Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Творческий путь Николая Павловича Охлопкова как начало поиска новых форм

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Родился 15 мая 1900 в Иркутске в семье полковника русской армии, дворянина. Воспитанием детей (их было 7) занималась мать. В семье не читали нотаций, детям дозволялись шалости, игры, что позволило им расти подвижными, раскованными, общительными; прививалась любовь к искусству, поддерживались творческие увлечения. Общим любимчиком был Николай — «озорной и впечатлительный мальчик», с явными… Читать ещё >

Творческий путь Николая Павловича Охлопкова как начало поиска новых форм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начало творческой деятельности Николая Павловича Охлопкова

«Он был новатором, он искал новые формы, …новый язык выражения идей и образов; настоящий художник не находит форм как таковых: он ищет образы, он создает их», — пишет о Н. П. Охлопкове Н. А. Велехова.

Охлопков Николай Павлович (1900;1967), советский актер и режиссер, утвердивший в своем творчестве театр укрупненных поэтических форм и огромного социального масштаба. Его постановкам были характерны открытая театральность, метафорическое образное мышление, героика и яркая эмоциональностью патетика. Народный артист СССР (1948), лауреат Государственной премии СССР (1941, 1949 — дважды, 1951; дважды).

Родился 15 мая 1900 в Иркутске в семье полковника русской армии, дворянина. Воспитанием детей (их было 7) занималась мать. В семье не читали нотаций, детям дозволялись шалости, игры, что позволило им расти подвижными, раскованными, общительными; прививалась любовь к искусству, поддерживались творческие увлечения. Общим любимчиком был Николай — «озорной и впечатлительный мальчик», с явными актерскими задатками, заводила уличных игр. Мать старалась дать детям образование. Николая определили в Иркутский Кадетский корпус.

Творческий путь, равно как и у многих его современников, связан с революционными событиями 1917. Будучи многосторонне одаренным человеком пробовал себя и в качестве художника-оформителя, учась в Школе живописи, ваяния и зодчества, и в то же время, в качестве музыканта-виолончелиста. Однако основным его увлечением оставался театр. Театральная сцена Иркутска славилась равно как своими достижениями, так и выступлениями столичных выдающихся гастролеров. Первым успешным актерским опытом Охлопкова стала роль Телеграфиста, сыгранная в Кадетском корпусе (Свадьба А. Чехова). Уже после революции поступил на сцену Иркутского городского театра, перед этим год проработав в качестве мебельщика-декоратора. Позднее им было осуществлено массовое театральное действо на главной площади города под названием Борьба труда и капитала. Основным действующим лицом представления, показанного 1 мая 1921 был народ, штурмующий старый мир. Зритель представления одновременно оказывался и его участником.

В личной программной статье Охлопков вспоминал: «Декораций — никаких… На площади, со всех сторон тысячи зрителей. Но я никогда в жизни не забуду, как эти тысячи зрителей, словно по мановению волшебной палочки чародея, начали верить во все, происходящее на сцене, начали видеть те места действия, о которых только намеком говорили детали и игровые предметы. Это чудо, совершенное спектаклем, осуществилось с помощью древней-предревней силы театра — силы, проверенной веками и называемой воображением».

С этой необыкновенной постановки зарождается Охлопков-режиссер, начинает образовываться непосредственно театр Охлопкова с его неизменной тягой к героическому монументальному зрелищу. Возглавив спустя время иркутский Молодой театр, он поставил Мистерию Буфф В. В. Маяковского, актуально и театрально открыв картину революционной эпохи. В 1922 отправился в Москву, поступил в ГЭКТЭМАС (Государственные экспериментальные театральные Мастерские), в которых преподавал В. Э. Мейерхольд.

Для Охлопкова-актера была характерна импровизационная особенность игры, гибкая пластичность, яркая выразительность и эмоциональность исполнения.

В 1927;1930 пробовал собственные силы в кинематографе, раскрыв интерес к выразительным средствам нового вида искусства, его возможностям. Снимался в эпизодических ролях, позднее снял фильмы: Митя, Проданный аппетит, Путь энтузиастов (утрачены во время пожара на киностудии во время Отечественной войны).

Была в Москве Четвертая студия МХАТ, в последующем названная Реалистическим театром. За 9 лет собственного существования (1922 — 1931) она продемонстрировала мало увлекательных спектаклей, несмотря на то в ней трудились способные актеры. Репертуар нечасто затрагивал крупные проблемы, постановкам так не хватало красочности темперамента.

Но вот осенью 1931 года в театр пришел новый художественный руководитель Николай Павлович Охлопков. И все изменилось.

Проводя реорганизацию театра, который приобрел новое название «Театр Красной Пресни» (затем возвратились к названию «Реалистический театр»), Охлопков сообщил, то что это будет «театр больших страстей и эксперимента». Таким образом обусловливалась цель — находить новейшие, критические ресурсы сценической выразительности с целью передачи тревожащего общественно-политического содержания. В подходе Охлопкова к данной проблеме отображалось воздействие Мейерхольда, а кроме того воздействие киноискусства, которое большинству увеличило молодого режиссера. охлопков режиссура театральный Для первого спектакля, поставленного в 1932 году, был взят «Разбег» — инсценировка одноименной повести В. Ставского, сделанная автором совместно с кинодраматургом Г. Павлюченко. Повесть и пьеса демонстрировали трудные процессы классовой борьбы, развернувшейся около организации колхозов на Кубани.

Охлопков сотворил весьма эффективное зрелище. Конструкция юного художника Я. З. Штоффера вторгалась в зрительный зал, публику с абсолютно всех сторон охватывали площадки, на которых играли актеры, часть посетителей была размещена на самой сцене, то что характеризовало непростое создание мизансцен. В оформлении сочетались принципы условности и натурализма: на конструкции размещались яблони, груши, ивы, подсолнечники, маки, кукуруза, дававшие представление садов и полей солнечной Кубани.

Реквизит был весьма немногочислен. И все без исключения ведь Охлопков и актеры сформировали немало сцен, насыщенных вещественной конкретностью. Данное достигалось благодаря остроумным режиссерским приемам, основанным на большой жизненной наблюдательности. Разумеется, в постановке никак не все без исключения удовлетворяло: она была перегружена перемещением, неоправданными трюками, «биологическими» моментами вроде храпа, иканья; отображалось излишнее увлеченность субэтническими деталями. Тем не менее спектакль был эффектным и интересным.

Впоследствии Охлопков выступил в образа драматурга: некто переработал для сцены «Мать» Горького. Осознавая, то что пьеса-инсценировка никак не может передать целой идейной насыщенности творения, Охлопков, написав на афише «Фрагменты романа М. Горького», вывел на 1-ый план аргумент социалистической нравственности, складывавшейся в течении ожесточенной классовой борьбы.

В постановке «Матери» весьма огромное значение имело «оборудование игрового пространства». Тут, равно как и в «Разбеге», разделение на сцену и зрительный зал отвергалось. Действие развертывалось на главной площадке, находящейся в середине зала, на галерее вокруг партера и на 3-х спусках с данной галереи на центральную площадку, разбивавших партер на три части. Целый зал опоясывали тумбы с цепочками и с буквой «Н», напоминавшие о временах последнего царя. В едином подобное вещественное оформление быстрее подошло бы к постановке трагедии и, несмотря на то оно давало несомненный интерес, никак не достаточно отвечало нраву непосредственно данного спектакля.

В исполнительской манере ощущался определенный разнобой, тем не меньше в спектакле существовали замечательные актерские успехи. Е. П. Мельникова сотворила трогательный и сильный характер Матери, Н. С. Плотников деликатно и внушительно исполнять роль пролетарского борца Находку.

Знаменитая грузинская актриса Верико Анджапаридзе в небольшой роли бесстрашной революционерки Софьи Васильевны — в эти годы данное существовало ее единственное выступление на русской сцене — пленяла посетителей тревожащим лиризмом.

Прием, при поддержки которого перенесены на сцену «Разбег» и «Мать», Охлопков использовал и при олицетворении «Железного потока» А. С. Серафимовича.

На замену инсценировкам пришла нынешняя драматическая, работа с реалистично и живо воспроизведенными персонажами, с отчетливо индивидуализированным стилем. Это была пьеса Н. Ф. Погодина «Аристократы», приуроченная к перековке преступников в постройке канала. Погодин стремился продемонстрировать никак не столько долю единичных людей, сколь действие перестройки главной массы узников. Для того чтобы обхватить данный процесс с различных сторон, он внедрил множественных функционирующих персон и раздробил деятельность в несколько моментов — драматических и комедийных.

Все это было близко Охлопкову. Способы, обнаруженные им в предшествующих трудах, порой обретали самодостаточный нрав. В постановку же «Аристократов» они вступили неотделимо. Спектакль различался целостностью, который абсолютно никак не препятствовало проявлениям замечательной находчивости и характера Охлопкова.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой