Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Автомобильная пресса как тип специализированных СМИ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1928 г. в СССР появляется нынешний лидер автомобильного сегмента прессы журнал «За рулем». В это период произошло важное событие в отечественном автомобилестроении: в 1924 году на заводе АМО (в настоящее время — АМО ЗИЛ) был выпущен первый автомобиль АМО-Ф-15, разработанный на базе итальянского грузовика FIAT 15 Ter. Первый номер журнала «За рулем» вышел спустя четыре года в апреле 1928 года… Читать ещё >

Автомобильная пресса как тип специализированных СМИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История становления прессы автомобильной тематики в России

Автомобильная пресса стоит особняком в ряду специализированных СМИ, и это связано с тем, что ее развитие настольно тесно связано с развитием технологий и всей автомобильной индустрией, что авторы доклада Федеральной тиражной службы о развитии автомобильной прессы называют ее «медийной надстройкой над рынком автомобилей и сопутствующих товаров и услуг» Яковенко И. А. Аналитический обзор автомобильной прессы. 2012.

Автомобильная пресса возникает почти одновременно с изобретением двигателя внутреннего сгорания — в то время это «пресса о безлошадном транспорте». Весной 1885 г. Немецкие инженеры Готлиб Даймлер и Вильгельм Майба Их начали разработку бензинового двигателя внутреннего сгорания. В августе того же года Даймлер запатентовал «Механическую повозку о двух колесах одно за другим», которую назвал «Motorrade» («моторный велосипед», патент DRP 36 423). На ней был установлен двигатель мощностью 0,75 л.с. Первую поездку на «повозке для верховой езды» Даймлер совершил 10 ноября 1885 г. В 1887 г. в Париже состоялись первые в мире гонки «колясок, передвигающихся без посторонней помощи», организованные журналом «Велосипед».

Некоторые отечественные издания того времени, особенно относящиеся к спорту, начали публиковать статьи о «самокатах и безлошадных экипажах». В 1895 г. в Санкт-Петербурге было зарегистрировано 15 «бензиновых механических экипажей». С 1894 г. в Санкт-Петербурге начал выходить журнал «Самокат» (1894 — 1910 гг.), издававшийся Александром Ивановичем Орловским. Александр Орловский имел свой собственный магазин велосипедов. Первоначально журнал «Самокат» был посвящен «механическим способам передвижения: автомобилям, моторным судам и мотоциклам». В 1900 г. по примеру французского «Велосипеда» журнал «Самокат» организовал заезд длиною в 140 км. (Луга — Санкт-Петербург). Традиция проводить различные мероприятия сохранилась в автомобильной прессе по сей день.

После того как Александр Орловский передал издание в руки своих сыновей, в журнале стали появляться информация о различных автомобильных событиях, а также незатейливая критика. Кроме того, издание привлекало читателей тем, что высылало желающим настенные календари «с этой же гравюрой в увеличенном формате, отпечатанные в две краски на цветной бумаге».

В связи с бурным ростом автомобилизма в мире, «Самокат» был переименован в «Самокат и мотор» (1904 г.), и в нем начали появляться статьи о внутреннем устройстве автомобиля, двигателях и других агрегатов. К тому времени журнал выходил тиражом 50 номеров в год. Для подписчиков был придуман новый рекламный ход — журнал брал на себя их налоги на самокаты (так в то время называли велосипеды). В 1906 г. журнал приобретает новое имя «Автомобильное дело» и сосредотачивается целиком на автомобильной тематике.

В 1895 г. выходит журнал «Циклист» (1896 — 1906 гг.). Изначально на его страницах также печатались материалы о различных спортивных мероприятиях, карикатуры и фельетоны. Постепенно журнал стал публиковать все больше материалов о скачках и бегах, поэтому в «Циклисте» часто печатались программы скачек, портреты лошадей и наездников.

Начало XX века можно считать временем рождения целого ряда автомобильных изданий, однако многие из них исчезали довольно быстро после своего рождения. В 1902 г. появляется журнал «Автомобиль» (1902 — 1917 гг.). В первом номере журнала «Автомобиль» прописывалось, что «издание данного журнала — дань необходимости и цель редакции заключается в пропаганде автомобилизма на русской почве». Учредителем журнала «Автомобиль» был Андрей Платонович Нагель. Он был не только автомобильным журналистом, но и прославленным гонщиком, а также пробовал в разное время выпускать другие подобные издания, такие как «Двигатель», «Спорт», «Аэро и автомобильная жизнь». Журнал «Автомобиль» был чисто техническим изданием, однако интересы автолюбителей не ограничивались лишь сухим описанием устройства машин. Это натолкнуло Андрея Нагеля на мысль выпустить еще один журнал «Автомобильная жизнь» (1908 — 1909 гг.). В 1909 г. это издание слилось с московским изданием «Спорт» в журнал «Автомобильная жизнь и спорт».

В 1916;1917 гг. в Петербурге Управлением заведующего автомобильной частью Западного фронта было выпущено первое военно-автомобильное издание «Самоход».

В начале XX века развитие автомобилизма и авиации шло параллельно и часто эти направления не разделяли, поэтому в 1911;1912 гг. издавался такой журнал, как «Автомобиль и воздухоплавание. Что любопытно, раздел воздухоплавания в нем вел корифей отечественной авиации профессор Н. Е. Жуковский.

После революции 1917 г. было прекращено издание многих автомобильных журналов и газет, и лишь в 1923 г. возникает ведомственный журнал для профессиональных автомобилистов «Автомобильный транспорт». Хотя это издание и по сей день выходит в свет (тираж 40 000) и распространяется по подписке, но все же он стоит вне рынка автомобильной периодики (т.к. ведомственный), но его нельзя было не упомянуть.

В 1928 г. в СССР появляется нынешний лидер автомобильного сегмента прессы журнал «За рулем». В это период произошло важное событие в отечественном автомобилестроении: в 1924 году на заводе АМО (в настоящее время — АМО ЗИЛ) был выпущен первый автомобиль АМО-Ф-15, разработанный на базе итальянского грузовика FIAT 15 Ter. Первый номер журнала «За рулем» вышел спустя четыре года в апреле 1928 года. К тому времени в СССР насчитывалось около 20 тыс. автомобилей, в то время как в Польше их было 21 тыс., в Англии 1 млн., во Франции 900 тыс., в Германии 320 тыс. Полное название журнала звучало как «Ежемесячный общественно-литературный и научно-популярный иллюстрированный журнал Всероссийского общества АВТОДОР «За рулем». Журнал был посвящен «вопросам автомобилизации СССР, дорожному строительству, мотоциклетному, велосипедному и водомоторному спорту, уходу за транспортом, автомобильному туризму, новостям заграничной автомобильной техники и проч.» От редакции C чего начинать // За рулем. 1928. № 1. С. 2. Во вступительной статье редакторы обозначили свою аудиторию так: «Мы рассчитываем, что нашими читателями будут не только узкие круги специалистов, но самые широкие массы трудящихся, впервые знакомящиеся с идеями автомобилизации». Там же Редакция признается, что «с самого начала был выработан принцип: писать для читателей, у которых интерес к автомобилю шире, чем просто умение управлять машиной и ремонтировать ее» История журнала // За рулем. рф URL: http://www.zr.ru/corp/zr/about/history_journal/ (дата обращения: 25.09.2013).

Стоит отметить, что тираж «За рулем» возрастал с каждым годом. Старт был дан в 1928 г. с тиражом 15 000 экземпляров, однако пришлось допечатать еще 25 000 экземпляров. В 1939 г. он уже составлял 120 000. И это при том условии, что в те времена машиной обладали лишь сотни советских граждан, а во время войны они и вовсе были изъяты. Только в 40−50х годах началось массовое производство «Москвичей», «Побед» и «ЗиМов», которые стали продавать частным клиентам.

В настоящее время в сферу интересов «За рулем» входят все аспекты автомобильного мира: технический, правовой, экономический, эксплуатационный. «За рулем» можно с уверенностью назвать абсолютным лидером автомобильной прессы. Среднегодовой тираж журнала «За рулем» составляет 416 134 экземпляра. «За рулем» является главным автомобильным и мужским журналом страны, лидером по размеру читательской аудитории и рекламным сборам. Журнал неоднократно удостаивался наивысшей награды в категории «Общероссийский журнал года» и «Автомобильное издание года» на конкурсе «Тираж — рекорд года». «За рулем» считается одним из самых тиражных автомобильных журналов Европы. С апреля 1928 г. по декабрь 2012 г. было выпущено 978 номеров «За рулем» общим тиражом 1 135 298 500 экземпляров.

По данным на 2013 г. Медиа-кит журнала «За рулем» 2012 г. URL: http://www.zr.ru/corp/zr/ (дата обращения — 05.09.2013) аудитория одного номера ежемесячного журнала «За рулем» составляет 7 496 200 человек, в том числе 1 226 900 читателей в Москве и 474 300 читателей в Санкт-Петербурге. Он занимает второе место по величине средней аудитории одного номера среди всех российских изданий (первое место занимает журнал «Антенна/Телесемь» с аудиторией 10 019,5 тыс.чел., на третьем месте «Аргументы и факты», аудитория 6 389,3 тыс.чел.). Более 65% читательской аудитории журнала «За рулем» составляют мужчины, а возраст 60% читателей не превышает 44 года. Большей частью аудитории являются представители рабочего класса (33%), руководителей 16%, специалистов 13%, служащих и пенсионеров по 11%. 67% читателей имеют среднее образование, 30% высшее.

Развитие журнала «За рулем» тесно связано с развитием автомобильной индустрии в России. Он появился одновременно с началом автомобилизации страны и чутко реагировал на все этапы ее развития. В материалах журнала рассматривались самые важные и актуальные проблемы автомобильной промышленности и всех связанных с ней сфер жизни. Во времена СССР журнал являлся монополистом в сфере автомобильной прессы и многие его проекты (к примеру, автопробеги) поддерживались ЦК КПСС. После распада СССР российский медиа-рынок заполнили новые автомобильные журналы, создав, таким образом, конкурентную среду. Однако издание «За рулем» сохранило лидирующие позиции благодаря своему 85-тилетнему опыту работы, а также внимательному отношению к изменениям аудиторных предпочтений и ситуации на медиа-рынке. Ответом на новые социальные запросы стал переход к мультимедийности (интернет-портал, аккаунты в социальных сетях, приложение для мобильных устройств) при сохранении уже проверенных временем проектов («Гран-При», «Гонка Звезд», автопробеги).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой