Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Алгоритм выполнения этапов научно-исследовательских работ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цель исследования — состоит в том, чтобы разрешить какуюто проблему. Практически проблема исследования перерастает в цель исследования. Цель исследования включает такие основные элементы: конечный результат, объект исследования, путь достижения конечного результата. В современных условиях особое значение приобретает исследование проблем, связанных с повышением качества обучения и воспитания… Читать ещё >

Алгоритм выполнения этапов научно-исследовательских работ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Этапы проведения педагогического исследования.

Применение рассмотренных нами методов научного исследования определяются в первую очередь целью и задачами самого исследования и зависят от этапа выполняемой научной работы.

Наиболее общий алгоритм выполнения научно-исследовательских работ включает следующие этапы:

  • 1) обоснование темы исследования ————————
  • 2) выбор объекта исследования ——————————-
  • 3) постановка цели исследования ——————————-
  • 4) выполнение обзора состояния вопроса исследования (по литературным источникам и данным практики) ———————————
  • 5) постановка задач исследования ——————————-
  • 6) разработка гипотезы исследования
  • 7) разработка теоретической основы исследования и предпосылок исследования
  • 8) разработка программы и методики экспериментального исследования
  • 9) проведение теоретического или экспериментального исследования
  • 10) обработка, определение надежности и анализ результатов исследования
  • 11) практическая апробация результатов исследования, определение его эффективности
  • 12) обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования
  • 13) формирование выводов и предложений (рекомендаций)
  • 14) составление и оформление научного отчета (курсовой, дипломной, магистерской) работы, методических рекомендаций, публикаций
  • 15) внедрение результатов исследования в практику.

Научные исследования в зависимости от уровня решаемых ими проблем принято подразделять на 4 типа:

  • 1- теоретические (фундаментальные);
  • 2- поисковые (теоретико-прикладные);
  • 3- прикладные (теоретико-экспериментальные);
  • 4- разработочные (экспериментальные).

Студенты обычно выполняют только 2 типа исследований:

  • · теоретические;
  • · теоретико-экспериментальные.

При разработке тем различных уровней в каждом конкретном случае последовательность включает те этапы общего алгоритма, которые являются необходимыми (см. схему рис. 1, рис. 3), с. 68, 70.

Первый этап

Итак, первый этап проведение исследовательской работы включает обоснование темы, выбор объекта и постановка цели исследования.

Основное внимание при выборе темы исследования уделяется тщательному ознакомлению с литературой и данными практики по изучаемому вопросу.

Для правильного выбора темы научной исследовательской работы необходимо просмотреть список защищенных по этой теме диссертаций, изучить их авторефераты; ознакомиться с результатами новых исследований в смежных отраслях науки. Обобщить и проанализировать накопленные материалы; получить консультации у руководителя по вопросам актуальности проблемы, цели работы и т. д.

Обоснование темы

Основные моменты процесса выбора темы отражаются документально в виде обоснования темы.

Обоснование темы — включает доказательное освещение ее актуальности, теоретической и практической значимости, новизны, практической эффективности и перспективности.

Объект исследования

Выбор темы исследования неразрывно связан с выбором его объекта.

Под объектом исследования подразумевается любая часть реальной действительности (вещь, тело, среда, процесс, явление, структура, связи, свойства и т. п.), противостоящая субъекту в его познавательной и практической деятельности. То есть то, что следует изучить.

Объектом исследования может быть процесс обучения в целом. Но объект следует называть так, чтобы он давал содержательную характеристику.

Наряду с объектом в исследовании выделяется предмет исследования.

Понятие предмета более узкое, чем объекта. Предмет является частью, стороной объекта.

И если объектом исследования является процесс обучения, то предметом исследования могут быть только методы обучения (т.е. часть процесса).

Исследователь должен четко разграничивать, что является объектом, а что предметом исследования.

В качестве предмета исследования может выступать не только элемент педагогической системы, но и сама проблема исследования.

Проблема исследования является характеристикой какой-то проблемной ситуации, отражением противоречий между типичным состоянием проблемы исследования в реальной практике и требованием общества к нему.

Поэтому, когда предметом исследования является уже сам процесс обучения, а объектом исследования — целостный педагогический процесс, то проблемой исследования может стать организация процесса обучения, повышение его эффективности.

Проблема исследования должна быть всегда актуальной и соответствующей социальному заказу.

Анализ проблемы.

В современных условиях особое значение приобретает исследование проблем, связанных с повышением качества обучения и воспитания в дошкольном учреждении, с поиском путей активизации самостоятельности детей, обеспечением национального характера воспитания.

Цель.

После обоснования темы (определения глубины ее разработки), выбора объекта исследования (определение широты разработки проблемы) формулируется цель исследования по данной теме.

Цель исследования — состоит в том, чтобы разрешить какуюто проблему. Практически проблема исследования перерастает в цель исследования. Цель исследования включает такие основные элементы: конечный результат, объект исследования, путь достижения конечного результата.

Эти элементы можно представить в виде алгоритма:

Цель —————- средство ———————- результат Иными словами: что нужно сделать, чтобы достичь конкретной цели.

Привести примеры из авторефератов.

Например, целью исследования можно поставить следующее:

  • · выявить условия рационального сочетания репродуктивных и поисковых методов обучения;
  • · разработать классификацию форм обучения;
  • · рационализировать систему средств обучения;
  • · создать систему обучающих игр.

Вывод: целью любого научного исследования является решение определенной проблемы.

Второй этап.

Задачи исследования

Второй этап проведения исследования позволяет на основе проведения обзора состояния вопроса (или проблемы) осуществить постановку задач исследования.

Что же такое этап «обзора состояния вопроса» ?

Начало исследовательской работы на втором этапе, как правило, начинается с подбора и первичного ознакомления с необходимой литературой.

Инструкция по подготовке курсовых работ устанавливает, что научная работа выполняется на основе глубокого изучения литературы по специальности: учебников, периодической литературы, журналов на иностранных языках, нормативной литературы и т. д.

Для того, чтобы правильно работать с литературой, студенты должны иметь определенные навыки составления библиографии по заданной проблеме.

Иногда эти навыки оказываются несовершенными, и тогда руководитель оказывает студенту необходимую помощь советами и рекомендациями.

Правильное установление списка необходимой литературы в оптимальном объеме имеет большое значение для успешной работы над темой.

Для составления библиографии по теме курсовой работы студент использует имеющиеся в библиотеках систематические каталоги, в которых названия произведений расположены по отраслям знаний.

Алфавитные каталоги, в которых карточки на книги расположены в алфавитном порядке фамилий авторов.

Предметные каталоги, содержащие названия произведений по конкретным проблемам и специальностям, а также различные библиографические справочные издания.

Для подбора периодической литературы следует обращаться к указателям статей, опубликованных в течение календарного года, помещаемых в конце последнего номера журнала за каждый год издания.

Перечень нормативной литературы составляется по специальным периодическим изданиям министерств: «Збірка наказів та інструкцій МОН України», Вісник вищої школи и т. д.

При подборе литературы в первую очередь подбираются относящиеся к теме нормативные государственные документы по образованию: Державна національна програма «Освіта. Україна ХХІ століття», Концепція з дошкільного виховання в Україні, Закон України «Про дошкільне виховання», Базовий компонент дошкільної освіти и другие.

Затем выявляются материалы, в которых отражаются результаты проведенных специальных исследований, излагаются теоретические основы изучаемого вопроса, опубликованные в монографической литературе и периодических изданиях, а также (при необходимости) архивные материалы.

В большинстве случаев для выполнения студентами курсовых работ бывает достаточно изучения отечественной, педагогической и переводной литературы, книг статей.

При этом следует поощрять работу студентов над оригинальными литературными источниками на иностранных языках.

Составленный студентом список необходимой для изучения литературы согласовывается с руководителем, студент приступает к их изучению.

Начальный этап работы с литературой — общее знакомство с содержанием книг и статей по теме.

Лучше всего начинать с детального изучения отдельных источников. Первоначально следует в общих чертах ознакомиться с содержанием литературных источников.

Важно знать порядок изучения литературы:

Обычно начинают со знакомства с работами более общего характера, а затем переходят к источникам, в которых освещаются какие-либо частные проблемы.

Иногда полезно начинать изучение литературы в хронологическом порядке.

Здесь важно знать и грамотно классифицировать источники по значимости и специфике. Различают монографии, статьи, диссертации и т. д. Монография — научная работа в виде книги, которая содержит углубленное исследование одной проблемы или темы, которая принадлежит одному автору или нескольким.

Различают два вида монографий — научные и практические.

Научная монография — это научно-исследовательская работа, которая является обобщением научной проблемы или темы с критическим ее анализом. педагогический курсовая диссертация.

Диссертация — это рукопись, которая хранится в ограниченном количестве экземпляров в конкретных библиотечных организациях.

Научная статья — один из видов публикаций, она содержит изложение промежуточных и основных результатов научного исследования. Освещает конкретный вопрос по теме научной работы.

В первом чтении книг и статей, с которыми автор курсовой работы ранее не встречался, выясняется их структура, содержание, выводы. Обращается внимание на список рекомендованной литературы в конце книги.

Чтобы облегчить дальнейшую работу, студент составляет библиографические карточки литературных источников, с которыми он знакомился. Для этого используются специальные бланки или небольшие листы.

Существуют общепринятые правила описания источников в списках литературы с единой пунктуацией и сокращениями. Этих правил следует придерживаться при составлении библиографических карточек.

Указываются такие сведения:

  • · фамилия и инициалы автора; если книга написана несколькими авторами, то …;
  • · полное и точное название книги, которое не берется в кавычки;
  • · подзаголовок, уточняющий название (если он есть на титульном листе);
  • · сведения о повторности издания;
  • · название города, название издательства без кавычек;
  • · год издания (без слова год).

Пример:

  • 1. Дуброва В. П., Милашевич Е. П. Педагогическая практика в детском саду: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998. 160с.
  • 2. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина.- 2-изд.- М.: Просвещение, 1989.
  • 3. Безруких М. М., Крещенко О. Ю. особенности функционального развития детей 5 лет при обучении в дошкольной гимназии // Начальная школа, 1999, № 2, с. 14.

Комментарий

Если на титульном листе отсутствует фамилия автора (или авторов), то запись данных о книге начинают с названия, после чего указывают фамилию редактора, его инициалы (перед фамилией) и далее все остальные элементы.

Сведения о статьях, опубликованных в сборниках, журналах и других периодических изданиях, должны содержать:

  • · фамилию и инициалы автора статьи;
  • · заглавие статьи;
  • · указание «В кн.» или «В сб.», полное описание источника, в котором помещена статья, а для периодических изданий — название журнала.

Пример

  • 1. Зверев И. Л. Состояние и перспективы разработки проблемы методов обучения в современной школе.- В сб.: Проблемы методов обучения / Под ред. Ю. К. Бабанского, И. Д. Зверева. — М.: Педагогика, 1989, с.5−16.
  • 2. Маркова А. К. пути развития психологии обучения // педагогика, 1991, № 12.

Если студент использует диссертационные или дипломные работы, то при их описании указываются:

  • · фамилия, инициалы автора;
  • · название работы;
  • · название города, в котором работа защищалась;
  • · название места защиты (учреждение);
  • · год исполнения.

В библиографические карточки вносятся краткие аннотации литературных источников, в которых отмечаются основные вопросы.

Повторное чтение

После предварительного ознакомления с литературными источниками и составления студентом собственной небольшой библиографической картотеки по теме, он приступает к глубокому изучению на основе повторного чтения.

При повторном чтении выделяются главная мысль и основные положения, выдвигаемые автором книги или статьи, производится их анализ и осмысливание.

Углубленное знакомство с литературными источниками позволяет критически отнестись к имеющимся в них сведениями. Сопоставить их с данными, известными студенту из ранее изученных материалов и собственных наблюдений. Попытаться определить свою точку зрения на поставленные проблемы.

Итак, как видно, работа с литературными источниками достаточно обширна и требует от студента специальной подготовки.

Поиск научной информации по теме исследования рационально проводить в такой последовательности:

  • 1. Накопление общей информации по проблеме исследования с помощью энциклопедий, толковых словарей, справочников, учебников.
  • 2. Систематизация и использование найденных ссылок для дальнейшего ознакомления с проблемой.
  • 3. Поиск обзоров и монографий ознакомления с проблемой.
  • 4. Систематический поиск с помощью указателей реферативных журналов.
  • 5. Ознакомление с рефератами публикаций по реферативным журналам.
  • 6. Изучение оригиналов научной работы и их конспектирование.

Поиск информации по теме считается завершенным в том случае, если круг ссылок замкнулся, то есть дальнейший поиск не выявляет ссылок на новые работы.

Такой анализ литературы позволяет исследователю сформулировать задачи своего исследования.

В задачах отражается цель исследования.

Цель и задачи исследования

необходимый атрибут, так как они ориентируют студента в выполнении работы. Здесь подтверждением могут стать слова известного английского физика Дж. Томсона:

«Самый главный фактор, определяющий успех исследования, — искать в правильном направлении…»

Для определения задач исследования недостаточно ограничиться изучением литературы. Здесь необходимо знать детальное состояние теории и потребности практики. Выявить, что сделано и какие вопросы не получили освещения или изучены недостаточно.

Задачи исследования могут включать в себя следующие элементы:

  • 1. Решение определенных теоретических вопросов, входящих в общую проблему (например: выявление сущности изучаемого понятия и др.).
  • 2. Экспериментальное изучение практики решения данной проблемы. Выявление ее типичного состояния (причины, недостатки, затруднения).
  • 3. Обоснование необходимой системы мер для решения поставленной дидактической задачи.
  • 4. Экспериментальная проверка предложенной системы мер.
  • 5. Разработка методических рекомендаций для практиков.

Задачи исследования не должны быть глобальными, такими, которые претендуют стать отдельными темами отдельных самостоятельных диссертаций. Они должны «работать» на цель курсовой (дипломной) работы. Не следует увлекаться их количеством, это ведет к громоздкости всей работы и неполного их решения. Следует ставить как прикладные задачи, так и теоретические задачи (введение в научный круг новых понятий, раскрытие их сущности и содержания, разработка критериев и показателей оценки эффективности, принципов, условий и факторов, экспериментальная проверка, подготовка методических рекомендаций для их использования в практике и так далее).

Задачи исследования формулируются в форме перечня действий: «изучить…», «проанализировать…», «установить…», «выяснить…», «обосновать…», и т. д.

Формулировать задачи исследования необходимо как можно тщательнее, поскольку их решение составит содержание курсовой (дипломной, магистерской) работы. Это важно и потому, что названия разделов работы должны соответствовать конкретным задачам и результатам исследования. Цели и задач исследования необходимо обязательно достигнуть.

Изучение литературы по теме курсового (дипломного) исследования не ставит перед студентом задачи заучивания прочитанного. Автор дипломной работы должен хорошо ориентироваться в специальной литературе. Но для этого недостаточно надеяться на свою память.

Поэтому при повторном чтении следует вести записи прочитанного. Обязательным требованием должна быть краткость (излагать суть, не просто цитировать отдельные мысли, а лучше пересказывать их содержание).

При подготовке курсовой работы очень удобно вести такие записи на специальных карточках.

На каждой карточке отдельно фиксируется изученный материал. Этот материал может пополняться, изменяться, обновляться, заменяться другим.

Третий этап исследования.

Он включает в себя разработку гипотезы и теоретических предпосылок исследования, то есть проведение теоретического обоснования или исследования изучаемого объекта.

Гипотеза занимает центральное место в исследовании. Она является конкретной формой научного предвидения.

Гипотеза выступает в виде предположения, которое выдвигается для объяснения изучаемого явления.

Возможны два типа гипотез:

1. Описательные гипотезы, в которых описываются причины, следствия.

Описательные гипотезы не обладают предвидением.

  • 2. Объяснительные гипотезы — в них дается объяснение следствия, характеризуются условия, при которых эти следствия обязательно произойдут. То есть объясняется, в силу каких факторов и условий будет данное следствие.
  • 3. Объяснительно-описательные гипотезы.

Гипотезы в педагогическом исследовании могут предполагать, что одно из средств (или группа) будет более эффективным, чем другие.

Для построения гипотезы необходимо:

  • 1. Уточнить неопределенные или вновь введенные научные понятия как предметы исследования; дать однозначную их трактовку.
  • 2. Четко определиться в объекте исследования; осмыслить его структуру, функции, связи.
  • 3. Дать анализ литературы по проблеме и обобщить основные знания в гипотезу.
  • 4. Ясно и лаконично обосновать гипотезу исследования.

Четвертый этап исследования.

Этот этап включает в себя разработку программы и методики исследования.

Что же такое программа исследования?

Программа определяет проблему, цель, задачи исследования, методы ее решения, а также основные пути и формы внедрения в практику ожидаемых результатов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой