Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные техники росписи фарфора периода Канси

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Символика изображений в росписи кобальтом тесно связана с празднованием Нового года, одного из самых популярных праздников в Китае Рудова М. Л. Символика в китайском искусстве по народным картинам няньхуа. Труды Государственного Эрмитажа. Л., 1969. С. 245. Обычно он приходился на начало весны, когда зацветала дикая слива мэй. Поэтому изображение цветущей ветки мэйхуа всегда ассоциировалось… Читать ещё >

Основные техники росписи фарфора периода Канси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Технологический взлет в развитии фарфорового производства эпохи Канси, вызванный художественными запросами эпохи, привел к разнообразию приемов декорировки. По принципу декорирования фарфор данного периода можно распределить на несколько основных групп Кузьменко Л. И. Китайский фарфор XVII — XVIII вв., проблема стиля. XVII—XVIII вв. Автореферат диссертации. 2000. С. 22:

  • 1. Традиционная подглазурная роспись кобальтом.
  • 2. Полихромная роспись «зеленого семейства».
  • 3. Изображения в белых картушах.
  • 4. Изделия, расписанные цветными эмалями по неглазурированному черепку (фаланьцай).
  • 5. Фарфор с росписью красной краской (подглазурной и надглазурной).
  • 6. Роспись блестящей черной глазурью.

Помимо указанных техник росписи, существовало и множество других приемов декорировки, однако именно данные группы помогают проследить главные особенности расписных изделий и уточнить определяющие данный период методы. Прежде всего, выделяется классическая роспись кобальтом, которую можно так же разделить на несколько категорий:

  • 1. Свободная роспись по белому фону.
  • 2. Роспись резервом.
  • 3. Сочетание свободной росписи с росписью резервом.
  • 4. «Брызганный кобальт».
  • 5. Соединение техники росписи и «брызганного кобальта».
  • 6. Комбинирование кобальтового рисунка с глазурями и полихромными эмалями.

Отличительной чертой кобальтовых росписей явился, так называемый, «глубокий синий цвет, прекрасно выделяющийся на белом черепке» Арапова Т. Б. Китайский фарфор в собрании Эрмитажа (кон. XIV первая треть XVIII вв.). Каталог. Л., 1977. С. 45. Среди декоративных мотивов значительное место в этой группе занимают растительные — цветы лотоса, хризантемы, пиона, персика, камелии и т. д. Такие изделия начала правления Канси по своему декору еще близки к фарфору периода Мин.

Символика изображений в росписи кобальтом тесно связана с празднованием Нового года, одного из самых популярных праздников в Китае Рудова М. Л. Символика в китайском искусстве по народным картинам няньхуа. Труды Государственного Эрмитажа. Л., 1969. С. 245. Обычно он приходился на начало весны, когда зацветала дикая слива мэй. Поэтому изображение цветущей ветки мэйхуа всегда ассоциировалось у китайцев с празднованием Нового года и само по себе являлось новогодним поздравлением. Вазы, украшенные изображением веток сливы мэйхуа, использовались во время новогодних торжеств (обычно в них приносили подарки) и получили широкое распространение в Китае с конца XVII столетия Арапова Т. Б. Китайский фарфор в собрании Эрмитажа (кон. XIV первая треть XVIII вв.). Каталог. Л., 1977. С. 45.

Иногда в росписях растительные мотивы чередуются с изображением женской фигуры в саду, имеющей в данном случае чисто орнаментальное значение. Как правило, декор в таких росписях размещался в картушах в виде лепестков лотоса, покрывающих всю поверхность предмета. Вазы, украшенные подобным образом, в правление Канси пользовались большой популярностью.

Дальнейшее развитие в росписях кобальтом получили пейзажи. Продолжая традиции живописи по фарфору «переходного» периода, мастера-керамисты «стремятся создать не просто декоративную композицию, а передать настроение пейзажа, послужившего образцом для росписи» Арапова Т. Б. Китайский фарфор в собрании Эрмитажа (кон. XIV первая треть XVIII вв.). Каталог. Л., 1977. С. 49. Очень часто в нее вводится фигурка поэта или отшельника, любующегося природой. Нередко роспись дополняется стихотворными строчками. В росписях по фарфору эта живописная традиция нашла отражение еще на ранних этапах, когда давались небольшие надписи, состоящие из нескольких иероглифов; в правление Канси уже появляются развернутые тексты, включающие отрывки из классических литературных произведений.

Нередко в росписях трудно провести грань между жанровыми и символико-благопожелательными сюжетами. Вместе с тем в них (правда, еще в зачаточной стадии) заметно «пренебрежение к форме, которое впоследствии приведет к резкому снижению художественных достоинств расписных изделий» Там же. По-видимому, со второй половины правления Канси наблюдается тенденция к усложненности орнамента.

Совсем по-новому используется кобальт в технике фэньцин («брызганный») Богачихин М. М. Керамика Китая. М. 1998. С. 110, появившейся в правление Канси. В изделиях, декорированных подобным образом, он служит фоном для росписи золотом или белых картушей, которые затем заполнились росписью в гамме «зеленого семейства». На всех предметах с таким декором кобальт отличается глубиной и красотой тона, что подчеркивается также легкой изящной росписью золотом, нанесенной поверх глазури. Среди орнаментов преобладают растительные. Иногда изделия украшаются пейзажными композициями.

В то время как для династии Мин определяющим видом керамики были предметы с подглазурной синей росписью, и именно они давали возможность выявить элементы нового в декорировке фарфора и общие тенденции его развития, в период Канси такой группой изделий становится полихромный фарфор. «В полихромной технике, как свободной, так и с применением резерва, выделяются типы „семейств“, отличающихся различием цветовой гаммы в зависимости от набора легкоплавких эмалей» Кузьменко Л. И. Китайский фарфор XVII — XVIII вв., проблема стиля. XVII—XVIII вв. Автореферат диссертации. 2000. С. 22.

Предметы с росписью в гамме «зеленого семейства» стали выделять еще в XVIII веке; китайские авторы обычно называют их у-цай (пятицветные) Богачихин М. М. Керамика Китая. М. 1998. С. 70, подчеркивая преемственность традиций «пятицветного» минского фарфора. И то и другое название достаточно условно. Пожалуй, более точным можно считать европейское, так как характерным признаком этой группы является преобладание зеленой, интенсивной по тону краски. Росписи в гамме «зеленого семейства» выполнялись поверх глазури (иногда они сочетались с подглазурной синей краской, особенно в начале правления Канси) и наряду с зеленой включали красную, лиловую, желтую, синюю и черную краски.

Китайские авторы XVIII века среди лучших красок периода Канси называют зеленую цвета змеиной кожи (шэпилюй), желтую — цвета кожи желтой рыби и бирюзовую Кверфельд Э. К. Фарфор. Краткий исторический очерк. Л., 1940. С. 58. Росписи, выполненные таким способом, значительно расширили возможности орнаментации фарфора. Были созданы новые типы композиций, по-новому трактовались ранее встречавшиеся мотивы, создавались многочисленные варианты колористического решения росписей, несмотря на сравнительно ограниченный набор красок.

Тематика росписей этой группы широка и точно отражает традиционное в живописи деление на жанры хуаняо (цветы и птицы), жэньухуа (изображение людей, т. е. жанровая живопись) и шаньшуй (пейзаж) Кочетова С. М. Фарфор и бумага в искусстве Китая. Л., 1956. С. 67. В полихромном фарфоре наибольшее предпочтение отдается изображению цветов, птиц, животных и благопожелательных символов. В композиции росписей наряду с традиционной схемой, занимающей всю поверхность предмета, вводится система полей на самых разнообразных фонах.

Вместе с этим большую роль, чем раньше, начинают играть фоны и обрамления, подчас удивительно разнообразные. Они усиливают декоративный эффект живописи по фарфору, а умело подобранные тона заставляют ярче звучать основную гамму росписи. Строгое соотношение фона и главной композиции характеризует лучшие произведения этого времени. Наиболее распространенными фонами и обрамлениями являются Богачихин М. М. Керамика Китая. М. 1998. С. 79:

  • 1. Зеленый с черными точками фон с полями, в которых размещаются предметы из ба бао («восемь драгоценностей»), бабочки, цветы и птицы.
  • 2. Красный или светло-зеленый фон с цветами (чаще всего хризантемами) и спиралевидными завитками, выполненными резервом.
  • 3. Геометрический орнамент (сетка из иероглифа вань с полями, заполненными изображениями птиц, рыб, растений, эмблем и т. д.).

Все эти мотивы близки к орнаментике тканей и свидетельствуют о связи фарфора с другими видами прикладного искусства, о его многообразном отражении традиций китайского искусства.

Новые принципы декорировки ярче всего проявились в орнаментации блюд. Большой популярностью пользуются блюда, вся внутренняя поверхность которых заполнена изображениями бабочек, реже птиц на зеленом с черными точками фоне. Иногда эти мотивы помещаются на фоне легкой красной с золотом сетки или веток с цветами. Несколько реже встречаются блюда, где орнамент размещается в концентрических поясах, расположенных вокруг центрального поля.

В середине правления Канси несколько расширяется символико-благопожелательная тематика. Одним из излюбленных персонажей в живописи по фарфору этого времени становится Куй Син — покровитель идущих на экзамены. Этот образ появился в китайском искусстве, очевидно, еще в древности, и процесс сложения его иконографии шел на протяжении ряда столетий. Обычно Куй Сина изображали в виде демона с кистью в высоко поднятой правой руке и книгой, иногда — с коробкой в левой Кочетова С. М. Фарфор и бумага в искусстве Китая. Л., 1956. С. 83. Одной ногой он стоит на голове больной рыбы или дракона (который символизирует удачную служебную карьеру).

К концу правления Канси наблюдается очевидное снижение качества изделий с росписью в гамме «зеленого семейства» Арапова Т. Б. Китайский фарфор в собрании Эрмитажа (кон. XIV первая треть XVIII вв.). Каталог. Л., 1977. С. 78. Рисунок становится менее четким и ясным, меняется и красочная гамма. Зеленый цвет в ряде случаев перестает быть доминирующим, в росписи широко вводятся красная краска и золото. В период Юнчжэн (1723 — 1735), хотя и продолжает существовать эта техника, первенство переходит к изделиям с росписью в гамме «розового семейства», которые, появившись в конце правления Канси, в это время достигли наивысшего расцвета.

Изображения в белых картушах можно выделить в отдельную группу, хотя «они принципиально не отличаются по своей трактовке от росписей, целиком выполненных в гамме «зеленого семейства» Там же. С. 50. Это касается как растительных и геометрических мотивов, так и сюжетных композиций. Часто в картушах помещаются фигурки зверьков с пушистыми хвостами и виноградные гроздья. Эти мотивы являются своеобразной трансформацией популярного еще на танских зеркалах сюжета и встречаются не только на фарфоре, но и других видах художественного ремесла Стужина Э. П. Китайское ремесло XVI—XVIII вв. М., 1970. С. 71.

Еще одна небольшая группа изделий, которая относится к периоду Канси — изделия, расписанные цветными эмалями по неглазурированному черепку (фаланьцай). Эта техника часто использовалась в формах мелкой пластики. Все эти предметы отличает характерная красочная гамма с ярко-зеленым, желтым и лиловым цветами.

Большое распространение в период Канси получают фигурки львов на высоких подставках, которые использовались как прессы на столах или имели просто декоративное назначение Кочетова С. М. Фарфор и бумага в искусстве Китая. Л., 1956. С. 87. Но вместе с тем фигурки львов были связаны с символами буддийской веры. Иногда лев — хранитель престола Будды — изображался с жемчужиной или детенышем в лапах, как правило, такие изображения были парными.

Другой группой изделий периода Канси является фарфор с росписью красной краской. Среди них есть предметы, украшенные подглазурной росписью, и вещи, роспись которых выполнена поверх глазури. В первом случае красный цвет более приглушенный, во втором — яркий, красный. Иногда красный цвет используется как фон, на котором резервом выполнены цветы хризантемы.

Крупнейшим достижением керамистов периода Канси-Юнчжэн (1662 — 1735) было изобретение новых, а также введение в употребление вышедших из моды глазурей самых разнообразных цветов и оттенков Богачихин М. М. Керамика Китая. М. 1998. С. 103. Их появление было связано со стремлением имитировать нефрит и другие полудрагоценные камни. Среди глазурей, пользовавшихся широким распространением в этот период, отмечают зеленую «цвета яблока» (пинцин), красную, как «жертвенная кровь» (цзи хун), желую «цвета кожи желтой рыбы», бирюзовую, желтоватую «цвета луны» и др. В европейской литературе особенно отмечают красную, пламенеющую, которая благодаря примеси марганца приобретала целую гамму оттенков.

Стоит отметить, что в период Канси славились предметы, вышедшие из мастерских Лан яо (провинция Цзянси), покрытые темно-красной, местами неровно стекающей глазурью. Мастерская Лан яо была известна особыми глазурями, появившимися еще в период Мин. Возрождение этой техники в правление Канси связывают с именем Лан Тин-цзо — чиновника, контролировавшего производство керамики для двора. Изделия Лан яо по своим формам не очень разнообразны. Как правило, это небольшие вазочки, чаще всего с высоким цилиндрическим горлом и шаровидным слегка приплюснутым туловом, чаши, реже — тарелки.

Отдельную, довольно немногочисленную группу, составляют изделия периода Канси, покрытые блестящей черной глазурью. В основном это бутылевидные вазы больших размеров, часто украшенные тонкой росписью золотом (изображения благопожелательных символов и растительные орнаменты).

Немаловажной частью китайского фарфора в этот период становится маркировка. Начиная с периода Мин на китайский фарфор ставились марки, которые теперь играют большую роль в атрибуции изделий, и являются отдельной деталью для восхищения в керамике. В начале правления Цинской династии марок сравнительно немного, что в немалой степени объясняется изданием указа 1667 года, запрещавшего частным мастерам ставить на фарфор марки с девизом правления царствующего императора. Поэтому в качестве марок стали широко использовать предметы из «восьми драгоценностей», чаще всего лист и ромб, которые помещались на донышке изделия Арапова Т. Б. Китайский фарфор в собрании Эрмитажа (кон. XIV первая треть XVIII вв.). Каталог. Л., 1977. С. 49. С конца XIV и до первой трети XVIII века на фарфоре ставились также марки с благопожелательными надписями, иногда они включали название местности, мастерской и очень редко — имя мастера.

Таким образом, главной отличительной особенностью периода Канси стало «соединение в одном произведении различных приемов, в том числе сочетание свободной росписи с обильной орнаментацией» Кузьменко Л. И. Китайский фарфор XVII — XVIII вв., проблема стиля. XVII—XVIII вв. Автореферат диссертации. 2000. С. 22. Можно отметить богатство колорита и технических особенностей в изделиях, роспись которых отличалась изящной тонкостью и выразительной линией — все это говорит о том, что мастерство художников по фарфору в данный период достигло своего расцвета.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой