Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние физических упражнений на физическое развитие и состояние здоровья детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста исключают применение специальных упражнений, развивающих силу и выносливость, связанных с упором и висом. Не даются упражнения, требующие длительного, напряженного внимания и изолированного движения кистями рук, стопой или головой, так как дошкольникам трудно расчленять движения. При подборе упражнений строго учитывают возрастные… Читать ещё >

Влияние физических упражнений на физическое развитие и состояние здоровья детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Физические упражнения, подвижные игры, а затем и занятия спортом при соблюдении принципа последовательности и постепенности содействуют развитию детей и подростков. Физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Они вызывают изменения не только в мышцах, суставах, связках, но и во внутренних органах и их функциях, а также в обмене веществ. Под влиянием физической работы и однократных физических упражнений резко (в 8—10 раз по сравнению с состоянием покоя) возрастает потребление тканями кислорода. Повышенная потребность тканей в кислороде при мышечной работе рефлекторно вызывает значительные изменения в деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем; частота дыхания увеличивается в 2—2'/2 раза, пульса в 2 — 3 раза. Резко возрастает выделение углекислоты с выдыхаемым воздухом и продуктов обмена веществ с потом и мочой.

Однако оздоровительное влияние на организм оказывают не однократные, а многократные повторения физических упражнений. Установлено, что ежедневные, правильно выполняемые физические упражнения благоприятствуют физическому развитию детей и подростков. У них отмечается несколько большая, чем присуще данному возрасту, годичная прибавка массы, длины тела, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких и силы мышц. Так, например, средние показатели физического развития юных спортсменов 16, 17, 18 лет выше, чем аналогичные показатели у учащихся этого же возраста, не занимающихся спортом. У юных спортсменов рост больше на 5—6 см, масса тела на 7— 9,5 кг, окружность грудной клетки на 5,7—6,1 см и жизненная емкость легких на 1100 мл.

Одновременно с улучшением показателей физического развития улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы. У подростков, систематически выполняющих физические упражнения и занимающихся спортом, как в покое, так особенно при физической нагрузке, увеличивается ударный объем сердца и в меньшей степени частота сердечных сокращений, повышается тонус сосудов. Более экономичной становится и работа органов дыхания. Потребность организма в кислороде, возрастающая во время мышечной работы, у тренированных обеспечивается в большей степени за счет увеличения глубины дыхания, в то время как у нетренированных за счет увеличения частоты дыхания.

Существенные изменения происходят в обмене веществ. У тренированных лучше усваиваются тканями питательные вещества, более глубоко протекают окислительные процессы, вследствие чего вредные продукты распада поступают в кровь в меньшем количестве.

Благоприятно отражается движение детей и на высшей нервной деятельности. Под влиянием систематических занятий физкультурой и спортом повышается сила, улучшается подвижность и уравновешенность нервных процессов в коре головного мозга. Нервная система становится более пластичной, т. е. приобретает способность быстрее приспосабливаться к новым видам работы и обстановке.

Физическое воспитание строится с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей и подростков. В яслях-садах грудным детям и детям первых лет жизни проводятся гимнастика и массаж. Гимнастику и массаж широко рекомендуется включать в режим дня грудных детей и детей преддошкольного возраста, не посещающих детские учреждения. Для обучения матерей организуются кабинеты здорового ребенка, школы матерей и университеты здоровья.

В детских дошкольных учреждениях находятся, как правило, здоровые дети, не имеющие абсолютных противопоказаний к занятиям физическими упражнениями. Организму детей дошкольного возраста присуща высокая степень саморегуляции физической нагрузки в процессе самостоятельной двигательной активности и выполнения физических упражнений, поэтому практически перегрузить ребенка физической работой затруднительно. Тем не менее, руководствуясь результатами углубленного медицинского осмотра, врач детского учреждения сообщает воспитателям оценку состояния здоровья каждого ребенка и дает индивидуальные назначения в отношении двигательного режима и физической нагрузки. Эти сведения воспитатель заносит в листок здоровья, Различные упражнения, направленные на развитие и совершенствование ходьбы, бега, лазанья, уже широко представлены в режиме детей дошкольного возраста.

В детском саду в младшей группе в конце учебно-воспитательного года организуется ежедневная утренняя гимнастика, продолжительность которой в средней группе доводится до 5 мин, а в старшей до 8 мин. Специальные занятия гимнастикой и подвижными играми проводятся 2 раза в неделю. В младшей группе такие занятия продолжительностью до 12 мин вводят в конце первой половины года. В средней группе продолжительность специальных занятий по физическому воспитанию установлена 20 мин, а в старшей группе 30 мин. Физические упражнения и подвижные игры включают в работу одновременно большое число крупных мышц.

Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста исключают применение специальных упражнений, развивающих силу и выносливость, связанных с упором и висом. Не даются упражнения, требующие длительного, напряженного внимания и изолированного движения кистями рук, стопой или головой, так как дошкольникам трудно расчленять движения. При подборе упражнений строго учитывают возрастные особенности детей. Так, например, для развития навыка метания в младшей группе подбирают игры, подготовляющие к бросанию, ловле, метанию: катание мяча, перебрасывание его от воспитателя к ребенку; в средней группе вводят перебрасывание мяча от ребенка к ребенку и бросание мяча вдаль; в старшей группе задания усложняются до метания мяча в цель с определенной дистанции. К выполнению этих упражнений, требующих относительно сильных и точных движений, дети старшей группы подготовлены предшествующими занятиями в младшей, а затем и в средней группе детского сада. При проведении специальных занятий учитывается и индивидуальная подготовленность детей.

В тех случаях, когда с детьми не проводились систематически специальные занятия, и они не умеют выполнять простые задания, с ними проводят упражнения и подвижные игры, предназначенные для детей более младшего возраста. В старших группах детского сада может проводиться обучение подготовленных детей плаванию, ходьбе на лыжах, катанию на коньках, езде на велосипеде.

При проведении физических упражнений с детьми младшего школьного возраста (7—12 лет) учитываются необходимость смены упражнений, исключения однообразных движений, очень ограниченное использование силовых напряжений, неблагоприятно влияющих на сердечно-сосудистую систему и дыхание. Сроки начала тренировочных занятий детей по разным видам спорта различны. Разрешается принимать в ДЮСШ детей в секции: гимнастики художественной и спортивной (девочки), фигурного катания, плавания, настольного тенниса с 7 лет; гимнастики спортивной (мальчики), акробатики, прыжков в воду, лыжного спорта (гонки) с 8—9 лет; конькобежного спорта, бадминтона, борьбы, водного поло, волейбола, баскетбола, футбола, хоккея, гребли академической с 10 лет; легкой атлетики, санного спорта, тенниса, конного спорта с 11—12 лет.

В среднем школьно-подростковом возрасте (12 — 15 лет) ограничивают применение упражнений, которые способствуют развитию мышечной силы и могут задерживать рост костей в длину. В этот возрастной период, не исключая необходимости дальнейшей всесторонней физической подготовки, можно начинать занятия по таким специальным видам спорта, как велосипед, тяжелая атлетика, бокс, стрельба стендовая.

Однако с учетом анатомо-физиологических особенностей, присущих этому возрастному периоду, особенно таких, как несоответствие в развитии сердца и сосудов, с одной стороны, и массы сердца и массы тела—с другой, к назначению физических упражнений для подростков следует подходить осторожно.

В юношеском возрасте (15—18 лет) на уроках физкультуры и специальных спортивных занятиях выполняются физические упражнения с определенной последовательностью: скоростные, затем на выносливость и в последнюю очередь силовые.

Особенности организма девочек (расположение органов малого таза, относительная слабость мышечной системы и др.) диктуют необходимость уменьшения общей нагрузки, исключения резких прыжков (с высоты на твердую поверхность), сокращения количества упражнений в упорах на снарядах. На время менструаций девушек освобождают от занятий физкультурой и спортом.

Детей и подростков на основании данных углубленного медицинского осмотра и степени физической подготовленности разделяют на три группы: основную, подготовительную и специальную. Основную группу формируют из здоровых и физически подготовленных детей, подростков и юношей. Подготовительную группу составляют из учащихся с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, но недостаточно физически подготовленных. Детям, подросткам и юношам, отнесенным к подготовительной группе, вводят ограничения в учебных занятиях по физкультуре, особенно в упражнениях на снарядах, в беге и прыжках. Им противопоказаны длительные лешие и лыжные походы, занятия футболом, хоккеем и всеми видами физических упражнений, требующих значительного усилия. Дети и подростки, включенные в подготовительную медицинскую группу, нуждаются для улучшения своего физического развития в дополнительных занятиях, повышении двигательной активности в режиме дня. С этими учащимися следует организовывать подвижные игры в перерыве между занятиями в школе и подготовкой уроков и дополнительные занятия во внеклассное время в секциях общей физической подготовки. Все дети, отнесенные к подготовительной группе, должны проходить медицинский осмотр 2 раза в год, а также после всякого изменения в состоянии здоровья и в связи с длительным (месяц) заболеванием. Дети, подростки и юноши, входящие в специальную группу, имеют значительные отклонения в состоянии здоровья и занимаются физкультурой по особым программам.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой