Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль СМИ в обществе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ещё одна концепция, приводимая в статье, разработана Э. Фроммом — коммодификация личности («живое существо становится товаром на рынке личностей»). Продукт СМИ — это услуга по обеспечению контакта рекламодателя и потенциальной рекламной аудитории. Существует много исследований, которые показывают, что музыкальные трансляции собирают аудиторию большую, чем, например, «новости». Следовательно… Читать ещё >

Роль СМИ в обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучив статью Ю. А. Николаевой «Медиаиндустрия средств массовой информации в условиях рыночной экономики» (журнал «Преподавание истории в школе» № 9 2004 г.), мы выяснили, что индустрия СМИ занимает заметную часть национальных экономик развитых стран. Автор статьи утверждает: в валовом национальном продукте она составляет приблизительно 3%. Темпы роста ежегодно увеличиваются. Причины и источники роста исследователи оценивают по-разному. В статье приведены некоторые концепции, раскрывающие причины этого роста, среди которых наибольшей популярностью пользуются культурологические. Смысл этих концепций сводится к следующему: СМИ и распространяемые ими идеи, ценности, стереотипы соотносят с развитием СМИ. В статье Ю. А. Николаева опирается на труды мыслителей двадцатого века: А. Грамши, Л. Альтюсера и др. поясняет, что СМИ вовлечены в процесс «инкорпорирования» — введения основных составляющих во все базовые структуры общества, что помогает доминирующим группам представлять свои интересы, как интересы всего общества. Автор статьи также приводит материалистическую позицию Т. Адорно и раскрывает историю возникновения термина «индустрия культуры». (Распространяемый с помощью СМИ культурный продукт становится в условиях рыночных отношений товаром, предназначенным для потребления массовой аудиторией).

Мы узнали, что американский исследователь масс-медиа Д. Смайт, ещё в конце 1970;х годов изучал экономическую природу функционирования печатных изданий, радио, телевидения. Он первым вывел положение — товаром любых СМИ является не содержание, а аудитория СМИ, следовательно, независимых СМИ не может быть. Если рассматривать СМИ в этом аспекте, то можно увидеть некоторые противоречия: в обществе принято считать средства массовой информации социальным институтом, доносящим до масс общественно-значимые сообщения, при этом, игнорируя аудиторию.

Ещё одна концепция, приводимая в статье, разработана Э. Фроммом — коммодификация личности («живое существо становится товаром на рынке личностей»). Продукт СМИ — это услуга по обеспечению контакта рекламодателя и потенциальной рекламной аудитории. Существует много исследований, которые показывают, что музыкальные трансляции собирают аудиторию большую, чем, например, «новости». Следовательно, возникает больше станций, транслирующих музыкальные программы и меньше тех, которые выдают общественно-политическую информацию.

Нами уже отмечалось ранее — основными функциями СМИ являются идеологическая и социальная. С помощью СМИ аудитория осмысливает мир и осваивает его.

Французский социолог П. Бурдье утверждает (это утверждение также приведено в статье Николаевой), что медиакорпорации, стремясь к экономической эффективности вложений, производят однотипные развлекательные программы, сериалы, шоу и т. п. Концепцию «деньги, власть, СМИ» отстаивают английские исследователи Э. Херман, Н. Хомски. Они создали модель пропаганды. Авторы этой модели выделяют следующие параметры «фильтра содержания»:

концентрация собственности на СМИ в руках крупных бизнес-структур;

ориентация на получение прибыли за счёт коммерческой деятельности;

использование информации, предоставляемой сильными агентами власти;

реакция общественного мнения на предоставляемую информацию.

Для электронных СМИ рекламные поступления являются доминирующим финансовым источником.

В России рынок СМИ рассматривается как рынок производства и продажи журналистской информации. Реклама определяется как товар, за получение которого идёт острая конкуренция между различными СМИ. Спрос на рекламу всегда превышает предложения. Российская наука рассматривает аудиторию СМИ как рекламную аудиторию. В информационном пространстве есть некоммерческие СМИ, которые существуют на других финансовых источниках. Среди электронных СМИ присутствуют государственные теле и радиоканалы, полностью дотируемые из бюджета («Культура»). Общественное радио и телевидение дотируется за счёт особых налогов с граждан. Есть каналы, существующие за счёт некоммерческих организаций (образовательных, религиозных, муниципальных). Такие станции являются собственностью этих организаций.

На основании приведённой в статье информации мы пришли к выводу:

экономические условия заставляют СМИ ориентироваться на доходы от рекламы, спонсорскую помощь;

на запросы аудитории;

на дотации из гос. и местных бюджетов и т. д.

СМИ организуют публичные дискуссии и споры, доводят актуальные проблемы и темы, скандалы до общественности. Результаты многих социологических исследований показывают, что постоянные сообщения СМИ об отклоняющихся от общепринятых в обществе норм, явлениях и событиях, подаваемых как сенсация, порождают в обществе страх за своё будущее и будущее своих близких. Люди, которые часто прибегают к услугам СМИ, больше подвержены негативным установкам относительно окружающего мира.

Социологические исследования показывают, что дети, которые часто смотрят передачи, где преобладает насилие, убеждены в том, что мир, окружающий их, жесток, в нём господствует культ силы, и готовы примириться с этим. Негативные явления не рассматриваются ими как отклонение от нормы, а воспринимаются как должное. Постоянные сообщения о совершаемых преступлениях, терактах наводят часть общества на мысль о необходимости «твёрдой руки», возвращения диктатуры, чтобы положить конец анархии, обеспечить закон и порядок.

СМИ — часть современной действительности. Потоки информации состоят из множества противоречивых и, иногда, несовместимых друг с другом сообщений и материалов.

СМИ могут играть как позитивную, так и негативную роль в формировании мировоззрения, как отдельной личности, так и общества в целом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой