Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Туризм. 
Спортивная ориентация и отбор

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как отмечают Ж. К. Холодов и В. С. Кузнецов, «слабое проявление свойств личности и качественных особенностей применительно к одному из видов спорта нс может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде». Зачастую на практике… Читать ещё >

Туризм. Спортивная ориентация и отбор (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Спортивный туризм, как престижный вид спорта, имеющий множество дисциплин на современном этапе, объединенных в две большие группы — «маршруты» и «дистанции», привлекает в спортивные секции, походы большое количество детей, подростков и юношей. Занимаясь с ними на протяжении ряда лет, тренерам, за редким исключением, не всегда удается подготовить туриста высокого класса. Далекий от желаемого уровень мастерства команд сборных городов и районов во многом обусловлен просчетами в отборе юных туристов на начальном этапе. Решение данной проблемы возможно лишь при творческом подходе тренера к этому процессу.

Кроме того, следует иметь в виду, что зачастую ребенок приходит в секцию, имея мотивы, не связанные с достижением высоких результатов в спорте. Среди них можно выделить желание быть в коллективе; иметь яркую, модную одежду, снаряжение и экипировку; простое времяпрепровождение (у костра, в лесу и т. п.). Не стоит забывать и о гуманном принципе в отборе, позволяющем личности выбрать тот вид занятия, в котором его потребности в самореализации раскроются в наибольшей степени [22].

Особую актуальность у тренеров вызывает необходимость решения этих вопросов при распределении так называемых бюджетных мест для занятий и учебно-тренировочных сборов, включенных в муниципальный заказ. Кому отдать предпочтение — ребенку, продемонстрировавшему на первых соревнованиях, тренировках хорошие показатели, но не мотивированному на высокие достижения, или тому, кто способен к многолетнему освоению туристских навыков, имеет высокие потребности в самореализации. Необходимо обеспечить точность при определении результатов периодического контроля, внимательно отнестись к мотивации спортсмена, степени его желания и активности.

В спортивном туризме, используя психологическое сопровождение в спортивном отборе, целесообразно рассматривать проявление высшей нервной деятельности — самореализацию — как целостное явление, которое обнаруживается на разных уровнях в структурной организации психики (от психофизического до социально-психологического) и проявляется в контексте жизнедеятельности. Возникает необходимость изучения движущих сил, обусловливающих повышение потребности самореализации, выявление препятствующих барьеров, системных эффектов в построении концепта самореализации в основных сферах жизненной деятельности; выявления тендерных различий у юных туристов с разной степенью потенциала самореализации. Первостепенное значение приобретают глубокое изучение индивидуальных особенностей спортсменов и разработка рациональной методики отбора для занятий конкретной специализацией на основе сопряжения «развития» и «реализации». Юный турист должен быть оценен как сложное существо с его желаниями и потребностями, которые иногда сочетаются, а иногда весьма отличаются. К тому же отбор в этом случае должен быть направлен на выявление талантов и предусматривать прогноз успешности на несколько лет вперед, а не выбор здоровых детей, способных с заданной вероятностью осуществлять назначенное действие. Главная трудность здесь заключается в том, чтобы распознать эти способности, которые в настоящее время еще не проявились [22].

Основной задачей спортивного отбора является всестороннее изучение и выявление задатков и способностей, в наибольшей мере соответствующих требованиям конкретного вида спорта. Тем нс менее в существующей практике часто оцениваются или итоги выполнения конкретного задания, или, напротив, способности юного спортсмена на исходном уровне развития. При этом спортсмены, обладающие более низким исходным уровнем общефизического развития, с самого начала определяются как «неуспевающие», что выражается в дальнейшем закреплении за спортсменами стереотипов «способный» или «слабый». Это вырабатывает соответственную директивную установку тренера и, в свою очередь, оказывает воздействие на оценку их достижений. Последнее абсолютно не характерно для спортивного туризма, где тренер, подбирая команду для похода, нередко выставляет более высокие оценки нс «способному», имеющему на начальном этапе опережение физического развития, а «слабому» в физическом плане, но интеллектуально одаренному и коммуникабельному ребенку, имеющему высокий уровень мотивации в познавательных областях, высокую потребность в самореализации, самоутверждении, самоактуализации.

Как отмечают Ж. К. Холодов и В. С. Кузнецов, «слабое проявление свойств личности и качественных особенностей применительно к одному из видов спорта нс может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде» [29, с. 416]. Зачастую на практике это не учитывастся. Это обусловлено тем, что отбор, например, в спортивном туризме имеет свою специфику. В этом виде спорта крайне важным элементом результативности и успешного роста спортивных достижений на начальном этапе являются психологические критерии спортсмена: темперамент, характер, степень развития внимания, мышления, памяти и волевых качеств. К тому же циклограмма соревновательных календарей в спортивном туризме растянута по сравнению с остальными видами спорта. Так, например, в группе дисциплин «маршруты» в зачет спортсмену может быть выставлено не более двух стартов (зачетных походов) в год, что в значительной степени растягивает сроки периодического контроля повышения спортивной квалификации и, следовательно, затрудняет прогнозирование и планирование работы в физическом развитии. Нередко такой подход к отбору на начальном этапе ставит в тупик развитие группы на последующих этапах, требующих физического совершенства на высококатегорийных маршрутах. Поэтому для отбора в спортивный туризм высших достижений значима не только диагностика о соответствии врожденных задатков интеллектуальных способностей, но и непредвзятый прогноз физического развития юного спортсмена на основе мотивации и активности личности. Верная реализация спортивного отбора должна обеспечивать эффективное создание и реализацию спортивного потенциала.

Остался нс раскрытым вопрос взаимного соответствия и соподчиненное™ процессов психического и физического развития, другими словами — где заканчивается интеллектуальное развитие или деятельность сознания и начинается развитие физическое, формирование традиционных ценностей физической культуры и спорта.

Очевидно, что такая абстракция заложена в правилах спортивного туризма (в группе дисциплин «маршруты»), С одной стороны, это содействует более результативному развитию личности в интеллектуальной сфере без углубления в изучение ее обусловленности психофизиологическим субстратом. С другой — когда абстрагирование заходит чересчур далеко, то отбор споргсменатуриста начинает производиться только по интеллектуальному развитию личности. Подобная крайность свойственна, в частности, представителям экологического и краеведческого туризма.

Сказанное может быть в гой же мере применено и к отбору в спортивном туризме. Рост спортивного мастерства в спортивном туризме (в группе дисциплин «маршруты»), как показывает практика, имеет динамику постепенного перехода от низкокатегорийных походов, где обычно выигрывают команды с опережением развития в интеллектуальной сфере участников, к высококатегорийным походам, где возрастает роль уровня физического развития. К тому же физическая культура и спорт должны быть основаны на принципе паритетности потенциалов, на формировании благоприятных условий для формирования личности всех. В том числе и для детей, обладающих «неравными стартовыми возможностями», в силу изначально более слабого уровня развития.

В то же время для занимающихся спортивным туризмом высокая тревожность может играть положительную роль в малокатегорийных походах, так как позволяет более точно воспроизводить реальные события на рефлексивном этапе.

Исследования позволили определить следующие психотипы, учет которых представляет интерес для спортивного отбора юных туристов. В соответствии с предложенной классификацией могут быть выделены типы: низкая степень напряжения — «турист-высококатегорийник», средняя степень напряжения — «турист-малокатегорийник», высокая степень напряжения — «не турист» [22].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой