Введение.
Развитие связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта
Одним из направлений современной педагогической психологии является создание наиболее оптимальной системы психолого-педагогической помощи учащимся. О создании специальных условий обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии с учетом комплексного, дифференцированного и индивидуального подхода отмечали в своих исследованиях У. В. Ульенкова, Т. М. Сорокина, Е. Дмитриева, Т. Н. Князева и др… Читать ещё >
Введение. Развитие связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Грамотная, полноценная речь ребёнка — это средство развития познавательной деятельности, коммуникабельности и один из действенных способов социальной адаптации, а в итоге, речь является ключом к развитию ребенка как личности.
Связная речь, являясь высшей и более совершенной формой речевого взаимодействия ребенка с окружающей его средой. Она обеспечивает ему возможность целостного восприятия, отражения и воспроизведения воплощенной в речи информации. Огромное значение речи обратило внимание ученых к исследованию её различных аспектов.
Одним из направлений современной педагогической психологии является создание наиболее оптимальной системы психолого-педагогической помощи учащимся. О создании специальных условий обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии с учетом комплексного, дифференцированного и индивидуального подхода отмечали в своих исследованиях У. В. Ульенкова, Т. М. Сорокина, Е. Дмитриева, Т. Н. Князева и др.
Проблема развития связной речи младших школьников с нарушением интеллекта актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.
Целенаправленная и своевременная помощь по развитию связной речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы. Несмотря на это вопросы, прямо связанные с формированием и развитием связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта, на данный момент недостаточно разработаны.
В специальной литературе очень мало различных рекомендаций посвященных этой проблеме. Таким образом, в настоящее время проблема развития связной речи у учеников младших с нарушением интеллекта является актуальной как в практическом, так и в теоретическом плане. Развитие связной устной речи у детей с нарушением интеллекта является одним из условий эффективности их обучения в специальной коррекционной школе и залогом их дальнейшей социализации в обществе.
В итоге изучения психолого-педагогической литературы нами было обнаружено некоторое число работ, посвященных изучению связной речи и ее влиянию на младших школьников с нарушением интеллекта. Так, в исследованиях А. К. Аксеновой, В. Г. Петровой, В. И. Воронковой отмечено, что речь умственно отсталых детей имеет такие особенности: позднее начало развития, слабый рост пассивного и особенно активного словаря, неправильное усвоение значений слов, трудности составления развернутых рассказов, неспособность оперировать словом в самостоятельной речевой деятельности. В. Г. Петровой, Г. И. Данилкиной, Р. И. Лалаевой указывается, что связная речь у младших школьников с нарушением интеллекта формируется медленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями.
В данное время под умственной отсталостью понимают стойкое, необратимое нарушение интеллектуального развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием, либо ранним повреждением мозга. При этом наблюдаются качественные изменения всей психики, всей личности в целом, что является результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы.
Развитие речи младших школьников с нарушением интеллекта следует рассматривать как одно из приоритетных коррекционных задач, поскольку речь является не только основой общения, обмена различными мыслями и информацией между людьми, но и вместе с тем является необходимым средством человеческого мышления. Также речь человека играет большую роль и в других психических процессах: стимулирует восприятие предметов или явлений, способствует их различению и узнаванию, принимает участие в процессах памяти, существенную роль играет в волевых процессах.
Развитие связной речи — одна из первостепенных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида. Так как для младших школьников с нарушением интеллекта характерны нарушения в произношении, лексике, грамматике, то дети имеют барьеры в процессе общения, т. к. они испытывают затруднения при подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи, что в целом и характеризует специфику интеллектуального нарушения. Именно поэтому формирование устной речи как средства коммуникации выступает в качестве ведущей задачи коррекционного обучения.
Знание особенностей речевого развития, выявление различных нарушений речи у детей, имеющих умственную отсталость, является непременным условием коррекционно-педагогических воздействий на развитие детей этой категории.
Цель исследования — выявление особенностей связной речи у детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста.
Объект исследования — своеобразие связно речи у детей младшего школьного возраста, с нарушением интеллекта.
Выдвинута гипотеза о том, что связная речь детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта имеет особенности развития, выраженные в недостаточности развития всех ее компонентов.
В ходе исследования были поставлены задачи:
- 1. Изучить возрастные особенности развития связной речи детей младшего школьного возраста;
- 3. Дать характеристику понятия умственной отсталости, рассмотреть причины, вызывающие умственную отсталость у детей;
- 4. Изучить своеобразие развития связной речи младших школьников с нарушением интеллекта;
- 5. Сделать сравнительный анализ развития речи детей с нормальным психическим развитием и младших школьников с нарушением интеллекта;
- 6. Разработать методические рекомендации по развитию связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Методы исследования выбраны с учетом специфики объекта и предмета, соответствовали цели, гипотезам и задачам работы:
- 1. Организационные: лонгитюдный (многократное обследование одних и тех же лиц с целью определения динамики исследуемых качеств).
- 2. Эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); изучение продуктов деятельности детей.
- 3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ данных.