Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

История политических и правовых учений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Другим критерием, которым руководствовались в своей этической философии граждане совершенного государства, была религия, утверждающая идею бессмертия души, ее божественного предназначения к счастью. Гуманность утопийской этики подкреплялась так же верою в загробное воздаяние за добрые и дурные дела. Утопийцы были убеждены в том, что к добродетельной жизни, согласно законам природы, люди… Читать ещё >

История политических и правовых учений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет — история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий.

В предмет истории политических и правовых учений включаются только учения, содержащие решения общих проблем теории государства и права. История политических и правовых учений рассматривает, прежде всего, динамику, движение теоретической мысли. Она ищет закономерности возникновения, развития и ухода в прошлое политических и правовых идей, учений и идеалов. Ведь каждая политико-правовая доктрина так или иначе опирается на представление о наилучшем или о лучшем из возможных устройстве жизни общества и государства. За время многовековой истории государства и права возникло очень много политико-правовых доктрин, созданных различными мыслителями концепции и формы их изложения столь же разнообразны, сколь разнообразны вообще результаты индивидуального творчества. Закономерностью развития политико-правовой идеологии на ее теоретическом уровне является то, что любое учение о государстве, праве, политике строится с учетом современной ему политико-правовой действительности, которая обязательно отражается в самом, казалось бы, абстрактном теоретическом построении. Каждая большая эпоха сословного и классового общества имела свои, свойственные ей политико-правовые учреждения, понятия и способы их теоретического объяснения. Поэтому в центре внимания теоретиков государства и права разных исторических эпох были различные политико-правовые проблемы, связанные с особенностями государственных учреждений и принципов права соответствующего исторического типа и вида.

Так, в рабовладельческих государствах Древней Греции главное внимание уделялось устройству государства, проблеме круга лиц, допущенных к участию в политической деятельности, государственно-правовым способам укрепления господства свободных над рабами. Этим и были обусловлены повышенное внимание к теоретическому определению и классификации форм государства, поиск причин перехода одной формы правления в другую, стремление определить наилучшую, идеальную форму правления. В средние века основным предметом теоретико-политических дискуссий стал вопрос о соотношении государства и церкви. В центре внимания идеологов буржуазии XVII—XVIII вв. стояла уже проблема не столько формы правления, сколько формы политического режима, проблема законности, гарантий равенства перед законом, свободы и прав личности. XIX—XX вв. выдвинули на первый план вопрос о социальных гарантиях прав и свобод человека, а с конца XIX в. проблема форм правления и политического режима государства была существенно дополнена исследованием связей с политическими партиями и другими политическими организациями.

1. Охарактеризуйте модель идеального государства Т. Мора (XI в.) Выявите в ней соотношение античной и христианской традиции Эпоха Возрождения — это «возвращение к истокам», т. е. к античной культуре. Основной характеристикой этого времени стал гуманизм (от лат. humanus — человечный). Расцвет культуры Возрождения пришел на конец XIVв. Из северной Италии на протяжении XV—XVI вв. культура Возрождения проникала на север, достигнув к XVI в. и Англии. Предпосылками эпохи Ренессанса стали достижения материальной культуры: изобретение компаса и пороха, появление и быстрое распространение книгопечатания. Компас способствовал великим географическим открытиям, порох обеспечивал военное преимущество европейцам перед американской культурой, книгопечатание, утрате монополии церкви на распространение знаний.

Династическая война в Англии, известная как война Алой и Белой Розы, привела к тяжелым социальным последствиям. Одновременно шел процесс становления капитализма: быстро развивалась шерстяная промышленность в форме капиталистической мануфактуры. Замена хлебопашества овцеводством привела к массовому изгнанию крестьян с насиженных мест.

Томас Мор (1478−1535) — английский юрист, гуманист, политический деятель и писатель, оценил эту ситуацию таким образом: «овцы … пожирают даже людей, опустошают и разоряют поля, дома, города».

Логическое основание политического и правового учения Мора.

  • · Находился под влиянием гуманистических идей эпохи Возрождения.
  • · Воспринял критическое отношение Платона к частной собственности.
  • · Придерживался идей ранних христиан о всеобщем обязательном труде.

Томас Мор был автором 280 латинских эпиграмм, переводных произведений, а также небольших поэм. Он активно занимался переводами с древнегреческого языка, который в его эпоху был гораздо менее популярен, чем латинский.

Основная работа: «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и его новом острове Утопии». Эта книга получила всемирную известность под названием «Утопия». Впервые была опубликована в Бельгийском городе Лувене в 1516 г. В ней автор описал идеальное государство как теоретическую альтернативу существующему английскому (европейскому) государству. Описание этого государства дается словами одного из путешественников — Рафаэля Гитлодея, который побывал на острове Утопия, расположенном гдето в Новом Свете. Гитлодей — участник диалога с Мором.

В оценке Мора, «огораживание земель» в Англии привело к массовому бродяжничеству и связанному с ним росту преступности.

В уголовном законодательстве Англии, как за кражи, так и за убийства была установлена одна и та же санкция — смертная казнь.

Будучи гуманистом, Мор признал такое уголовное законодательство несправедливым, считая, что «карать смертью за простую кражу — чрезмерное наказание»; «нисколько не справедливо за отнятые деньги отнимать у человека жизнь. Ибо ничего из того, что есть в мире, не может сравниться с человеческой жизнью». Мор высказал тезис о социальной детерминированности преступности, согласно которому совершение некоторых преступлений может быть обусловлено не только индивидуальными особенностями личности, но и несправедливым устройством общества.

Партия буржуазного государства и буржуазного права, английское государство и другие известные Мору государства оцениваются им отрицательно. Сущность всех этих государств одна: «заговор богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах». 2 Законы этих государств, представляют собой ухищрения, позволяющие богатым использовать труд бедных людей для большего своего обогащения.

Идеальное государство Утопия Мора построено на принципах, прямо противоположных принципам всех существующих европейских государств.

Это принципы:

· коллективной собственности

В европейских государствах не действовал.

В идеальном государстве «распределять все поровну и по справедливости, а так же счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив частную собственность. Если же она останется, то у наибольшей и самой лучшей части людей навсегда останется страх, а так же неизбежное бремя нищеты и забот».

· всеобщей обязанности труда

В европейских государствах не действовал. Было много праздных сословий (монахи, священники, женщины и др.).

В идеальном государстве все работают, поэтому каждому достаточно работать не более 6 часов. Мор верил, что всеобщая обязательность труда, причем общеполезного труда, осуществляемого коллективно, — это залог высокопроизводительного производства, доселе неизвестного.

· аскетического образа жизни

В европейских государствах не является универсальным.

В идеальном государстве утопийцам присущи минимальные потребности и совсем не свойственно стремление к роскоши. Утопийцы носят одинаковую одежду и пренебрежительно относятся к изделиям из золота: из него они делают сосуды для нечистот и цеп для рабов. Мор допускает в своем идеальном обществе рабство, поскольку, по его мнению, это: наиболее гуманный метод наказания преступников; решение проблемы «неприятных работ». Статус раба — это временный статус, который имеют лица, совершившие преступление и в качестве наказания, выполняющие тяжелые работы. (Институт рабства, вызвал у многих современных комментаторов ора негативную оценку. Так, российский правовед Н. Н. Алексеев (1879−19 640) находил в институте рабства прообраз одного из институтов, на которых основывались тоталитарные режимы XX в.

· централизованного распределения произведенной продукции:

все, что произведено утопийцами, накапливается на складах, расположенных в центре города. Распределение осуществляется централизовано, с учетом потребностей той или иной семьи. Какая бы то ни было денежная система расчетов отсутствует.

Идеальное государство — это государство со смешанной формой правления.

Цель и главная задача идеального государства — обеспечить счастье граждан.

Идея смешанной формы правления, состоящая из трех простых форм: монархии, аристократии и демократии, — была высказана еще Полибием и Цицероном.

Структура идеального государства.

Всеутопийский сенат — высший орган утопийского государства.

Состав — 162 человека: по 3 старца от каждого из 54 городов.

Обсуждает общие дела острова: перераспределение продуктов, рабочей силы и др.

Народное собрание — в каждом городе.

Народное собрание — решает наиболее важные дела в городе.

Князь во главе каждого города.

Князь избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом: «тайным голосованием намечают князя именно — одного из тех четырех кандидатов, которых им предложил народ. Каждая четвертая часть года избирает одного и рекомендует его сенату».

Князь несменяем, «если этому не помешает подозрение в стремлении к тирании».

Филарх — выборное должностное лицо. В каждом городе — 6000 патриархальных семей. Филархов избирают от каждых 30 семей, следовательно, в каждом городе 200 филархов, которые и избирают князя.

Сенат города Уголовным преступлением считается принимать решения по общественным делам помимо сената ил народного собрания.

В Сенат города входят Князь и профилархи (выборные должностные лица, которые избираются ежегодно). Один профиларх приходится на 300 семей. Каждый профиларх руководит 10 филархами.

В идеальном государстве законов мало, поскольку нет частной собственности и споров, связанных с ней.

В «Утопии» автор придерживается взглядов философии древних греков и христианских традиций. Обращаясь к анализу этического аспекта «Утопии», не трудно заметить, что главное в утопической этике — это проблема счастья, которое заключается в удовольствии и наслаждении, но «только в честном и благородном», основанном на добродетели устремлении к «высшему благу», к которому «влечет нашу природу добродетель». Ставя и решая эти «вечные» проблемы Мор уходит в древнегреческую философию Платона и Аристотеля. Об этом свидетельствуют не только общность поставленных проблем и терминологии, но и многочисленные текстуальные совпадения «Утопии» с диалогами Платона «Филеб», «Государство», а так же «Этикой» Аристотеля. При этом речь идет о глубоком понимании существа этической философии Платона, без искажений и хрестианской тенденциозности, которую было бы естественно предположить у католика Мора. Прежде всего, это обнаруживается при рассмотрении Мором таких важных категорий, как удовольствие и наслаждение.

Понятие «удовольствие» этика утопийцев определяет как «всякое движение и состояние тела и души, пребывая в которых под предводительством природы, человек наслаждается». Так же как и в диалоге Платона «Филеб», в «Утопии» дается тщательная классификация родов и видов удовольствий. Больше всего утопийцы ценят духовные удовольствия, которые они считают «первыми и главенствующими». Таковыми являются удовольствия, связанные с упражнениями в добродетели и с сознанием беспорочной жизни.

Другим критерием, которым руководствовались в своей этической философии граждане совершенного государства, была религия, утверждающая идею бессмертия души, ее божественного предназначения к счастью. Гуманность утопийской этики подкреплялась так же верою в загробное воздаяние за добрые и дурные дела. Утопийцы были убеждены в том, что к добродетельной жизни, согласно законам природы, люди предназначены самим богом. Обосновывая с помощью религии этику совершенного государства, автор «Утопии» исходил из ложной идеи о несовместимости человеческой морали с аскетизмом, и в этом он оставался сыном своего времени. Однако, сама религия утопийцев проникнута духом рационализма и приобретает несколько утилитарный характер, поскольку она освещает лишь то, что отвечает интересам всего общества. Из религии берется ровно столько, сколько требуется для обоснования гуманистических идеалов этики и политики, наиболее разумных, по мнению Мора.

Религии утопийцев отличалась друг от друга в каждом городе, общим было соблюдение норм морали, установленных политических порядков, которые, по мнению Мора, обеспечивались верой в бессмертие души. Мор создал свою «Утопию» в период гуманистических исканий путей реформы церкви, по-видимому, не считал религиозную концепцию «Утопии» противоречащей учению Христа и христианской религии. В 1520 реформатор Мартин Лютер опубликовал три работы: «Обращение к христианскому дворянству немецкой нации», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина». В этих работах Лютер изложил свое учение о спасении через веру, отверг таинства и другие католические практики и указал на злоупотребления и пагубное влияние Римско-католической церкви. В 1521 году Генрих VIII ответил на критику Лютера манифестом «В защиту семи таинств», вероятно, написанным и отредактированным Мором. В свете этой работы папа Лев X наградил Генриха VIII («Защитник веры») за его усилия в борьбе с ересью Лютера. Мартин Лютер ответил Генриху VIII в печати, называя его «свиньёй, болваном и лжецом». По просьбе Генриха VIII Мор составил опровержение: Responsio Lutherum. Оно было опубликовано в конце 1523 года. В Responsio Мор защищал верховенство папы, а также таинство других церковных обрядов. Эта конфронтация с Лютером подтвердила консервативные религиозные тенденции, которых придерживался Мор, и с тех пор его творчество было лишено всякой критики и сатиры, которые можно рассматривать как вред авторитету церкви.

2. Составьте сравнительную таблицу по теме «Сходство и различие политико — правовых концепций Томаса Гоббса и Джона Локка по следующим критериям: учение о естественном состоянии, сущность общественного договора, соотношения личности и государства, собственность, отношение к революции, к теории разделения властей, права человека и др.

Сходство и различие политико-правовых концепций Томаса Гоббса и Джона Локка.

Критерии.

Политико-правовая концепция Томаса Гоббса.

Политико-правовая концепция Джона Локка.

учение о естественном состоянии.

Изображает как «состояние войны всех против всех». В естественном стоянии, где нет общей власти, закона и справедливости, каждый имеет право на все — в этом и состоят его естественное право и свобода.

Состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность.

сущность общественного договора.

Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Договор об учреждении государства (суверенной общей власти), держащего людей в страхе и направляющего их действия к общему благу. Договорная концепция используется для обоснования абсолютистского государства, суверенная власть которого носит произвольный и бесконтрольный характер.

Целью общественного оговора об утверждении государства является обеспечение неотчуждаемого (в условиях государственной жизни) естественного права каждого на его собственность, то есть его жизнь, свободу и имущество. Договорные отношения людей с государством — это постоянно длящийся и обоснованный процесс, основанный на принципе согласия. В соответствии с этим принципом народ, будучи источником суверенитета, имеет право свергнуть деспотическую власть как нарушителя условий общественного договора.

соотношение личности и государства.

Государство распоряжается силами и способностями отдельных лиц в интересах общего блага. Абсолютную власть государства над обществом и людьми.

Люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает произвольной абсолютной властью.

собственность.

Право собственности подданного состоит вправе отказать все другим подданным в пользовании, но не вправе отказать своему суверену, будь он собранием или монахом.

Каждый человек обладает некоторой собственностью, заключающейся в его собственной личности. На которую, никто, кроме, него самого, не имеет никаких прав. Труд его тела и работа его рук по самой природе вещей принадлежит ему. То, что человек извлек из предметов, созданных и представленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит, — и тем самым делает это своей собственностью.

отношение к революции.

Подданные обязаны понимать бесполезность изменения формы правления. Томас Гоббс был убежденным противником всяческих революций.

Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы — народ имеет право на восстание, считал Джон Локк.

теория разделения властей.

Томас Гоббс критикует разделение властей в государстве, отстаивает абсолютную власть неограниченного монарха.

Джон Локк предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. Последней должны быть подведомственны вопросы внешней политики. Локк не разделял судебную власть и исполнительную, не отделял суд от администрации.

права человека.

В случае согласия на то других, человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей, по отношению к себе. Ибо до тех пор, пока каждый человек держится за это право — делать все, что он хочет, все люди буду находиться в стоянии войны.

В обществе люди вынуждены находиться частично отказаться т своей природной свободы. Гарантом естественных прав и свобод является государство, издающее законы, снабженные определенными санкциями. Люди, частично отказываясь от своих естественных прав и свобод, передают их обществу в целом. Право на жизнь и владение имуществом, свободу равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах.

религия.

Считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.

Настаивал на отделении церкви от государства.

Томас Гоббс (1588−1679) — английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история.

Основные работы: «О гражданине» (1642), «Левиафан или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651). Эти сочинения Томаса Гоббса были внесены в «Индекс запрещенных книг».

Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления вообще.

Гоббс — один из основателей «договорной» теории происхождения государства.

Выделял три формы государства: демократию, аристократию и монархию. Демократию он не одобряет потому, что при ней возникают партии, что ведет к гражданской войне. Аристократия лучше, но она тем совершеннее, чем меньше походит на народное правление и чем больше сближается с монархией. Лучшая форма государства — монархия, она более всех других соответствует идеалу абсолютной и неразделенной власти.

Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Люди созданы Творцом равными в физическом и интеллектуальном отношении, у них равные возможности и одинаковые, ничем не ограниченные «права на все», имеется и свобода воли. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс не утверждает, что все государства возникли путем договора. Для достижения верховной власти есть, по его мнению, два пути — физическая сила (завоевание, подчинение) и добровольное соглашение. Первый вид государства называется основанным на приобретении, а второй — основанным на установлении, или политическим государством.

Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.

Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Главный и самый фундаментальный естественный закон у Гоббса предписывает всякому человеку добиваться мира, пока есть надежда достигнуть его. Второй естественный закон предусматривает, что в случае согласия на то других людей человек должен отказаться от права на вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты. Из второго естественного закона вытекает краткий третий: люди должны выполнять заключённые ими соглашения. Остальные естественные законы (их 19) могут быть, резюмированы в одном лёгком правиле: «не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе».

Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора.

Джон Локк (1632−1704) — английский политический и правовой мыслитель, педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма.

Теоретические построения Локка отметили и более поздние философы, такие как Давид Юм и Иммануил Кант. Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания.

Локк — основатель философии эмпиризма. По его мнению, до возникновения у нас каких-либо ощущений наше сознание представляет собой — чистую доску. При этом Локк полагал, что сознание играет активную роль: оно обрабатывает все ощущения по мере их поступления.

Отчасти Локк оставался рационалистом. «Он, например, считает определенные этические нормы чем-то само собой разумеющимися для всех. Он отстаивает идею естественного права, а это признак рационализма». 1.

Основные работы: «Опыты о законах природы» (1662−1664), «О медицинском искусстве"(1669), «Два трактата о правлении». Две книги. (1690). В первой книге Локк опровергает теорию патриархального происхождения государства. Во второй — подверг критике саму абсолютную монархию, которая, по его мнению «несовместима с гражданским обществом» и не может быть вообще «формой гражданского правления». 2.

Вслед за Гоббсом Локк допускал первоначальное существование людей в естественном состоянии. Но, в отличие от Гоббса, который полагал, что естественное состояние есть состояние войны всех против всех, Локк представлял его состоянием мира разумных людей. Он полагал, что в естественном состоянии людям принадлежат естественные права, такие как жизнь, свобода и собственность, пользование которыми «весьма ненадежно» и «весьма небезопасно». Поэтому основная проблема, которая начинает волновать людей, это проблема «взаимного сохранения своих жизней, свобод и владений». Итак, в догусударственном состоянии существуют равенство индивидов в обладании правами на жизнь, свободу, собственность — что и есть, в трактовке Локка, триада естественных прав человека.

По мнению Локка, естественное (догосударственное) состояние имеет три недостатка:1 «нет установленного, определенного, известного закона, который был бы признан и допущен по общему согласию в качестве нормы справедливости и несправедливости», 2 «нет знающего и беспристрастного судьи», 3 «не достает часто силы, которая могла бы подкрепить и поддержать справедливый приговори привести его в исполнение».

Эти недостатки позволяют индивидам беспрепятственно осуществлять на практике триаду естественных прав на жизнь, свободу и собственность. Только государство, по мнению Локка, позволяет людям преодолеть все недостатки естественного состояния и добиться беспрепятственного пользования триадой своих естественных прав: «…великой и главной целью объединения людей в государство и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их собственности».

Государство было создано путем заключения общественного договора. Триада естественных прав человека в трактовке Локка является одновременно и триадой неотчуждаемых прав. В отличие от Гоббса, который полагал, что индивиды, заключая общественный договор, отказываются от своих естественных прав в пользу суверена, Локк считал, что государство должно признать неотчуждаемый характер этих прав.

Локк — теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закону). Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора. Он первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях, т. е. решает вопросы внешней политики.

Принципиальное значение для Локка имеет значение разделение законодательной и исполнительной властей, а так же обоснование их соподчинения. Законодательная власть должна быть верховной по отношению к исполнительной и федеративной властям.

Самым решительным образом Локк настаивает на отделении церкви от государства.

Заключение

Работа Томаса Мора «Утопия» оказала большое влияние на последующее развитие социалистической политической и правовой идеологи.

«Утопия» стимулировала появление проектов радикального изменения общества. В XVI в. В Новой Испании (современная Мексика) последователями идей Мора была предпринята попытка учредит среди коренного населения порядки утопийцев. Томас Мор — родоначальник проектов государств, основу которых составляют производственные коммуны. Мор осуществил мысленный эксперимент по созданию справедливого государственного строя в интересах большинства.

У Томаса Гоббса впервые получила развернутое изложение теория договорного происхождения государства, которое не является больше естественным образованием, а выступает как результат сознательного выбора, в основе которого лежит добровольное соглашение людей.

В конце XVII и затем в XVIII в. теория договорного происхождения государства была развита и дополнена Дж. Локком, который обосновал необходимость ограничения полномочий государства неотчуждаемыми естественными правами человека. В дальнейшем теория разделения властей Локка была развита французским политическим и правовым мыслителем Ш. Л. Монтескье. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Эта концепция была использована Томасом Джеферсоном (1743−1826), подготовившим проект Декларации независимости США (1776) и использовавшим локковскую триаду неотчуждаемых естественных прав человека (жизнь, свобода, собственность), но несколько в другой редакции (жизнь, свобода, стремление к счастью).

  • 1. История политических и правовых учений, XIX в. М.1993.
  • 2. История политических и правовых учений. XVII—XVIII вв.- М., Наука, 1989.
  • 3. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение.- М., Наука, 1986.
  • 4. Мачин И. Ф. История политических и правовых учений. М., 2012.
  • 5. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений. М., 2009.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой