Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Что общего и что различного Вы заметили в героических эпических произведениях народов России?

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Например, «настоящий джигит» башкир, татар, народов Кавказа и Средней Азии имеет некоторые отличия от русского «доброго молодца» родом своей деятельности, кодексом чести, манерой поведения и т. п. В основных же человеческих качествах идеалы совершенной личности все-таки очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие… Читать ещё >

Что общего и что различного Вы заметили в героических эпических произведениях народов России? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для эпических певцов существовали свои названия: у якутов это были олонхосуты, у калмыков — джангарчи, у киргизов — манасчи, у казахов — акыны, у азербайджанцев — ашиги, у украинцев — кобзари и т. д. Общее название для них — сказители. В традициях многих народов было принято петь сказания в сопровождении музыкального инструмента (гуслях — у русских, домбре и думбыре — у башкир, топшууре — у алтайцев, хомсе — у хакасов, хомусе — у якут и т. д.). Сказитель обязан был владеть музыкальным инструментом в совершенстве. Исполнение эпических песен у всех народов было окружено множеством обычаев, оно не могло происходить просто так, в любое время, в любой обстановке. В Средней Азии сказания исполнялись, как правило, на тое (пиру), а якутские олонхо — на ыссыах (летнем кумысном празднике). Исполнение чаще всего приурочивалось к вечерним и ночным часам. В основе эпосов большинства народов России, в первую очередь тюркских и монгольских, лежат мифологические представления, в соответствии с которыми весь мир состоит из трех ярусов — небесного, земного и подземного (подводного). Небожители бессмертны, а земля населена простыми смертными. Небожители доброжелательно относятся к людям и помогают им в борьбе с чудовищами подземного мира, которые олицетворяют силы зла. Время возникновения многих эпических сказаний народов России определено условно, хотя предположения о времени возникновения опираются на научный анализ текста. Рассматривая произведения разных жанров и разных народов, нельзя не заметить в этих сказаниях и общие черты, то характерное, что проявилось с древнейших неповторимых времен. Это касается в одинаковой степени как народов родственных, живущих в историческом соседстве, так и тех, которые в прошлом не соприкасались между собой. Наличие такой общности закономерно, так как чертами общности и яркого сходства пронизаны многие сферы производственной деятельности, социальной организации, быта, культуры народов, особенно на ранних ступенях истории. Эти общие черты свойственны образам титанов, героев, как бы наделенных мощью и знанием всего племени, народа. В большинстве эпических сказаний народов России герой и его конь неразлучны. В описаниях подвигов, побед и временных неудач богатыря конь неизменно играет заметную роль. Для большинства народов, населяющих обширную территорию России, эпос являлся первой и длительное историческое время единственной трибуной народной жизни. В эпосе мы находим прославление верности и товарищества, великодушия и братства народов, ратной и трудовой дружбы между людьми различных наций и верований. Гуманистические идеалы пронизывают и объединяют произведения как народов самых отдаленных эпох, так и произведения, более близкие нам по времени. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в национальном идеале человеческого совершенства.

Например, «настоящий джигит» башкир, татар, народов Кавказа и Средней Азии имеет некоторые отличия от русского «доброго молодца» родом своей деятельности, кодексом чести, манерой поведения и т. п. В основных же человеческих качествах идеалы совершенной личности все-таки очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т. д. У некоторых народов, в частности у адыгов, любовь к Родине — одна из решающих черт совершенной личности — всегда проявлялась вместе с чувством родового и национального достоинства, которое предполагало осуждение и отрицание поведения, порочащего нацию, что способствовало воспитанию ответственности перед родным народом за свое доброе имя, а перед другими народами — за доброе имя своего народа. «Будь таким, чтоб по тебе судили о твоем народе, будь достойным сыном (дочерью) своего народа» — такая идея, часто высказываемая в виде благопожеланий, присутствует в педагогике почти всех народов2. У каждого народа имеется своя система нравственных совершенств: у чувашей — это «семь благ» или «семь заповедей», у бурятов «девять доблестей» и т. д. В характеристиках совершенного человека народы не противоречат, а дополняют друг друга. Общечеловеческие представления о нравственности, красоте, уме складываются из суммы представлений многих поколений, многих народов; идеал совершенной личности также может быть объективно представлен только как гармоническое единство мыслей разных народов о хорошем человеке". Одной из ключевых задач в устном народном творчестве является формирование у человека чувства уважения к другому народу, его традициям и культуре, но прежде этого у него должно быть сформировано национальное самосознание и чувство собственного достоинства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой