Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Кризис традиционализма. 
Мировая история в XVI–XVII вв.: переход к новому времени

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако должные охватить всё российское общество, эти процессы проявились практически лишь в высших его слоях и лишь незначительно коснулись более широкого числа жителей городов. Основная масса населения огромной страны жила по старинке, с собственными представлениями о происходящем. А это, в свою очередь, возводило серьёзный барьер между высшим и остальными сословиями страны. В XVII в. в России… Читать ещё >

Кризис традиционализма. Мировая история в XVI–XVII вв.: переход к новому времени (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Уже к началу XVII в. стало ясно, что при сохранении традиционного экономического и политического уклада, основ духовной жизни и быта Россия не сможет стать вровень не только с ведущими державами, но и с соседними, не самыми развитыми европейскими странами. Это было внешним вызовом российской цивилизации, ответить на который она была обязана. Весь XVII в., прошедший в военных столкновениях России с уходящей вперёд Европой, показывал отставание нашей страны практически во всех областях её развития. Сама Смута была вызвана, наряду с другими причинами, несовершенством политического и социального строя России.

Вступление Западной Европы, а затем и России в Новое время усилило взаимосвязь и взаимозависимость самых различных стран. Постепенно складывалась единая система мировых взаимосвязей, в которой каждый элемент выступал как часть общей системы. В этих условиях любое, а тем более стадиальное отставание какой-либо страны в темпах развития создавало угрозу суверенитету государства.

Отставание России в военном отношении привело к серии военных неудач в начале XVII в. Лишь перестройка армии на новый лад с помощью зарубежного опыта спасла положение и привела к относительным военным успехам XVII столетия.

Экономическое отставание России грозило со временем превратить её в рынок сбыта европейских товаров и в источник дешёвого сырья для растущей промышленности стран Западной Европы. Малопродуктивность сельскохозяйственного производства, дополненная поздним введением крепостничества, завершила формирование в России системы внеэкономического принуждения — в конечном счёте неэффективной и исторически обречённой.

Обычный для переходного периода к Новому времени кризис традиционных политических и социальных институтов в России совпал с завершением становления единого Российского государства. Это наложило специфический отпечаток на его дальнейшее развитие. Наличие архаичных форм политической жизни вело к неразберихе, коррупции, бюрократизму и в итоге — к неэффективному управлению страной.

В области культуры перелом начался со второй половины XVII в. Культурное влияние Запада на Россию, начавшееся ещё при Иване III и Иване Грозном, заметно усилилось в первой половине XVII в. под воздействием контактов с Речью Посполитой, присоединения Украины. Правда, культурное влияние было ещё не только не определяющим, но и эпизодическим, оно охватывало лишь незначительную часть правящей элиты. Однако это явилось началом процесса европеизации, который стал определяющим в правление Петра I.

Вместе с тем в допетровское время процесс усвоения западных культурных ценностей, норм и обычаев носил в значительной степени эволюционный характер. Пётр же отверг подобный путь и единственно возможным сделал путь замещения традиционных культурных ценностей новыми, порой чуждыми большинству населения. При этом веками складывавшиеся ценности и ориентиры объявлялись властью отжившими и не подлежащими воспроизводству. Стране предлагалось начать свой культурный путь как бы с чистого листа. Это касалось не только искусства. Европеизация предполагала становление в России европейской системы просвещения, науки, быта нового образца, а во многом и новых морально-этических установок.

Однако должные охватить всё российское общество, эти процессы проявились практически лишь в высших его слоях и лишь незначительно коснулись более широкого числа жителей городов. Основная масса населения огромной страны жила по старинке, с собственными представлениями о происходящем. А это, в свою очередь, возводило серьёзный барьер между высшим и остальными сословиями страны.

Таким образом, переход России к Новому времени, начавшийся в XVII в. практически во всех сферах жизни общества, был неизбежным и отражал кризис традиционализма. Он завершился в основных чертах к концу XVIII в. и повторил те основные черты, которые этот процесс имел на Западе. Вместе с тем в России он имел и ярко выраженную специфику.

В XVII в. в России шёл процесс эволюционного и постепенного усвоения форм и приёмов искусства Нового времени. Пётр I, прервав эволюцию, революционным образом форсировал процессы, естественно протекавшие на протяжении всего XVII в. Это было насильственное, проводившееся путём жёсткой государственной политики замещение традиционной, русской культуры новой, европейской.

Характерным для Нового времени, как в Европе, так и в России, стало реформирование церкви. Церковный раскол в XVII в. привёл во многом к освобождению от старой, византийской традиции и тем самым облегчил диалог России с Западом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой