Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности адаптации банковского персонала

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значимая роль социальной адаптации в банковской сфере также обусловлена тем, что именно благоприятные социально-психологические условия позволяют новым сотрудникам избегать постоянных ситуаций, результатом которых является фрустрация. Работа в банковской сфере требует сосредоточения внимания, усидчивости, терпения и принятия на себя большой доли ответственности за все действия. Часто сотрудники… Читать ещё >

Особенности адаптации банковского персонала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Банковская сфера имеет ряд характерных особенностей, первой из числа которых является ведущая роль человеческого фактора в организации. Именно по данному критерию большинство клиентов оценивает уровень привлекательности компании. Вследствие чего перед компанией остро стоит проблема вовлеченности персонала в деятельность, создании благоприятного климата и дружественной атмосферы в коллективе. Разумеется, первым шагом для достижения этой цели при приходе на работу нового сотрудника является успешная реализация программы его адаптации. Системе адаптации сотрудников в банках уделяется всё большее и большее внимание.

Банковская сфера отличается от многих других своей динамичностью, быстрыми темпами развития и постоянными изменениями, поэтому сотрудникам необходимо постоянное развитие и соответствие текущей рыночной и внутриорганизационной ситуации.

В настоящее время наблюдается тенденция к укреплению рыночных позиций лидирующих в банковской отрасли компаний, а следовательно, и уменьшению неконкурентоспособных организаций. Так, на первое января 2015 года в Российской Федерации зарегистрировано 783 банка, что меньше показателей предыдущего года на 76 банков. Кроме того, на пятерку ведущих в России банков приходится 31% совокупных доходов отрасли, что говорит о высокой концентрации активов в руках отдельных компаний. Разумеется, расширение филиальной сети и открытие всё новых подразделений крупных компаний требует усиления работы HR-служб компаний. [55, c.223].

Развитие розничных услуг в банковской сфере требует всё большего привлечения новых и часто малоквалифицированных сотрудников. К большинству из них не предъявляются особые требования относительно наличия у них профессиональных навыков. Чтобы устроиться на должность операциониста или кассира достаточно пройти обычное собеседование в HR-службе на предмет выявления заинтересованности в работе и наличия определенных личных качеств. В рамках такого подхода показатели текучести персонала нередко возрастают. 5].

Однако в процессе адаптации сотрудники получают набор всех необходимых для дальнейшей работы профессиональных навыков. Именно профессионализм сотрудников является основным критерием, который определяет репутацию банка в глазах клиентов. Данный факт официально подтверждается инструкцией № 75-И Центрального Банка Российской Федерации, в которой прописаны жесткие требования к профессиональным качествам сотрудников компании. Исходя из этого, основным типом адаптации, на который нацелены все адаптационные программы в банковской сфере, является профессиональная адаптация. Тот случай, когда адаптация сотрудника не пройдена или пройдена с недостаточной эффективностью, повышает финансовые риски клиентов. По этой причине HR-службе следует уделять большее внимание профессиональным качествам сотрудника еще на этапе отбора персонала, а впоследствии развивать эти навыки.

С другой стороны признается значительная роль и социальной адаптации. Если человек удовлетворен трудовым коллективом, психологическими условиями работы, действующим в организации стилем лидерства, а его ценности совпадают с ценностями компании, то показатели эффективности его работы увеличиваются, так как он не только может выполнять стоящие перед ним задачи в соответствии с наличием у него профессиональных навыков, но и хочет их выполнять. После успешного прохождения социальной адаптации сотрудники перестают воспринимать банковскую работу исключительно как рутину, а видят в ней и другие стороны.

В отличие от других типов адаптации социальная адаптация всегда рассматривается с двух сторон: с точки зрения сотрудника и с точки зрения организации. Одним из главных критериев успешной прохождения такой адаптации является совмещение двух ее сторон. По мнению И. А. Юрасова, факторов совмещения интересов двух сторон в организации является корпоративная культура. Наличие в организации и принятие новыми сотрудниками корпоративной культуры способствует достижению одной из основных целей любого адаптационного процесса: а именно, повышению уровня лояльности сотрудника к компании.

Значимая роль социальной адаптации в банковской сфере также обусловлена тем, что именно благоприятные социально-психологические условия позволяют новым сотрудникам избегать постоянных ситуаций, результатом которых является фрустрация. Работа в банковской сфере требует сосредоточения внимания, усидчивости, терпения и принятия на себя большой доли ответственности за все действия. [5, c. 222]Часто сотрудники, недавно вступившие в должность, ощущают нехватку профессиональных навыков и груз ответственности за невыполнение задач, что приводит их к стрессовому состоянию. Дружеская атмосфера в коллективе, открытость коллег к новым сотрудникам, их доброжелательность демонстрируют возможность обращения к ним за помощью, как следствие, возможность совершения меньшего количества ошибок на рабочем месте. [26].

В 2011 году ОАО Сбербанк России проводил исследование по определению важности различных типов адаптации для сотрудников разных должностей. Результаты данного исследования представлены в таблице 2.

Табл. 2 Важность аспектов адаптации для различных категорий персонала.

Категория сотрудников.

Уровень важности.

Рядовые сотрудники.

Специалисты.

Молодые специалисты.

Линейные руководители.

Топ-менеджмент.

Сотрудники удаленных офисов.

  • 1- Организационно-административная адаптация
  • 2- Социально-психологическая адаптация
  • 3- Профессиональная адаптация
  • 4- Психофизиологическая адаптация

Подводя итог, можно сказать о том, что социально-психологическая адаптация особенно важна для рядовых сотрудников. Возможно, причиной такого результата является то, что именно рядовые сотрудники большую часть своего рабочего времени проводят в объединении с другими сотрудниками, а их оплата труда зависит от коллективного результата. Для категорий «линейный руководитель», «топ-менеджжер», а также «сотрудник удаленного офиса» данный тип адаптации стоит на втором месте.

Для молодых же специалистов и специалистов с опытом работы социально-психологическая адаптация находится лишь на третьем месте, на первое же выходит профессиональная адаптация.

Стоит отметить тот факт, что на последнее место сотрудники ставят психофизиологическую адаптацию. Однако это не означает того, что компания может отказаться от данного типа адаптации, не ощутив никаких потерь. Специфика банковской сферы подразумевает работу с большими объемами информации, как правило, это сидячая работа преимущественно за компьютером. Вследствие чего у сотрудников часто наблюдается высокая степень утомления, что приводит к возникновению большего числа ошибок. Недооценивание данного вида адаптации как сотрудниками, так и руководством компании, может привести организацию к большим экономических потерям.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой