Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы стратегического анализа, выбора и разработки стратегии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

SWOT — анализ используется на этапе проведения стратегического анализа, предполагает определение степени влияния макроокружения на деятельность организации, выявление возможностей и угроз, определение степени влияния микроокружения на деятельность организации, оценка конкурентных позиций организации (преимуществ организации и возможностей рынка), определение потенциала организации и ее слабых… Читать ещё >

Методы стратегического анализа, выбора и разработки стратегии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие рыночных отношений делает необходимым изменение сложившихся стереотипов хозяйствования и характера управления. Они все больше требуют от руководителей умения видеть перспективы и принимать обоснованные стратегические решения. И в первую очередь это относится к деятельности, определяющей перспективы развития предприятий. Решения в отношении товаров, расположения, структуры, назначения высшего руководства и т. п. являются основополагающими и затрагивают различные, но в тоже время взаимосвязанные аспекты деятельности фирмы, которые, будучи взяты вместе, определяют эффективность достижения намеченных целей. Они всегда оказывают влияние на эффективность работы фирмы. То, как принимаются и реализуются эти основные (стратегические) решения, можно определить как процесс, стратегического менеджмента. Стратегический менеджмент — наиболее современная модификация современного управления деловой организацией, обеспечивающая выработку долгосрочной стратегии для победы в конкуренции, создающая управленческий инструментарий, способный превратить концепцию стратегии в конкретный производственно-хозяйственный план, подлежащий реализации на практике. Стратегический менеджмент — это управление, в котором отдается приоритет стратегии над тактикой, в котором стратегия оказывает определяющее влияние на все характеристики управления: структуру, функции, планирование, контроль, работу с персоналом, информационные технологии и пр. Разработка и реализация методологии и конкретных форм стратегического менеджмента — результат эволюции теории и методологии управления. Они вызваны глубокими объективными предпосылками, вытекающими из ускоряющихся темпов изменения организационной среды деятельности любой фирмы. Наибольшую сложность в стратегическом управлении представляет стратегический анализ, суть которого заключается в умении руководителя правильно применить теоретические знания в области методологии стратегического управления и практический опыт. Данное учебное пособие разработано с целью сориентировать менеджера в методологической области стратегического управления. Оно раскрывает теоретические основы современных методов стратегического анализа и содержит практические примеры использования некоторых из них в стратегической деятельности предприятия.

— Методология процесса стратегического управления:

Базируясь на системном подходе к управлению, можно отметить, что стратегический менеджмент представляет собой целостную открытую систему, состоящую из некоторого набора взаимосвязанных элементов. В состав этого набора входит и процесс, который дает представление об этапах и содержании стратегического управления. Процесс стратегического управления является разновидностью процесса разработки и принятия управленческих решений и содержит в общем виде следующие этапы (рис. 1): диагностирование и структуризация проблем, формирование решения, реализация решения, контроль за выполнением и оценка решения. Особенностью процесса стратегического управления являются:

  • 1) сложность описания объектов анализа, которое может быть произведено на словесном, структурно-логическом и математическом языках;
  • 2) невозможность полного описания объектов анализа, вследствие чего преобладают слабоструктурированные и неструктурированные задачи;
  • 3) большая степень неопределенности получения результатов при реализации решений (стратегий);
  • 4) наличие значительного количества частично управляемых и неуправляемых переменных;
  • 5) критерии решения задач заранее четко не установлены и уточняются руководством по мере их решения;
  • 6) большая трудоемкость и длительность процесса, требующая значительных затрат и использования высококвалифицированных специалистов.

Изучая различные литературные источники, хотелось бы отметить, что авторы по-разному определяют количественный и качественный состав этапов процесса стратегического управления. Однако можно выделить характерную особенность. Рассматривая более или менее углубленно ту или иную стадию процесса, все специалисты в области стратегического управления отмечают, что процесс состоит из шести основных этапов:

  • 1) Определение миссии и целей.
  • 2) Анализ организационной среды.
  • 3) Разработка и выбор стратегии.
  • 4) Выполнение стратегии.
  • 5) Контроль и оценка реализации стратегии.
  • 6) Корректировка (регулирование) действий.

Эти этапы процесса стратегического управления имеют свои характерные особенности, цели и состав. Их последовательная реализация в сочетании с правильно подобранным набором инструментов позволяет руководителю организации эффективно разрабатывать стратегию фирмы в зависимости от условий окружающей среды, целей деятельности и иерархии стратегических направлений. В качестве инструментов стратегического управления выступают основные ресурсы организации (человеческие, финансовые, информационные, технические и др.), принципы и подходы к управлению, организационная структура и культура, стиль руководства и др., а также методы стратегического анализа. Данная группа методов относится к числу специфических методов управления. В связи с этим каждый из рассмотренных ниже методов целесообразно использовать в каждой конкретной ситуации в соответствии с его целевым назначением. Выбор того или иного метода стратегического анализа в процессе разработки стратегии, прежде всего, зависит от цели анализа, этапа процесса, конкретной ситуации, финансовых, информационных и человеческих ресурсов.

Оценка состояния объекта анализа, выявление негативных и позитивных сторон в его деятельности, определение мер и решений, которые нужно предпринять При этом, так как стратегический анализ включает в себя анализ различных объектов стратегического управления, как в отдельности, так и в совокупности, то на сегодня можно выделить группу комплексных и ситуационных методов стратегического анализа.

Такой подход к группировке методов стратегического управления не является единственно правильным, а представляет собой лишь некоторые соображения авторов. К комплексным методам можно отнести те, реализация которых позволяет решать задачи нескольких этапов процесса стратегического управления (например, SWOT-анализ позволяет не только анализировать состояние организационной среды, но и разрабатывать альтернативные варианты стратегий). В свою очередь ситуационные методы предназначены для реализации процедуры анализа в конкретных условиях.

  • -SWOT — анализ используется на этапе проведения стратегического анализа, предполагает определение степени влияния макроокружения на деятельность организации, выявление возможностей и угроз, определение степени влияния микроокружения на деятельность организации, оценка конкурентных позиций организации (преимуществ организации и возможностей рынка), определение потенциала организации и ее слабых сторон. Аббревиатура S-W-O-T (SWOT) означает «сила, слабость, удобные возможности, угрозы» (strengths, weaknesses, opportunities, threats). Используя эти четыре хорошо известных понятия можно создать мощный инструмент для анализа стратегического положения корпорации. Работая по данной методике, аналитик тщательно изучает доступные ему материалы по данной фирме и размещает их в матрице, состоящей из четырех перекрестных полей.
  • -СТЭП-анализ или PEST-анализ Данный метод применяется при проведении стратегического анализа фирмы, для анализа макроокружения фирмы и выделения особо значимых факторов для деятельности фирмы. Данный тип анализа характеризует 4 группы факторов: экономические, политические, социальные и технологические, влияющих на деятельность организации. Отсюда и название метода расшифровывается и переводится как: P — Policy — политика, E — Economy — экономика, S — Society — общество (социум), T — Technology — технология. Достоинством метода является рассмотрение всех сторон воздействия факторов внешней среды, недостатком — не дает четкого, детального представления о факторах внешней среды. Используется для того, чтобы дать общее представление. При реализации СТЭП-анализа рекомендуется использовать формат таблицы.
  • -SNW-анализ Данный метод применяется при проведении стратегического анализа деятельности фирмы, при анализе внутренней среды организации и определения потенциала организации и ее слабых сторон. SNW — это аббревиатура трех английских слов, которые означают: S-Strengthсильная позиция (сторона), N-Neutral-нейтральная позиция, W — weaknessслабая позиция. Таким образом, SNW подход четко фиксирует ситуационное среднерыночное состояние, т. е. своеобразную нулевую точку при конкуренции. В целях получения более конструктивного и конкретного представления о стратегическом анализе внутренней среды организации на основе SNW-анализа предлагается заполнить таблицу, где все 30 позиций должны быть заполнены по материалам именно вашей организации (табл. 4). В каждой строке трафарета нужно поставить только один крестик, в одной из колонок. «Крестик» означает выбор одной из трех указанных альтернативных позиций. Причем альтернатива — это интегральная качественная оценка соответствующей конкретной позиции внутренней среды организации в данной конкурентной ситуации относительно ее ситуационного среднерыночного состояния.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой