Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Результаты эксперимента. 
Научно-теоретические основы обучения чтению

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первую трудность составило наличие регрессий при чтении газетного текста. Как видно из представленных диаграмм № 1,2, при традиционном способе просмотрового чтения регрессии присутствуют у всех студентов КГ (100%). После проведенных тренингов по скорочтению показатель регрессий снизился, в результате чего 67% студентов ЭГ смогли преодолеть данную трудность с помощью предложенных упражнений… Читать ещё >

Результаты эксперимента. Научно-теоретические основы обучения чтению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для того чтобы выявить и оценить эффективность применения предложенного тренинга по скорочтению в процессе чтения студентами газетного текста, необходимо было установить показатели и критерии оценивания. В ходе проведения обучающего эксперимента главная задача состояла в устранении у студентов трудностей, препятствующих скорочтению, а именно: устранение регрессий, отсутствие артикуляции, увеличение поля зрения, наличие гибкой стратегии и внимательности при чтении.

Чтобы оценить читательские навыки скорочтения, мы разработали следующие критерии, опираясь на критерии О. А. Андреева [1, 44]:

от 80 до 100 баллов — профессиональный читатель, обученный технике скорочтения, способный читать текст «по вертикали», двигаясь при этом только вперед, не возвращаясь к прочитанному, прочитывая текст про себя без артикуляции, захватывая 7−9 слов, выхватывая при таком ритме чтения только самое важное и полезное из прочитанного текста.

от 60 до 80 баллов — читатель, обученный первоначальным навыкам скорочтения, у которого артикуляция и регрессии выражены в меньшей степени, увеличение скорости чтения и понимания прочитанного происходит за счет захватывания из строки 5−7 слов, с повышенным вниманием к тексту и с появлением гибкой стратегии при чтении.

от 40 до 60 баллов — эрудированный читатель, который читает текст с переменной скоростью, такой читатель способен выхватывать из текста важное, но читает чаще всего вслух, при этом часто возвращается к уже прочитанному из-за непонимания или невнимательности, в результате чего теряет скорость при чтении. Такой читатель считается необученнным технике скорочтения.

от 20 до 40 баллов — читающий очень медленно построчным движением с проговариванием вслух, постоянно возвращающийся к уже прочитанному из-за невнимательности, не способный выявить в тексте ключевые слова.

Оценив полученные данные в ходе констатирующего и обучающего экспериментов, мы пришли к выводу, что студенты ЭГ в процессе опытно-экспериментальной работы обучились первоначальным навыкам скорочтения, что можно увидеть в следующих таблицах.

Таблица № 6 Анализ читательских навыков студентов КГ.

№.

ФИО студента.

общее кол-во баллов.

Загребина А.

Савина А.

Стежка М.

Тюнина М.

Скрынник К.

Шкляева Д.

Средний показатель.

Таблица № 7 Анализ читательских навыков студентов ЭГ.

№.

ФИО студента.

общее кол-во баллов.

Ахмедзянова Э.

Бер А.

Зайхутдинова Д.

Камышева М.

Сутягина М.

Чиркина Е.

Средний показатель.

Сравнить результаты восприятия и понимания газетного текста у студентов в КГ и ЭГ поможет следующая диаграмма:

Результаты эксперимента. Научно-теоретические основы обучения чтению.
Результаты эксперимента. Научно-теоретические основы обучения чтению.

Проведенный анализ показал, что у большинства студентов в КГ показатель читательских навыков составил в среднем 46 баллов, что относит их к категории эрудированных читателей, но не обученных методу скорочтению. Данная категория читателей в процессе чтения газетной статьи традиционным образом, то есть просмотровым чтением сталкивается с такими трудностями, как регрессиями, артикуляцией, малым полем зрения отсутствием гибкой стратегии чтения и отсутствием внимания при чтении.

В то время как большинство студентов ЭГ после выполнения тренинга относятся уже к категории читателей, обученных навыкам скорочтения, способных читать быстрее и эффективнее за счет повышенного внимания и гибкой стратегии при чтении.

Результаты преобразующего эксперимента представлены в следующих диаграммах.

Результаты эксперимента. Научно-теоретические основы обучения чтению.
Результаты эксперимента. Научно-теоретические основы обучения чтению.

Первую трудность составило наличие регрессий при чтении газетного текста. Как видно из представленных диаграмм № 1,2, при традиционном способе просмотрового чтения регрессии присутствуют у всех студентов КГ (100%). После проведенных тренингов по скорочтению показатель регрессий снизился, в результате чего 67% студентов ЭГ смогли преодолеть данную трудность с помощью предложенных упражнений тренинга. Но при этом процент студентов, продолжающих читать, постоянно возвращаясь к прочитанному, достаточно высок (33%). Это связано, в первую очередь, с тем, что метод скорочтения предполагает длительные сроки обучения и постоянные тренировки, в ходе которых данная трудность может устраниться полностью.

Второй выявленной трудностью, с которой студенты сталкиваются в процессе чтения газетного текста традиционным образом, является артикуляция. В ходе преобразующего эксперимента показатели артикуляции изменились следующим образом: (Диаграмма № 3,4).

Результаты эксперимента. Научно-теоретические основы обучения чтению.
Результаты эксперимента. Научно-теоретические основы обучения чтению.

После констатирующего этапа эксперимента у студентов КГ наблюдается высокий показатель артикуляции при чтении (100%).

После выполненных упражнений первого блока тренинга 67% студентов научились читать про себя, значительно повысив при этом свою скорость чтения.

Что касается наличия малого поля зрения при чтении в обеих группах КГ и ЭГ, результаты следующие:

Результаты эксперимента. Научно-теоретические основы обучения чтению.
Результаты эксперимента. Научно-теоретические основы обучения чтению.

После проведенного сравнения можно сделать вывод, что одной из причин медленной скорости чтения у студентов КГ является малое поле зрения, которое наблюдается у 67% читающих. С помощью упражнений, направленных на увеличение поля зрения, из тренинга по скорочтению в преобразующем эксперименте большая часть студентов ЭГ (67%) научилась читать главным образом «по вертикали».

При определении гибкой стратегии при чтении после констатирующего и преобразующего экспериментов можно наблюдать следующие результаты:

Результаты эксперимента. Научно-теоретические основы обучения чтению.
Результаты эксперимента. Научно-теоретические основы обучения чтению.

Как видно из диаграммы № 7, большинство студентов КГ (83%) читают газетный текст, не задумываясь о том, как читают, то есть они не точно понимают стратегию прочтения этого текста, в результате чего читают «строчка за строчкой» и в очень медленном темпе. Тогда как 83% студентов ЭГ (диаграмма № 8) после выполненного тренинга по скорочтению научились извлекать необходимую информацию из текста благодаря правильному выбору стратегии, что отразилось в большей степени на понимании прочитанного.

Наличие или отсутствие внимания при чтении поясняют следующие диаграммы:

Результаты эксперимента. Научно-теоретические основы обучения чтению.
Результаты эксперимента. Научно-теоретические основы обучения чтению.

Диаграмма № 9 показывает, что при традиционном способе чтения газетной статьи внимание почти всех студентов КГ рассеивается, что означает, что 83% студентов читают газетные статьи невнимательно, лишь поверхностно, в результате чего плохо понимают и запоминают прочитанный текст. После проведения упражнений по повышению уровня внимания при чтении 67% читающих научились концентрировать свое внимание на тексте, не отвлекаясь на «посторонние» предметы, не заостряя внимание на каждом слове, а прочитывая только самое важное и необходимое.

На основании результатов преобразующего эксперимента, студенты ЭГ в отличие от студентов КГ, в процессе работы над газетным текстом смогли преодолеть некоторые выявленные при традиционном способе просмотрового чтения трудности, таким образом, повысили скорость чтения с помощью подавления артикуляции и регрессий, расширения поля зрения при чтении, а также с помощью повышения внимательности и гибкости при чтении, что позволяет сделать вывод о том, что разработанный нами тренинг по скорочтению ускоряет процесс восприятия и понимания иноязычного текста и, следовательно, делает процесс чтения газетной статьи более эффективным.

Выводы по третьей главе

Опытно-экспериментальная работа проходила в 2 основных этапа в группах 2931 и 2932 ИИЯЛ УдГУ, в ходе которой были соблюдены необходимые неварьируемые и варьируемые условия; были разработаны критерии оценки результатов, а также разработан тренинг по скорочтению, состоящий из четырех блоков упражнений, направленных на устранение регрессий, на подавление артикуляции, на тренировку способности моментальной фиксации, на расширение поля зрения, на тренировку памяти и внимания, на выработку умений выделять в тексте ключевые слова, объединять их в смысловые ряды и выводить из текста доминанту.

Экспериментальная проверка подтвердила выдвинутую гипотезу о том, что обучение студентов скорочтению в процессе выполнения тренинга по скорочтению позволит ускорить процесс восприятия и понимания газетного текста и, следовательно, делает процесс чтения более эффективным.

После обработки данных были получены следующие результаты, подтверждающие эффективность предложенного тренинга:

  • — после проведения предложенного тренинга студенты ЭГ научились читать про себя и без повторных возвращений уже к прочитанному, значительно повысив при этом свою скорость чтения;
  • — большая часть студентов ЭГ смогла увеличивать поле зрения при чтении, читая главным образом «по вертикали»;
  • — у студентов ЭГ появилась правильная гибкая стратегия при чтении, что отразилось в большей степени на понимании прочитанного;
  • — большинство студентов ЭГ стали концентрировать свое внимание на тексте, не отвлекаясь на «посторонние» предметы, не заостряя внимание на каждом слове.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой