Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Характеристика субъектов политического медиадискурса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках ПМД печатные СМИ продолжают сохранять за собой одно из лидирующих положений в осуществлении информационного воздействия на аудиторию, несмотря на развитие современных средств передачи информации и новых медиа, доступ к которым продолжает оставаться затрудненным для довольно большой части населения. Разнообразие печатных СМИ, большая часть из которых являются коммерческими, а потому менее… Читать ещё >

Характеристика субъектов политического медиадискурса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прежде чем перейти к характеристикам субъектов ПМД, необходимо рассмотреть и задать семантические и знаковые характеристики каналов массовой коммуникации, посредством которых реализуется коммуникативно-прагматическая функция СМИ в рамках ПМД.

Каналы коммуникации, используемые в рамках ПМД

Разделение каналов массовой коммуникации на отдельные группы происходит на основе двух ключевых признаков. Во-первых, системы знаков, используемой при построении коммуникации, во-вторых — специфики воздействия на разные органы чувств получателя. В соответствии с данными признаками, каналы передачи информации подразделяются на следующие типы:

  • 1. Радио — аудиальное средство передачи информации. Характеризуется использованием ограниченного набора аудиальных знаков, к числу которых относятся устные слова, интонации и шумы. В виду неизбирательности восприятия человеком аудиальных сигналов, исключающей необходимость думать и анализировать получаемую информацию, политический дискурс в радио представлен преимущественно короткими сообщениями, построенными при помощи упрощенного эмоционально окрашенного языка.
  • 2. Телевидение — средство передачи информации, включающее в себя все возможные формы знакового проявления — вербальные, невербальные, визуальные и аудиальные. Транслируя картину в моменте, телевидение заставляет аудиторию более интенсивно переживать происходящее на экране, увеличивая тем самым ее доверие к информации.
  • 3. Интернет — является платформой, которая в современном политическом медиадискурсе приобретает все большую значимость, в первую очередь потому, что при построении коммуникации через Интернет адресат получает доступ ко всем возможные знаковым системам, а так же возможность управления коммуникацией в режиме реального времени. Коммуникация в Интернете, будучи одновременно и вертикальной, и горизонтальной, содержит в себе свойства как опосредованного, так и прямого общения, а значит, дает получателю видимость соучастия в процессе создания сообщения.
  • 4. Печатные (газеты, журналы) — это такие средства передачи информации, в качестве знаков в которых выступают печатное слово и изображения предметов. Жанровые особенности печатных СМИ определяет специфика их использования. Так как печатные СМИ рассчитаны на длительное чтение, более глубокий анализ информации, часто политический дискурс в таких СМИ реализуется в жанре аналитической статьи.

В рамках ПМД печатные СМИ продолжают сохранять за собой одно из лидирующих положений в осуществлении информационного воздействия на аудиторию, несмотря на развитие современных средств передачи информации и новых медиа, доступ к которым продолжает оставаться затрудненным для довольно большой части населения. Разнообразие печатных СМИ, большая часть из которых являются коммерческими, а потому менее подконтрольными истеблишменту, позволяет успешно реализовывать через этот канал манипулятивный потенциал ПМД. Исходя из этого, печатные СМИ как канал коммуникации требуют более детального рассмотрения.

Классификация печатных СМИ Виды СМИ традиционно классифицируются по следующим признакам: территориальных охват, содержательная направленность, права собственности, объем тиража, периодичность и стиль.

Уровни СМИ по территориальному охвату подразделяются на интернациональные, национальные, и местные в зависимости от того, в рамках какой территориальной единицы они распространяются.

По принципу содержательной и жанровой направленности СМИ делятся на официальные издания, издания информационно-развлекательной направленности, обще-социальные, общественно-политические, культурно-просветительские и специализированные, посвященные конкретной тематике и предназначенные для узко заданной аудитории.

В зависимости от характеристики владельца или стейкхолдера СМИ, издания подразделяются на государственные, частные, корпоративные и реализуемые за счет иностранного участия.

По объему распространяемого тиража СМИ принято классифицировать на крупнейшие, крупные, средние, малые, а по периодичности выхода номеров на периодические, выход которых подчиняется определенным циклам, и непериодические, выходящие и обновляющиеся по мере необходимости. К периодическим изданиям относятся ежедневные, еженедельные, ежемесячные и издания, выходящие раз в год.

Не менее распространено деление изданий по стилевой принадлежности, согласно которому они варьируются от серьезных, рассчитанных на предъявлении качественной информации и взвешенных оценок до бульварных, преимущественно специализирующихся на предоставлении информации развлекательного характера.

Структура элементов ПМД: источник и субъект В ПМД, как уже было сказано раннее, выделяется два адресата — непосредственный адресат и СМИ, которые часто выступают не столько в качестве ретранслятора и канала передачи информации, сколько в роли активного субъекта коммуникации.

Источником ПМД или его адресатом является тот субъект, с которым получатель сталкивается в коммуникативном процессе. В качестве первичного источника информации может выступать как непосредственно политик, так и средство массовой коммуникации или даже конкретный журналист, в случае, если он описывает свои собственные мысли по тому, или иному вопросу политической направленности.

Однако на практике чаще всего источник не может являться самостоятельным в выдвинутых суждениях и оценках, что объясняется рядом причин. Во-первых, журналист, будучи одновременно адресатом и получателем, сам находится под влиянием той же самой системы образов и представлений об окружающей действительности, и поэтому полностью или частично воспроизводит части существующих в массовом сознании стереотипов, не осознавая этого. Во-вторых, часто журналист осознанно реализует цели и задачи политических, социальных и экономических субъектов, под зависимостью от которых находится.

Характеристика связи между источником и субъектом в ПДС Высокая стоимость создания и функционирование источника массовой коммуникации, а так же степень воздействия на источник различных рынков (читательского, рекламного, власти), делает существование полностью независимых СМИ редким явлением. Поэтому наиболее распространенной является ситуация, при которой реальный субъект коммуникации вкладывает средства, чтобы СМИ от своего имени внедряли в массовое сознание необходимые ему установки, оценки и мнения.

Наличие связи между источником и субъектом, в качестве которого могут выступать собственники, государственные институты, общественные организации, политические партии, коммерческие структуры и отдельные личности, может быть как очевидной, так и неочевидной для аудитории. В зависимости от этого, политические информационные кампании и акции в СМИ будем подразделять, в терминологии Лассуэла, на белые, серые и черные.

Белая кампания — открытое признание источником существования субъекта, оценки и мнения которого он выражает. Использование «белой» формы коммуникации чаще всего продиктовано не столько стремлением расширить свое влияние, сколько желанием поддержать сплоченность существующей общности сторонников. В основном, речь здесь идет об официальных источниках органов государственной власти или конкретных политических партиях.

Серая кампания — гораздо чаще встречается такая форма взаимодействия с аудиторией, при которой реализуется совокупность способов сокрытия реального субъекта коммуникации. К таким приемам относится следующие:

Источник выдает себя за субъект. В этом случае СМИ заявляют о своей независимости, подчеркивая то, что они высказывают исключительно собственные оценки и мнения.

Источник подставляет образ получателя в качестве субъекта. В рамках данного приема СМИ позиционируют себя как источник, ориентированный на интересы читателя и выражающий его мнение и видение действительности.

Источник создает ложный субъект. В ситуации, когда открытие реального субъекта нежелательно ввиду угрозы того, что он вызовет негатив у потенциальной аудитории, источник целенаправленно создает ложный субъект, от имени которого, якобы, выступает.

Черная кампания — специфичный способ, при котором в качестве субъекта указывается конкурент реального организатора кампании, или тот, кто его поддерживает. При этом мнимому субъекту приписываются высказывания и оценки, противоположные мнению большинства, с целью его дискредитации в глазах аудитории. В такой коммуникации часто используется прием, при котором намеренно демонстрируется поддержка соперника со стороны отрицательно оцениваемых аудиторией групп.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой