Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Современные концепции типологии культур

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дело в том, что чувство вины служит выражением озабоченности индивида своей внутренней правотой, а стыд — озабоченностью тем, как будут оценены поступки человека другими людьми — членами его общины. Она намного облегчает контакты между людьми, разрушая национальные, государственные и культурные границы между ними, активно формируя единую мировую культуру, основанную на глобальных технологиях… Читать ещё >

Современные концепции типологии культур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Типология Г. Маклюэна Из современных подходов к данному вопросу интерес представляет типология культур, предложенная канадским социологом и культурологом Гербертом Маршаллом Маклюэном (1911;1980).

Его взгляды основываются на идее, что средоточием культуры являются средства общения, которые формируют сознание людей и их образ жизни.

Смена средств и способов общения меняет взгляд человека на мир и формы деятельности.

С этой точки зрения им выделяются дописьменные (бесписьменные), письменные (книжные) и экранные (информационные) общества и культуры.

В дописьменном обществе человек передавал свой жизненный опыт при помощи устной речи, которая доминировала в общении людей, будучи вплетенной в практическую деятельность «племенного человека».

Поэтому восприятие мира и все формы общения здесь оказываются основанными на слухе и других органах чувств.

Человек в этом типе культуры еще не отделяет себя от других членов общества, мышление его преимущественно мифологическое, а восприятие мира — синкретическое.

В дописьменных культурах особое внимание уделяется ритуалам, гаданиям, пророчествам.

Они построены на обычаях и коллективном опыте, которые выступают как форма социальной памяти.

Письменные культуры формируются впервые в цивилизациях Древнего Востока (Шумер, Древний Египет) около IV тыс. до н. э. и продолжают существовать в наше время.

Основу этого типа культуры составляет письмо, имеющее разную технику, опирающееся на разные языки, разные культурные традиции и формы духовной культуры.

Письменность является самой эффективной формой коллективной памяти.

Особым этапом в развитии письменной культуры становится изобретение книгопечатания, которое сформировало новый взгляд на мир в виде «линейной перспективы».

С этого времени все большее число людей получает возможность приобщаться к любым знаниям; окончательно закрепляется доминирующее положение науки в европейской культуре, следствием чего является развитие техники и промышленной революции.

Информационная, или экранная, культура рождается в условиях господства электроники, когда современные средства массовой коммуникации создают принципиально новые формы общения.

Переход от книги к экрану как главному средству общения в некотором смысле вернул людей XX в. на начальную ступень развития, где пластичность речи позволяла выражать любые, самые фантастические образы.

Информационная культура дает возможность любому человеку, обладающему современными средствами связи, получать любые знания, не выходя из собственного дома.

Она намного облегчает контакты между людьми, разрушая национальные, государственные и культурные границы между ними, активно формируя единую мировую культуру, основанную на глобальных технологиях.

Традиционные и модернизированные культуры Другим вариантом современной типологии культур является их деление на традиционные и модернизированные (современные).

Традиционные культуры характеризуются замкнутостью и изолированностью от других культур, которые в силу своей чуждости воспринимаются как враждебные.

Отсюда отношения между людьми внутри традиционной культуры строятся на основе принципов солидаризма — благородства, честности, справедливости, уважения к членам своего коллектива.

Особенно хорошо это заметно у народов, находящихся на невысокой стадии развития.

Очень часто их этноним (самоназвание) в переводе означает «настоящие люди».

К чужим, «ненастоящим» людям — представителям других этнических групп и общностей — эти принципы не применяются, превращаясь во взаимное недоверие, ненависть, вероломство.

Так, даже в настоящее время многие австралийские или африканские племена, безукоризненно честные в отношениях друг с другом, не считают зазорным обмануть или что-то украсть при случае у представителей других племен или у белого человека.

В традиционных культурах интересы индивида подчиняются интересам общества, что порождает низкую степень развития личностного начала в этих культурах.

Отсюда важнейшим моральным регулятором поведения представителей традиционных культур является чувство стыда, а не вины.

Дело в том, что чувство вины служит выражением озабоченности индивида своей внутренней правотой, а стыд — озабоченностью тем, как будут оценены поступки человека другими людьми — членами его общины.

Еще одна характерная черта традиционных культур — их эгалитаризм, т. е. представление о том, что каждый член сообщества должен получить необходимую для жизни часть средств существования независимо от личного трудового вклада.

Поэтому в традиционных культурах отсутствует мотивация для увеличения производства.

Становление модернизированной культуры началось в XVI в. и своего апогея достигло в наши дни, став характеристикой современного состояния европейской культуры.

Основанная на капиталистическом способе производства и использовании сложной техники модернизированная культура вынуждена порвать с традициями, поскольку без постоянного обновления она не может нормально существовать и развиваться.

Таким образом, возникает важнейшая особенность модернизированной культуры — отказ от традиций и ориентация на новации.

Ориентация на достижение успеха, соперничество капиталов, статусов и т. д., что в итоге порождает еще одну характерную черту — ориентацию на индивидуализм, включающую признание прав личности, ее свободы и независимости от общества и государства.

Главным итогом развития модернизированной культуры становится формирование современного демократического общества, гарантирующего гражданские, политические и имущественные права человека.

Дихотомия восточного и западного типа культур Еще одним современным вариантом типологии культур стало разделение культур в зависимости от форм и способов познания мира на восточный и западный.

Восточный тип культуры характеризуется интуитивным, эмоциональным, непосредственным восприятием мира.

В восточных культурах популярны концепции переселения душ и высшего блага как слияния с природой.

Семейные отношения переносятся на общество в целом, в результате чего складывается иерархия социальных статусов, которую венчает обожествляемая личность монарха, деспота.

При такой системе отношений человек является лишь винтиком в огромном общественном механизме, он живет под полным контролем государства и чиновников.

Это порождает фатализм, присущий всем восточным цивилизациям, а также все остальные черты восточной культуры, среди которых — отсутствие приоритета личности, отказ от рационального способа познания мира, склонность к мистицизму и эзотеризму и т. д.

Западный тип культуры создает научно-технические цивилизации с их концепциями равенства людей, общества равных возможностей, одинаковых норм и демократии.

Основанная на частной собственности западная культура породила систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого гражданина принимать участие в общественной жизни, систему гарантий и защиты интересов каждого гражданина, совокупность прав и свобод, способствующих раскрытию личностных качеств индивида.

Главным ее итогом стало формирование совершенно нового типа человека — активного, творческого, уверенного в своих силах, рассчитывающего только на себя и свои возможности.

Разделяя культуры на восточные и западные, следует отметить, что они не только кардинально отличаются друг от друга, но и сами внутри себя также имеют существенные внутривидовые различия.

Так, например, в многообразии восточных цивилизаций можно вычленить древнейшие цивилизации Востока, а также китайскую, индийскую и арабскую цивилизации.

При рассмотрении западной культуры обычно происходит выделение греческой, римской, средневековой и иных типов культур.

В данной типологии культур всегда отдельно стоит вопрос о культурной принадлежности России к Востоку или Западу.

Место России в диалоге Запада и Востока О проблеме «Восток — Запад — Россия» впервые заявил Пётр Яковлевич Чаадаев (1794−1856) — русский мыслитель и публицист.

В «Философических письмах» Чаадаев утверждал, что Россия не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир.

После выступления Чаадаева русские мыслители разделились на западников и славянофилов.

Здесь обычно рассуждения основываются на признании факта исключительности русской культуры, невозможности ее сведения ни к западному, ни к восточному типу из-за срединного положения России между Европой и Азией, которое считают основной причиной сочетания в русской культуре признаков как восточной, так и западной цивилизаций.

Специфическое географическое положение России позволяет говорить о ее особом историческом пути и особой миссии в истории и культуре человечества.

Очевидно, что сочетание восточных и западных элементов культуры стало важнейшим свойством и отличительным признаком русской культуры, предопределило весь путь ее развития, борьбу традиции и новации в ней, прогрессивных и консервативных тенденций.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой