Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

История детской периодики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В хроническом дефиците оказались целые виды и жанры: научно-познавательная литература, остросюжетная (особенно фантастика и приключения), энциклопедии и справочники, пособия и руководства для досуговых занятий. Современные проблемы детского чтения и книгоиздания для детей: наш взгляд. — Книжная палата, 2003. — С. 46. Более актуальными в наше время проблемами современной периодики являются… Читать ещё >

История детской периодики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Журналы для детей возникли во 2-й половине 18 в. в Германии и распространились в Великобритании, Франции, Голландии и США. В России они появились в 80-х гг. 18 в. Первый детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» (приложение к «Московским ведомостям») основал Н. И. Новиков в 1785. Издание являлось образцом построения детского журнала для своего времени. С 1789 по 1801 в России регулярные издания для детей не выходили. В начале 19 в. наибольшим успехом пользовались журналы «Друг юности» (1807−15; с 1813 «Друг юношества и всяких лет») М. И. Невзорова и «Друг детей» (1809) Н. И. Ильина. В 1813 в С. — Петербурге вышел первый отечественный иллюстрированный «Журнал для детей», затем выходил иллюстрированный «Детский музеум» (СПБ, 1815−19 и 1821−29; издание типа атласа). Содержание детских журналов начала 19 в. отражало представления о назидательном характере воспитания. С 20-х гг. начался поиск нового типа детского издания. Писатель и журналист, издатель «Русского вестника» С. Н. Глинка выпустил «Новое детское чтение» (М., 1821−24), ред. — изд. А. Н. Очкин, В. Львов и А. П. Башуцкий — «Детскую библиотеку» (СПБ, 1835 — 1838, с участием писателей Н. В. Кукольника, В. Ф. Одоевского, В. И. Даля и др.), в которых стремились приобщать детей к культуре. Ф. В. Булгарин и Н. И. Греч издавали «Детский собеседник» (СПБ, 1826−28), журнал религиозно-нравственного характера, который не пользовался большой популярностью. Первым официальным изданием для учащихся стал «Журнал для чтения воспитанников военно-учебных заведений» (СПБ, 1836−63). Большой спрос имели журналы: «Звёздочка» (СПБ, 1842−63) и «Лучи» (СПБ, 1850−60), издаваемые первой детской профессиональной журналисткой и писательницей А. О. Ишимовой. Журнал «Новая библиотека для воспитания» (М., 1847−49) продолжил журнал «Библиотека для воспитания» (1843−46) П. Г. Редкина (В.Г. Белинский оценил его как единственный детский журнал, достойный внимания). Был осн. первый серьёзный научно-популярный «Журнал для детей» (СПБ, 1851−63) М. Б. Чистякова и А. Е. Разина. Во 2-й половине 19 в. детские журналы стали переходить к освещению проблем реальной жизни. Возникли: «Художественный журнал для юношества» (СПБ, 1856−57), «Час досуга» (СПБ, 1858−61) С. П. Бурнашевой и «Подснежник» (СПБ, 1858−62) — наиболее удачное издание В. Н. Майкова, «Детский журнал» (М., 1859−60) Б. Залесского, «Собеседник» (СПБ, 1859 — 1862) Н. П. Ушакова и др. С 60-х гг. каждый год появлялись один или несколько журналов. Издательство М. О. Вольфа выпуском журнала «Забавы и рассказы» открыло целую серию детских изданий. Журнал «Чтение для юношества» (СПБ, 1864−66) издавали педагоги И. И. Паульсон и Ф. Ф. Резенер. Уникальным явлением в мировой журналистской практике был журнал, основанный А. Н. Острогорским, — «Детское чтение» (СПБ, 1869−93; М., 1894−1906, в 1906;18 переименован в «Новую Россию») — один из самых массовых детских журналов. Его постоянными авторами были Х. Д. Алчевская, И. А. Бунин, Е. Н. Водовозова, А. Я. Герд, Д.Н. Мамин-Сибиряк, К. М. Станюкович, А. П. Чехов и др. В конце 70-х — 80-е гг. созданы: «Задушевное слово» (СПБ, 1877−1918, издательство Вольфа), «Родник» (СПБ, 1882−1917; одно из самых совершенных в профессиональном плане изданий писательницы Е. А. Сысоевой, перешедшее потом к А.Н. Альмедингену), «Игрушечка» (СПБ, 1880−1912, выходил с перерывом), «Детский отдых» (М., 1881−1907), «Мир Божий» (1892−1906). В конце 19 в. почти одновременно в С. — Петербурге появились два популярных журнала с литературными приложениями «Всходы» (1896−1917), ред. — изд.Э.С. Монвиж-Монтвид, и «Юный читатель» (1899−1906; единственный журнал, закрытый цензурой до 1917), ред. — изд.Э. К. Пименова. В начале 20 в. образованы журналы А. Фёдорова-Давыдова «Светлячок» (М., 1902;20), «Путеводный огонёк» (СПБ, 1904;18), «Дело и потеха» (М., 1905;08) и И. Д. Сытина — «Друг детей» (М., 1902;07, выходил с перерывом), «Пчёлка» (М., 1906;07), а также «Золотое детство» (СПБ, 1907 — 1917), ред. — изд. М. П. Чехов, «Маяк» (М., 1909;18) И.И. Горбунова-Посадова. При Троице-Сергиевой лавре выходили религиозно-нравственные журналы «Божия нива» (с детским отделом) и «Зёрнышки Божией нивы; чтение для детей» (1903;17). В начале 20 в. появились детские газеты: «Что нового» (М., 1908), «Детская газета» (СПБ, 1908) и «Детская газета» (М., 1910), «Газетка для детей и юношества» (1910;15). В этот период одновременно издавалось св. 20 детских журналов. В России до 1917 всего выходило ок. 300 детских и юношеских журналов. Вокруг них объединялись писатели и педагоги. Редакторы и издатели стремились публиковать для детей талантливые произведения детских писателей. После 1917 большинство изданий было прекращено. В первые годы советской власти началось формирование системы детской и юношеской П. Наиболее показателен из первых советских изданий для детей журнал «Красные зори» (М., 1919), стремившийся публиковать материалы, ориентированные на общественно-политическое воспитание детей. Первый советский профессиональный детский журнал «Северное сияние» (П., 1919 — 1920), выходивший при поддержке М. Горького, также предполагался как революционно-романтическое издание, однако именно революционная идея получила в журнале слабое творческое воплощение. Первые детские советские газеты («Детский пролеткульт», Тула, 1917; «Детская правда», Саратов, 1919; «Муравей-чудодей», Пермь, 1920, и др.) носили в основном общеобразовательный характер. Популярностью пользовалась «Лесная газета» В. В. Бианки, регулярно публикуемая в журнале «Новый Робинзон» (в 1928 её выпуски вышли отдельной книгой). С созданием в 1922 пионерской организации началось формирование системы пионерских газет. В 1925 осн. «Пионерская правда», которая, несмотря на идеологическую направленность, всегда была подлинно массовым и одним из самых популярных детских изданий. В советской детской журналистике определились две тенденции, определившие судьбу мн. изданий. Первая тенденция выражалась в необходимости выполнять социальный заказ — адаптировать применительно к возрасту систему классовых ценностей, опираясь на сформулированные В. И. Лениным задачи прессы: пропагандировать, агитировать и организовывать. Пионерские и комсомольские органы до конца 80-х гг. были учредителями детских и юношеских периодических изданий и определяли основные направления детской журналистики. Эта тенденция наиболее сильно проявилась в московских изданиях (в т. ч. в журнале «Пионер», с 1924) и ленинградском журнале «Костёр» (с 1936). Другая тенденция отражала гуманистические тради — ции детских изданий и интересы детей и вызывала определённые опасения у теоретиков коммунистического воспитания. Были прекращены интереснейшие издания в Ленинграде: «Новый Робинзон» (с 1924, в 1926 преобразован в «Красный галстук»), «Ёж» (1928;35) и «Чиж» (1930;41). Все журналы должны были публиковать материалы на идеологические темы. В то же время публикации познавательной и общекультурной тематики и литературных произведений оказывали значительное влияние на подрастающее поколение. В детских газетах и журналах печатались Б. С. Житков, Бианки, А. Гайдар, К. Г. Паустовский, Л. И. Лагин, С. Я. Маршак, С. В. Михалков, А. Л. Барто, Ю. К. Олеша, А. Н. Толстой, К. И. Чуковский и др. Наряду с «Пионером», «Костром» и другими издавались журналы для самых маленьких («Мурзилка», с 1924; «Весёлые картинки», с 1956; «Колобок», приложение к «Кругозору», с 1969), журналы по интересам («Юный натуралист», в 1928;41 и с 1956; «Юный художник», 1936;41 и с 1978; «Моделист-конструктор», с 1966; «Квант», с 1970 — все в Москве). Популярны были литературно-художественные журналы: в Ленинграде — «Аврора» (с 1969) и в Москве — «Юность» (с 1955), «Молодая гвардия» (1922;41 и с 1956), научно-популярные «Вокруг света» (с 1927, ведёт историю с 1860), «Знание — сила» (в 1926;41 и с 1946), «Техника — молодёжи» (с 1933), журнал для рабочей молодёжи «Смена» (с 1924) и «Сельская молодёжь» (с 1925). Пионерские газеты до 90-х гг. выходили во всех союзных и автономных республиках. С конца 80-х гг. начался новый этап развития детской и юношеской периодической печати. Многие издания, усовершенствовав свой стиль, продолжают пользоваться популярностью. Возникли независимые и частные издания. Современному юному читателю предлагается широкий спектр периодических изданий самой различной направленности Бим-Бад, Б. М. Словарь педагогических терминов [Текст] /Б.М. Бим-Бад. — М., 2007. — С. 197−199. .

1. Актуальные проблемы современной детской литературы, периодики.

Более актуальными в наше время проблемами современной периодики являются:

  • · Кризис детской литературы в 80-е годы.
  • · Жанровое разнообразие детской литературы.
  • · Специфика современного детского чтения.
  • · Проблема творческой судьбы начинающего детского писателя.
  • · Обращение детских поэтов к прозе.
  • · Коммерциализация книжного рынка.
  • · Проблема комплектования библиотек.
  • 1. Кризис детской литературы в 80-е годы.

В советском обществе чтение детей происходило в условиях всеобщего дефицита, в том числе — на детскую литературу (спрос на нее в 80-е гг. удовлетворялся в среднем на 30−35%). Это говорит о процессе «социальной депривации» детей в 60−80-е годы при освоении ими литературной культуры. К периоду «застоя» (70−80-е гг.) в сфере издания детской литературы накопилось множество проблем. Общей была тенденция к снижению количества названий при сохранении ежегодного увеличения среднего объема книг и относительном постоянстве тиражей. Так, в середине 80-х годов показатель разнообразия детских книг в СССР был в 3 раза ниже, чем в ФРГ, в 6 раз ниже, чем во Франции, и примерно в 10 раз ниже, чем в Испании.

В хроническом дефиците оказались целые виды и жанры: научно-познавательная литература, остросюжетная (особенно фантастика и приключения), энциклопедии и справочники, пособия и руководства для досуговых занятий. Современные проблемы детского чтения и книгоиздания для детей: наш взгляд. — Книжная палата, 2003. — С. 46.

Отсутствие же научно-познавательной, справочной и энциклопедической литературы чревато тем, что с детства у ребенка не формируется потребность в работе с книгой как одним из основных источников информации в различных областях знания. К перечню проблем можно добавить недостаточное издание лучшей современной детской иностранной литературы, дефицит детской периодики и др. В 80-е годы детская литература пережила серьёзный кризис, последствия которого отразились и на творчестве детских писателей в последующие годы.

Разбухшая от современных «бродящих» условий жизни детская литература неумолимо выталкивает из себя тех, кто эту литературу создаёт. Галина Щербакова, чьи повести для подростков и о подростках («Отчаянная осень», «Вам и не снилось…», «Дверь в чужую жизнь» и др.) были популярны в восьмидесятые годы (по повести «Вам и не снилось…» даже был снят фильм с одноимённым названием), выходили стотысячным тиражом под эгидой издательства «Молодая гвардия», в девяностые годы и в начале двухтысячных переключилась на «взрослую» литературу. Её новые, иронико — саркастичные, далеко не детские произведения твёрдо встали на печатный конвейер издательства «Вагриус». Сборник материалов Второго Форума молодых писателей России. — Книжная палата, 2002. — С. 37.

Реже для детей стали писать Татьяна Пономарёва, Борис Минаев — автор книги для подростков «Детство Лёвы» с предисловием Льва Аннинского. Эмигрировали в Израиль Дина Рубина и Анатолий Алексин, в Германию — автор детских книг об искусстве Владимир Порудоминский, критик и переводчик Павел Френкель. Бывший детский поэт, писавший в традициях обэриутов, Владимир Друк организовал в Нью-Йорке компьютерный журнал для взрослых. Сергей Георгиев издал недетскую книгу «Запахи миндаля», Алан Милн — «Столик у оркестра». Известный московский поэт Роман Сеф, ведущий семинар «Литература для детей» у студентов Литературного института им. А. М. Горького, тоже перешёл на «взрослую» поэзию, имеется в виду его книга «Турусы на колёсах». Детский писатель Игорь Цесарский издаёт в Соединённых Штатах газеты «Континент США», «Обзор», «Русский акцент» Сборник материалов Второго Форума молодых писателей России. — Книжная палата, 2002. — С. 45. .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой