Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы этногенеза башкир

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование народа происходило в результате длительного исторического процесса. Рассматривая этот вопрос, необходимо учесть своеобразие географии Башкортостана. Нахождение на стыке Европы и Азии открывало широкий путь для бесконечного передвижения разнородных племен. В результате здесь смешивались многочисленные этнические культуры. Тем более, степная полоса Южного Урала служила своеобразным… Читать ещё >

Проблемы этногенеза башкир (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По проблеме этногенеза башкир долгое время параллельно существовали две гипотезы: угро-мадьярская (В.Н.Татищев, Д. Шлецер, Д. Месарош, С. А. Токарев и другие) и тюркская (В.М.Флоринский, В.В.Вельяминов-Зернов, В. Н. Витевский, П. С. Назаров, Д. Н. Соколов, С.И.Руденко). В 20 в. исследованиями Руденко, Р. Г. Кузеева, Н. К. Дмитриева, Дж.Г.Киекбаева и других обоснована точка зрения, согласно которой в происхождении, формировании их этнокультурного облика решающую роль сыграли тюркские племена южносибирско-центральноазиатского происхождения при участии местного (приуральского) населения: финно-угорского (в том числе угро-мадьярского), сармато-аланского (древнеиранского). Древнетюркские предки башкир, испытавшие на прародине влияние монголов и тунгусо-маньчжуров, до прихода на Южный Урал кочевали на юге Западной Сибири, в Казахстане, затем в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами. С конца 9 — в начале 10 века башкиры живут на Южном Урале с прилегающими с Запада, Юга и Востока степными и лесостепными пространствами. С 9 в. становится известным этноним «башkорт». По мнению многих исследователей, он берет начало от имени известного по письменным источникам военачальника Башгирда, под предводительством которого башкиры объединились в военно-политический союз и затем начали осваивать современные территории расселения. Другое название башкир («иштэк» или «истэк») предположительно также было антропонимом. На Южном Урале башкиры частью вытеснили, частью ассимилировали аборигенное (финно-угорское, иранское) население, вступили в контакт с камско-волжскими болгарами, оседлыми племенами Урало-Поволжья и Западной Сибири. В 10 веке в среду башкир начал проникать ислам, ставший в 14 веке господствующей религией. Ко времени татаро-монгольского нашествия (13 век) процесс формирования башкирского этноса в основном завершился, благодаря чему башкиры в тяжелых условиях господства Золотой Орды сохранили этнокультурную самобытность и этническое самосознание.

Формирование народа происходило в результате длительного исторического процесса. Рассматривая этот вопрос, необходимо учесть своеобразие географии Башкортостана. Нахождение на стыке Европы и Азии открывало широкий путь для бесконечного передвижения разнородных племен. В результате здесь смешивались многочисленные этнические культуры. Тем более, степная полоса Южного Урала служила своеобразным мостом для передвижения между Европой и Азией, связующим звеном этих континентов. Отсюда сложность вопроса о коренных жителях.

Вообще вопрос об этногенезе башкир очень сложен. Это связано с тем, что в формировании народа, в сложении его материальной и духовной культур участвовали разнородные этнические группы. Определенный след в этническом облике не только башкир, но и остальных народов Восточной Европы оставили монгольские племена. На ранних этапах в процесс формирования башкир включились предки современных угро-финских народов. Возникновение экономических и культурных связей между отдельными районами древней территории Башкортостана содействовало стиранию резко выраженных племенных особенностей. В условиях становления феодальных отношений наметилась тенденция к объединению, к слиянию племенных групп Южного Урала и Приуралья в одну башкирскую народность. Башкирский народ сложился во II—X вв. в результате длительного процесса дроблений и передвижений, скрещивания и ассимиляции племен. Основную роль сыграли здесь тюрко-язычные племена.

На протяжении 18−20 вв. выдвинуто около 40 толкований этнонима «башкорт». Почти все они сходятся на том, что слово это сложное, тюркского происхождения. 1-я часть термина трактуется как «голова», «главный» (в форме «баш»), «отдельный», «обособленный» («башkа»), «серый, сивый» («буз»), а 2-я часть — как «червь», «пчела», «волк» («kорт»), «поселение», «страна» («йорт») или «орда» («урза»). Выделяются версии, трактующие этноним Б. в значении «люди с реки Башкаус» (Горный Алтай) или «свояки огуров» (т.е. огузов). До недавнего времени пользовались популярностью две гипотезы: 1) «баш» («главный») + «kорт» («волк») — «главный волк», «волк-вожак», «волк-предводитель», «родоначальник»; 2) «баш» («главный», «головной») + «kор» («круг людей», «племя») + «-т» (показатель множественности, собирательности, заимствованный из иранского или монгольского языков) — «головное племя», «народ». Первая гипотеза опиралась на почитание волка башкирами и на народные легенды, вторая — привлекала сторонников своей кажущейся престижностью. Ныне получила распространение точка зрения, согласно которой слово «башкорт» этимологизируется как «волк-вожак», «волк-предводитель», но оно первоначально являлось именем конкретного человека, предводителя племен, объединившихся под его началом в военно-политичический союз (раннюю форму государственного образования), а затем стало общим наименованием этого объединения. В пользу этой точки зрения выдвинуты доводы:

Почти все прежние гипотезы приложимы не к целому народу, а, скорее, к отдельному человеку («главный пчеловод», «главный волк» и т. д.) и не объясняют, как они могли стать именем этноса;

Вошедшие в состав башкирского этноса племена имели каждый свое название (бурзян, кыпсак, гэйнэ, тамьян, усерган, юрматы и др.), и у их членов было устоявшееся родо-племенное (субэтническое) самоназвание; для того, чтобы эти племена и их члены стали называть себя общим именем более высокого ранга (надплеменным), должна была возникнуть общность, объединяющая эти племена и играющая реальное значение в их жизни. Такой общностью могло быть военно-политическое объединение племен, положившее начало формированию народа (этноса);

История сохранила имя военачальника Башгирда, жившего, по всей вероятности, в 1-й половине 9 в., к которому хазарский хакан обратился с предложением идти походом на булгар (Гардизи). С этого времени этноним «башкир» регулярно встречается в источниках;

Переход антропонима в названии формирующегося народа — закономерный путь возникновения этнонима, особенно у тюркских народов (сравним: Узбек — узбеки, Ногай — ногайцы, Осман — турки-османы и другие). Должно быть, слово башкиры довольно быстро, уже в 9 в., стало и экзоэтнонимом, и эндоэтнонимом народа. Форма «башкир» является поздней русской адаптацией этнонима и появляется лишь в 18 в.: киргизы и восточные тюрки в форме «башкыр», видимо, переняли ее у русских.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой