. Уметь мыслить. М., Знание, 1985.
  121. Люшер Макс. Сигналы личности. В., 1993.
  122. В .Я., Тихомиров O.K. Психология и практика автоматизированного обучения. Вопросы психологии, 1983, № 6, с. 16−27.
  123. B.C. Понятие потребности и его теоретико психологический контекст. Вопросы психологии, 1985, № 2, с. 118 — 126.
  124. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. -Л., 1983.
  125. К. Компьютеры в школе. М., 1989. -284 с.
  126. Е.Д. «Аскун» и «Элькон». Народное образование, 1989, № 8, с. 117−118.
  127. Е.Д. Компьютерные обучающие системы. Вопросы психологии, 1986, № 6, с. 176 — 178.
  128. Е.Д. Психологические особенности учебной игры с использованием компьютера. Вопросы психологии, 1988, № 2, с. 45 — 51.
  129. К.Г. Развивающая система подготовки специалистов. (В помощь слушателям факультета новых методов средств обучения) Выпуск 4, — М.: Знание, 1981. 84 с.
  130. Д.Ш., Орловская В. В. Использование ЭВМ в ходе учебного процесса и его управлении. Алма Ата, Мектеп, 1989.
  131. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.-207 с.
  132. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие по знавательной активности. Вопросы психологии, 1982, № 4, с. 5 — 17.
  133. A.M., ПетросянА.Г. Психологические предпосылки групповых форм проблемного обучения. (В помощь слушателям факультета новых методов средств обучения) Выпуск 4. М.: Знание, 1981.-84 с.
  134. М.И. Принцип проблемности в обучении. Вопросы психологии, 1984, № 5, с. 30 — 36.
  135. Махмутов М. И Проблемное обучение. М., 1975, — 368 с.
  136. Е.И. Психолого педагогические проблемы компьютеризации обучения — М.: Педагогика, 1988 г. — 192 с.
  137. Е.И., Андриевская В. В., Комиссарова Е. Ю. Диалог в обучающей системе (под ред. А.А.Стогния).- Киев: Выща школа, 1989 г. -184 с.
  138. Н.А. Обучение и умственное развитие.-В кн.: Обучение и развитие / Под ред. Н. А. Менчинской. М., 1966, с. 5 — 8.
  139. Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности. -Вопросы психологии, 1988, № 3, с. 71 78.
  140. В.М. Психолого педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности учащихся. — Вопросы психологии, 1985, № 3, с. 14−22.
  141. Е.Н. Компьютер считает, учит, воспитывает. Специалист, № з, 1992, с. 9.
  142. МустафинА.М. Биологически активные точки и интеллектуальная активность. Вопросы психологии, 1997, № 2, с. 94 — 98.
  143. А.В. Способности и потребности личности. М., 1983. — 260 с.
  144. Н.И. Психическая напряженность. — М., МГУ, 1976. — 111 с.
  145. Новые информационные технологии в учебном процессе и управлении. Тез. докл. У1-ой обл.н.-практ. конф. Омск: ОмПИ, 1989 г.
  146. Одаренные дети / под ред. Г. В. Бурлинской и В.М. Слуцкого- пер. с англ./. М., Прогресс, 1991.
  147. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей. Казань: Изд во Казанского ун — та., 1989.
  148. Основы компьютерной грамотности (под ред. А.А.Стогния). Киев: Выща школа, 1988.
  149. Основы учебной информатики и вычислительной техники: Учеб. пособие / А. М. Довгялло, Т. И. Коваль, М. В. Легкий, П.И.Сердюков- Под общ. ред. А. И. Сердюкова.- К.: Выща шк., 1990 г. -176 с.
  150. Павлов Димитр Педагогическая информатика и компьютерные системы обучения. Современная высшая школа, 1986, № 2, с. 133 137.
  151. Пейперт Сеймур. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи (пер. с англ.). М., Педагогика, 1989.
  152. Пекелис, В. Твои возможности, человек ! -М., 1984.
  153. В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. М., Высш. школа, 1987. — 192 с.
  154. И.А. Умственные способности как компонент интеллектуальной инициативы. Вопросы психологии, 1976, № 4, с. 80 — 89.
  155. . Теория Пиаже // История зарубежной психологии (30 60-е гг. XX в.).-М., 1986.
  156. К.К. Проблема способностей. М., Наука, 1972 г.
  157. ПодласыйИ. Урок на экране дисплея. Народное образование, 1989, № 1, с. 85 89.
  158. Полат, Е. С. Опыт компьютерного обучения в школах Великобританииобзор лит.). -М.Д986.
  159. Я.А. Психология творческого мышления. М., 1960 г.
  160. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.," Педагогика", 1976.-275 с.
  161. Я.А. Психология творчества. М., «Наука», 1976.- 302 с.
  162. Я.П. Фазы творчества и структурные уровни его организа ции. Вопросы психологии, 1982, № 2, с. 5 — 13.
  163. JI.H., Сазонов А. А., Шаньгин В. Ф. ЭВМ в учебном процессе: сегодня и завтра. Современная высшая школа, № 2,1986, с. 149 -156.
  164. Психологические исследования познавательных процессов и личности.- М., Наука, 1983.
  165. Психологические основы программированного обучения (Сб.статей под ред. Талызиной Н.Ф.). М., Изд — во МГУ, 1984.
  166. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989. С. 113 -114.
  167. В.Н. Психология и кибернетика. М., Педагогика, 1971.
  168. И.В. Активизация индивидуальной познавательной деятельно ста школьников в условиях компьютеризации. Канд. дисс., М., 1993.
  169. JI.A. Деятельность: структура, генез, единицы анализа.- Вопросы психологии, 1983, № 6, С.-121 -127.
  170. Т.А. Способы активизации деятельности школьников. Во просы психологии, 1990, № 5, с. 81 — 88.
  171. Резерв успеха творчество. Пер с нем.(под ред. Г. Нойнера). — М., Педа гогика, 1989.
  172. И.И. Сущность творческой активности учащихся в учебном про цессе. Советская педагогика, 1955, № 4, с. 69 — 77.
  173. C.JI. О мышлении и путях его исследования. М., 1985. -147 с.
  174. В.В., Ривина И. В. Уровни системности в формировании учебно- познавательной деятельности. Вопросы психологии, 1985, № 2, с.155- 159.
  175. П.А. Психология. М., Изд — во «Физкультура и спорт», 1964. -462 с.
  176. И.Д. Вопросы программирования в учебном процессе по ино странному языку. — М., Высш. шк., 1977. 166 с.
  177. П.И. ЭВМ в обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе, 1985, № 5. с. 5 9.
  178. П.И. Применение ЭВМ в обучении иностранным языкам: Метод, рекомендации / Минпрос СССР. М., 1988. — 25 с.
  179. Е.П. Функции компьютера в учебной деятельности и учебное программное обеспечение. Вопросы психологии, 1987, № 1, с. 73 — 74.
  180. А.П. Сознание и самосознание. М., Политиздат, 1972. — 193 с.
  181. Способности и склонности: комплексные исследования/под ред. Го лубевой /. М., Педагогика, 1989 г.
  182. Г. С. Психологические аспекты проблемного обучения и развития познавательной активности взрослых учащихся. Вопросы психологии, 1984, № 5, с. 45 — 48.
  183. Сьюэлл Дейв Ф., Ротерей Дейвид Р. Основные направления применения ЭВМ. Перспективы, 1988, № 3. с. 60 -69
  184. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. -М., 1969. 133 с.
  185. Н.Ф., Габай Т. В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М., 1977. — 64 с.
  186. Теоретические проблемы использования ЭВМ в школе. //Сб-к научных трудов, Демакова И.Д.(отв. ред.) М., Изд. АПН СССР, 1991.
  187. А.В. Информатика и компьютерный интеллект. М., Педагогика, 1991.
  188. O.K., Бабанин Л. Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. -М., 1986. -203 с. 194,195 196,197198199200201202203204205206207
  189. O.K. Стратегия и тактика компьютеризации. Вестник высшей школы, 1988, № 3, с. 26.
  190. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.-304 с.
  191. В.П. Творчество в системе образования. Магнитогорск- М.: Прометей, 1995 г. — 255 с.
  192. Е.Л. Кибернетика. Логика. Искусство. М., 1981. Френд Джамесин Интеграция вычислительной техники в школы. Перспективы, 1988, № 3. с. 46 59.
  193. Г. В. Зачем Кате ЭВМ? Новосибирск, Зап.- Сиб. кн. изд -во, 1985.
  194. Г. В. Педагогические возможности ЭВМ. Народное образование, 1989, № 4, с.70−75.
  195. Формирование познавательной активности учащихся средней школы на уроке иностранного языка: Сб. науч.тр. (отв. ред. Следников).-Рязань: РГПИ, 1990.
  196. Формирование творческой активности личности ученика и студента.// Сб-к статей, А. П. Медведицков (отв.ред.), вып. N 5// Омского ГПИ им. А. М. Горького, Омск, 1978.
  197. И.Ф. Педагогика. Учебное пособие. — 2-е изд. перер. и доп. — М., Высшая школа, 1990, — 576 с.
  198. Хейзинга Й. Homo Ludens: В тени завтрашнего дня. М., 1992. С. 19. Человек и ЭВМ. / Под ред. O.K. Тихомирова. — М., 1973. — 183 с. Чирков Г. Познавтельная активность студента. — Высшее образование в России, 1995, № 1, с. 117 -119.
  199. ЭВМ в учебном процессе: Межвуз. сб. науч. тр. (отв. ред. В.Н. Врагов). Новосибирск, НГУ, 1990.
  200. Л.Л. Зависимость понимания текста на иностранном языке от условий его восприятия. Вопросы психологии, 1988, № 5, с. 91 — 94. Bork A. Computer applikations in mechanics. — Computer and Education. Exeter, 1979.V.3, № 3, p. 145 — 158.
  201. Gagne R.M. Developments in Learning Psychology: Implications for Design-and Effects of Computer Technology on Instructional Design and
  202. Development. «Educational Technology», 1982, June, pp. 11−15.
  203. Mucchielli, Alex. L’enseignement par ordinateur. Paris: PUF, 1987
  204. Picard, Muriel, Braun, Gilles. Les logiciels educatifs. Paris: PUF, 1987.
  205. Self J. A. Perspective on Intelligent Computer Assisted Learning. -" Journal of Computer — Assisted Learning", 1985, N 3, pp.159 — 166.
  206. Skinner B.F. Spesial Problems in Programming Language Instruction for Teaching Machines. IRAL, v.26. 1960.
  207. Steinberg E.R. Teaching Computers to Teach. Hillsdale, N.J., 1984.
  208. ZajoncA.G. Computer Pedagogy? Questions Concerning the New Educational Technology. «Teachers College Record», 1984, N4 pp. 569 — 577.
Заполнить форму текущей работой