Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Персуазивность как способ речевого воздействия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, под персуазивностью понимается способ воздействия на ментальную сферу адресата с целью регулирования его поведения. Также следует разграничивать понятия персуазивности и манипулятивности, так как несмотря на то, что оба явления направлены на изменение мнения, поведения адресата, однако, при манипулятивном воздействии адресат чаще всего не распознает коммуникативную установку… Читать ещё >

Персуазивность как способ речевого воздействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Определение персуазивности

Изучение персуазивности связано с особым направлением в языковедческих исследованиях, в центре которого стоят проблемы изучения процессов и методов воздействия и влияния на людей, их мнения. При этом речь идет о характеристике комплексного взаимодействия языковых (и неязыковых) средств, используемых для достижения коммуникативной цели воздействия.

В настоящее время единого определения понятия персуазивности не существует. Так, например, в своей статье Шелестюк Е. В. отчасти касается определения понятия «персуазивность», где рассматривается «связь аргументативности как текстовой категории с подпороговым восприятием информации» и согласно исследователю «персуазивность — разновидность манипулирования, совокупность способов усиления рационального аргументирования» [Шестелюк, 2008].

По мнению В. А. Белошапковой, «категорию персуазивности формирует оценка говорящим объективного содержания высказывания со стороны его достоверности / недостоверности, выражение уверенного или неуверенного знания» [Белошапкова, 1989].

Согласно исследованиям Е. А. Гончаровой персуазивность представляет собой функционально-прагматическую характеристику сообщения, поэтому представляется возможным рассматривать ее как потенциальный прагматический смысл отдельных единиц языка, а также как общую функциональную характеристику конкретных типов текста [Гончарова, 2001].

Исследователи, рассматривающие проблемы персуазивности, предлагают разграничивать два направления, сложившихся в изучении данного явления. Таким образом, принято выделять психологический подход в изучениииперсуазивности [Hovland, 1953; Petty, 1986; Chaiken, 1986] и лингвистический [Hoffmann, 1996; Mann, 1999]. Дальнейшие критерии для различения зависят от необходимости решения тех или иных психологических, либо лингвистических задач.

По мнению Чернявской В. Е. и Логиновой И. Ю., при осуществлении персуазивного речевого акта существует необходимость воздействовать на сознание адресата, его мнения и оценки, а также необходимость побудить его к совершению определённых действий, изменить его поведение. Реализация этих интенций возможна двумя способами: 1) интеллектуально (с помощью рациональных аргументов); 2) аффективно, с опорой на воображение, на субъективное. Так, персуазивное воздействие предполагает достижение цели при помощи убеждения, опираясь на рациональное обоснование и учитывая эмоционально-оценочные средства воздействия. [Чернявская, Логинова, 2005].

Исследованию персуазивности посвящены несколько известных работ А. В. Голоднова, с чьей точкой зрения мы согласны и используем в данной работе, таком образом, под персуазивностью мы будем понимать «способ воздействия адресанта на ментальную сферу реципиента (его мнения и оценки) с целью регулирования поведения реципиента в интересах адресанта» [Голоднов, 2010]. Соответственно, персуазивным может быть названо любое действие, которое нацелено на то, чтобы вызвать определенное отношение или действие реципиента, необходимое адресанту.

Согласно многим исследованиям также необходимо разграничивать понятия персуазивности и манипулятивности. На сегодняшний день существует большое количество определений манипуляции и манипулятивного воздействия с позиций психологии и лингвистики.

Изначально манипулирование — предмет изучения психологии, в связи с чем Е. Л. Доценко дает следующее определение манипуляции: «манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями». [Доценко, 1997].

И.А. Стернин под манипулированием понимает «воздействие на человека с целью побудить его сообщить информацию, совершить поступок, изменить свое поведение и т. д. неосознанно или вопреки его собственному мнению намерению» [Стернин, 2001].

В своем исследовании С.Г. Кара-Мурза пишет, что манипуляция — это вид скрытого психологического воздействия, которое не должен быть замечен объектом манипуляции [Кара-Мурза, 2012].

Цель речевой манипуляции — «склонить манипулируемое лицо (адресата) к тому, чтобы принять определенные высказывания за истинные без учета всех аргументов» [Чернявская, 2006].

Таким образом, под персуазивностью понимается способ воздействия на ментальную сферу адресата с целью регулирования его поведения. Также следует разграничивать понятия персуазивности и манипулятивности, так как несмотря на то, что оба явления направлены на изменение мнения, поведения адресата, однако, при манипулятивном воздействии адресат чаще всего не распознает коммуникативную установку на изменение его поведения. Также манипулятивность направлена на изменение поведения реципиента в интересах адресанта, в то время как персуазивное воздействие может совпадать с интересами адресата.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой