Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Литературный памятник Т. Мора «История Ричарда III», как исторический источник

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При этом Т. Мор будучи убежденным монархистом, как и большинство гуманистов и реформаторов, того времени, утверждал, что король не умеющий править силой только своего имени, а поэтому прибегающий к насилию должен для поддержания своего авторитета покинуть пост. Фабриций говорит: «что он желал бы скорее управлять богатыми людьми, чем быть самому богатым, ибо государь, располагающий богатствами… Читать ещё >

Литературный памятник Т. Мора «История Ричарда III», как исторический источник (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Т. Мор, как политический и общественный деятель

Томас Мор — английский юрист, гуманист, политический деятель и писатель эпохи Тюдоров, который по рассказам знал весь ужас гражданской войны Белой и Алой Розы, приведшей к тяжелым социальным последствиям.

Массовое изгнание крестьян вследствие огораживания земель для пастбищ для овец, вело к усилению бродяжничества и росту насильственных и имущественных преступлений, что привело к установлению смертной казни как за убийство, так и за кражи. Как юрист и гуманист Мор не мог спокойно на это созерцать, некоторое время он занимался адвокатской практикой, брал под защиту обиженных, поднимал вопрос о детерминированности преступности, доказывал, что совершение преступлений может быть обусловлено не только индивидуальными особенностями преступников, но и несправедливым устройством общества. Естественно английское государство, как и другие во времена Мора государства оценивали такие высказывания отрицательно.

Став в 1504 г. членом парламента, возглавил оппозицию королю Генриху VII, требовавшему новых налогов, затем заключен в Тауэр, и, будучи освобожден Генрихом VIII, стал судьей и шерифом, затем приближен ко двору.

Поклонник критического отношения Платона к частной собственности и идеалов ранних христиан о всеобщем обязательном труде Т. Мор — лорд-канцлер, прикрыл практику приема подарков от просителей искавших защиты в королевском суде. За отказ присягнуть Генриху VIII, — главе реформированной англиканской церкви признан виновным в государственной измене и казнен 26.

Свои политические взгляды Т. Мор, в произведении «Утопия» высказал на принципах построения идеального государства, противоположных существующих в Европе: коллективная собственность, централизованное распределение произведенной продукции с всеобщей обязательностью труда, аскетическом образе жизни. В государствах того времени не могло быть коллективной собственности, обязательности для всех не более 6 часов труда.

При этом Т. Мор будучи убежденным монархистом, как и большинство гуманистов и реформаторов, того времени, утверждал, что король не умеющий править силой только своего имени, а поэтому прибегающий к насилию должен для поддержания своего авторитета покинуть пост. Фабриций говорит: «что он желал бы скорее управлять богатыми людьми, чем быть самому богатым, ибо государь, располагающий богатствами и проводящий жизнь в удовольствиях, в то время как его народ стонет и страдает, — это не государь, а тюремщик» 27.

Его английское мировоззрение не признает за монархом божественного избрания, так в одной эпиграмме он прямо говорит: «Кто бы ни стоял во главе народа, он своим положением обязан, тем, кто его поставил. Он не должен оставаться дольше, чем хотят того поставившие его. Чем же гордятся эти бессильные властелины? Они остаются на посту лишь до первой смены!» 28.

Томас Мор согласно английским взглядам того времени, был монархистом, но и одновременно противником абсолютизма, и оправдывал сопротивление королю возжелавшему быть деспотом, при этом анархии он тоже не хотел, также, как и власти представительных учреждениях, существующих в Англии. Однако в его разговорах о привилегиях того или иного класса, прерогативах короля мы не встречаем вольностей для народа.

Его идеальному королю, не может подойти ни один реальный, но до вступления на престол Генриха VIII, Мор превозносил ему такие похвалы, что многие считали это грубой лестью, восторженные рассуждения о добродетелях этого короля отражено и в его письмах. Конечно, это больше говорит о его пожеланиях, нежели о действительных ожиданиях от вступления Генриха VIII на престол. Конечно, и Генрих VIII, вступая на престол, пытался очаровать Т. Мора своим обхождением, и Томас не остался безучастным к снизошедшему к нему новому монарху, и не мог написать о его благодетельных качествах.

Оба короля — отец и сын, не желая себе участи Ричарда III, вели тонкую политику по привлечению сторонников. Создавая легенды своей избранности, они требовали безусловного повиновения со стороны своих поданных и преследуя суровыми казнями несогласие или неудовольствие, и эти оба короля ни какими средствами и методами не гнушались для достижения своих целей.

Генриху VII приходилось больше собирать и созидать. А вот Генрих VIII уже мог себе позволить в пышном блеске проявить свою монархическую власть. В то время, как первый вынужден был, действовать со всей осторожностью, опутывая всю Англию сетью шпионов, без жалости конфискуя имущество провинившихся и заподозренных подданных, накапливать в своей казне огромные богатства, второй уже может позволить себе расточительство.

И привыкнув к роскоши, поражавшей иностранцев, Генрих VIII принялся за конфискацию монастырских имений, чего не мог себе позволить его отец.

Поскольку Генрих VIII был вторым сыном, он предназначался к духовному званию, и поэтому получил «ученое» воспитание, этим объясняются его симпатии к гуманистам и надежды которые те в ответ на него возлагали, аналогично и Т. Мор приветствовал наступление новой эры, августовского века.

Однако образованность, по словам Вебера, служила для него тем же, чем для него являлись турниры, карусели, балы, по тщеславию он не желал уступать, ни одному другому монарху, и как многие из них был покровителем искусств и наук. Просвещенный деспотизм оказался для Т. Мора страшнее предыдущего. Поскольку Генрих VIII обращался со своими советниками так же, как и с женщинами: потеряв к ним вкус, он освобождался от них, пуская в ход всякие средства, до кровавой казни включительно 29.

Томас Мор настолько выделялся среди своих современников — умнейший человек своего времени, прекрасный делец, весьма большой авторитет, написавший книгу слава, о которой разнеслась далеко за пределы Англии, что его нельзя было игнорировать — все это заставило Генриха VIII обратить на него внимание и постараться привлечь на свою сторону. И при всем своем недоверии к королям и двору, у Мора, желающего принимать активное участие в политической жизни страны, должен был волей-неволей примкнуть ко двору.

Правда, возможно, действовать, на почве религиозной, но членом римско-католической иерархии Мор уже отказался быть, да и к новому религиозному движению Мор вовсе не симпатизировал. Поэтому у него жаждавшего широкой политической деятельности не было выбора, и он сдался на заманчивое предложение короля, зная о знакомстве короля с его трудом «Утопия».

Первоначальное знакомство привело к такому сближению, что это была бы задушевная дружба, если бы речь не шла о Генрихе VIII. К тому же Томас, по словам современников, представлял собой приятного собеседника, а своими остроумными речами он отвлекал короля от уже надоевшей ему Екатерины. Редкий день проходил без их общения — наука, теологи, литература, даже административная деятельность Уолси — было предметом их бесед.

Прогуливаясь в лунные ночи по парку, Томас объяснял своему монарху движения небесных светил, но быть остроумным балагуром об этом ли мечтал он, ни на какие политические шаги подвинуть Генриха VIII в нужном для Мора направлении тому не удавалось. Хотя в первое время Мор за неимением свободных вакансий выполнял обязанности докладчика прошений, затем члена тайного совета, и приемником должности кардинала Уолси после смещения того. И Мор осознавав это, начал пускаться на хитрости становился серьезным, когда Генрих ждал шуток. План удался, и король охладел к нему, чему Мор был несказанно рад, посвятив свое время семье и воспитанию детей.

После развода короля с Екатериной, против которого Мор активно выступал, хотя король всячески стремился иметь его союзником в этом вопросе, он был за столом Анны Болейн лишним, хотя временами дружба между ними опять вспыхивала, и король звал к себе любимца… Поскольку Мор не был причастен к дворовым интригам, пользовался большим авторитетом в парламенте, и наконец, как думал король покорить неподкупное сердце философа-утописта, всем ему обязанного — поднявшего его из ничтожеств до высочайших почестей, назначив его канцлером.

Но король ошибся — ничем Мор себя на этом посту не проявил, кроме как, проявив большую энергию, привел в порядок крайне запущенные дела своих предшественников, конечно не того ждали и король и его приближенные от автора «Утопии», великого гуманиста, державшего в своих руках королевскую печать. Мор не только не добыл себе славы, но и позволил себя оклеветать тяжкими обвинениями, якобы пытками и казнями еретиков.

Испросив величайшего позволения, он лично явился к королю и передал ему государственную печать, король милостиво поблагодарил его за честную службу, обещая не забывать его в своем королевском расположении.

После выхода в отставку началось его героическое поведение борца за идею, ясно предвидевшего неизбежность кровавого конца, хотя первоначально небо и король были к нему милостивы, но он добился того, к чему готовился всю свою жизнь, сдружившись с мыслью о неизбежности своей насильственной смерти 30.

Таким образом, Томас Мор умер за идею, обиженный, что король не захотел пользоваться его советами, но была ли в этом, вина короля, предоставившего Мору возможность самому претворить в жизнь свои идеи. Генрих VIII возможно, хотел превратить частную собственность подданных в коллективную собственность, чтобы у государства (короля) были новые рычаги управления, хотя потом Т. Мору все равно может быть отрубили бы голову.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой